ни были, понимаем важность того, что полезно в дальней перспективе. Несмотря на то, что с безначального времени мы заботились только о счастье и о том, как избежать страдания, наше теперешнее бедственное положение очевидно для всех. Безотносительно того, занимаем мы высокое или низкое положение, богаты мы или бедны, мы ежедневно боремся со множеством трудностей и несчастий. При обычном обмене приветствиями люди справляются о здоровье друг друга. Поначалу беседа легка и приятна, но, если есть некоторое время для непринуждённого разговора, появляются неизбежные жалобы.
Безмерно длительное время мы эгоистично лелеем себя, но то, как мы это делаем, можно назвать упрямством глупца. В результате мы не достигли ничего, на что могли бы по-настоящему положиться. Теперь мы имеем возможность изучить это драгоценное учение и способность различать, что следует сделать, а от чего надо отказаться. Мы должны осознать, что себялюбие – наш заклятый враг, и не позволять ему овладевать нами. Мы должны вести против него войну всеми возможными средствами. Осознавая, что забота о других – источник всех достоинств, мы должны делать всёвозможное, чтобы взращивать её. Такое принятие ответственности за благо тех, кем вы раньше пренебрегали, называется обменом себя на других.
Для развития силы духа существует практика принятия и отдачи. Сосредотачиваясь на принятии на себя страданий других, вы усиливаете сострадание, а сосредоточением на отдаче своего счастья вы воспитываете чувство любви. Именно так практика принятия и отдачи соотносится с освоением любви и сострадания. Согласно некоторым наставлениям сначала выполняют принятие, а затем отдавание. Другие наставления представляют это в другом порядке. Как бы она ни выполнялась, практика принятия с состраданием и отдачи с любовью порождает особое решение освободить всех существ от страдания, и это приводит к пробуждающемуся уму.
Порождение любви и сострадания крайне важно в начале, в середине и в конце пути, когда достигается состояние Будды. Способность осуществления целей живых существ обретается исключительно путём достижения полностью пробуждённого состояния Будды. Такие практики как четыре способа привлечения учеников (даяние, приятная речь, обучение и деятельность, соответствующая учению) и шесть совершенств (щедрость, дисциплина, терпение, усилие, сосредоточение и мудрость) на самом деле выполняются в зависимости от живых существ. Все плодотворные практики великой колесницы осуществляются ради блага других. Поэтому, когда бы в центре вашего внимания ни оказалось живое существо, смотрите на него с любовью и состраданием, думая: «Я достигну полного пробуждения в зависимости от таких существ как это».
Также как хороший урожай пожинается, когда здоровые семена посажены в удобренную почву, превосходный урожай состояния Будды пожинается в результате заботы о живых существах. Заботой о благе живых существ можно достичь и хорошего рождения, и полного пробуждения Будды. Многочисленные страдания животных, голодных духов и обитателей ада являются результатом нанесения вреда живым существам. Пренебрегая благом живых существ, вы столкнётесь с муками поедания других и поедания вас другими, голода и жажды, а также неодолимой и немилосердной боли.
Разумеется, некоторые существа могут быть весьма вредоносны по отношению к вам. В основном это результат вашей собственной негативной деятельности, на протяжении многих жизней побуждавшейся тревожащими эмоциями. Вред, который вы в прошлом наносили другим, действует как вспомогательное условие. Когда причины и условия активизируются, и внутри ума других существ возникают негативные мысли, они вредят вам. Тем не менее, те самые существа, которые вредят вам теперь, много раз были вашими матерями в прошлых жизнях. В других жизнях, когда они рождались животными, вы ели их мясо, пили их кровь, обгладывали их кости, пользовались их кожей, пили их молоко и так далее. Поэтому, если теперь у вас возникают некоторые трудности с этими существами, надо уделить больше внимания тому, чтобы отплатить им за ту великую доброту, которую они выказывали вам в прошлом. Чувствуйте к ним благодарность и любовь, желая, чтобы они были счастливы. Размышляйте, что даже когда они вредят вам, они дают вам возможность развивать терпение. Это пример того, как надо культивировать практику шести совершенств в связи с добротой живых существ.
Именно живые существа могут дать вам состояние Будды. Будь то ваш враг или друг, если вы способны воспринимать как своих духовных друзей тех, кто в противном случае является объектом тревожащих эмоций, вы будете счастливы, где бы вы ни оказались. Вы считаете очень добрым духовного учителя, который преподал вам учение, являющееся причиной освобождения и просветления. И точно также надо помнить о доброте всех живых существ, которые дают вам возможность развивать терпение. Забыть об этом – всё равно, что получить в подарок великолепную пищу и выплюнуть её.
Если вы способны практиковать так, тогда, как говорится, «Смелый сумеет пересечь равнину мечей, потому что всегда найдёт оружие по руке», или «Отправившись на остров сокровищ за драгоценностями, найдёшь сокровища в таком изобилии, что не найдётся камня, чтобы отогнать собак». Не будет времени, когда вы не будете заняты тренировкой ума. Не будет ничего, что вы будете видеть препятствием для своей практики. Нужно взращивать терпеливость, которую не смутит вред или противостояние извне. Чем больше вам вредят, тем большее терпение и сострадание должны вы быть способны развить по отношению к вредящим вам. Если вы способны на такое, тогда, даже если вам досаждают противники, это станет источником блага и сострадания. Это практика, в которой сведены вместе все учения. Выполнение её – как панацея от всех недугов. Если у вас есть такая практика тренировки ума, не важно, как вы её называете. Богиня Палден Лхамо имеет сотню имён и тысячу отличительных черт; каким из имён её ни зови, это её имя. Этот совет о превращении несчастий в путь к просветлению ещё раз кратко даётся в «Подношении духовному наставнику»:
Хотя мир и его обитателей заполняют плоды злодеяний,
И нежеланные страдания льются на меня дождём,
Вдохновите меня увидеть это как средство истощения результатов дурных поступков,
И принять эти неблагоприятные условия как путь.
Где бы мы ни жили и с кем бы ни общались, мы всегда недовольны и указываем на то, что другие делают неправильно. В результате мы всегда несчастливы. Нет нужды усложнять преимущества заботы о благе других и недостатки себялюбия. Нет нужды говорить больше; просто посмотрите на разницу между обычными, незрелыми людьми, которые трудятся ради своей собственной выгоды, и Буддой, который трудится ради осуществления целей других.
Есть разница между двумя подходами к взращиванию заботы о благе других. Живых существ можно видеть в приятном свете, вспоминая ту доброту, которую они проявляли к вам на протяжении многих жизней. Вы отвечаете на их доброту. Однако, такое отношение граничит с соглашательством: «Я позабочусь о вас, потому что вы были добры ко мне, а иначе, чего мне беспокоиться?» С другой стороны, культивируя заботу о благе других существ просто потому, что они, как и вы, желают счастья и не хотят страдать, вы не думаете о том, были они вам полезны или нет. Вы просто думаете, что они имеют ту же природу стремления к счастью и нежелания страдать, что и вы, и что они имеют такое же право на обретение счастья и устранение страдания. Я думаю, для некоторых такое умозаключение полезнее и эффективнее. Если сравнивать себя с другими, даже несмотря на то, что вы имеете право на счастье, вы лишь один человек, тогда как другие существа бесчисленны. Ваши собственные счастье и страдание связаны с другими не только в этом смысле, но, также, чем больше вы помогаете другим, тем счастливее станете вы сами. Чем больше вы вредите или пренебрегаете другими, тем более вы будете несчастны. Поэтому принесение в жертву своих собственных интересов ради пользы большинства – более разумный подход. Таковы краткие наставления о том, как практиковать обмен себя на других.
Практику взращивания пробуждающегося ума можно породить в своём сердце, осваивая сначала любовь, а затем сострадание. В тексте говорится:
Практикуй сочетание отдавания и принятия.
Любовь осваивается путём сосредоточения на отдавании другим живым существам своего тела, богатства и достоинств. Если посвящать своё тело, богатство и добродетели другим, они послужат некоторой цели. Если оберегать и копить их для себя, они принесут только несчастье. Сначала необходимо осваивать преимущества тренировки ума в порождении любви путём сосредоточения на отдавании этих предметов. В одной из сутр говорится, что даже если совершить подношение бесчисленных миров Вселенной бесчисленным высшим существам, благо от этого не сравнится с благом, возникающим от порождения любви даже на мгновение. Также, Нагарджуна говорит, что благо, накапливаемое освоением любви даже в течение мгновения, превосходит благо, накапливаемое даянием голодным трёх сотен порций еды три раза в день.
Мы, тибетцы, когда бы ни столкнулись с болезнью или другой причиной несчастья, вместо освоения любви и сострадания склонны говорить о воздействии злых духов. Это позор для буддийских практиков. Мы заявляем о своём неверии во внешние творящие силы. Однако, если вместо того, чтобы думать о силе своего собственного ума, всегда возлагать ответственность за свои трудности на злые силы, это само по себе великая проблема. Говорить о своём неверии в бога-творца и в то же время действовать так, как если любой успех зависит от удовлетворения духов, а всё страдание происходит от их неудовольствия, значит выхолащивать Дхарму. В некоторых случаях злые духи могут причинить трудности. Но главный источник проблем находится внутри нас самих. Мы испытываем негативные переживания по причине своих дурных поступков.
Иногда, когда мы думаем, что сталкиваемся с негативными силами или злыми духами, мы пытаемся прекратить это, прося кого-то выполнить специальный ритуал для отвращения злых духов. Но на самом деле эти проблемы преодолеваются любовью и состраданием. Иногда, если я обнаруживаю воздействие некоторых вредоносных духов, я специально сосредотачиваюсь на любви и сострадании к ним. Я чувствую, что это помогает. Освоение любви и сострадания – лучшая защита.
Бодхисаттва, который удалился в уединение для занятия практикой освоения, обращает свой ум вовнутрь и до самой глубины своего сердца сосредотачивается на том, как помочь другим. Это сосредоточение имеет два предмета: даяние живым существам, населяющим мир, и даяние окружению, в котором они обитают. Разумеется, поначалу невозможно по-настоящему отдать своё тело. Этого не следует делать до тех пор, пока наша практика как метода, так и мудрости не обретёт глубину и стабильность. Однако, если не свыкаться с такой идеей, в будущем будет трудно развить необходимую для этого смелость. Поэтому для начала можно визуализировать отдавание своего тела. Как это следует делать?
Прежде всего, думайте о том, как все живые существа одинаковы в своём желании счастья и нежелании страдания, и как им не хватает счастья. Когда у появляется сильное чувство этого, думайте о