Скачать:TXTPDF
Пробуждение ума, просветление сердца. Гьяцо Тензин

к благородным атрибутам человеческой природы.

Жизнь человека имеет чрезвычайную ценность для осуществления как наших временных, так и окончательных целей. Временная цель здесь означает более высокое рождение, а абсолютная – нирвану и полное просветление. Эти цели драгоценны и трудно достижимы. Для их осуществления индивидуум должен быть в состоянии заниматься практикой и создавать необходимые причины. Только люди обладают возможностью и умственными способностями для осуществления этих целей. Если мы хотим родиться в высших мирах, нам необходимо воздерживаться от неблагих поступков и практиковать добродетели, такие как щедрость и терпение. Занимаясь правильными практиками, мы имеем возможность достичь нирваны и состояния Будды.

Обретя некоторую убеждённость в том, что жизнь свободного и удачливого человека редка и драгоценна, мы должны размышлять о её невечности. Хотя жизнь человека и обладает таким великим потенциалом, она скоротечна и непродолжительна. Согласно тексту, здесь надо осваивать три фундаментальные темы: определённость смерти, неопределённость времени её прихода и то, что когда смерть придёт, помочь сможет только наша личная духовная реализация. Эти положения легки для понимания и не вызывают интеллектуальных затруднений. Тем не менее, их необходимо осваивать снова и снова до обретения глубокой убеждённости. Каждый согласится, что все мы рано или поздно умрём. Определённость смерти не вызывает сомнений. Богатый и бедный, молодой и старый – все когда-то умрут. Смерть универсальна и едина для всех, никто не может ни отказаться, ни игнорировать этот жизненный факт.

То, что вводит нас в заблуждение, это неопределённость времени смерти. Даже несмотря на то, что мы знаем очень хорошо, что должны умереть, мы полагаем, что это случится через какое-то время. Каждый думает, что не должен умереть скоро, и держится за ложное верование, что смерть не придёт ещё многие годы. Это представление о длительном и неопределённом будущем, простирающимся перед нами, удерживает нас от серьёзных духовных усилий. Весь же смысл освоения непостоянства и смерти заключается в том, чтобы подвигнуть себя к активному занятию духовной практикой.

Позвольте мне изложить некоторые общие принципы, которые могут помочь сделать духовную деятельность плодотворной и результативной. Духовная практика состоит, как уже говорилось, из практических занятий и периодов между ними. Людям часто кажется, что духовная практика выполняется только во время занятий; помимо них они игнорируют потребность в ней. Важно осознать ошибочность такого подхода. Практика помимо медитативного освоения, важна в равной степени. Поэтому необходимо понимать, каким образом эти два вида практики дополняют друг друга. Духовное постижение, достигнутое при освоении, должно усиливать понимание, присутствующее между занятиями, и наоборот. Обретённое во время занятий вдохновение может побудить к развитию многих добродетелей, таких как сострадание, доброжелательность, уважение чужих достоинств и так далее. Во время занятий гораздо легче напустить на себя некоторое благочестие. Но подлинная проверка происходит при столкновении с внешним миром. Поэтому надо проявлять усердие в практике между занятиями.

Когда мы сидим, сосредотачиваемся и читаем молитвы, мы, конечно, испытываем некоторое умиротворение ума. Мы можем породить сострадание к нищим и нуждающимся и почувствовать больше терпимости к своим соперникам. Ум более расслаблен и менее агрессивен. Но этот импульс трудно по-настоящему удержать при встрече с обстоятельствами реальной жизни. Освоение во время занятия похоже на тренировку себя для встречи с реальным миром. Пока мы не достигнем гармоничного сочетания своего опыта практических занятий и периодов между ними, наши духовные усилия не будут иметь должного эффекта. Мы можем быть добрыми и сострадательными во время занятий, но если кто-то побеспокоит нас на улице или публично обидит, очень возможно, мы станем злыми и агрессивными. Мы можем даже немедленно ответить тем же. Если такое случается, вся доброта, терпимость и понимание, развитые во время занятий, мгновенно исчезают. Разумеется, очень легко быть сострадательным альтруистом, комфортно сидя на своём сидении, но проверка практики происходит при встрече с проблемой. Например, когда мы стоим на пороге конфликта с кем-либо, но воздерживаемся от него, это практика Дхармы. Когда мы имеем возможность уязвить кого-то, но воздерживаемся от этого, это практика Дхармы. Поэтому подлинная практика Дхармы – это контроль над собой в трудных обстоятельствах.

Чтобы сделать свою практику стабильной и продолжительной, надо заниматься постоянно. У того, кто практикует только при благоприятных обстоятельствах, мало надежды на достижение цели. Крайне важно практиковать учение день за днём, месяц за месяцем, год за годом. Любой, кто практикует постоянно, способен взрастить духовную реализацию. Поскольку все непостоянные феномены переменчивы, и наш грубый и дикий ум тоже когда-то станет дисциплинированным и мудрым, полностью расслабленным и умиротворённым. Такие удивительные качества ума можно взрастить просто через видение преимуществ благого мышления и образа действий и порочности омрачённий. Но, однако, для практикующего важно обучиться правильному методу и приобрести навык. В поисках духовной реализации не следует опираться на слепую силу.

Когда я получал учение от Хун-ну Ламы, он рассказал мне историю об одном человеке, который совершал обхождения в Лхасе. Кто-то другой выполнял практическое занятие в том месте, и, проходя мимо, первый человек спросил его: «Чем ты занимаешься?» – «Я осваиваю терпение», ответил тот. – «Ну, съешь дерьмо!» – сказал первый. И тогда второй вскочил с гневным криком. Этот пример ясно показывает, что подлинная проверка практики заключается в том, можем ли мы применить её в неспокойной ситуации. Возможно, время между занятиями даже важнее для практики, чем само занятие. Во время занятия мы, фактически, заправляемся, или заряжаемся силой, чтобы продолжать практику после занятия. Поэтому, чем лучше мы натренируем ум во время занятий, тем больше у нас будет способности противостоять дальнейшим трудностям.

В тексте объясняется суть особой человеческой жизни, наделённой свободой практиковать Дхарму. Тех, кто обладает свободой и возможностью выполнять практику Дхармы, не обременяют ложные воззрения. Они свободны от оков рождения животным, голодным духом и обитателем ада. Они избежали рождения там, где не распространено учение Будды, то есть в отдалённой варварской местности. А также они не родились глухонемыми или умственно отсталыми.

Представьте, что вы родились бы птицей и были бы заняты исключительно поисками пропитания. У вас не было бы возможности практиковать Дхарму. К счастью, мы родились не птицей или животным, но человеком. Но даже человеком мы могли родиться в отдалённой местности, где учение Будды неизвестно. Наши благосостояние и интеллект не имели бы значения; у нас не было бы возможности практиковать Дхарму. Мои западные друзья приезжают из таких мест, где буддизм не практиковался. Но по причине перемен и их благой направленности мы смогли встретиться разделить учение друг с другом. Было время, когда Запад назывался отдалённой местностью, где люди не обладали свободой для осуществления практики. Мы должны ценить не только то, что родились людьми, но и то, что все мы теперь обладаем необходимыми условиями для практического осуществления Дхармы.

Человеческая жизнь является наиболее подходящей основой для достижения нирваны и состояния Будды. Поскольку мы обрели такую великую возможность, ничего не может быть хуже, чем упустить свой шанс использовать её. Мы обрели это драгоценное человеческое рождение в результате накопления в прошлом великой добродетели. Теперь мы должны извлечь из него пользу путём продолжительной практики Дхармы. Иначе мы будем как древние кладоискатели, которые в поисках сокровищ отправлялись за океан на огромные расстояния затем лишь, чтобы вернуться с пустыми руками. Это человеческое тело подобно кораблю, на котором мы можем пересечь океан страданий циклического существования. Обретя его, мы не имеем времени спать, не занимаясь практикой.

Жизнь свободного и удачливого человека очень трудно обрести, поскольку очень трудно создать для неё причины. Большинство людей заняты неблагой деятельностью, и потому большинство из нас ожидают низшие рождения. На основе теперешних дел и поведения большинству из нас будет трудно в следующей жизни родиться людьми. А если мы не обретём человеческой жизни, мы будем заняты только неблагой деятельностью, без возможности практиковать Дхарму.

Жизнь свободного и удачливого человека редка и просто в количественном отношении. Если сравнить количество существ мира людей с количеством существ в животном и других мирах, ясно, что животные и птицы гораздо многочисленнее. Даже обретя человеческую жизнь, лишь очень немногие обращаются к практике Дхармы. Поэтому нам надо сознательно породить желание извлечь смысл из нашей человеческой жизни.

Из того, что мы уже обсудили, ясно, что жизнь свободного и удачливого человека крайне редка. Те из нас, кто обладает всеми особыми её чертами, должны осознать, что они обладают возможностью осуществить великие свершения. Прямо здесь, где я преподаю священную Дхарму, нас окружают бессчётные птицы и насекомые. Но, не говоря уже о понимании этих учений, они не имеют ни малейшего благого помысла. Они думают только о пропитании. Этого не достаточно, чтобы Дхарма стала доступной для них. Существам нужна рабочая основа, которая позволила бы им понять и применить учение на практике.

По причине глубоких корней традиции буддизма великой колесницы в Тибете тибетцы от рождения впитывают определённые позитивные качества. Они говорят добрые и сочувственные слова. Даже в отдалённых кочевых поселениях неграмотные тибетцы молятся о благе всех живых существ, думая обо всех о них как о своих матерях в прошлых жизнях. Я встречался со многими людьми из таких мест, которые просили меня поскорее вернуться в Тибет ради всех существ-матерей. Иногда это забавно, как они думают о существах-матерях только в Тибете и больше нигде. Как бы то ни было, важно то, что по причине своего сострадания они имеют сильную устремлённость заботиться о живых существах.

В старину буддизм процветал в Китае, и тибетцы верили, что китайские императоры были воплощениями Манджушри, Бодхисаттвы Мудрости. Оглядываясь назад, я думаю, что мы были наивными в своей искренности и не получили в ответ того же. В результате нам тибетцам пришлось пострадать. С тех пор, как китайские коммунисты пришли к власти, произошли великие политические катаклизмы. Они ненавидят буддизм, как если бы он был отравой. По причине идеологии китайцы относятся друг к другу с враждой, подозрительностью, завистью и другими негативными чувствами. К кампании по уничтожению по идеологическим соображениям птиц и насекомых, были привлечены даже дети. Такие условия подавляют их естественные инстинкты доброты и благого поведения. С другой стороны, в тибетских семьях старшие прилагают все усилия, чтобы оказать благое влияние на умы молодёжи.

Жизнь свободного и удачливого человека можно рассмотреть с различных сторон. Нас характеризует не просто рождение людьми. Представьте себе рождение в так называемые тёмные времена, когда Будда не является в человеческий мир. Можно обладать богатством, властью, влиянием, но в духовном отношении вы будете находиться во тьме. В такие времена в мире нет Дхармы.

Важно понимать, что означает практика учения. Различные методы и процедуры прямо или

Скачать:TXTPDF

Пробуждение ума, просветление сердца. Гьяцо Тензин Буддизм читать, Пробуждение ума, просветление сердца. Гьяцо Тензин Буддизм читать бесплатно, Пробуждение ума, просветление сердца. Гьяцо Тензин Буддизм читать онлайн