видимость глубокого сна без сновидений. Это препятствует тому, чтобы они отступили еще дальше и растворились в центре шести чакр в центральном энергетическом канале так, что наше сознание ясного света при этом вызвало бы возникновение ваджрного сознания. Последнее из семи посвящений вхождения, подобно ребенку, очищает совокупность глубокого осознавания и элемент сознания. Когда ветры кармы собираются на капле глубокого осознавания, эта совокупность и элемент дают возникновение блаженству оргазма, в то время как наше сознание ясного света приводит к возникновению видимостей этого пикового переживания. Это препятствует нашему постижению ваджрного глубокого осознавания — блаженному осознаванию, пустому от какого-либо подобного освобождения или конца.
Более того, каждое из этих семи посвящений закладывает причинные семена, чтобы преобразовать конкретный очищаемый фактор — например, пять телесных элементов или совокупностей — в образы будд из мандалы. Нам надо ясно понимать, что это означает в контексте Калачакры. Когда наши четыре тонкие капли запятнаны следами ветров кармы и сознание ясного света временно связано с заблуждением, этот наитончайший уровень нашего сознания приводит к происхождению внутреннего круговорота обыденных элементов, совокупностей и так далее, что продолжает наше страдание в сансаре. Когда мы очищаем свои капли от этих пятен и замещаем заблуждение блаженным осознаванием пустоты, наше сознание ясного света вместо этого вызывает возникновение изменяющего круговорота образов будды, чтобы приносить благо другим. Это происходит, потому что сознание ясного света непрерывно вызывает возникновение видимостей. Эта черта — один из аспектов природы будды.
Это преобразование начинается, когда мы получаем посвящение Калачакры. Во время причинного посвящения при условии ощущения физического чувства от касания ритуальным атрибутом — водой из вазы, короной и тому подобным мы обретаем сознательное переживание блаженного осознавания пустоты, на каком бы уровне мы ни сумели его осуществить. Это переживание закладывает причинные семена, чтобы выявить позднее в процессе посвящения пути и результата наше сознание ясного света и зародить его как неизменное блаженное глубокое осознавание пустоты. Это будущее достижение активизирует функцию сознания ясного света создавать видимости, как базовое семя, так, чтобы оно скорее вызвало возникновение действительных образов будды, нежели чем обыденные телесные элементы, совокупности и так далее. Таким образом, каждое из этих семи посвящений закладывает семена для того, чтобы быть способными накопить обширное количество положительного потенциала для будущего посвящения. В ритуале посвящения наш учитель, Калачакра, объясняет, что при каждом последующем посвящении мы накапливаем столько потенциала, сколько накапливают бодхисаттвы, когда они последовательно развивают бхуми, уровни сознания, после своего постижения пустоты ясным светом.
Общая структура семи посвящений
Процедура каждого из этих посвящений сложна. Мысленные представления предельно сложны и трудны для исполнения, если только мы не тренированы достаточно хорошо. Однако семь посвящений имеют общую структуру. Иметь обзор этой структуры полезно, чтобы оказаться способным следовать посвящению. Каждое посвящение использует ритуальный атрибут, определенные черты нашего тела или сознания и группу фигур мандалы. Давайте возьмем пример первого из семи — водного посвящения. Оно использует воду в вазе, наши пять телесных элементов и пять Будд женского рода.
Сначала мы отводим свое сознание от обыденных обликов воды и своих телесных элементов. Это делается путем сосредоточения на их пустоте — полном отсутствии невозможных вымышленных способов существования. Затем мы зарождаем их видимость в чистой форме — как пяти Будд женского рода, каждая из которых обнимает своего спутника. Не так важно мысленно представить все детали. Что наиболее важно — это устранить любые чувства, связанные с заблуждением и омрачением, которые могут возникнуть относительно того, как существуют вода и наши элементы, например, что вода по своей природе имеет дурной вкус из-за хлора или что наше тело по своей природе слишком тяжело, вне зависимости от того, сколько веса мы потеряли. Вместо этого мы зарождаем чувство, что вода и наши телесные элементы — это чистые вместилища, как они представлены Буддами женского рода, способные передавать блаженное осознавание пустоты, когда входят в контакт друг с другом. Чтобы усилить это чувство, наш учитель, Калачакра, растворяет существ глубокого осознавания в воде и наших элементах как Будд женского рода, как он делал с нами в качестве Ваджравеги во время церемонии подготовки в предыдущий день.
В этот момент есть три группы из пяти Будд женского рода — действительные пять в мандале, пять, которые были водой в вазе, и пять, которые были элементами нашего тела. Вначале настоящие Будды мандалы поднимаются со своих мест и дают посвящение Буддам женского рода, находящимся в воде в вазе. Последние затем транформируются обратно в воду, полностью наделенную силой передавать блаженное осознавание пустоты через ощущение от ее прикосновения. Пять Будд женского рода выходят из мандалы еще раз и касаются вазой макушек наших голов. Мы переживаем блаженное осознавание пустоты в то время, как нектар течет из вазы нам на темя, передавая посвящение пяти Буддам женского рода в нашем теле. Наш учитель, Калачакра, затем брызгает водой из раковины на пять мест нашего тела и глоток дает нам выпить. Это действует как условие для усиления нашего блаженного осознавания пустоты еще более. В конце Будды женского рода в мандале излучают из себя двойников, которые сливаются с Буддами женского рода в нашем теле, стабилизируя наше переживание.
Такая базовая структура повторяется для всех семи посвящений вхождения, подобно ребенку. Будон дает те же самые процедуры, что и Седьмой Далай-лама, за тем исключением, что он не упоминает спутников в соединении с Буддами женского рода в воде или в нашем теле. Конгтрул следует Будону в этом пункте относительно персонажей воды и вообще не упоминает, что элементы нашего тела преобразуются в Будд женского рода в начале процедуры. В его версии только Будды воды женского рода имеют в себе растворившимися существ глубокого осознавания, и здесь нет никакого упоминания того, что они получают посвящение или преобразуются обратно в воду в вазе. Специально приглашенные посвящающие персонажи, без упоминания о Буддах женского рода из мандалы, касаются вазой нашей головы и спрыскивают пять мест нашего тела. Только при опыте блаженного осознавания пустоты здесь появляется упоминание того, что наши элементы преобразуются в пять Будд женского рода, но здесь нет упоминания их спутников. Специально приглашенные будды и бодхисаттвы в форме пяти Будд женского рода без спутников и без двойников, которые бы излучались Буддами женского рода из мандалы, растворяются в Буддах женского рода в нашем теле. Когда мы получаем посвящение Калачакры, передаваемое в соответствии с текстом Будона или Конгтрула, мы или можем представлять себе только то, что явно описывает автор — и не больше, или можем вставлять детали, которые остаются недосказанными.
Если все эти представления слишком трудны для воображения, то лучше всего просто породить счастливое состояние сознания и нацелить его на то понимание пустоты, которое у нас имеется. Если мы сокрушаемся, что не способны придерживаться всех шагов, которые происходят, и расцениваем весь процесс как самосуще слишком трудный и невозможный для выполнения, мы теряем возможность заложить причинные семена для своей будущей практики. Поэтому чрезвычайно важно сосредоточиться на сущности процесса посвящения — получении сознательного переживания блаженного осознавания пустоты и чувстве — с убежденностью, — что мы теперь имеем соответствующий пункт для дальнейшей культивации в будущей медитации. Если мы присутствуем как заинтересованные наблюдатели, полезно оставаться внимательными к нашим базовым семенам и черпать из созерцания церемонии в качестве свидетеля вдохновение относительно будущего духовного развития. Если мы сосредоточимся на том, что нет ничего волшебного или странного в посвящении и тантрическом пути, и почувствуем по этому поводу счастье, мы уже добавим несколько кирпичей в фундамент этого развития.
Завершающие дополнительные процедуры
Есть несколько дополнительных шагов, добавляемых к последнему из семи посвящений вхождения, подобно ребенку, — посвящение последующего разрешения. Это посвящение, хотя оно носит то же название, отличается от церемонии последующего разрешения, которая иногда добавляется в дополнительный день после всего посвящения целиком. Здесь после процедуры, общей для предшествующих шести посвящений, наш учитель, Калачакра, помещает колесо Дхармы перед нашим сидением, текст — на наше колено и дает нам подержать раковину и колокольчик в правой и левой руках соответственно. Мы повторяем стихи, заново утверждая свое обязательство тренироваться в методе и мудрости, сущности Дхармы, чтобы помочь другим наиболее полным образом. Затем мы преобразуемся из желтого Ваджрного глубокого осознавания с черным спутником в полного синего Калачакру с желтой спутницей и получаем три главные мантры Калачакры, повторяя каждую трижды. Ни Будон, ни Конгтрул не упоминают этого преобразования. В конце нам дают одно за другим: глазную мазь, зеркало, лук и стрелы, которые закладывают семена для обретения соответственно концептуального понимания пустоты, последующего постижения всего подобным иллюзии и неконцептуального прямого постижения пустоты во время полного медитативного погружения.
Следующий шаг, добавляемый к посвящению последующего разрешения, это посвящение ваджрного мастера. Его не надо путать с великим посвящением ваджрного мастера, которое является последним комплексом из всех посвящений, передаваемым после четырех наивысших посвящений, когда посвящение Калачакры дается в его наиболее полной форме. Посвящение ваджрного мастера передает тесную связь для тела, речи и сознания. Для него атрибутами посвящения являются ваджра и колокольчик. Мы сами и ваджра преобразуемся в синего Ваджрасаттву, а колокольчик преобразуется в синюю Праджняпарамиту. Ни у кого из них нет спутников. Учитель, Калачакра, растворяет существ глубокого осознавания во всех нас троих. Пять Будд женского рода передают посвящение Ваджрасаттве и Праджняпарамите, которые были ваджрой и колокольчиком, и они превращаются обратно в эти ритуальные атрибуты. Затем нам дают подержать в руках ваджру и колокольчик в качестве тесных связей с нашим сознанием и речью, соответственно. Держание ваджры символизирует тесную связь нашего сознания с блаженным глубоким осознаванием пустоты, в то время как держание колокольчика представляет тесную связь нашей речи с постоянным обучением этому постижению пустоты. Смотря на наше тело в форме Ваджрасаттвы как на видимость, возникновение которой естественно вызвано блаженным глубоким осознаванием пустоты, мы тесно связываем свое тело с этой видимостью. Переживание блаженного осознавания пустоты в памятовании этих трех тесных связей наделяет нас способностью актуализировать их в будущем.
У Будона колокольчик преобразуется в желтую Вишвамату, для которой синяя Праджняпарамита является обычным замещением, как мы видели и на подготовительной церемонии. И он не упоминает о нашем преобразовании в Ваджрасаттву до тех пор, пока мы не получаем тесной связи для нашего тела. В этот момент мы возникаем как пара, обнимая Вишвамату, а не как одиночная фигура. Конгтрул сокращает посвящение ваджрного мастера и не упоминает ни о каком преобразовании ваджры, колокольчика или нас самих. Более того, он обрисовывает получение тесных связей только для сознания