Скачать:TXTPDF
Пробуждение ума, просветление сердца. Гьяцо Тензин

не имеющей чувства милосердия, стыда и пристойности, могут они наслаждаться миром и счастьем?

Страдание старости подкрадывается к нам так, что мы с трудом замечаем его. Фактически, старение начинается с самого момента нашего рождения. Оно поражает нас медленно, и, хотя старость неприятна, её постепенное наступление делает её терпимой. Достигая возраста двадцати лет, мы становимся взрослыми. В возрасте около сорока часть наших волос белеет, а часть – выпадает. Странным образом это оценивается как признак зрелости и достоинства. Поскольку старение не очень заметно, мы не видим, какой степени оно достигло. Стоит помнить тот важный факт, что старение является частью нашей физической конституции. Это не что-то привнесённое извне. Пока мы обладаем этим загрязнённым телом, мы будем подвержены страданиям рождения, старости, болезни и смерти. Самым разумным и эффективным средством устранения этих мучений является устранение их причины.

В наши дни развитая медицинская наука приписывает многие причины заболеваний внешним факторам, таким как бактерии и вирусы. Но фундаментальная причина заключается в нашем физическом устройстве. Наше тело подвержено болезням. Все наши физические и психические составляющие, включая тело, являются продуктами загрязнённых действий и тревожащих эмоций. Поэтому наши недомогания имеют как физический, так и психический аспекты. Мы страдаем, потому что такова природа нашего тела. Однако, нет смысла не любить за это своё тело. Самая мудрая стратегия заключается в том, чтобы выявить причины страдания и устранить их. Пока мы подвластны тревожащим эмоциям, подлинное счастье отыскать нелегко.

Задача созерцания страданий состоит не в том, чтобы причинить ещё больше беспокойства, но чтобы вдохновить нас искоренить его причины. Правильно осуществляемая практика освоения приводит к прекращению страданий и их причин. С этой точки зрения, разумный человек может увидеть глубочайшую мудрость в том, что Будда начал своё учение с четырёх благородных истин. Оценивание достоинств нирваны и недостатков цикла существования естественным образом побуждает к осуществлению такой практики как три вида обучения – нравственности, сосредоточению и мудрости. Это тот путь, который может привести нас к состоянию освобождения.

Альтруистическое мышление пробуждающегося ума является вратами в великую колесницу. Буквально это означает раскрытие, или расширение ума. обычно мы целиком и насквозь поглощены своими собственными интересами и благополучием. Однако, такие интересы, независимо от степени их важности, направлены лишь на одну личность. Другие существа безграничны числом, и потому их интересы и благополучие намного важнее интересов и благополучия одной личности. Порождая пробуждающийся ум, вы расширяете сферу своего внимания и заинтересованности до блага всех без исключения. Направленность на достижение полностью пробуждённого состояния Будды ради блага всех существ является чистым и могущественным устремлением. В результате, как другие, так и мы сами обретём постоянное счастье и покой.

Важно осознавать, что тревожащие эмоции и препятствия к полному знанию – ничто иное, как случайные загрязнения в уме. Они не присущи природе сознания, и поэтому могут быть полностью устранены. Следствием этого является то, что Всеведение достижимо для нас. Естественно, если мы достигнем его, мы сможем наилучшим образом помочь другим. Для принесения настоящей пользы недостаточно только желания и искренности. Необходимо понимать все индивидуальные интересы, способности и умственные склонности. Тогда наша деятельность, направленная на осуществление блага существ, будет эффективной, и мы сможем постепенно привести их к состоянию Будды.

Пробуждающийся ум – это самое благое и высочайшее мышление. Чтобы породить его, стоит использовать любые методы и средства. Даже в обыденной жизни высоко ценятся доброта и душевность. Это ясно даже в отношении животных, таких как кошки и собаки. Добрые и более миролюбивые собаки вызывают лучшее к себе отношение, чем злые. То же справедливо и в человеческом обществе. Всем нравится находиться рядом с добрыми людьми. Их миролюбие и спокойствие доставляют утешение и радость.

Когда глава семьи – человек добрый и понимающий, остальные члены семьи наслаждаются душевным покоем. Споры и разногласия, конечно, случаются, но когда отношение к ним основано на прощении и забывании дурного, они перестают быть настолько разрушительными. Такое положение вещей создаёт прочную основу для покоя и процветания семьи. Когда глава семьи – человек агрессивный, ограниченный и эгоистичный, всё наоборот. Даже на индивидуальном уровне мы все ценим доброту и чистосердечие. Если мы питаем неприязнь к окружающим, мы естественным образом начинаем относиться к ним с подозрением. Это ведёт к порочному кругу вражды. Можно ли наслаждаться покоем и счастьем при таких условиях?

Люди по своей природе не эгоистичны, поскольку эгоизм – это форма изоляции. Мы по сути общественные животные, зависимые от других в своих потребностях. Мы достигаем счастья, процветания и развития через социальное взаимодействие. Поэтому доброе и позитивное отношение является источником счастья. А пробуждающийся ум является высочайшим среди всех видов такого благого мышления. Это то, что побуждает стремиться к обретению непостижимых качеств полностью пробуждённого Будды с целью принести благо безграничному количеству существ. Это драгоценное мышление придаёт внутреннюю силу благородным деяниям Бодхисаттв, пробуждающихся победителей, вступивших на путь к просветлению. Поэтому, осознавая ценность пробуждающегося ума, мы должны делать его главной темой своей практики.

Глава 5. Пробуждающийся ум.

Порождение пробуждающегося ума – единственный способ вступления на путь великой колесницы. В великую колесницу входят всего две колесницы: колесница сутры и колесница тантры. В какую бы из них вы ни захотели вступить, сделать это можно только через пробуждающийся ум. Кто имеет пробуждающийся ум – принадлежит великой колеснице, но как только он отходит от пробуждающегося ума – он выпадает из неё. Даже тот, кто связан страданием цикла существования, в момент порождения пробуждающегося ума становится объектом уважения даже для Будд, которые сами являются уже пробуждёнными. Также как осколок бриллианта сам по себе является превосходной драгоценностью дороже иных украшений, подобный бриллианту пробуждающийся ум, даже когда он слаб, затмевает все достоинства устремлённых к личному освобождению. В «Драгоценной гирлянде» Нагарджуна говорит, что если вы желаете достичь непревзойдённого состояния высочайшего Просветления, его источником является пробуждающийся ум. Поэтому породите пробуждающийся ум – устойчивый как царь гор.

Те, кто не развил пробуждающегося ума, не могут вступить в тайную практику тантры. Доступ к тантрийским учениям открыт только для получивших специальное посвящение, а не обладая пробуждающимся умом, получить тантрийского посвящения нельзя. Это ясное утверждение о том, что вступление в тайную колесницу также зависит от обладания пробуждающимся умом.

Пробуждающийся ум – семя состояния Будды. Он поле, на котором произрастают все благие достоинства. Он земля, на которой всё держится. Он бог богатства, устраняющий всякую бедность. Он отец-защитник всех Бодхисаттв. Он исполняющая желания драгоценность. Он волшебный рог изобилия. Он копьё, разящее враждебные тревожащие эмоции. Он броня, защищающая от неправильных мыслей. Он меч, обезглавливающий тревожащие эмоции. Он оружие, отражающее любую угрозу. Он крюк, вытягивающий из вод цикла существования. Он вихрь, рассеивающий все препятствия для ума и их источники. Он суть учения, включающая в себя все молитвы и деятельность Бодхисаттв. Он святыня, достойная подношений от любого.

Поэтому, обретя эту драгоценную жизнь свободного и удачливого человека и встретившись с полным учением Будды, мы должны в высочайшей степени ценить пробуждающийся ум. Тибетскую буддийскую традицию настолько ценной делает именно то, что она включает в себя драгоценные методики порождения пробуждающегося ума. Существование этой традиции взращивания любви и сострадания и развития заботы о благе других – крайне благоприятный факт. Сам я считаю возможность преподать это учение в такие времена чрезвычайной удачей. Также и вы крайне удачливы, имея возможность прочитать об этом бесценном состоянии ума.

Не следует думать о пробуждающемся уме только как об объекте почитания и уважения. Это нечто, что нужно породить внутри себя. Мы обладаем способностью и имеем возможность осуществить это. Можно быть ужасно эгоистичным человеком в раннюю часть своей жизни, но, имея решимость, можно изменить себя. Можно сравняться с теми, о ком в молитве говорится, что они «никогда не трудятся ради себя, но всегдаради блага других».

Будучи людьми, мы обладаем разумом и отвагой. Если использовать их, можно осуществить задуманное. Лично у меня нет пробуждающегося ума, но на четвёртом десятке лет своей жизни, я много размышлял о четырёх благородных истинах и сравнивал возможность достижения освобождения и развития пробуждающегося ума. Я считал, что могу достичь освобождения. Но думая о пробуждающемся уме, я считал его чем-то очень далёким. Мне казалось, что хотя он и прекрасен, его очень трудно осуществить.

Прошло время, и, вступив в свой пятый, а затем и в шестой десяток, я, хотя и всё ещё не развил пробуждающегося ума, но чувствую, что приблизился к нему. Теперь я думаю, что, может быть, разовью его если буду трудиться достаточно упорно. Слушание и размышление о пробуждающемся уме одновременно и радует, и печалит меня. Как и все, я испытываю негативные эмоции, такие как гнев, зависть и соперничество, но я также чувствую, что приближаюсь к пробуждающемуся уму благодаря продолжительному знакомству с ним. Уникальным качеством ума является то, что овладев неким предметом, он обретает в этом устойчивость. В отличие от физического развития, которое естественным образом ограничено, качества ума можно развивать безгранично. Ум как огонь, который будет разгораться, если его постоянно питать. Нет ничего, что не становилось бы бы проще при наличии знакомствома.

Первым действительным шагом в развитии условного пробуждающегося ума, занятого интересами других, является оценка преимуществ заботы о других и порочности себялюбия. Главной практикой для развития такого пробуждающегося ума является обмен себя на других. Его можно выполнять разными способами, но одно является общим для всех вариантов: сначала необходимо полюбить всех живых существ. Необходимо думать о них как о приятных и привлекательных и пытаться взрастить сильное чувство привязанности к ним. Это требует порождения чувства равностности, управляющего нашими эмоциями, неустойчивыми по отношению другим существам.

Чтобы осуществить это, очень полезно представлять перед собой трёх людей: своего родственника или друга, своего врага и кого-то, к кому вы относитесь нейтрально. Наблюдайте свою естественную реакцию на них. Обычно мы предрасположены испытывать близость к своим родственникам, держаться на дистанции от врагов и относиться безразлично ко всем остальным. Думая о своей подруге, вы чувствуете к ней близость, и у вас сразу же возникает чувство заботы о её благе. Думая о враге, вы сразу чувствуете неудобство и неловкость. Его трудности могут даже доставить вам удовольствие. Думая о том, к кому относитесь нейтрально, вы обнаруживаете, что на самом деле вас не заботит, испытывает ли этот человек горе или счастье. Вы чувствуете безразличие. Когда вы осознаете такое колебание эмоций, спросите себя, оправдано ли оно. Если вы представите, что ваша подруга вредит вам, ваша реакция на неё изменится.

Те, кого в настоящее время мы называем своими друзьями,

Скачать:TXTPDF

Пробуждение ума, просветление сердца. Гьяцо Тензин Буддизм читать, Пробуждение ума, просветление сердца. Гьяцо Тензин Буддизм читать бесплатно, Пробуждение ума, просветление сердца. Гьяцо Тензин Буддизм читать онлайн