видеть все это как детскую игру. Вы не должны быть как маленький ребенок. Вы десять лет слушаете философию, а ваш ум подобен уму обычного человека – увидев у кого-нибудь машину, к примеру«Мерседес», вы думаете: «О, как хорошо, у него«Мерседес»… В прошлом году не было, а сейчас он купил машину… Как здорово, если бы у меня тоже был«Мерседес»! Если вы так думаете, значит вы не духовный человек. Вы читаете мантры«ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ…» или молитвы читаете, а в сердце ничего нет, там – пусто. Вы должны понять, что если вы что-нибудь получите, чего-то достигнете, то не станете от этого счастливыми. Однако я не говорю о том, что вообще ничего не нужно иметь. Работайте для того, чтобы прокормить своих детей. Работайте не для того, чтобы заработать много денег, не это является целью, а чтобы прокормить семью, прокормить детей. Это имеет смысл. Если вы можете больше работать – больше работайте. Не говорите, что вам не нужны деньги. Деньги есть – очень хорошо, денег нет – тоже хорошо. Когда у вас есть философия, имея много денег, вы можете много помогать. Книги печатать, бесплатно раздавать – это очень большие заслуги, добродетели. Учение бесплатно давать – очень полезно. Я тоже хочу давать учение бесплатно. Далай-лама всегда, когда дает учение в Монголии, и ему делают подношения, говорит: «Мое учение – бесплатно». В это время мое сердце говорит: «Да, да!» Это очень достойный пример. Сейчас в Европе, в Америке – везде, даже в Москве нужно платить, когда приезжает Учитель. Я думаю, это нехорошо. Я не хочу про других людей говорить плохо, я хочу, чтобы у меня был такой же путь, как у Его Святейшества Далай-ламы. Он дает учение ради блага людей. Или не дает, если нет необходимости.
Третья дебютная ошибка заключается в том, что мы думаем, что если куда-то поедем, то будем счастливы. Все люди таковы: стать кем-то, получить что-то, поехать в другой город… Если они в Москве – хотят в Америку, в Европу… Наверное, небольшая разница существует. В Америке немного лучше, но не думайте, что в этом заключается смысл жизни. «Если поеду в Америку, я стану очень счастливым», – так нельзя. Ну, погода бывает разная. В Москве холодно, в других местах немного теплее – разница есть. Я рассуждаю реалистично. Я не говорю, что Москва лучше, или что всюду одинаково. Да, если сравнивать, – Америка лучше. Там зарплата выше, там существуют различные социальные блага. Но поездка в Америку не должна быть целью в жизни, это ошибка. Если с такими мыслями вы поедете в Америку, там смысла жизни вы не найдете. В Америке свои проблемы, и в Москве свои проблемы. Если вы с неправильными мыслями поедете в Америку, то в Америке тоже не будете счастливы. Вы должны быть реалистами, философами. Буддийская философия – это наука. Вы не должны одеваться как«духовный» человек, этого не нужно. Вы должны быть подобны ученым. Настоящее надо видеть, реалистами надо быть. Когда вы видите ситуацию с реалистичной точки зрения, ваш ум сможет справиться с любыми ситуациями и приспособиться ко всем этим ситуациям.
Если вы видите реальность и действуете согласно этой реальности, то, куда бы вы ни поехали, вы будете счастливы; где бы вы ни находились, вы будете счастливы; и кем бы вы ни являлись, вы также будете счастливы. Это – буддийская практика. Вы сможете выполнять ее? Для этого не нужно читать много книг, нужно быть принципиальным человеком. И тогда день за днем ваши концепции будут уменьшаться. А если вы, помимо этого, будете понимать, как на самом деле существуют феномены, тогда у вас концепции вообще не будут возникать. Если люди будут что-то говорить, для вас это не будет иметь никакого значения. Подобно тому, как если бы тысяча обезьян сказали вам, что вы хороший или плохой, – это не окажет на вас никакого влияния. И на этой основе попытайтесь свести к минимуму восемь мирских дхарм. Когда кто-то критикует вас, вы должны радоваться критике. И не должны слишком радоваться, когда вас хвалят. Если вы радуетесь похвале и расстраиваетесь из-за критики, тогда вы не практик Дхармы. Либо вы очень слабый практик Дхармы и не знаете, как на самом деле практиковать. Вы должны понимать: если кто-то хвалит вас, лучше вы от этого не становитесь. А вот если кто-то критикует вас, при помощи этой критики вы можете стать лучше. В буддизме говорится, что обычные люди радуются похвале и расстраиваются из-за хулы, радуются богатству и расстраиваются из-за нищеты, радуются репутации и огорчаются от ее отсутствия, радуются временному счастью и страдают от временных страданий. И все это возникает на основе неверных принципов.
Какие же неверные принципы существуют у обычных людей? Вообще, у всех людей есть свои принципы. На основе принципов люди совершают свои поступки. Сейчас я говорю даже не о принципах каких-то других людей, я говорю о ваших собственных принципах. Самый главный неверный принцип заключается в том, что вы думаете, что не важно, кем вы являетесь, а важно то, что говорят о вас другие люди. Либо то, что они о вас думают. Это ваш принцип. Раньше это было и моим принципом, сейчас я немного устранил его. Если вы придерживаетесь такого принципа, то даже молитвы читаете ради похвалы других людей, чтобы они хорошо думали о вас. Если кто-то подумает о вас: «О, хороший буддист…» – вам приятно. Это дурацкие мысли. А потом, если другие говорят о вас: «О, он уже три часа в медитации», – то вы, услышав, думаете: «Еще чуть-чуть посижу в медитации». Все это детская игра. Из-за этого неверного принципа, из-за того, что вы думаете, что то, кем вы являетесь, не имеет значения, а важно то, что думают или говорят другие люди, вы не в состоянии продвигаться по пути, совершенствоваться.
Некоторые бизнесмены в Москве думают: «Насколько я богат – не важно. Важно, чтобы другие считали меня богатым». Они надевают дорогой костюм и тратят восемьдесят процентов капитала на покупку машины, и только двадцать процентов оставляют. Это неправильный принцип, такой человек – банкрот. Действуя таким образом, даже в мирских делах невозможно преуспеть, тем более в духовных. Например, евреи более практичны в бизнесе. Для них не важно, что люди про них говорят, думают. «Кто я – это не главное, если карман у меня толстый – это главное. Если карман у меня толстый – пусть думают, что я беден». Если такого человека спрашивают: «Ты беден?» – он отвечает: «Да-да, я беден», – главное для них – карман толстый. У них есть правильные принципы. То, что они делают, не относится к духовной практике, но в бизнесе такие люди больше прибыли получают. Поэтому и в бизнесе, и в духовной сфере то, кем вы являетесь – очень важно, а то, что люди говорят или думают – совершенно не важно. Если вы каждый день становитесь лучше, добрее, а люди говорят, что вы плохой, – это очень хорошо для вас, безопасно. Тогда ваша практика станет чистой, вы не будете практиковать ради восьми мирских дхарм.
Один ученик спросил Дромтонпу: «Какова разница между мирскими делами и духовными?» Дромтонпа ответил: «Они полностью противоположны друг другу». Потому что все мирские действия основаны на неверном принципе: «кем я являюсь – это не важно, а то, что другие про меня говорят – это важно». Поэтому обычные люди радуются временному счастью, богатству, репутации и славе. А духовные практики не радуются ни славе, ни репутации, ни богатству, ни временному счастью. Раньше в Тибете многие высокие учителя просто уходили в горы и там очень скромно, тихо занимались медитацией. Поскольку репутация и тому подобное – все это детская игра. Если вы в своей мирской деятельности затеряетесь, то будет очень тяжело оттуда выбраться. А когда у вас достаточно знаний Дхармы, самое лучшее место, где вы можете находиться – это уединенное место. И где вы можете находиться в низком, скромном положении. Шум ни к чему. Тихое, скромное место – самое лучшее место для практики. Поэтому мастера Кадампы говорили: «Не радуйтесь похвале, радуйтесь хуле. Хвала увеличит вашу гордыню, а критика очистит ваши ошибки». Затем они говорили: «Не радуйтесь богатству, радуйтесь бедности. Богатство увеличит вашу зависть и чувство соперничества, и ваши желания также увеличатся. А будучи бедным, вы можете практиковать Дхарму. Бедность– украшение практика Дхармы», – так говорили мастера Кадампы. Затем они говорили: «Не радуйтесь репутации и славе, радуйтесь ее отсутствию. Ваша репутация усилит множество ваших омрачений. А если у вас не будет никакой репутации, вы сможете пребывать в уединенном месте. Уединенное место– лучшее место для практика Дхармы». Теоретически, это самый лучший дебют в нашей жизни. Если вы приме?ните этот дебют, если последуете советам мастеров Кадампы, все добрые мысли придут сами по себе. Если же вы сделаете ошибку в дебюте, то, даже если немного знаете философию – «пустота, бодхичитта, отречение», в обычной жизни вы будете злиться там и сям, волноваться, переживать. Потому что вы допустили дебютную ошибку и ничего не можете поделать. Это как в шахматах: даже если вы очень умны, но ошиблись в дебюте, то потом уже выиграть не сможете. Вы хотите сделать активный ход ферзем, но если допустили дебютную ошибку – активный ход не получается. Есть ферзь, другие фигуры, но они не могут совершать активные ходы; даже если вы хотите – они не могут. Я многое дал вам, у вас есть все сильные фигуры, но применить их вы не можете. У вас есть отречение, бодхичитта – все это есть в шахматах вашей жизни. Но если допустили дебютную ошибку, только пешкой можете сделать ход, другой фигурой не получается. А если отступаете фигурой – сразу мат. Вот такая ваша жизнь… Шахматы на нашу жизнь очень похожи. В шахматах, если вы не знаете теории дебютов, то уже не важно – сколько бы вы ни думали, все равно будете совершать ошибки. А если выучите эту теорию, то будете знать: вот такой дебют является очень важным.
То учение, которое я даю вам сейчас, драгоценно, потому что я обучаю вас именно дебюту. Применив его, вы сможете увидеть, как ваш ум становится лучше – день за днем, год за годом в нем становится меньше негативного и все больше хороших качеств. Эта практика,