Пробуждение ума, просветление сердца Гьяцо Тензин.
Будда излагал много различных учений, соответствовавших различным интересам и склонностям его слушателей. Однако, все они описывают методы очищения сознания и достижения полностью пробуждённого состояния Просветления. Среди различных наставлений есть особый раздел учения о тренировке ума, или трансформации мышления, где специально описываются методы развития того, что называется «пробуждающимся умом», устремлённости к достижению Просветления ради помощи другим. Эти методы были принесены в Тибет индийским наставником Атишей, который обучал им своих тибетских учеников. От Хортёна Намха Пел эта традиция перешла к первому Далай Ламе, а от него – далее вплоть до моего коренного гуру, Кьябдже Линг Ринпоче (1903 – 1983), от которого её получил я.
Эти методы воплощают суть учений Будды – развитие пробуждающегося ума. Я рад возможности изложить их, поскольку практикую их сам. Хотя я и не обладаю всеми качествами, необходимыми, чтобы давать такие наставления, я испытываю великое уважение и преданность к этому учению. Я рад, что эти драгоценные наставления дошли от Будды до такого человека как я в эту эпоху упадка, когда учение Будды почти угасло. Преподаю ли я это учение, или вы слушаете или читаете его – мы не заняты никаким соревнованием. Мы не делаем это ради личной выгоды. Если это учение преподаётся из чистого побуждения помощи другим, нет опасности ухудшения состояния нашего ума; оно может только улучшиться.
Мы можем достичь Просветления только через практику освоения; без неё невозможно преобразовать наш ум. Единственной целью чтения и слушания буддийского учения является обретение нами способности правильно заниматься практикой. Поэтому надо как можно лучше стараться применять на практике то, что усвоено. В настоящее время случилось так, что мы обрели эту драгоценную жизнь свободных и удачливых людей, способных осуществлять такую практику. Надо использовать возможность. Хотя и важно заботиться о теперешней жизни, не следует заниматься только этим. Надо подумать и о своём будущем. Ведь мы очень мало знаем о загробной жизни, и судьба наша непредсказуема. Если загробная жизнь существует, очень важно позаботиться и подготовиться к ней. Теперь, когда мы обрели все условия для практики Дхармы, учения Будды, нам надо сосредоточить все свои усилия именно на этом и таким образом придать смысл своей жизни.
Мы можем сделать это, вступив на путь, ведущий к будущим благоприятным рождениям и, в конечном счёте – к Просветлению. Окончательным устремлением является достижение полностью пробуждённого состояния Будды потому, что даже будущее благоприятное рождение не очень надёжно. Размышление об общих и особых недостатках всего цикла существования – этого порочного круга рождения и смерти – приведёт нас к тому, что мы устремимся к освобождению от страдания. Кроме этого, мы должны быть заняты не только собой, но и благом всех остальных.
Особая методика преобразования ума описана в стихотворении «Тренировка ума по семи пунктам», прокомментированном в работе Хортёна Намха Пел «Лучи солнца». То, что называется умом, мыслью или сознанием – очень непростая тема. Имеет смысл проанализировать, что подразумевается под сознанием или умом, особенно в контексте буддийского учения, потому что согласно Будде не существует бога-творца; все явления возникают в зависимости от индивидуальных причин и условий. Нам придётся проанализировать эти причины.
Также как тепло огня не создано кем-то ещё, но природой огня является то, что он горячий; и как природой воды является её влажность, также есть нечто называемое сознанием или умом, на основании чего мы испытываем чувства удовольствия и боли. Вообще, если мы не знаем природы чего-либо, мы не можем преобразовать и использовать это. Не зная климатических условий местности, нельзя правильно выбрать время для посадки цветов. Так и, чтобы осуществить преобразование в уме, важно сначала определить, что такое ум, или сознание. Затем надо понять, как ум преобразуется.
Независимо от того, признаёте ли вы существование того, что называется умом или сознанием, ясно, что все испытывают удовольствие и боль, и что каждый стремится к счастью и избегает страдания. Это счастье, которого мы ищем и желаем, возможно благодаря сознанию. Поэтому необходимо определить природу сознания и тот процесс, которым мы можем изменять и тренировать его. Фактически, преобразование в уме можно осуществить только умом. Поэтому надо исследовать, возможно ли такое состояние, в котором мы были бы полностью свободны от всех негативных сторон ума, и каков действительный процесс достижения такой свободы.
Боль, удовольствие и страдание зависят от конкретных причин и условий. Поэтому важно определить негативные стороны ума, порождающие страдание, и попытаться преодолеть их. Также, можно развивать позитивные стороны ума, порождающие счастье.
Тренировка ума означает методику или процесс, которым можно преобразовать, или очистить ум. Во всех мировых религиях и, особенно, в буддизме есть методики для преобразования сознания. Но здесь представлена уникальная методика тренировки нашего дикого и омрачённого ума. Этот текст называется «Лучи солнца» потому, что он описывает методы, используя которые можно рассеять темноту неведения внутри ума. Темнота ума означает ошибочную идею «себя» и наше эгоцентрическое и эгоистическое воззрение – негативные стороны ума. Как лучи солнца рассеивают темноту, эти наставления рассеивают тьму неведения.
В начале своей работы автор, Хортён Намха Пел, который был учеником Цонкапы, выражает ему почтение как высочайшему наставнику, взывая к его состраданию. Слова «высочайший наставник» означают великие качества, которыми обладал Цонкапа – его отказ от привязанности к временным удовольствиям мира и достижение наивысших реализаций.
Выразив почтение Цонкапе, в следующих строфах автор приветствует Будду, автора методики тренировки ума; Ьудду будущего, Майтрею; и Бодхисаттву Мудрости, Манжушри. Далее упоминаются тибетские учителя тренировки ума, наставники традиции Кадам. Автор выражает почтение Будде, описывая его качества и то, как он, мотивируемый сильным состраданием и любовью к другим существам, практиковал шесть совершенств и четыре фактора для созревания умов других с целью освобождения их от их страданий и приведения их к полному освобождению и пробуждению ума.
Здесь, сравнивая со штурманом, доводящим корабль с пассажирами до места назначения, автор говорит о том, как Будда, управляя кораблём любви и пробуждающегося ума, ведёт других существ к Просветлению. Когда-то и он был обычным существом, как мы, но, побуждаемый сильным состраданием, он упражнялся, следуя пути, и смог преобразовать свой ум и достичь окончательного Просветления. Именно сострадание побуждало его к достижению такого состояния, именно сострадание сделало совершенным его Просветление, и именно сострадание побудило его учить других в соответствии с их различными склонностями и интересами.
Вот почему пробуждающийся ум является корнем всякого счастья и мира во всей Вселенной. В дальней перспективе это основа для достижения полного Просветления; но даже день ото дня, чем в большей степени мы сможем развить альтруистическое отношение, тем счастливее мы будем, и тем лучшая атмосфера будет окружать нас. С другой стороны, если эмоции будут беспорядочно блуждать, и мы будем легко впадать в ненависть и зависть, тогда мы с самого утра будем даже неспособны насладиться завтраком, а друзья будут избегать нас. Такие беспокойные эмоции раздражают не только наш собственный ум, но и умы других. В таких тяжёлых чувствах не может быть виноват кто-то другой, они являются результатом нашего собственного состояния ума. Вот почему альтруистическое отношение приносит великое чувство счастья и душевного покоя.
Чем более спокоен наш ум, тем более умиротворяющая атмосфера окружает нас. С другой стороны, страх и подозрительность возникают в результате эгоистического отношения и других негативных состояний ума. Эгоистическое отношение порождает страх и незащищённость, которые переходят в подозрительность. Поэтому даже для людей, не имеющих особой веры, важно обладать спокойствием ума. Когда обсуждают качества Будды, пробуждённый ум и сострадание всегда выделяют прежде всего.
Глава 1. Мотивация и устремление.
Какую бы практику Дхармы мы ни выполняли как буддисты, будь то молитвы, даяние или слушание учения, начинать следует со слов принятия прибежища и порождения пробуждающегося ума:
Вплоть до Просветления обращаюсь к прибежищу
В Будде, Дхарме и духовной общине.
Силой щедрости и других добродетелей
Пусть стану я Буддой ради блага всех существ.
Эта строфа заключает в себе суть всего учения Будды, и особенно учения махаяны, великой колесницы. Первые две строки посвящены прибежищу, а последние – порождению альтруистического пробуждающегося ума.
Все, кто принимают прибежище, имеют чувство близости и веры в Три Драгоценности: Будду, Дхарму – его учение и Сангху – духовную общину монахов и монахинь. Это является критерием, который определяет, буддист вы или нет. Если принимаете прибежище в Трёх Драгоценностях, вы буддист, в противном случае – нет. Прибежище можно принимать с различной степенью глубины, соответственно уровню своего понимания. Чем лучше вы поймёте природу Трёх Драгоценностей, тем большей будет ваша убеждённость в их исключительных качествах и тем глубже и увереннее станет ваше обращение к прибежищу в них.
Способы обращения к прибежищу различны. Один из них – это вера в Три Драгоценности при восприятии их как высших объектов относительно себя и желание обрести в них убежище, защиту и поддержку. Другой способ обращения к прибежищу в Трёх Драгоценностях – это преследование цели стать Буддой путём освоения их высочайших качеств знания и постижения. Эти два способа принятия прибежища демонстрируют различные уровни смелости и решимости. Одни ищут поддержки и защиты кого-то высшего во времена опасности и трудностей и нуждаются в его поддержке, чтобы выполнить то, что они наметили. Такие люди, фактически, не способны сами делать свои дела. Другие – более смелые. Они могут попросить некоторой поддержки в начале, но имеют решимость сами помочь себе. Они прилагают для этого все необходимые усилия, стремятся стать независимыми и усердно трудятся ради осуществления своих целей и освобождения от проблем.
При принятии прибежища есть и такие, которые не очень смелы. Они вверяют себя Трём Драгоценностям с молитвой о защите и убежище. Им не хватает уверенности и веры в самих себя, чтобы подняться до уровня Будды. Такова позиция людей, стремящихся только к своему собственному освобождению от страдания и перерождений. Те, кто стремится к освобождению всех существ, намного смелее. Они тоже вверяют себя Трём Драгоценностям и ищут в них защиты и убежища, но главной их целью является достижение наивысшего состояния Будды, чтобы иметь возможность наилучшим образом помочь другим. Такие люди имеют решимость устранить все следы тревожащих эмоций и осуществить безупречные качества Будды. Такой способ принятия прибежища является дальновидным.
Поскольку ясно, что обращение к прибежищу может принимать различные формы и осуществляться на разных уровнях, при произнесении стиха принятия прибежища необходимо размышлять о природе Будды, Дхармы и Сангхи и их особых качествах.
Силой щедрости и других добродетелей
Пусть стану я Буддой ради блага всех существ.
Эти две строки выражают пробуждающийся ум. Развивая это особое устремление, практикующий преследует цель достижения высочайшего Просветления в интересах всех живых