Калачакры в те моменты, когда это требуется, и повторение соответствующих мантр, чтобы поддерживать его памятование, имеет большую пользу даже для тех, кто никогда не занимается медитациями Калачакры более серьезного уровня. В современных обществах многие люди ведут разорванную жизнь, чувствуя себя отчужденными от жизненно важных составляющих, таких как тело, чувство, творчество или родители. Трудно поддерживать равновесие и включать все в единое целое. Это похоже на то, как если бы мы вели несколько жизней одновременно — публичную жизнь, личную жизнь, официальную жизнь, семейную жизнь, а также общественную, профессиональную, интеллектуальную, духовную, спортивную, клубную, праздничную, развлекательную и политическую жизнь также. Эта ситуация становится еще более сложной, когда мы разведены и женаты повторно. Калачакра представляет собой возможность быть цельной личностью, которая способна на то, чтобы все эти элементы гармонично сочетались.
Образ себя как Калачакры происходит из мысленного представления и отождествления себя одновременно со всеми 722 фигурами сложной мандалы. Когда мы перегружены работой в офисе, а наш начальник помещает в наш план еще один проект, это не вызовет в нас подавленности, если мы вспомним образ себя как Калачакры. Это напоминает добавление еще одной группы фигур в одном из уголков мира нашей громадной мандалы. Мы легко можем справиться с этим. Таким образом, даже если мы не выбираем Калачакру в качестве своей главной практики или если даже мы считаем ее возможностью для будущего внимания, мы можем избрать для себя получение посвящения Калачакры ради развития и работы с ее условным образом себя.
Мандала, используемая для передачи посвящения
После изложения сведений о необходимой для посвящения квалификации тантрического мастера и учеников, «тантра Калачакры» описывает тип мандалы, в которой дается церемония. Во время посвящения нас проводят по миру трехмерной мандалы Калачакры и в действительности передают посвящение в этой мандале. Эта мандала создана из ясного света и является воплощением просветленного сознания тантрического мастера как образа будды. Те, кто не имеет чрезвычайно развитого постижения, не могут в действительности видеть эту мандалу. Во время посвящения большинство людей просто воображают, что она присутствует. Однако требуется некоторый фундамент, чтобы это мысленное представление было достоверным познанием.
Необходимость этого можно понять на примере умственного обозначения. Допустим, мы строим новый дом. Дом не может быть построен без мысленного плана или чертежа или модели архитектора, но сам дом не является никакой из этих репрезентаций. На такой основе — например, на основе рисунка — мы только можем говорить об определенном доме. Если не существует схемы, мы можем говорить о новом доме только в общем, а не о том конкретном доме, который намереваемся построить. Этот дом — не слово «дом», но то, к чему слово относится на основе рисунка. В буддийской терминологии рисунок или модель — это основа для умственного обозначения дома. Мы не можем иметь дело с домом иначе, чем как с основой для обозначения. Когда дом выстроен в реальности, тогда основа для обозначения его — это комнаты дома.
Чтобы иметь дело с мандалой Калачакры во время посвящения, тоже должна иметься основа ее обозначения. В соответствии с комментарием на третью главу, данным Наропой в XI веке, для посвящения Калачакры этой основой должна быть мандала из цветного порошка. Если нет доступных для постройки такой мандалы материалов, а ученики чрезвычайно квалифицированы, тогда тантрический мастер может передавать посвящение на основе мандалы, эманированной из сознания ясного света и поддерживаемой силой их устойчивого сосредоточения. Это единственное исключение, кроме особого случая, когда царь Манджушри-яшас использовал полномасштабную трехмерную копию мандалы, построенной в царском парке Шамбалы, чтобы объединить свой народ. В наши дни, однако, когда материалы недоступны, многие мастера передают посвящение на основе мандалы, нарисованной на ткани.
Три уровня посвящения
Посвящение Калачакры состоит из многих отдельных самостоятельных посвящений, и, в зависимости от того, сколько их включено, мастер Калачакры может давать общее посвящение на трех уровнях разных степеней расширения. Все уровни посвящения содержат набор из семи посвящений, известных как «семь вхождений, подобно ребенку». Каждое из этих семи подобно стадии в человеческом развитии, начиная с рождения до юности. После «семи вхождений, подобно ребенку» идут высшие и наивысшие посвящения, включающие посвящение сосудом, тайное, мудрости и четвертое, или посвящение слова, а затем — великое посвящение ваджрного мастера.
На первом уровне мастер совершает только семь вхождений, подобно ребенку. Это уполномочивает нас практиковать стадию зарождения. На втором уровне передаются одиннадцать посвящений: семь вхождений, подобно ребенку, и затем четыре посвящения, вместе высшие и наивысшие, которые считаются за один комплект из четырех. Этот второй уровень уполномочивает нас заниматься медитациями практики Калачакры как стадии зарождения, так и стадии завершения. Наиболее полный уровень посвящения имеют семь посвящений вхождения, подобно ребенку, четыре высших и наивысших посвящения и великое посвящение ваджрного мастера. Это посвящение уполномочивает тех, кто обретает действительные достижения посредством стадии зарождения и стадии завершения, передавать посвящение Калачакры другим. Поскольку большинство из нас не имеют насущной необходимости в настоящий момент для этого финального посвящения, мы можем не жаловаться, если уровень посвящения, которое мы получаем, не является наиполнейшим. Мы не теряем ничего из того, в чем нуждаемся прямо сейчас, даже если получаем только посвящение Калачакры первого уровня.
В дополнение к этим трем уровням посвящения есть также церемония последующего разрешения Калачакры. Западные люди часто не знают различий между посвящением и последующим разрешением — вангом и дженангом — и используют термин «посвящение» для того и другого. Это вызывает путаницу. Ценшаб Серконг Ринпоче часто использовал аналогию, что получение посвящения подобно вручению меча, в то время как получение последующего разрешения подобно оттачиванию этого меча для более эффективного использования. Последующее разрешение Калачакры добавляет дальнейшее вдохновение для использования тела, речи и сознания просветленным образом на протяжении пути ради принесения пользы другим. Церемония последующего разрешения может добавляться после любого из трех уровней посвящения. Даже если оно не включено, посвящение все равно полно. У нас есть меч. Как только мы достигнем некоторого опыта в использовании его, мы сможем отточить его.
Затем в третьей главе объясняется, какую мастер должен проделать подготовку перед дарованием посвящения, включая то, как освятить землю и учредить здесь защищенное пространство, чтобы отвратить помехи во время посвящения. В конце текста детализируются все процедуры для каждого посвящения. Мы рассмотрим некоторые из этих пунктов в последующих главах.
Как относиться к трудности практики Калачакры
Четвертая и пятая главы знакомят с практиками стадии зарождения и стадии завершения и описывают достижение просветления посредством этого пути. Это может быть изучено после получения посвящения. Однако многие люди беспокоятся, что, поскольку мандала Калачакры содержит 722 фигуры, которые, как предполагается, нужно будет визуализировать одновременно во всех деталях, практика Калачакры слишком трудна. Однако не нужно пугаться. Хотя практика Калачакры нелегка, мы не начинаем медитации по ее стадии зарождения попытками визуализировать все целиком. Обычно мы начинаем с упрощенной схемы садханы, включающей одну или две фигуры — всего лишь с одним лицом и двумя руками. По ходу того, как наша способность возрастает, мы расширяем свое мысленное представление конкретными добавками до тех пор, пока не сможем представить всю мандалу целиком. Хотя изучение и практика другой ануттарайога-тантры, в особенности Гухьясамаджи, может быть полезна до попыток практиковать Калачакру, это не является обязательной предпосылкой.
Калачакра не ставит рекордов по количеству фигур в мандале, но их, конечно, много. Мандала содержит фигуры, представляющие 360 дней года, знаки зодиака, крупнейшие созвездия и планеты, так же как большинство компонентов человеческого тела, такие как кости, сенсорный аппарат, ветры, каналы и чакры тонкой энергетической системы. Поскольку наше тело и ум, сама жизнь настолько сложны, с такими многочисленными компонентами, это требует изощренной схемы, чтобы их символизировать, интегрировать и работать со всеми ними. Таким образом, все фазы практики Калачакры, включая посвящение, более разработаны, чем в большинстве других тантр. Теория, стоящая за ней, состоит в том, что мандала символизирует ту основу, которая должна быть очищена, и более расширенная мандала приводит к результату более полного очищения. Однако это не значит, что после получения посвящения Калачакры нам надо приниматься за детальное изучение тибето-монгольской астрологии и медицины, чтобы достичь насколько возможно более широкого знания той основы, которая должна быть очищена. В целом достаточно знакомство с ее общими принципами. Главный фокус нашего внимания направлен на систему иной Калачакры.
Практика стадии завершения Калачакры приводит к достижению уникальных непосредственно предшествующих причин для просветленного тела и сознания будды — а именно, пустой формы и неизменного блаженного осознавания пустоты. Однако просветление, достигнутое при их помощи, — то же самое, которое достигается любой другой буддийской методикой. Когда некоторые классические тибетские тексты заявляют, что Калачакра — это вершина всех тантр, их хвала вызвана обширностью и ясностью материала Калачакры, а не результатом ее практики.
Часть III. Обеты и тесно связывающие практики
6. Обязательства Прибежища и обеты бодхисаттвы
Изучение обязательств и обетов
Большинство людей, которые подумывают о принятии посвящения Калачакры в качестве скорее активных участников, нежели наблюдателей, очень озабочены по поводу обетов. Они хотят знать, каковы принимаемые ими обязательства, чтобы произвести реалистическую оценку своих способностей для соблюдения их. Такая честность и сознательность достойны наилучшей похвалы. Однако по традиции, практикующие перед принятием изучают только обеты мирянина и обеты бодхисаттвы, но монашеские или тантрические обеты не изучают в деталях до тех пор, пока в действительности не дадут обещания хранить их. Идея здесь состоит в том, что отречение, заставляющее вступить на монашеский путь, и бодхичитта, заставляющая заняться тантрической практикой, должны быть настолько сильны, что истинные искатели полны доверия и энтузиазма сделать все, что им скажут. Однако в наши дни люди особенно критичны и осторожны. Относительно тантры преобладают неправильная информация и заблуждения. По этим причинам великие буддийские мастера разрешили опубликовать ясные объяснения всех обетов, чтобы дать возможность тем, кто искренне заинтересован в их принятии, скрупулезно их изучить.
Действия, к которым нужно привыкнуть после формального принятия Прибежища
Так как Прибежище — это основа всех буддийских обетов, то первое обязательство, которое мы берем, будучи участником посвящения Калачакры, — это принятие Прибежища. Принятие Прибежища означает формальное установление надежного и позитивного направления в нашей жизни, отмеченной Тройственной Драгоценностью — Буддами, Дхармой и Сангхой, и обещание поддерживать это твердое направление неколебимо до самого просветления. Формальное принятие Прибежища на посвящении эквивалентно принятию его на отдельной церемонии. Отрезание пряди волос и получение буддийского имени не являются существенными компонентами этой процедуры, и, принимая Прибежище на посвящении, обходятся без них, даже если это совершается в первый раз.
Когда мы формально задаем своей жизни надежное и позитивное направление на Прибежище,