Скачать:PDFTXT
Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр

затем выходят вперед, держа двумя руками цветок, который им был выдан в начале дня, над рисунком упрощенной мандалы, помещенной на поднос. Они дают цветку упасть, произнося в это время мантру, и затем возвращаются на свои места. Та секция мандалы, в которой цветок расположился, указывает ближайшую для них черту семейства будды. В будущем мы, если являемся практикующими, особенный акцент будем делать на тех из девятнадцати тесно увязывающих практик, поддерживаемых в ежедневной йоге, которые тесно связывают нас с этой чертой. Например, если цветок падает в южной части, мы вкладываем особенные усилия в те четыре типа щедрости, которые создают тесную связь с глубоким осознаванием равностности всех существ. Мы проделываем наиболее легкое продвижение к просветлению посредством этого пути. Также мы получаем, если являемся участником, тайное имя, которое является вариантом имени главной мужской фигуры этого семейства Будды. В нашем случае, от Ратнасамбхавы мы получим имя Ратнаваджра.

Это тайное имя используется только тогда, когда нам надо будет повторить его при принятии или подтверждении заново своих обетов во время следующего посвящения Калачакры и в своей практике садханы вплоть до того времени. Оно не используется ни в каком другом контексте. Поскольку большинство тантрических практиков получают посвящение много раз, они обнаруживают новые склонности и получают в каждом случае новые имена. Поэтому те имена, которые обретаются нами на любом конкретном посвящении, не рассматриваются как постоянные, но просто как указывающие на наши текущие потребности. При каждом новом посвящении Калачакры мы меняем свое имя и делаем акцент на других тесно связывающих практиках, если цветок падает в другой сектор.

Наш учитель, Калачакра, затем возвращает наш цветок, и мы помещаем его на макушку своей головы. Благодаря ощущению, как цветок касается нашей головы, мы переживаем блаженное осознавание пустоты. В следующей главе мы обсудим, как зародить это осознавание и что мы можем чувствовать наилучшим образом, если мы являемся наблюдателями, в этот и подобный моменты во время остального посвящения. Наш учитель, Калачакра, теперь возвращается на четвертый этаж дворца мандалы и садится еще раз на свой трон. Мы убираем повязку с глаз и представляем, что видим ясно все детали мира мандалы. Наш учитель, Калачакра, представляет нам и описывает всех персонажей, и мы начитываем определенные слова, которые тесно связывают нас со всеми ними. Первый день действительного посвящения обычно на этом заканчивается.

11. Второй день действительного посвящения

Теоретическая база посвящения

В общем, на протяжении пути к просветлению есть три фазы посвящения. Первая — причинное посвящение, которое ведет к зрелости, — оно передается в таких процедурах, как посвящение Калачакры. Оно очищает самые грубые уровни препятствий и закладывает семена, которые вызреют в форме успешной практики стадии зарождения и стадии завершения. Таким путем оно действует как причина для будущего достижения просветления. Вторая фаза посвящения — посвящение пути, которое приносит освобождение; оно происходит при возрастающем овладении практикой стадии завершения. Поскольку овладение каждым шагом на стадии завершения реально очищает и освобождает нас от препятствий, оно наделяет нас возможностью тех достижений, которые последуют, приближая нас к просветлению все больше. Третья фаза посвящения — результативное посвящение освобождения — это действительное достижение просветления. Просветление полностью очищает все препятствия всеведению и наделяет нас способностью приносить безграничное благо другим. Далее, есть посвящение из нашей основы. Это относится к сознанию ясного света, которое делает возможной каждую из этих трех фаз. В рамках тибетского буддизма наиболее полно оно обсуждается в контексте дзогчена, «Великой завршенности».

Сознание ясного света никогда не было запятнано никакими помехами или блокирующими препятствиями. Естественно свободное от них, оно только временно затемнено ветрами кармы и омрачающих эмоций и подходов. В этом смысле естественная чистота сознания ясного света наделяет нас способностью устранить все преходящие пятна. Если затемнение было бы природой сознания ясного света, тогда оно никогда не могло бы быть очищено, и посвящение никогда не могло бы быть обретено. Более того, все качества будды завершены в сознании ясного света, хотя они не функционируют, когда сознание затемнено. Если сказать проще, эти качества завершены в форме следов или потенциалов, известных как «природа будды», тех факторов, которые делают просветление возможным. Таким образом, сознание ясного света дает возможность реализации всех качеств, которые достигаются в состоянии будды.

На второй день посвящений нас в качестве участников просят ощутить, что наш поток сознания — течение нашего сознания ясного света — очищен от определенных помех и засеян определенными семенами. Нам надо понять, что это в действительности значит, чтобы почувствовать во время церемонии что-то осмысленное. Ключ к этому — понимание взаимозависимости между причинным посвящением и посвящением основы. Давайте сначала поговорим об этом на уровне, общем для всех систем ануттарайоги, включая Калачакру.

Связь между природой будды и посвящением как наделением способностью к очищению препятствий

Каждый фактор нашей природы будды, например глубокое осознавание равенства каждого, когда он связан с заблуждением, порождает составляющую часть нашего обыденного опыта — в данном случае комплекс совокупности наших чувств счастья или печали. Заблуждаясь относительно действительного равенства природы своей и всех других и вследствие этого имея недостаток равностности в отношениях, мы действуем с гордыней и скаредностью. Думая, что мы выше и главнее, мы испытываем нежелание делиться. Этот эгоизм затеняет и омрачает лежащее в подоплеке осознавание равенства, с которым мы в то же самое время воспринимаем себя и других. При недостатке равновесия мы переживаем постоянно меняющееся настроениесовокупность ощущений.

Очищение этой совокупности в причинном посвящении не означает, что она очищена навсегда от заблуждения или гордыни и жадности, которые порождаются заблуждением. Скорее, причинное посвящение ведет нас к тому аспекту природы будды, который является основой этой совокупности, — нашему глубокому осознаванию равностности. Оно представлено образом будды в мандале — в данном случае это Ратнасамбхава. Благодаря утверждению заново, что наша совокупность ощущений имеет природу Ратнасамбхавы, мы заново подтверждаем ее природу как глубокое осознавание равностности. Сочетание причинного и основного посвящений создает убежденность в том, что посредством практики стадий зарождения и завершения и в итоге — посвящений пути и результата мы устраним навсегда помехи из этого глубокого осознавания, которые приводили к тому, что оно пребывало в состоянии совокупности ощущений, связанной с заблуждением.

Причинные и основные семена

Закладывание семян в причинном посвящении для того, чтобы это глубокое осознавание функционировало полностью, не помещает чего-то чужеродного сверху на наш поток сознания ясного света. Глубокое осознавание равностности — это часть природы будды каждого. Это то базовое основное семя, которое там уже есть. Мы знаем о его присутствии, поскольку оно уже функционирует в ограниченных пределах: каждый способен рассматривать несколько предметов как равно принадлежащих одной и той же категории — например, что несколько рубашек в магазине имеют один и тот же размер. То семя, которое закладывает это причинное посвящение, усиливает заново это базовое семя до такой степени, что вместе они дают происхождение глубокому осознаванию уровней пути и результата.

Причинное и основное семена функционируют вместе посредством одного из двух механизмов. Так происходит, потому что есть два типа основного семени природы будды — пребывающее и развивающееся. И то, и другое являлись уже неотъемлемой частью потока сознания безначально — в первом случае в том же пребывающем аспекте, во втором — как предвосхищающие формы, которые развиваются. И оба они являются теми факторами, которые дают возможность достижения различных тел будды. Пребывающие факторы продолжаются в состоянии будды в очищенной форме — как тела будды. Развивающиеся факторы преобразуются в тела будды, но в состоянии просветления уже более не присутствуют. Подобно настоящему семени, они не остаются более, когда выросшее растение полностью созревает.

Хотя существует много споров по этому пункту, многие мастера полагают, что пять типов глубокого осознавания являются пребывающими природами будды. Это объясняется тем, что они продолжаются в состоянии будды в очищенной форме как пять типов глубокого осознавания будды. Закладывание причинного семени начинает процесс устранения пятен с этих пяти, позволяя им функционировать более чистым образом. В этом смысле засевание причинного семени действует как условие для того, чтобы основное семя в конце концов функционировало полным образом.

Развивающиеся факторы включают наш полный сбор положительного потенциала и сбор глубокого осознавания. При просветлении они преобразуются соответственно в наше тело формы (рупакая) и всеобъемлющее тело (дхармакая), но более не присутствуют. Закладывание причинных семян на посвящении помогает накапливать основные семена двух сборов и помогает устранить определенные помехи, не дающие произойти их развитию в будущем.

И один дополнительный аспект природы будды делает процесс посвящения возможным. Это аспект сознания ясного света, который позволяет его пребывающим и развивающимся факторам испытывать воздействие просветляющего влияния будд. Благодаря этому аспекту закладывание причинных семян на посвящении воздействует на преобразование основных семян в тела будды. В случае пребывающих факторов оно воздействует на них в смысле стимуляции, чтобы процесс очищения состоялся. В случае развивающихся факторов оно стимулирует основные семена к росту.

Просьба о посвящении Калачакры

Четыре тонкие капли, представленные в Калачакре, не являются аспектами природы будды, также не являются они и базовыми семенами. Скорее, они являются вратами к аспектам сознания ясного света, которые включены в природу будды и функционируют как базовые семена. Капли тела, речи, мысли и глубокого осознавания являются вратами к способности сознания ясного света порождать, соответственно, грубые видимости, тонкие видимости и звук, неконцептуальные состояния и блаженное осознавание. Когда ветры кармы собираются и затемняют эти четыре капли, сознание, подобным образом затемненное заблуждением относительно реальности, вызывает возникновение четырех наиболее общих обманчивых переживаний — переживаний грубых видимостей бодрствования, тонких видимостей и звуков сновидения, неконцептуального состояния глубокого сна без сновидений и блаженства оргазменного освобождения. Когда все уровни преходящего затемнения устранены из четырех тонких капель, тогда базовые семена сознания ясного света, которые дают возможность создавания видимостей и т. д., вызывают вместо этого возникновение четырех тел будды.

Четыре тела будды параллельны и замещают четыре обманчивые состояния. Видимость нирманакайи, тела проявлений, замещает грубые видимости состояния бодрствования. Тонкие видимости и речь самбхогакайи, тела полного использования, замещает тонкие видимости и звуки сновидений. Всеведущее неконцептуальное сознание джняна-дхармакайи, тела глубокого осознавания, охватывающего все, замещает пустое неконцептуальное сознание глубокого сна без сновидений. И всеведущее блаженное осознавание свабхавакайи, тела природы, замещает вводящее в заблуждение блаженство оргазменного освобождения. Калачакра уникальна в своем утверждении, что это тело природы — это блаженное осознавание всеведущего сознания будды.

Закладывание причинных семян на посвящении Калачакры начинает устранять с четырех тонких капель затемнение и действует как условие для того, чтобы базовые семена, которые составляют подоплеку этих четырех, создали непосредственные причины появления четырех тел будды в практике стадии завершения. Когда мы

Скачать:PDFTXT

Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать, Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать бесплатно, Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать онлайн