Скачать:PDFTXT
Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр

мы связываем себя обязательствами с тремя комплектами действий, полезных для поддержания этого направления. Первый комплект состоит из восьми действий, которые относятся к общему поведению. Эти восемь следующие. (1) Вверять себя всем сердцем духовному учителю. Если у нас нет доступа к мастеру, который передает посвящение, и мы не обрели еще личного учителя, который бы направлял нашу практику, это обязательство состоит в том, чтобы найти его.

Принятие Прибежища у учителя на отдельной церемонии, которая не является тантрическим посвящением, не подразумевает обязательного следования этому учителю как своему личному духовному руководителю. Конечно, очень важно всегда поддерживать уважение и благодарность по отношению к этому человеку как к тому, кто указал нам надежное направление в жизни. Однако наше Прибежище — в Трех Драгоценностях, представленных статуей или рисованным изображением Будды во время церемонии, а не в конкретном человеке, который проводит этот ритуал. Только в контексте тантрического посвящения именно учитель воплощает в себе Три драгоценности Прибежища, и принятие надежного направления создает формальную связь между духовным учителем и учеником. Более того, вне зависимости от контекста наше надежное направление — это Три драгоценности в общем, а не та или иная конкретная линия или традиция буддизма. Если учитель, проводящий церемонию Прибежища или посвящение, относится к конкретной линии, то получение надежного направления или посвящение от него или нее не обязательно обращает нас в последователя той же самой линии.

Чтобы поддерживать направление Дхармы в своей жизни, нужно: (2) изучать буддийские учения. (3) Применять их для преодоления наших вредных эмоций и подходов. Академическое изучение недостаточно. Чтобы принять направление со стороны Сангхи — общины высокореализованных практиков, нужно: (4) следовать их примеру. Это не означает обязательное принятие монашества, но скорее совершение искренних усилий, чтобы постичь прямо и неконцептуально четыре истинных факта жизни — «Четыре благородные истины». Они состоят в том, что жизнь трудна; что наши трудности происходят из причины, а именно — заблуждения относительно реальности; что мы можем положить конец этим проблемам; и что для этого нам требуется понимание пустоты как сознание пути.

(5) Работать над собой — первейшая задача в нашей жизни. Это значит — вместо того, чтобы постоянно жаловаться или критиковать других, посвятить свое время и энергию преодолению собственных недостатков и реализации своих талантов и потенциала. (6) Осваивать этические стандарты, установленные Буддами. Эта нравственность базируется на ясном различении между тем, что полезно, и тем, что вредно нашему положительному направлению в жизни. Поэтому следование буддийской нравственности означает — воздерживаться от определенных видов поведения, поскольку они деструктивны и препятствуют нашей способности приносить пользу самим себе или другим, и принимать другие виды поведения, поскольку они конструктивны и помогают нам расти. (7) Стараться быть доброжелательными и сострадательными к другим, насколько возможно. Даже если наша духовная цель ограничена достижением освобождения от своих личных проблем, это никогда не должно совершаться за счет других. В конце концов, чтобы поддерживать свою связь с Тремя драгоценностями, нужно (8) делать особые подношения фруктами, цветами и так далее по священным буддийским дням, таким как годовщина просветления Будды. Следование религиозным праздникам с традиционным ритуалом помогает нам чувствовать себя частью более широкого сообщества.

Действия, которых надо избегать, и способы выражения почтения

Второй набор обязательств Прибежища — это избегать определенных действий и поддерживать другие действия в связи с каждой из Трех драгоценностей. Действия, которых следует избегать, ведут в противоположном направлении в жизни, в то время как те, которые осваиваются, способствуют памятованию цели. Три действия, которых надо остерегаться, это: вопреки принятию надежного направления в буддах, (1) принимать первостепенное направление в чем-то другом. Наиболее важная вещь в жизни — не накапливать как можно больше материальных вещей и не пускаться во всевозможные развлечения, но взращивать благие качества, сколько мы только можем, — такие как любовь, терпение, сосредоточение и мудрость, чтобы принести больше пользы другим. Это не обет бедности или воздержания, но скорее утверждение более глубокого направления в жизни.

В частности, это означает — не принимать высшего Прибежища в богах или духах. Буддизм, в особенности в своей тибетской форме, часто содержит ритуальные церемонии, направленные на различные образы будды или грозных защитников, чтобы рассеять помехи и осуществить конструктивные цели. Совершение этих церемоний обеспечивает благоприятные условия для того, чтобы негативные потенциалы вызрели скорее в мелкие, нежели в большие препятствия, а позитивные потенциалы вызрели скорее, а не позже. Однако, если мы заложили подавляющие негативные потенциалы, эти церемонии оказываются неэффективными в отвращении трудностей. Поэтому умилостивление богов, духов, защитников или даже будд никогда не будет заменой заботе о своей карме, то есть избеганию деструктивного поведения и совершению конструктивных действий. Буддизм — это не духовный путь поклонения защитнику или даже поклонения будде. Надежное направление на буддийском пути — работа, чтобы стать буддой самому.

Вопреки принятию надежного направления в Дхарме, (2) причинять вред людям или животным. Одно из главных руководств, которым учил Будда, — помогать другим, насколько только возможно, и, если мы не можем быть полезными, то, по крайней мере, не вредить. Вопреки принятию надежного направления в Сангхе, (3) сближаться с плохими людьми. Если мы остерегаемся подобных контактов, это помогает нам избегать отклонения от положительных целей, пока мы все еще слабы в своем жизненном направлении. Это не означает, что нужно жить в буддийских коммунах, но скорее значит проявлять осторожность в выборе компании и принимать подходящие меры, чтобы избежать вредных влияний.

Три действия, которые надо освоить как знак почтения, — это почитание (4) всех статуй, рисунков и других художественных изображений Будд, (5) всех книг, в особенности касающихся Дхармы; и (6) всех людей, имеющих буддийские монашеские обеты, и даже их одеяний. Традиционно знаки неуважения — это наступание или перешагивание через такие объекты, сидение или стояние на них, помещение их прямо на пол или землю, не положив под них, по крайней мере, кусочка материи. Хотя эти объекты не являются действительными источниками надежного направления в жизни, они представляют и помогают нам памятовать просветленных существ, их наивысшие достижения и высокореализованных практикующих, далеко продвинувшихся по направлению к этой цели.

Общие обязательства Прибежища

Третий набор обязательств Прибежища состоит в занятии шестью практиками, которые относятся к Трем драгоценностям в целом. Эти шесть таковы: (1) заново восстанавливать свое надежное направление, продолжая напоминать самим себе о достоинствах Трех драгоценностей Прибежища и разнице между ними и другими возможными направлениями в жизни. (2) В благодарность за их доброту и духовную пищу подносить первую порцию своего горячего питья и еды каждый день Трем драгоценностям. Это обычно делается в воображении, хотя мы можем также поместить маленькую порцию нашего первого горячего питья текущего дня перед статуей или рисованным изображением Будды, а затем позже выпить ее сами. Нет нужды, когда мы делаем подношение едой или питьем, начитывать стих на иностранном языке, которого мы не знаем, если только мы не находим эту таинственность для себя вдохновляющей. Простая мысль: «Пожалуйста, Будды, насладитесь этим», — вполне достаточна. Если люди, с которыми мы едим, не являются буддистами, лучше всего совершать это подношение сдержанным образом, чтобы никто не знал, что мы делаем. Превращение своей практики в зрелище вызывает дискомфорт или насмешку других.

(3) В памятовании о сострадании Трех драгоценностей косвенно вдохновлять других следовать в их направлении. Намерение этого обязательства не состоит в том, чтобы мы становились миссионерами и старались обратить всякого. Однако люди, восприимчивые к нам, которые растеряны в жизни, не имея никакого направления или имея негативное направление, часто чувствуют пользу, если мы объясним им важность и пользу, которую сами получаем из наличия надежного и позитивного направления. Здесь вопрос не в том, станут они буддистами или нет. Наш собственный пример может подвигнуть их на то, чтобы сделать что-то конструктивное со своей жизнью, работая над самими собой, чтобы расти и улучшаться.

(4) Памятовать о пользе, которую приносит наличие надежного направления в жизни — формальное утверждение ее заново трижды каждый день и трижды каждую ночь, — обычно утром вскоре после подъема и вечером непосредственно перед отходом ко сну. Это утверждение, как правило, делается с повторением слов: «Я принимаю надежное направление в учителях, буддах, Дхарме и Сангхе». Духовные учители не составляют четвертой драгоценности, но обеспечивают доступ к этим трем. В контексте тантры духовные мастера воплощают их все в себе.

(5) Что бы ни происходило, опираться на наше надежное направление. Во времена кризиса надежное направление — это наилучшее Прибежище, поскольку оно обращено к корню невзгод, с целью устранить их причину. Друзья могут предоставить нам свое расположение, но, если только они не являются просветленными существами, они неизбежно оставят нас. У них есть свои собственные проблемы, и они ограничены в своих возможностях. Однако постоянная работа над тем, чтобы преодолеть свои недостатки и трудности здоровым и реалистичным образом, никогда не подводит нас в час нужды. Это приводит нас к последнему обязательству (6) никогда не оставлять этого направления в жизни, что бы ни происходило.

Принятие Прибежища и следование другим религиозным или духовным путям

Некоторые спрашивают, означает ли принятие Прибежища обращение в буддизм и отказ навсегда от своей родной религии. Это не так, если только мы сами не захотим поступить подобным образом. В тибетском языке нет терминологического эквивалента слову «буддист». То слово, которым называют практикующего, буквально означает «тот, кто живет внутри», то есть внутри границ принятия надежного позитивного направления в жизни. Чтобы жить таким образом, не требуется носить красный защитный шнурок вокруг шеи и никогда не переступать порога церкви или синагоги, индуистского храма или конфуцианского святилища. Скорее это означает работу над собой, чтобы преодолеть свои недостатки и реализовать свой потенциал, — другими словами, воплощать в жизнь Дхарму, как делали Будды и как делают высокореализованные практикующие, Сангха. Мы вкладываем свои усилия первым делом в этом направлении. Как говорили многие буддийские мастера, включая моего собственного покойного учителя Ценшаба Серконга Ринпоче, если мы посмотрим на учения о сострадании и любви в других религиях, таких как христианство, мы должны будем сделать вывод, что следование им не противоречит направлению, преподанному в буддизме. Гуманистический призыв всех религий одинаков.

Наша надежное и позитивное направление на Прибежище заключается преимущественно в том, чтобы воздерживаться от десяти наиболее деструктивных действий — отнятия жизни у любого живого существа, взятия неданного, неподобающего сексуального поведения, лжи, разговоров, вносящих разлад, грубых или жестоких, бессмысленной болтовни, алчных, злобных или антагонистических мыслей. Принятие буддийского направления в жизни приводит к отвращению только от тех учений в других религиях, философских или политических системах,

Скачать:PDFTXT

Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать, Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать бесплатно, Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать онлайн