Скачать:PDFTXT
Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр

религий немудро стараться принуждать каждого говорить на нашем собственном языке, использовать наши культурные метафоры и обращать в нашу собственную религию или политическую философию. Способ, чтобы воодушевить других к умственной открытости и восприимчивости по отношению к призыву к миру, — это обращаться к конкретным аспектам их собственной культуры, религии и политической философии, которые естественно резонируют с этой целью.

Пророчество о будущей мировой войне

Царь Манджушри-яшас предрек будущее варварское вторжение в 2424 г., когда антидуховные силы затеют вселенскую войну на захват или разрушение, не ограничиваемые этой планетой. Он посоветовал, чтобы люди этой будущей эпохи объединились таким же образом, как и его подданные. Он также предсказал, что силы со стороны Шамбалы, направляемые двадцать пятым правителем Калки, прибудут в это время на летающих кораблях, чтобы повернуть ход битвы и разбить вторгшиеся орды. На основе этого предсказания некоторые люди предположили, что Шамбала существует где-то во внешнем пространстве и что ее обитатели путешествуют на летательных аппаратах. В качестве подкрепляющего свидетельства они приводят верования аймарских индейцев Боливии и зулусов Южной Африки, что несколько тысячелетий назад внеземные существа принесли науку создания календаря и другие технологические умения на нашу планету. Мы должны, однако, быть осторожными, чтобы не совершать прыжка к скоропалительным заключениям. Хотя буддизм принимает присутствие разумной жизни в других частях Вселенной, но, как только мы открываем дверь для героев из внешнего мира, парящих на летающих блюдцах, мы открываем дверь и для ведьм, летающих на метле.

Комментарии на Калачакру объясняют, что войны против духовности должны пониматься на двух уровнях: как вторжения внешних орд варваров и как атаки внутренних скоплений варварских омрачений, направляемых заблуждением относительно реальности. Различные виды вооружения и силы, упоминаемые царем, которые должны быть использованы для победы, символизируют различные постижения, обретаемые посредством духовной практики, такие как сострадание, ясное видение реальности и так далее. Дом этих сил находится в сознании ясного света, которое, как и Шамбала в ее этимологическом значении, суть сфера блаженства.

Гелугпинский комментатор Калачакры пятнадцатого века Кэдубчже предостерег, что не надо рассматривать эти войны только на символическом уровне, и просил помнить, что они относятся также и к историческим событиям. Внешний, внутренний и иной круговорот времени равно реальны. Самый близкий пример в западной культуре — история об исходе в Ветхом завете. В мистической традиции иудаизма исход символизирует духовный путь. Рожденные в рабстве заблуждения, мы сначала должны освободить себя от наиболее грубых цепей и затем брести по пустыне дальнейшей духовной практики, пока не найдем землю обетованную. Этот символизм основан на исторических событиях, и его применение в качестве аналогии не ставит под вопрос тот факт, что событие действительно происходило. То же самое верно и относительно предреченной войны будущих времен.

Делясь технологиями, предотвратить войну

Как наилучшим образом действовать перед лицом угрозы войны? Царь Манджушри-яшас предположил, что передача достижений нашей культуры может отвратить захватчиков от их варварских методов без развязывания войны. Если другие смогут оценить преимущества, предоставляемые более чистым образом жизни, и эти достижения будут им доступны, тогда они легче смогут оставить свои насильственные методы. Царь использовал при этом пример с предоставлением технологических знаний Шамбалы для варваров и предостерег против хранения таких знаний в тайне. Мудрый совет царя уместен и сегодня. Всеобщее образование и равные возможности для самосовершенствования — это наиболее могущественные методы для предотвращения жестокого преступления.

Во времена царя Маджушри-яшаса были составлены и запущены в обращение таблицы положений планет, чтобы людям не нужно было производить сложных математических расчетов самостоятельно. В некоторых обществах того времени, однако, это было сделано с той целью, чтобы народ скорее потерял способность и умение проделывать вычисления самостоятельно. С одной стороны, это вынудило бы людей опираться на пандит, так называемых «экпертов», которые могли эксплуатировать невежество людей ради своей экономической выгоды и социального статуса. С другой стороны, это делало общество подверженным обману, поскольку те, кто распространял таблицы, могли с легкостью их подделывать.

Лидеры в те времена планировали восстания и нападения на основе благоприятных астрологических знаков. Стратегия, базирующаяся на позициях планет, данных в мошеннических официальных таблицах, была бы неправильна, и никто не имел бы знаний, чтобы проверить или исправить их. Чтобы избежать такой эксплуатации, было существенно важно, чтобы математика оставалась широко доступной каждому для обучения. Именно по этим причинам первая глава «тантры Калачакры» знакомит с математикой для расчета положений планет, времени затмений и создания лунного календаря, соотносящегося с солнечным годом.

Мы встретимся с подобными опасностями и в наше время, если люди станут настолько зависимы от калькуляторов и компьютеров, что не смогут больше производить простых арифметических подсчетов. И если мы вспомним, как трудно исправлять компьютерные ошибки в наших телефонных счетах или кредитных рейтингах, мы сможем оценить потребность для широкой аудитории в знаниях о том, как исправлять неправильную информацию.

Подобно тому, как описание Калачакры и современные научные описания Вселенной не эквивалентны, поскольку каждое из них служит для разных целей, соответственно и позиции планет, вычисленные этими разными методами, не соотносятся одна с другой. Главная задача астрономии и создания календаря в Калачакре — не вычисление навигационных систем для межзвездных полетов кораблей, но получение астрологической информации. Царь Маджушри-яшас объяснил, что, если мы будем вынуждены сражаться в войне, нам нужны астрологические средства, чтобы определить лучшие моменты времени для начала кампаний и атак. Это верно вне зависимости от того, внешние это битвы или внутренние. В этом контексте первая глава «тантра Калачакры» знакомит с разработанным корпусом астрологических расчетов и учений. Она составляет базу большой части тибето-монгольской системы астрологии, которая почерпнула остальную часть своих материалов из китайской традиции.

Карма и астрология

Поскольку иной круговорот времени — это метод для освобождения нас от доминирования внешнего и внутреннего круговоротов, от нашего пребывания под контролем кармы, крайне важно ясно понимать отношения между кармой и астрологией. Иначе астрология может просто увеличить предрассудки. Во времена царя Манджушри-яшаса астрологические предрассудки вели к широко распространенному обычаю жертвоприношения животных и даже людей Солнцу с целью обрести хорошую судьбу. Поэтому царь особо отметил, что небесные тела не являются причиной, чтобы те или иные события происходили в жизни. С буддийских позиций, никакие события не бывают фиксированы или предопределены, иначе освобождение и просветление были бы невозможны.

Каждая личность рождается с громадным набором кармических потенциалов, заложенных с безначальных времен прошлых жизней. Диаграмма рождения и предсказания, основанные на ней, — это только указание на доминирующую кармическую модель, с которой мы рождены. Наличествует и много других возможностей. Более того, астрологическая таблица имеет дело только с ограниченным числом вариантов, в то время как карма бесконечно сложнее. Как говорил Кэдубчже, если диаграмма рождения отражала бы все, тогда человек и собака, рожденные в одно и то же время и в одном месте, имели бы одинаковые личности и опыт. Подобно тому и если благоприятный день был бы благоприятным для всех, тогда никто не был бы ранен или убит в аварии в этот день нигде в этом мире. Астрологические конфигурации просто обеспечивают возможные условия для вызревания соответствующих кармических потенциалов. Без этих потенциалов ничего бы особенного не происходило, и даже при их наличии иногда для их созревания требуются еще дополнительные условия.

Астрология калачакры

Держа все эти моменты в уме, давайте кратко рассмотрим астрологический материал Калачакры. Подобно другим индийским системам, Калачакра имеет некоторые общие черты с древнегреческой астрологией. К ним относятся двенадцать знаков зодиака и их имена, семидневная неделя с днями, названными по имени небесных тел, и включение в рассмотрение Солнца, Луны и планет Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна.

«Тантра Калачакры» также говорит о северном и южном узлах орбиты Луны, которые здесь представлены как планеты. Эти точки называются Раху и Кету в индуистской астрологии, и Раху и Калагни в системе Калачакры. Хотя Луна и обращается в плоскости, близкой к плоскости обращения Земли вокруг Солнца, именуемой эклиптикой, эти две плоскости не совпадают в точности и пересекаются по оси, которая на небесной сфере отмечает северный и южный узлы орбиты Луны. Когда во время новолуния и Солнце и Луна находятся в районе (окрестности) одного из этих узлов, наступает лунное затмение. Когда при полной Луне Солнце и Луна находятся в противоположных точках, — наступает (может наступить) солнечное затмение. Символизм затмения — это основная тема, которая повторяется во внутреннем и ином круговоротах времени.

Как при описаниях Вселенной и расчетах позиций планет, астрологические системы различаются также и по своим целям. Западная астрология анализирует личность, основываясь на диаграмме рождения — позиции планет соответственно точному времени и местоположению рождения данного человека. Она предсказывает будущие переживания личности путем сравнения этих позиций рождения с тем, где располагаются небесные тела в различные моменты его или ее жизни. Индуистские системы также рассчитывают диаграмму рождения, но акцентируют внимание на развертывании жизни человека на протяжении периодов, управляемых последовательными планетами. Калачакра разделяет ориентацию и особенности индуизма, но особо выделяет предсказательную астрологию, основанную на применении самого календаря вместе с обширной комментирующей информацией.

Методология предсказания будущего

В астрологии Калачакры применяются две системы предсказаний. В первой эклиптика подразделяется на двадцать семь созвездий, а не на двенадцать знаков зодиака. Здесь каждому созвездию и каждому дню недели приписывается один из четырех элементов — земля, вода, огонь и воздух или ветер. Сравнением элемента дня недели с элементом созвездия, где Луна находится в этот день в определенное время, определяется благоприятность момента для таких действий, как сражение на поле брани, медитативное затворничество или уход в монашество.

Вторая система называется «возникновение из гласных». Санскритский алфавит имеет пять родов гласных: «а», «и», вокализированное «р», «у» и вокализированное «л». Они соотносятся с пятью элементами — пространства, ветра, огня, воды и земли. С гласной каждого рода связаны дифтонги и полугласные, например «э» и «я». Эта система приписывает получившиеся в результате тридцать гласных тридцати числам лунного месяца. Тот, кто хочет получить совет относительно того, что выйдет из его (ее) предприятия, консультируется с астрологом, который сравнивает элемент первой гласной имени клиента с элементом гласной, приписанной дате того дня, в который он или она задает вопрос. Также в этой системе каждому направлению приписывается какой-либо элемент. Так, астролог может применить подобные методы, чтобы определить лучшее направление, из которого конкретный генерал должен атаковать в определенный благоприятный день или из которого созерцатель должен подходить к ритуальному огню для совершения огненного подношения в завершение затвора.

Ознакомление с системой «возникновение из гласных» ведет к полному фонемному анализу санскритского алфавита — с приписыванием каждой букве одного из пяти элементов. Эта система имеет копию во внутреннем круговороте

Скачать:PDFTXT

Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать, Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать бесплатно, Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать онлайн