проверяйте свое намерение. Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, проверяйте свое намерение. Если ваше намерение нейтрально, то, что бы вы ни делали, – все это бесполезно. А если ваше намерение негативно, то и того хуже: вся ваша«духовная практика» превращается в накопление негативной кармы. Это называется «лекарство, превращенное в яд». Каким же образом мы превращаем лекарство в яд? Только нашим намерением.
А теперь третий фактор. Третий фактор кармы – это непосредственно сама практика. Если вы делаете все согласно тому, что написано в текстах, начитываете мантры, делаете правильные визуализации, ваш ум не блуждает туда-сюда, – тогда это и есть третий фактор, непосредственно сама практика. А если это неформальная практика, то непосредственно практикой становится выполнение таких действий, как даяние пищи или другая помощь живым существам, из сострадания.
И, наконец, четвертый фактор кармы. Вы должны очень четко знать все эти четыре фактора, и тогда ваша практика станет по-настоящему сильной. Первый фактор – объект, второй фактор – намерение, третий фактор – непосредственно практика, и четвертый фактор – посвящение заслуг или сорадование. Когда вы заканчиваете практику, у вас должно возникнуть радостное чувство – «сегодня моя жизнь обрела смысл». «Сегодня я накопил очень весомую позитивную карму, и поэтому моя жизнь стала значимой, обрела смысл!» И затем посвятите все это, все свои заслуги счастью всех живых существ. Если все эти четыре фактора присутствуют, то прочтение даже одной мантры становится очень мощной практикой.
Вы должны понимать, что существует два вида кармы: созданная карма и накопленная карма. Вы должны понимать, что если карма и создана и накоплена, если присутствуют оба этих фактора, тогда карма становится определенной. Что это значит? Под определенностью кармы подразумевается, что такая, определенная карма, проявится очень быстро. Мы создали столько негативной кармы, что нам просто необходимо создавать как можно больше определенной позитивной кармы, чтобы она проявилась в конце нашей жизни, и мы испытывали бы ее позитивные последствия жизнь за жизнью. Если вы подсчитаете, сколько создали позитивной кармы и сколько создали негативной, то увидите, что негативной кармы создано намного больше, и получить в следующей жизни благоприятное перерождение вы можете с вероятностью лишь десять процентов. И девяносто процентов, что вы полу?чите рождение в низших мирах. Это математический подсчет.
Когда карма проявляется полностью, даже Будда ничего не может поделать. Так же, как доктор не может ничего сделать, если вы приняли яд, и он подействовал. Только вовремя приняв противоядие, вы сможете устранить действие яда. Насколько быстро проявится действие этого яда, зависит от ваших собственных органов. Если, например, у вас слабая печень или легкие, то в этом месте яд проявится намного быстрее. В«Абхидхарме» сказано, что в ситуации, когда у вас больше негативной кармы, чем позитивной, во время смерти больше шансов, что проявится негативная карма. Но если вы создали определенную позитивную карму, то определенная карма – это исключение. Если вы накопили много определенной позитивной кармы, то у вас становится намного больше шансов обрести высшее, лучшее перерождение после смерти.
Теперь я расскажу вам, что такое созданная карма. Созданная, но не накопленная. К примеру, вы хотите кого-то убить, но не можете убить. Это созданная карма, но не накопленная. Или, к примеру, вы сказали кому-то что-то грубое, что-то нехорошее, и мгновенно у вас появилось раскаяние, – это также созданная карма, но не накопленная. Если в конце своей практики вы, вместо того, чтобы порадоваться, думаете: «Ну, наконец-то, слава богу, закончил!» – то такая карма также становится созданной, но не накопленной.
А что же такое и созданная, и накопленная карма? В гневе вы наговорили грубостей другим людям, и в итоге порадовались: «O, как здорово, что я это сказал!» Вот такая карма называется определенной. Поэтому, какую бы практику вы ни делали, во-первых, вы должны очень четко представлять перед собой объект, объект накопления заслуг. Потом вы должны развить правильную мотивацию, намерение. Затем вы должны выполнять практику согласно текстам, делать визуализации, которые описаны в текстах. И в конце вы должны почувствовать радость, удовлетворение от того, что сделали свою практику и посвятить заслуги благу всех живых существ. Тогда это станет благой определенной кармой, и рано или поздно она проявится.
Тот золотой совет, который я сейчас вам дал, – если вы последуете ему, – намного, несравнимо ценнее, чем если бы десять лет назад я объяснил вам как купить какую-то недвижимость в Москве. Если бы я тогда объяснил вам это, то сейчас вы были бы очень благодарны мне и сказали бы: «Благодаря этому совету мне сейчас не надо работать, я и так зарабатываю достаточно денег». Но все эти советы – ничто по сравнению с тем советом, который я дал вам сегодня, по сравнению с этим учением. Потому что благодаря этому совету вы будете накапливать все больше и больше позитивной кармы, получать все более высокое рождение и становиться все счастливее и счастливее. Сегодня было наше последнее учение в этом году. Будьте добрыми. Сейчас время выполнять практику.
Вопрос: А вот тот человек, монах, который разбудил и прервал практику божества, он же разбудил без плохой мотивации, то есть мотивация его была хорошей: чтобы помочь этому человеку проснуться, чтобы он смог заниматься практикой. То есть мотивация была хорошая, а вот получается, что он накопил негативную карму.
Ответ: В данном случае не утверждается, что у наставника по дисциплине была хорошая мотивация. Если бы у него была действительно хорошая мотивация, то, естественно, такое было бы невозможно. Но когда наставники по дисциплине обретают некую власть, у них подчас возникает такое чувство: «Как же он спит, меня не уважает, – я сейчас ему покажу, я очень важный, как он посмел спать неподалеку от меня…» Это очень плохая мотивация. Дебют в духовной практике
Лекция 4
7.04 2007 г.
Развейте в себе правильную мотивацию, чтобы получить учение. Получайте учение для того, чтобы укротить свой ум, – это очень важно. Вы должны развить в себе убежденность, что лучший метод для того, чтобы устранить все страдания и добиться счастья – это укрощение своего собственного ума. Вам не нужно делать ничего для счастья, только укрощать свой ум. Много звонить не нужно – чем больше телефонных разговоров, тем больше концепций. Вы сами должны меняться. Если зеркало чистое, а ваше лицо грязное, то бесполезно чистить зеркало, в нем всегда будет грязное отражение. А когда очистите свое лицо, можете быть спокойны. Вы уже достаточно получили учений об этом. Работать надо. Иногда люди, практикующие буддизм, говорят: «Вот, я буддист!» – и становятся фанатичными буддистами, перестают работать, не заботятся о своей семье. Это большая ошибка, очень важно выполнять свою работу.
В то же время вы должны отличаться от обычных людей при выполнении своей работы. Вы должны работать как принципиальный человек, а не как собака ради куска мяса. Работать честно, принципиально. Буддийская философия, которую вы слушаете, должна вами руководить. Если вас обманывают – пусть обманывают. Если слишком много обманывают, то не допускайте. Хорошо? Когда, обманывая вас, они получают небольшое преимущество, позволяйте им делать это. Но если они, обманывая вас, получают слишком большие преимущества, т.е. сильно вас обманывают, тогда не позволяйте им этого делать. Вы должны придерживаться срединного пути. Если у вас есть возможность остановить людей от совершения негативных действий ради их же блага, попытайтесь остановить их. Если нет, пускай они получат небольшое преимущество, ничего страшного.
Я вновь напоминаю вам вашу дебютную ошибку. У вас есть очень сильная убежденность в том, что если вы кем-то станете, то от этого будете счастливы. Это ложная философия, это большая ошибка. Если здесь(Геше-ла показывает на сердце) ничего не меняется, если ум не чист, кем бы вы ни стали – мэром города или министром, депутатом, даже певицей, – проблем не решить. Вы должны осознать эту дебютную ошибку: наш ум полагает, что если мы кем-то станем, что-то получим, или чего-то достигнем, то будем счастливы. Это принципиальная дебютная ошибка. Не только вы, но и все обычные люди убеждены в том, что если они что-то получат или кем-то станут, то будут от этого счастливы. И всю жизнь бегают как тараканы туда-сюда, а в итоге умирают с пустыми руками. При этом я не призываю вас к тому, чтобы отказаться от всего – «мне ничего не надо». Надо. Вы должны питаться, у вас должно быть что-то для того, чтобы выжить, но только для того, чтобы выжить, а не для того, чтобы стать счастливыми. Вы должны становиться счастливыми при помощи укрощения своего собственного ума. Это очень важно понимать. Когда вы думаете: «Если я стану таким-то, то буду счастлив», – это дебютная ошибка. Из-за этого возникает много концепций – «как мне стать этим, тем, как стать министром…» Тогда нужно часто звонить по телефону, заводить много контактов. Если номер контактного телефона потерян, для вас это будет кошмаром.
А если вы думаете: «Даже если я кем-то стану, моих проблем это не решит», – то не захочется лишний раз звонить кому-то. Номера контактного телефона нет – ум спокоен. Например, мой телефон сейчас не работает, я не заплатил. Очень хорошо, тихо. Если телефона нет – еще лучше, больше покоя. Сколько могу, помогаю. Если слишком много контактов, то я потом устаю. Если бы у меня было желание, чтобы обо мне говорили: «О, Геше Тинлей – великий Учитель!» – тогда я бы всем людям написал: «Да, скажите, что я очень хороший Учитель. Там скажите, всему городу скажите. Если все это призна?ют, я обрадуюсь». Зачем? Я этого не хочу. Если это полезно, тогда можно. Я честно говорю – я хочу себя очистить. Я смотрю в свой ум, у меня тоже очень грязный ум. Если мой ум грязен, как я могу помогать другим людям? Так что поменьше желаний, контактов. То, что я говорю вам, очень полезно.
Другая дебютная ошибка – мысль о том, что«если я что-то получу, то стану счастливым». Если же это становится для вас смыслом жизни, – это уже очень большая ошибка. Смысл вашей жизни – это очищение своего ума. Что-то не получили? Миллиона долларов нет– проблем у вас нет. Когда миллион долларов у вас есть, возникает другая, худшая проблема – у вас есть миллион долларов. Вы спокойно не можете по улицам ходить. Ваши дети бегают по улице, а у вас сердце«дзинь, дзинь, дзинь», да? Все это детские игры. Вам нужно изучать философию и