Скачать:PDFTXT
Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр

глубокой убежденностью, что наше здание — вон там. То же самое происходит и с чувством, что мы находимся около дворца мандалы. Кроме того, когда мы опоздали на работу и стоим перед своим зданием, у нас может быть чувство, что начальник сидит на четвертом этаже, ожидая нас, неважно, отчетливо ли мы визуализируем его или ее, или нет. То же самое верно и для мысленного воображения своего тантрического мастера на одном из верхних этажей мандалы.

Если мы подумаем о комнате, где находимся в настоящий момент, мы все понимаем, что находимся в этой комнате. Мы можем знать, что здесь есть четыре стены, вне зависимости, рисуем мы себе их все одновременно или нет. Далее, если мы стоим перед лифтом на первом этаже многоэтажного дома, мы можем ощущать, что над нами есть еще этажи, неважно, видим мы их в уме или нет. То же самое и с представлением себя стоящим на первом этаже внутри многоэтажной мандалы,. В действительности, мы можем почувствовать все эти вещи сразу, когда находимся перед лифтом, — и то, что мы являемся служащими и опоздали на работу, и то, что мы стоим на первом этаже своего офиса, и что лифт занят навечно и никогда не придет, и что наш начальник и коллеги уже на работе в офисе наверху.

К этой сцене мы можем добавить любые детали, такие как воображение своих сотрудников за их столами и вызывающую пустоту нашего места, — усиливая этим свое чувство вины за опоздание. Если мы сможем представить себе все детали в ярких красках, ситуация сделается настолько живой, что можно даже побежать по лестнице. Однако, если и не будет деталей, наше понимание и чувство, что мы опоздали, достаточны для того, чтобы заставить нас поторапливаться.

Мысленное представление мандалы и поддержание ориентации

Чтобы усилить чувство своего пребывания внутри или снаружи дворца мандалы Калачакры, необходимо по крайней мере общее представление о том, как она выглядит. Этот великолепный изукрашенный дворец имеет пять этажей в форме, напоминающей квадратный пятислойный свадебный торт. Каждый этаж по размеру составляет половину от нижеследующего этажа и расположен в центре. Посредине каждой стороны есть большие входные двери и входные портики. Здание очень велико, в двести раз больше нашего размера в длину, ширину и высоту, оно прозрачно, создано из многокрасочного света. В этом смысле оно напоминает современные офисные здания с их стенами, сделанными полностью из цветного стекла.

Ритуал посвящения всегда соотносится с нашим положением во дворце в контексте главных направлений света. Поскольку иногда это сбивает с толку, полезно будет подумать о карте. Если посвящение, например, происходит в США, мы можем вообразить, как учитель передает его, стоя в Чикаго. Мы начинаем ритуал, стоя на восточном крыльце, в Нью-Йорке, обратившись лицом к учителю в Чикаго. На юг от нас находится Мексика, на север — Канада, а на запад — Калифорния.

Наш учитель, Калачакра, в центре дворца, имеет четыре лица, каждое разного цвета. Пол, потолок и архитектурные детали каждой стороны дворца того же цвета, что и его соответствующее лицо. Четыре лица представляют результаты очищения нас от четырех тонких капель, о которых говорится в учениях Калачакры, — капель тела, речи, сознания и глубокого осознавания. По этой причине лица и стороны мандалы, сориентированные по направлениям, имеют тот же цвет, что и семенные слоги, помечающие местоположение этих капель в тонком теле. Во всех тантрических системах мы мысленно представляем белый ОМ, красный АХ и темно-синий или черный ХУМ, которые представляют тело, речь и сознание на лбу, горле и сердце соответственно. Калачакра добавляет желтый ХОХ на пупе, который представляет глубокое осознавание, и объясняет связь между этими слогами и тонкими каплями и тонкой речью. Цвет лиц Калачакры и сторон его дворца, таким образом, — белый, красный, черный и желтый. Это также символизирует четыре элемента — соответственно воду, огонь, ветер и землю.

Используя простые мнемонические приемы, мы можем запоминать соответствия и таким образом сохранять свою ориентацию в мандале на протяжении посвящения. Восточное, главное лицо Калачакры — синее, символизируя сознание и ветер. Нью-Йорк и Восточное побережье часто подвергаются ураганным ветрам, приносящим черные тучи и психический стресс. Южное, правое лицо — красное, представляет речь и огонь. В Мексике люди говорят по-испански и еда огненно жгучая. Северное, левое лицо — белое, символизирует тело и воду. Канада полна снега, и тело зимой там мерзнет. Западное, заднее лицо — желтое, представляет глубокое осознавание и землю. В Калифорнии есть пустыни из желтого песка, и люди там глубоко осознают проблемы окружающей среды.

Так при правильным подходе мы не почувствуем, что посвящение Калачакры и все мысленные представления чрезмерны для нас. Посвящение — это введение в опыт расширения нашего осознавания для удерживания многих вещей одновременно, при памятовании и понимании. Оно «засеивает семена», чтобы мы смогли осуществить это в высшем смысле, став Калачакрой. Нам надо подходить к посвящению с уверенностью в себе, чувствуя, что мы можем открыться для этого более продвинутого уровня функционирования в жизни. Чтобы провести апгрэйд (усовершенствование) своего компьютера, мы открываем его и вставляем новые элементы или схемы. Таким же образом, чтобы усовершенствовать наше сознание и сердце, мы открываем их для получения новых отпечатков, с убежденностью, что сможем освоить и включить их в свою жизнь. Поддержание этой убежденности на протяжении посвящения — это гордость быть подходящим сосудом для Калачакры.

Текстуальные традиции ритуала посвящения

С этими направляющими идеями в голове давайте обсудим теперь сам ритуал посвящения. Поскольку в нынешние времена посвящение Калачакры передается чаще всего Его Святейшеством Далай-ламой, мы очертим процессы по той текстуальной традиции, которой следует он. Он передает гелугпинскую линию Калачакры в соответствии с ритуальным текстом, составленным в восемнадцатом веке Седьмым Далай-ламой, который базируется на версии пятнадцатого века Кэдубчже. Линии традиций кагью и ньингма следуют ритуалу, составленному в девятнадцатом веке Конгтрулом из традиции римэ, которая воскресила Калачакру традиции джонанг — ответвления школы сакья. Мастера сакья выбирают или текст Конгтрула, или текст Будона — четырнадцатого века. Различия здесь малые, в особенности относительно церемонии подготовки и семи посвящений вступления, подобно ребенку. В общем, ритуал, составленный Седьмым Далай-ламой, немного более разработан, нежели другие версии. Он включает церемонии для очищения местности, где должна будет делаться порошковая песчаная мандала, медитативные танцы для овладения этим местом и совершение подношений, когда мандала уже построена, а также ритуалы для разрушения мандалы после посвящения.

Вхождение в место церемонии

Не беря в расчет ритуалы для построения и разрушения песочной мандалы, посвящение Калачакры имеет две части — подготовительная церемония, предпринимаемая в первый день, и собственно настоящее посвящение, которое длится следующие два или три дня. Чтобы символизировать наше омовение перед приходом на ритуал, вне зависимости от того, являемся ли мы участниками или наблюдателями, мы полощем рот специальной освященной водой в первый и второй день перед вхождением в место посвящения. Если церемония проводится на улице, тогда мы осторожно сплевываем воду на траву, а если в помещении, тогда — в ведра, используемые как плевательницы. После принятия ванны мы ведь не выпиваем воду, в которой мылись.

Затем мы воображаем, что подходим к черному восточному крыльцу дворца, как если бы двигались в Нью-Йорк и были не в силах увидеть, что там внутри. Дворец и окружающая территория заполнены 722 мужскими и женскими образами будды. Хотя тантрический мастер проявляется в форме всего этого множества, мы представляем его или ее прежде всего как мужскую центральную фигуру — Калачакру. Для простоты мы поэтому будем относиться к учителю с местоимением мужского рода. Как отец он обнимает Вишвамату, Мать многообразия. На протяжении всех процессов он всегда остается в центре четвертого этажа, если считать наземный этаж, где мы стоим, за первый этаж. Вне зависимости, будем ли мы участником или наблюдателем, мы всегда остаемся или вовне дворца, или на нижнем этаже.

Можно заметить, что в качестве отца и матери в соитии (значение тибетского термина яб-юм) Калачакра и Вишвамата символизируют союз метода и мудрости, необходимый для того, чтобы дать рождение состоянию будды. Тантрический образ пары в объятии, может быть, вдохновил швейцарского психолога Карла Юнга развить терапевтические методики для объединения мужских и женских аспектов нашей души, но это не является изначальным подразумеваемым смыслом этого образа.

Перед тем, как нам занять свое место перед восточным крыльцом, мы простираемся три раза, чтобы выказать свое почтение. Если в месте посвящения нет места для действительных поклонов или если как наблюдатели мы не привычны к склонению к земле в знак почтения, мы складываем вместе свои ладони и мысленно представляем поклон. Затем мы подносим мандалу с соответствующим жестом рук — в качестве просьбы в целом. Мандала — это круг, символизирующий Вселенную, — в этом случае это не чистый мир образа будды, а та Вселенная, в которой мы живем. Нет разницы, в какой форме мы мыслим эту Вселенную. Это может быть галактика, земной шар или гладкий диск с горой Меру и четырьмя континентами. Наше подношение символизирует, что мы подносим в дар целый мир нашей жизни. Как участники мы желаем дать что-нибудь, чтобы обрести вхождение в систему Калачакры для достижения просветления при помощи методик Калачакры и обретения способности помогать каждому наиболее полным образом так скоро, как только возможно. Если мы присутствуем как наблюдатели, мы тоже можем поднести мандалу с прошением, чтобы быть способными обрести вдохновение из своего посещения посвящения, чтобы культивировать мир во всем мире.

Преобразование своего образа при помощи внутреннего посвящения

Вслед за этим наш учитель, Калачакра, дает наставления, как установить правильную мотивацию, и затем передает внутреннее посвящение, чтобы преобразовать нашу внешность и подход к самим себе и к тому, что здесь будет происходить. Поскольку символический мир Калачакры — это не обыденное место, мы не можем вступить в него в своей обычной форме. Перед вхождением в операционную мы надеваем продезинфицированный халат и обращаем особое внимание на то, чтобы поддерживать себя в чистоте. Подобным же образом в качестве части церемонии подготовки для вступления в мандалу мы преобразуем свою внешность в форму, которая лишена всякой связи с заблуждением, осваиваем и поддерживаем чувство чистоты. Мы делаем это, представляя самих себя родившимися заново в качестве духовного ребенка своего учителя, Калачакры, в упрощенной форме, которая напоминает его и которая действует как основа для вырастания до состояния зрелости. Вне зависимости от того, планируем ли мы участвовать полноправно в последующем посвящении или просто посещаем его в качестве наблюдателя, если мы все вообразим, что преображаемся таким

Скачать:PDFTXT

Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать, Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать бесплатно, Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать онлайн