Скачать:PDFTXT
Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр

времени, но играет особенно заметную роль в ином круговороте. Она составляет основу для анализа на первый взгляд бессмысленных слов в мантрах, санскритских фразах, которые повторяются, чтобы помочь сохранять памятование образа Будды. Также она используется, чтобы понять «семенные слоги» — санскритские буквы, которые являются или начальными буквами, или кодовыми именами для того или иного образа Будды или же для одного из элементов. Подобно семени, они являются как бы отпечатком того, что обозначают и из чего проявляется то, что они означают. Во время посвящения и позднее, в медитативной практике, мы заново представляем их в определенных точках своего тела и порождаем из них различные образы и объекты. Когда мы сохраняем в уме соответствие пяти родов гласных пяти элементам, тогда эти мысленные представления, которые в ином случае вводили бы в замешательство, начинают обретать смысл.

Технология времен войны и времен мира

Следующая часть первой главы «тантры Калачакры» знакомит с технологией построения разных видов вооружения, таких как катапульты и огнеметы. Некоторые находят странным, что в буддийском тексте обсуждается, как вести настоящую войну, а не просто символическую войну против наших собственных омрачений. В конце концов, буддизм учит ненасилию. В объяснении истинного значения ненасилия Его Святейшество Далай-лама приводит следующий пример.

Однажды два созерцателя сидели вблизи бурного потока, когда туда пришел безумец с намерением переплыть поток. Оба созерцателя знали, что он определенно потонет. Они постарались отговорить его от переплывания реки, но тот не слушал никаких доводов. Один из созерцателей решил, что тут ничего не сделаешь, и вернулся к своему погруженному сосредоточению. Другой же поднялся и избил того человека до потери сознания, чтобы он не убил себя, переплывая реку. Кто из них совершил деяние насилия? Это был тот созерцатель, который не использовал возможности спасти жизнь. Таким образом, если все другие средства не справляются с тем, чтобы положить конец тяжелой ситуации, тогда, из желания предотвратить страдания других и не имея гнева или ненависти, нам надо не останавливаться в использовании силовых методов. Однако, поступая так, нужно иметь желание с готовностью принимать на себя болезненные последствия своих действий, даже если это означает адские страдания. Таково поведение бодхисаттвы.

Когда битва выиграна, технология времен войны обращается на мирные цели. Поэтому дальше в первой главе идут наставления по строительству каруселей и других увеселений для публики, чтобы отпраздновать победу; декоративных фонтанов, чтобы радовать их умы, и ирригационных систем, чтобы помочь им в быту. Создание мирной приятной обстановки обеспечивает подходящие условия, чтобы развивались дружеские взаимоотношения между людьми. Напротив, поддержание высокого уровня вооружений обеспечило бы скорее всего условия для недоверия и страха и для того, чтобы люди их использовали.

«Золотой век» Калачакры и «век водолея»

Эта глава завершается предсказанием золотого века, во время которого духовная практика Калачакры будет процветать. Используя индуистские имена для четырех эр мировой эпохи, но определяя их продолжительность по-другому, она предрекает, что нынешняя кали-юга, или темная эпоха, закончится с разгромом сил варваров в будущей войне. Новая золотая эра, которая наступит, начнется в 2424 году, — это дата, соотносимая в пределах нескольких лет с началом астрономического века Водолея, хотя литература Калачакры и не называет его таким именем.

Дата этого перехода эпох происходит из такого феномена, который известен как прецессия равноденствия, что означает сдвиг равноденствия назад. В астрономии и астрологии есть две общеупотребимые системы зодиака. В соответствии с системой «неподвижных звезд» (сидерический зодиак), используемой во всех индийских традициях, включая Калачакру, когда Солнце помещается в начало созвездия Овна на определенную эпоху, его позиция — это ноль градусов в Овне. В системе, используемой греками и на Западе, позиция ноль градусов Овна связана с солнечным календарем (тропический зодиак). В этом случае вне зависимости от астрономического созвездия, где оказывается Солнце, ноль градусов Овна — это позиция Солнца в момент весеннего равноденствия, когда день и ночь имеют одинаковую длительность. Относительно неподвижных звезд эта позиция ежегодно смещается немного назад, то есть против зодиака. Теперь она находится в созвездии Рыб, непосредственно предшествующем Овну. Когда она войдет в созвездие Водолея, начнется новый золотой век Водолея. Когда проповедники Нового времени (прим. пер.: Ньюэйдж) отстаивают близящееся наступление эпохи Водолея, они используют астрологическую терминологию для христианской концепции тысячелетнего царства.

Внешний круговорот времени продолжает прошлое рассветом нового золотого века. Вселенная снова пройдет через четыре эры, заканчиваясь следующей кали-югой. В это время из нашего континента этого мира (прим. пер.: имеется в виду «континент» буддийской космологии — Джамбудвипа) исчезнут учения нынешнего Будды. Учения Калачакры тогда перейдут в следующий из двенадцати континентов мира, и циклы повторятся. Так завершается первая глава «тантры Калачакры». Как мы видели, она дает важный совет относительно мира во всем мире, что делает ее изучение заслуживающим чрезвычайного внимания, даже если мы посещаем посвящение в качестве наблюдателя и никогда сами не займемся медитативной практикой Калачакры.

4. Внутренняя Калачакра

Вторая глава «тантры Калачакры» касается внутреннего круговорота времени. Она толкует о живых существах, которые живут в тех внешних условиях, которые проходят через внешний круговорот. Без некоторых базовых знаний материала этой главы трудно будет следить за многими процедурами посвящения и понимать их. Хотя этот материал сложен, приблизительное понимание его все же является ключом подхода к глубинным методикам по достижению просветеления через Калачакру.

Четыре типа рождения

Эта глава начинается с обсуждения наиболее грубого уровня внутреннего круговорота, то есть возобновляющихся смерти, бардо и перерождения. В общем, буддизм принимает четыре типа рождения: из утробы, из яйца, из тепла и влаги, и путем превращения. Поскольку система Калачакры уделяет особое внимание очищению элементов, рождения здесь классифицируются в соответствии с тем элементом, из которого они происходят. Рождение птиц из яйца называется рождением от ветра, поскольку птицы летают. Рождение млекопитающих из утробы называется рождением от огня, поскольку утроба теплая. Рождение насекомых из тепла и влаги называется рождением из воды, поскольку столь много насекомых можно найти летом вокруг прудов. Рождение деревьев из преобразования семени в почве называется рождением из земли. И наконец, рождение чудесных существ путем великого превращения — без периода беременности — называется рождением из пространства, поскольку они возникают из тонкого воздуха без каких бы то ни было помех.

Комментаторы прикладывают много усилий к тому, чтобы объяснить, что деревья здесь упоминаются только по аналогии и их включение в список состояний перерождений не должно пониматься буквально. Хотя растения — это форма биологической жизни, они не могут действовать с намерением, совершать выбор и — по причине заблуждения — закладывать кармические потенциалы своими добровольными действиями. Так происходит, потому что они не имеют сознания, определяемого в буддизме как просто ясность и осознавание, — познавательного базиса для кармических действий. Только одушевленные существа, в буддийских переводах известные как «живые существа», обладают сознанием. Тем не менее, включение деревьев в этот список указывает на то, что, подобно одушевленным существам, они достойны уважения и защиты. Поддержание мира приводит к доброму обращению не только с людьми и разными тварями, но и с лесами.

Для людей рождение также может происходить из утробы, яйца, тепла и влаги или путем превращения. Это не так странно, как кажется на первый взгляд. Обычное рождение происходит из утробы. Рождение из яйца — это рождение из соединения спермы и яйца, но во вместилище, отличном от самой пустой утробы. Младенцы из пробирки, без сомнений, попадают в эту категорию. Рождение из тепла и влаги, другими словами — не из спермы и яйца, может относиться к методикам клонирования. В случае рождения путем превращения в тот момент, когда жизнь начинается, человек уже полностью сформировался. Перерождение в виде андроида в компьютеризированном теле кажется ближайшим эквивалентом. Хотя тексты Калачакры не говорят явно об этих будущих формах человеческой жизни, но, когда мы соотносим классические буддийские категории и описания с современными научными достижениями, мы получаем интеллектуальные и этические рамки для того, чтобы включить таких личностей в общество.

Что переходит из одной жизни в другую?

Согласно другим тантрическим системам, таким как Гухьясамаджа, постоянно изменяющийся поток тончайшего сознания и тончайшего энергетического ветра перетекает из одной жизни в другую, вне зависимости от типа рождения, и проследует даже в состояние будды. Если вернуться к примеру с радио, которое играет вечно, если тончайшее сознание подобно радио, которое пребывает, тончайший энергетический ветер подобен тому электричеству, которое его питает. Пребывание радио и питание электрической энергией всегда происходят вместе «в одном пакете». Они не могут быть одно без другого. Подобно этому, тончайшее сознание и энергетический ветер вечно нераздельны. В действительности, все уровни сознания действуют на основе некоторой формы энергетического ветра, от которого они неотдельны.

Кармические «семена» или тенденции, так же как и кармические потенциалы, действуют попутно вместе с потоком нашего тончайшего сознания и энергетического ветра. Однако они не являются неотделимой частью пакета. Подобно самой карме, они являются тонкими формами, которые просто дают временную форму потоку нашего тончайшего энергетического ветра. Когда достигается просветление, они устраняются, подобно тому, как устраняются помехи в совершенно настроенном радиоприемнике.

Обеты — это тоже тонкие формы, которые путешествуют вместе и формируют поток сознания, создавая образ нашего физического, словесного и умственного поведения. Хотя обеты мирян и монахов по личному освобождению (обеты пратимокши) длятся только одну жизнь, обеты бодхисаттвы и тантрические обеты остаются в потоке, продолжающемся из одной жизни в другую, формируя поток сознания на всем пути к просветлению. Обеты подобны частоте конкретной радиоволны, на которую может быть прекрасно настроен приемник. В итоге, поскольку поток длительности каждого индивидуален, с каждым может условно соотноситься название, например «я». Это условное тождество, отмечающее индивидуальность каждого потока, также является частью того «пакета», который переходит из одной жизни в другую и в просветление.

Система Калачакры принимает и расширяет сверх того объяснения Гухьясамаджи по этим пунктам, но использует свою собственную отличную терминологию, такую как, например, ветры кармы. Так, она объясняет: то, что нераздельно с «пакетом» тончайшего сознания и энергетического ветра и переходит с ним из одной жизни в следующую и в просветление, — это тончайшая речь и тончайшая творческая капля. Тончайшая капля — это след частиц земли, воды, огня и ветра в несвязанной конденсированной форме. Продолжаемость этой капли подобна потоку электронов — следу атомов, составляющему то электричество, которое поддерживает работу радио.

Тончайшие творческие капли и частицы пространства

Тончайшие капли — это аналог частиц пространства. На протяжении пустых эпох между периодами проявления Вселенной физических атомов нет, но, тем не менее, частица пространства продолжается как конденсированный след несвязанных элементарных частиц той Вселенной. Подобно материи, всосанной в черную дыру, эти следы временно свободны

Скачать:PDFTXT

Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать, Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать бесплатно, Принятие посвящения Калачакры. Берзин Александр Буддизм читать онлайн