Скачать:TXTPDF
Предварительные практики для медитации и изучения. семичастная практика. А. Берзин

подношение. Если мы выполняли этот шаг у алтаря, то теперь мы садимся.

Признание недостатков

Третьей частью является честное признание наших слабостей, сложностей и проблем. Мы сожалеем о том, что они у нас есть, так как они не позволяют нам наилучшим образом помогать другим. Мы желаем освободиться от недостатков и принимаем решение пытаться не повторять наших ошибок. Мы подтверждаем надежное и положительное направление, которое мы пытаемся принять в своих жизнях, чтобы иметь возможность в большей степени помогать другим; и наконец, мы напоминаем себе, что изучение текста Шантидевы и медитация на него являются положительными действиями, которые мы предпринимаем в противовес нашим недостаткам. Эта третья часть очень важна, потому что, признавая то, что у нас есть проблемы, мы подтверждаем нашу причину и цель нахождения здесь. Мы хотим изучать и затем практиковать методы преодоления этих недостатков.

Радость

Четвертой частью является радость, которая помогает нам противостоять любым чувствам, связанным с заниженной самооценкой, которые могут возникнуть из-за признания наших проблем, ошибок и сложностей. Нам надо сбалансировать осведомленность о наших недостатках подтверждением наших хороших качеств. Все мы обладаем некоторым количеством хороших качеств, все мы совершили некоторое количество положительных дел. Мы можем обнаружить, например, что старались быть полезными или терпеливыми, что мы старались понять или что бы там ни было еще. Мы вспоминаем об этом и радуемся. Мы также радуемся нашей природе будды: у нас есть возможности и способности для развития. Мы обладаем рабочей основой; так что есть надежда. Мы также смотрим на примеры хороших качеств и положительных действий других и радуемся также и за них, без чувства ревности. Это замечательно, что есть другие, кто столь положителен и готов помочь, особенно великие мастера. Это относится не только к живущим духовным учителям, но также к буддам и Шантидеве. Мы думаем, как чудесно то, что Шантидева на самом деле написал этот текст. Я радуюсь этому. Спасибо, Шантидева. Это важное состояние ума.

Обращение с просьбой об учении

После того как мы порадовались качествам великих мастеров и поблагодарили Шантидеву за написание этого текста, мы готовы к пятой части – обращению с просьбой об учении. Мы думаем: «Шантидева, это замечательно, что Вы написали этот текст. Научите меня чему-нибудь; я хочу учиться». Эта просьба противостоит позиции, с которой мы читаем или слушаем текст и думаем лишь об исключениях, например, как могут учения о терпимости быть применимы к злодеяниям Гитлера. Несмотря на то что тщательная проверка учений является важной для того, чтобы убедиться в их обоснованности, нам надо сначала рассматривать учения с точки зрения того, как они могут быть применены в нашей повседневной жизни. После того как мы поняли, как они будут работать, мы можем обдумывать возможность каких-либо исключений. Только затем мы можем анализировать, являются ли экстремальные примеры, такие как Гитлер, случаями, в которых учения о терпимости неприменимы вообще, или случаями, в которых учения могут быть применимы только на продвинутых уровнях. Когда мы слушаем новое учение, мгновенная реакция «но» является непродуктивной для открытого желания научиться чему-либо. Поэтому подход к тексту с позиции «научите меня чему-нибудь» имеет решающее значение. Занимая эту позицию, мы сначала стараемся понять, как мы можем применить то, о чем мы прочитали или услышали. Мы рассматриваем текст Шантидевы в качестве практического учения, применимого к нам лично – в нашем доме, в нашем офисе, в нашей семье и среди наших друзей.

Если мы практикуем семичастную молитву перед медитацией, мы также просим учителей и этот текст научить нас чему-то большему, в том смысле, что мы хотим достичь большего благодаря медитации. Мы просим их вдохновить нас на обретение большего понимания, большего осознания того, чему они учат.

Обращение к учителям с просьбой не уходить

Затем мы готовы к шестой части, которая состоит в обращении к учителям с просьбой не уходить. Мы думаем: «Пожалуйста, никогда не прекращайте учить; продолжайте бесконечно!» Мы просим об этом не потому, что привязаны к нашим учителям. Скорее, мы подтверждаем то, что мы серьезны и искренни в нашей практике. «Я хочу пройти весь путь до просветления, чтобы иметь возможность помочь каждому. Поэтому не уходите! Мне надо учиться». Мы также обращаемся к самим учениям: «Продолжайте учить меня, Шантидева и Ваш текст. Учите меня еще и еще. Позвольте мне обрести большее понимание и достичь в большего продвижения в этом учении. Не прекращайте, пока я не достигну просветления, пока каждый не достигнет просветления».

Посвящение

Седьмой и заключительной частью является посвящение. Мы думаем: «Чему бы я ни научился, что бы я ни понял, пусть это послужит причиной для достижения просветления и, следовательно, способности приносить пользу другим настолько, насколько это возможно. Пусть мое понимание становится глубже и глубже. Пусть оно впитаетcя и произведет глубокое впечатление на меня так, что понемногу я смогу применять его на пути к просветлению. В частности, пусть я буду способен применить то, чему я научился, в моей повседневной жизни так, что оно начнет влиять на мои отношения с другими и я смогу понемногу приносить им больше счастья».

Семичастная молитва Шантидевы

По желанию мы можем затем прочесть строфы Шантидевы, включающие эти семь частей, а также предварительные строфы для установки мотивации и заключительные строфы для подношения мандалы:

Я следую в надежном направлении будд, Дхармы, Высшего собрания,

До достижения очищенного состояния.

Благодаря положительной силе моей щедрости и остального,

Пусть я достигну состояния будды, чтобы помочь скитальцам.

Пусть земная поверхность во всех направлениях

Будет чистой, без единого камня,

Гладкой, как ладонь ребенка,

Естественно плоской, как грань берилла.

Пусть божественные и человеческие объекты подношений,

Действительно приготовленные и воображаемые,

Как несравненные облака подношений Самантабхадры,

Заполняют всю сферу пространства.

(1) Я преклоняюсь перед всеми буддами, кто удостоил своим присутствием три времени,

Перед Дхармой и перед Высшим собранием.

Склоняюсь всем телом, столько раз,

Сколько атомов в мире.

(2) Подобно Манджушри и другим,

Кто совершал подношения Победоносному,

Я совершаю подношения Ушедшему в таковости

И нашим защитникам, их духовным сыновьям.

(3) С безначальной самсары, в этой и других жизнях,

Я ненамеренно совершал разрушительные поступки,

Или был причиной того, что их совершали другие,

Сбитый с толку заблуждением неведения.

Я даже радовался всему этому.

Понимая эти ошибки, я открыто признаю их из глубины сердца,

Перед Вами, нашими защитниками.

(4) Я чувствую счастье, радуясь океану добродетели

Взращивания бодхичитты,

Желая принести радость всем ограниченным существам

И работать на благо каждого.

(5) Сложив ладони вместе,

Я прошу будд всех направлений

Зажечь светильник Дхармы для тех, кто заблудился

В темноте страдания.

(6) Победоносные, желающие отправиться за пределы печали,

Я молю Вас, сложа ладони вместе:

Эти существа блуждают вслепую, и некому вести их;

Пожалуйста, живите бессчетное число эонов.

(7) Благодаря положительной силе, накопленной

Действиями на этом пути,

Пусть все страдания

Каждого ограниченного существа исчезнут.

Благодаря направлению подношений в поля будд –

Этой основы, увлажненной ароматными водами, усыпанной цветами

И украшенной горой Меру, четырьмя островами, солнцем и луной,

Пусть все скитальцы будут приведены в чистые земли.

Ом идам гуру ратна мандала-кам нир-ятаями.

Драгоценные гуру, я подношу вам эту мандалу.

Заключительная настройка сосредоточенности.

Находясь в созданном нами восприимчивом состоянии ума, мы почти готовы начать наше учение или медитацию. До этого, однако, полезно принять осознанное решение слушать, учиться или медитировать внимательно. Мы принимаем решение: «Если мое внимание будет блуждать, я верну его обратно; если я почувствую сонливость, я взбодрюсь». Когда мы принимаем это решение сознательно, мы имеем больше шансов оставаться внимательными.

Наконец мы выполняем тонкую настройку нашей сосредоточенности и энергий. Если мы чувствуем себя немного сонно или вяло, нам надо «поднять» наши энергии и взбодриться. Для этого, как наставляет учение Калачакры, мы сосредотачиваемся на точке между нашими бровями; мы смотрим вверх, но голову держим прямо. Если мы чувствуем некоторую взволнованность или напряженность, или если наши мысли блуждают, нам надо «приземлить» наши энергии, чтобы они успокоились. Для этого мы сосредотачиваемся на точке немного ниже пупка в центре нашего тела: держа голову прямо, мы смотрим вниз. Мы вдыхаем нормально и задерживаем дыхание, пока не возникает необходимость выдохнуть.

Это завершает полный набор предварительных действий перед учением, медитацией или самостоятельным изучением Дхармы. Шантидева сам подчеркнул преимущества и необходимость семичастной практики, и каждый тибетский буддийский мастер, с которым я встречался, также указывал на нее как на основу повседневной практики. Даже сама по себе она представляют собой полную ежедневную практику. Мы можем выполнять эти предварительные действия читая строфы, такие как приведенные выше строфы из текста Шантидевы, либо мы можем выполнять их без чтения строф, просто пользуясь своими собственными словами или только чувствами. Главное здесьиметь некоторое чувство для каждой из этих семи частей: чувствовать что-то, что приводит ум в состояние, восприимчивое для медитации или изучения.

Что касается наших основных сессий медитации, то после этих предварительных действий мы можем сосредоточиться на дыхании, на какой-либо теме из поэтапного пути (lamrim) или на каких-либо строфах Шантидевы. Эти предварительные действия приведут нас в надлежащее восприимчивое состояние ума, вне зависимости от того, что мы выбрали для нашей текущей сессии. Мы можем даже принять решение выполнять только эти предварительные действия, которые сами по себе являются отличной практикой. Количество времени, отведенное на предварительные действия, может отличаться и зависит только от нас. Тем не менее, независимо от того выполняем ли мы их быстро или медленно, нам необходимо стараться не выполнять их как пустой ритуал. Нам надо помнить об их значении и пытаться искренне чувствовать каждый шаг.

Скачать:TXTPDF

Предварительные практики для медитации и изучения. семичастная практика. А. Берзин Буддизм читать, Предварительные практики для медитации и изучения. семичастная практика. А. Берзин Буддизм читать бесплатно, Предварительные практики для медитации и изучения. семичастная практика. А. Берзин Буддизм читать онлайн