Скачать:PDFTXT
Очищение ума. Геше Джампа Тинлей

сегодня умерли. Дома предназначены для того, чтобы нас защищать, но дома разрушаются от взрывов газа, например. Если вы логически исследуете, посмотрите, то увидите, что причин для поддержания нашей жизни очень мало. Еда предназначена для поддержания жизни, но порой становится причиной отравления. То есть та причина, которая должна поддерживать вашу жизнь, становится причиной вашей смерти. Лекарства также предназначены для поддержания жизни, но и от них иногда умирают. Так что, если разобраться, те причины, которые должны помогать нам выжить, порой сами становятся причинами смерти. Поэтому, оценив эту ситуацию с точки зрения логики, мастера Кадампы говорят: «Наверное, на восемьдесят процентов я не доживу до завтрашнего дня», – и, перевернув вечером свою чашку, кладут ее вверх дном. Если назавтра вы не умерли, то скажите: «Это чудо, что я не умер». Приводится следующий пример: вы – в тюрьме, в которой находятся сотни людей. И начальник тюрьмы каждый день убивает по десять человек. Он закрывает глаза и просто стреляет наугад. И если сегодня вы не умерли – это чудо. Если у вас по-настоящему зародится чувство: «сегодня я не умер и это – чудо», то в вашем уме возникнет очень сильное желание счастья в будущих жизнях. И тогда в вашем уме открывается банковский счет, который называется«серебряный счет».

Если вы хотите через интернет положить деньги себе на счет, в первую очередь вы должны открыть его. А если счета у вас нет, то получается, что вы посылаете деньги кому попало, и они приходят другим людям. Вы, практикуя, зачастую не знаете, открыт ваш внутренний банковский счет или нет. Банк в Швейцарии – это мелочи, а настоящий банк – тот, который находится у вас в уме, и он жизнь за жизнью будет приносить вам дивиденды. Когда вы посылаете обычные деньги, то очень тщательно проверяете, открыт ваш банковский счет или нет. А когда практикуете Дхарму, то не задумываетесь, открыт ли хотя бы серебряный банковский счет в вашем уме. Существует три вида счетов – «серебряный», «золотой» и «бриллиантовый».

Лекция 2

16.12.2006 г.

Итак, как обычно, развейте в себе правильную мотивацию для того, чтобы слушать драгоценное учение Дхармы. Ваша мотивация должна быть связана с желанием укротить свой собственный ум. Что касается других людей, вам очень сложно узнать, о чем они думают, какова их мотивация. Но свою мотивацию вы знаете очень хорошо. В буддизме говорится, что очень важно судить себя и не судить о других людях. Будда сказал: «Те, кто обладает просветленным умом, могут судить, о чем думают другие люди; но всем остальным крайне сложно судить о том, что думают другие люди». Поэтому никогда не судите других. Когда вы получаете учение Дхармы, Дхарма должна быть подобна зеркалу, в котором вы видите свои собственные недостатки. Иногда люди используют учение Дхармы подобно увеличительному стеклу, чтобы получше разглядеть недостатки других. Тогда таким людям лучше не получать учение, потому что учение становится крайне вредным для них.

Как я уже говорил вам, лучший способ решить все свои проблемы и достичь счастья – это укрощение своего собственного ума. Под укрощением ума мы здесь подразумеваем очищение ума. Какую бы практику вы ни выполняли, если эта практика не очищает ваш ум, то она не принесет никакого результата. Первый уровень очищения ума – это очищение негативных кармических отпечатков. Второй уровень очищения ума– очищение омрачений. Третий уровень очищения ума – устранение препятствий к всеведению. Что касается первого уровня очищения ума, очищения негативных кармических отпечатков, – вы можете заниматься этой практикой. Первый уровень буддийской практики заключается в следующем: во-первых, вы должны устранять негативные кармические отпечатки, которые были созданы в прошлом, а во-вторых, в будущем вы не должны создавать новую негативную карму. В одной из сутр Будда говорит: «Не совершай негативную карму, накапливай богатство заслуг, укроти свой ум полностью – таково учение Будды». Это настоящая буддийская практика.

Что касается первой строфы – «не совершай негативную карму», здесь говорится о первом уровне практики. Вы хотите счастья и не хотите страдать, но прямой причиной страдания является негативная карма. Поскольку вы не хотите страдать, не создавайте негативную карму, а накопленную ранее – очищайте. Это первый уровень практики.

Во второй строфе Будда говорит: «Накапливай богатство заслуг». Поскольку мы хотим счастья, нужно создавать причины счастья. Причины счастья – это богатство заслуг. Лучший способ накапливать заслуги – желать счастья всем живым существам.

В третьей строфе говорится: «Укроти свой ум полностью». Полное укрощение ума подразделяется на две части: укрощение ума, то есть второй уровень очищения – очищение омрачений, и собственно полное укрощение ума, третий уровень очищения – устранение препятствий к всеведению. Когда все три уровня препятствий полностью очищены, природа будды в нашем уме проявляется сама собой, и вы становитесь просветленным. Если вы не очистите все три вида препятствий, то, даже если вы будете окружены буддами, они ничего не смогут поделать. А если вы их очистите, никто не сможет остановить вас, и вы достигнете состояния будды. Таково учение Будды. Но это довольно поверхностное понимание того, как очищать негативную карму. Теперь вы должны понять более глубоко, более детально, как очищать негативные кармические отпечатки. А для этого вам необходимо знать, что такое карма и что такое кармические отпечатки.

Как я уже говорил вам, карма – это действие тела, речи и ума. В особенности, под кармой подразумевается действие ума, которое является намерением. В зависимости от того, какое у вас намерение, с каким намерением вы делаете что-либо, такую карму вы и будете создавать. Если ваше намерение позитивно, то вы будете накапливать позитивную карму. Если намерение негативно, то и карма будет негативной.

…На улице стоит статуя Будды, которая сделана из глины. Пошел дождь. Один человек шел по дороге и увидел статую Будды, стоящую под дождем. Он испугался, что от дождя глина размякнет, и статуя Будды может развалиться. Оглядевшись, он не нашел рядом ничего, кроме одного ботинка. И тогда для того, чтобы защитить статую Будды от дождя, он поставил на нее ботинок. Другой человек, увидев это, воскликнул: «Нет, так нельзя делать! Нельзя ставить ботинки на статую Будды!» И убрал его. Первый человек возразил ему: «Нет, нет! Этот ботинок защитит Будду!» Тогда второй человек сказал: «Хорошо, пойдем к ламе и спросим, кто из нас прав». Оба делали совершенно противоположные действия. И когда они спросили ламу, он ответил: «Вы оба правы, потому что у вас обоих было хорошее намерение». Лама сказал первому человеку: «У тебя не было намерения как-то навредить Будде. Ты поставил ботинок из желания защитить статую Будды». А второму человеку он сказал: «Из уважения к статуе Будды ты убрал ботинок, поэтому у вас обоих было позитивное, благое намерение, и вы оба накопили благие заслуги».

Таким образом, по внешним действиям очень тяжело судить людей, очень важно их намерение. Некоторые мастера в Тибете никогда не смеялись. Они всегда были очень серьезны, но внутри их намерение было очень позитивным. А другие мастера и снаружи очень мягкие, и намерения их также очень благие, поэтому и те, и другие правы. Итак, всегда, что бы вы ни делали, – проверяйте свой ум, каково ваше намерение. И как только вы заметите у себя неправильное намерение, сразу остановите себя и скажите: «Нет. Это неправильно». Такова буддийская практика. Не важно, сколько мантр вы начитали или не начитали, – все время проверяйте свое намерение – хорошее это намерение или негативное. Это и есть настоящая буддийская практика.

Геше Бен вначале был бандитом. Однажды он встретил женщину на вершине горы. Она спросила: «Как тебя зовут?» Он ответил: «Мое имя Бен». Женщина так испугалась, что у нее тут же случился сердечный приступ, и она умерла. Тогда Бен задумался: «Неужели я настолько плохой, что когда люди слышат мое имя, одно это может послужить причиной их смерти?! Такая жизнь бессмысленна!» В этот момент у него возникло сильное сожаление, он захотел измениться и стать лучше.

Первый шаг в буддийской практике – понять свои собственные недостатки. Потому что у нас достаточно скверный характер. По своей природе мы неплохие, но характер у нас очень скверный. Будда сказал, что дурак, который думает, что он умен, более глуп, чем тот дурак, который считает себя дураком. И тогда геше Бен стал монахом и занялся практикой. И однажды случилась такая история. В одном доме монахи читали молитвы, а после этого им стали раздавать простоквашу. А геше Бен был последним в ряду и подумал: «Если раздающий человек будет наливать так помногу, то, когда очередь дойдет до меня, мне просто ничего не останется». И тут же он поймал себя на том, что у него такое сильное желание возникло. И когда женщина подошла, чтобы налить ему простокваши, он перевернул свою чашку вверх дном и сказал: «Я уже получил свою порцию». Вот это– настоящая практика, и это нелегкая практика. Мантры начитывать может любой. Вот когда вы уже готовы сказать другому человеку что-то плохое, нагрубить ему – остановите себя и скажите: «Нет, нет! У меня у самого есть такая же ошибка». Это – настоящая буддийская практика.

Как я уже говорил вам, карма – это намерение. Если ваше намерениесчастье в этой жизни, то, что бы вы ни делали, какую бы практику ни выполняли, вы не сможете создать позитивную карму. Если же вы начитываете мантры, совершаете даяние, делаете практики с желанием достичь счастья в будущих жизнях, – это станет причиной счастья в будущих жизнях. Это подобно открытию серебряного банковского счета.

Какую бы практику вы ни выполняли, в первую очередь убедитесь, что вы открыли серебряный банковский счет. Убедитесь, что у вас есть намерение достичь счастья в будущих жизнях, и тогда делайте практику. А золотой банковский счет вы можете открыть только при помощи медитации на Четыре благородные истины. Если у вас нет точного понимания учения о Четырех благородных истинах, невозможно открыть золотой банковский счет. Если золотой банковский счет в вашем уме не открыт, то, какую бы практику вы ни выполняли, это не становится причиной освобождения от сансары. Когда вы получаете учение о Четырех благородных истинах, вы должны очень четко понять каковы страдания в сансаре, что является причиной страданий в сансаре, как освободиться от сансары, и каков путь освобождения. Когда однажды вы поймете, что пресечение омрачений является настоящим счастьем, – день и ночь у вас будет желание достичь состояния ума, свободного от омрачений, и тогда ваш

Скачать:PDFTXT

Очищение ума. Геше Джампа Тинлей Буддизм читать, Очищение ума. Геше Джампа Тинлей Буддизм читать бесплатно, Очищение ума. Геше Джампа Тинлей Буддизм читать онлайн