как и всегда. Даже несмотря на то, что я неспособен постичь всю глубину его учения, я могу понять его замысел в отношении объяснения двух истин (абсолютной и условной), четырёх благородных истин (страдания, его происхождения, прекращения и пути к прекращению) и так далее. Поскольку я слушал и размышлял о философском учении, преподанном Буддой так давно, вряд ли найдётся что-то, что не имеет для меня смысла. Я извлекаю из его учения великую пользу и верю, что другие, в свою очередь, могут извлечь пользу из моих слов. Именно с этим намерением помочь я делюсь своими идеями и опытом. Помогая другим людям, мы служим Дхарме. Помощь даже одному человеку ценна.
Будда сначала развивал альтруистическое мышление, а потом занимался накоплением добродетели. Наконец, он достиг просветлённого состояния Будды. Он сделал это исключительно в интересах других существ. Вдохновляемый пробуждающимся умом, занятым больше другими, чем собой, Будда совершенствовал свою практику осуществления пути. Благодаря альтруизму Будда трудился ради осуществления блага других существ. В течение эпох он был стоек в этом стремлении. Даже после достижения просветления, именно сила альтруизма побудила его повернуть колесо Дхармы. Поэтому основной предмет буддизма в том, чтобы быть полезными другим. Когда мы можем помочь другим породить добро в их сердцах, сделать их счастливыми, а их жизни значимыми – это подлинное служение Будде и его учению. Это главное, на что нам надо направлять своё усердие и стремление. Я думаю, именно так можно осуществить благополучие других и своё собственное.
Традиционный обычай для учителя совершать три простирания перед троном перед тем, как воссесть на него, очень важен. Смысл этого в том, чтобы отвратить гордыню. Когда вы сидите на высоком троне и даёте наставления, люди оказывают вам почтение простираниями. В таких обстоятельствах надо быть особо осторожным. Иначе есть огромная опасность проникновения гордыни. Иногда такое случалось. Некоторые монахи, бывшие поначалу очень простыми, обретя множество учеников и определённый статус, начинали важничать. Их нельзя винить за это; это было результатом их тревожащих эмоций.
Тревожащие эмоции чрезвычайно выносливы и коварны. Когда человек садится на трон, находясь под их влиянием, им руководит заблуждение. Чем дольше мы его слушаем, тем больше возрастает его гордыня. Так действуют тревожащие эмоции. Их результат изумляет. Они могут заставить одного учителя поссориться с другими из-за желания иметь больше учеников. В таких случаях действуют и привязанность, и вражда.
К счастью, существует сила, способная противостоять тревожащим эмоциям. Это мудрость. Эта мудрость становится яснее и острее, когда мы анализируем и исследуем. Она могущественна и устойчива. А невежественный ум, хотя и может быть выносливым, не способен противостоять исследованию. Он не выдерживает умелого анализа. Понимание этого приводит нас к уверенности относительно источника проблем, порождаемых тревожащими эмоциями. Изучая и размышляя, можно добиться хорошего понимания того, что такое мудрость и тревожащие эмоции, такие как вражда и привязанность, порождаемые умом, который верит, что вещи истинны и существуют так, как выглядят. Ум, мыслящий истинное существование, крайне активен, силён и хитёр. Его близкий соратник – себялюбие – настолько же стоек и упрям. Мы слишком долго находимся под его полной властью. До сих пор он выступал как наш друг, опора и защитник. Теперь, если мы осмотрительны и разумны, мы должны развить мудрость понимания того, что вещи не существуют так, как они выглядят; в них нет этой истины; это называется мудростью пустоты. Последовательно применяя это оружие, мы можем противостоять тревожащим эмоциям.
В контексте практики нам надо размышлять о преимуществах заботы о других и пороках себялюбия. Мысль заботы о других в дальней перспективе окажется наилучшей, а эгоизм предстанет в дурном свете. Это целиком зависит от того, насколько мы серьёзны и настойчивы. Если мы сумеем испытать себя, следуя правильному пути и прилагая согласованные усилия, тогда мы сможем быть уверены, что тревожащие эмоции можно устранить.
Состояние Будды – окончательная цель нашей практики. Поэтому полезно знать, что это такое. Тибетское слово (просветление, пробуждение) состоит из двух частей: первая означает очищение, а вторая – обогащение или полноту. Главное, от чего мы должны очиститься – это пороки нашего ума. Такое очищение не предполагает моментального исчезновения этих пороков. Оно означает сложный процесс применения противоядий вплоть до полного их устранения.
Эти пороки являются причинами страдания. Это карма, тревожащие эмоции, а также оставляемые ими следы. Их можно устранить, только применяя соответствующие противоядия. Следы, оставленные тревожащими эмоциями, не позволяют сознанию достичь Всеведения. По своей природе сознание обладает потенциалом знать всё, но эти пороки затеняют ум и преграждают ему путь к такому знанию. Устранение этих препятствий путём развития необходимых противодейстующих факторов осуществляется умом. Когда сознание полностью свободно от препятствий, оно автоматически становится полностью осознающим, и такая личность пробуждается к полному просветлению.
Состояние просветления не является чем-то физическим, подобным раю на небесах. Это качество самого ума, полностью раскрывающего свой позитивный потенциал. Поэтому, чтобы достичь такого пробуждения, надо начать с устранения негативных сторон своего ума и развития в нём позитивных качеств одного за другим. Именно ум активно применяет противоядие в процессе устранения вредоносных импульсов и заблуждений. Наступает момент, когда тревожащие эмоции и препятствия для ума уже больше не могут вернуться ни при каких обстоятельствах. Это же означает, что исключительно ум осуществляет развитие духовного прозрения и знания. Каким бы слабым ни было в начале позитивное устремление, следуя его направленности, ум достигает совершенства знания и пробуждается к состоянию Будды.
У каждой из мировых религий есть свои особые черты и свои последователи. Но, в сущности, религии имеют ряд общих целей и задач. На протяжении столетий они являются причиной блага для миллионов людей. Нет причины, почему, искренне следуя религии, люди не могли бы обретать душевный покой и становиться культурнее, цивилизованнее и лучше. Они приносят пользу себе, а многие служат великую службу человечеству. Но, однако, многие политические и социальные проблемы возникают от злоупотребления религией. Люди противостоят последователям других вер, и иногда это может дойти даже до полномасштабной войны. И, тем не менее, следует уважать разнообразие религий, потому что люди имеют различные нравы и склонности, вкусы и интересы. Одна религия не может удовлетворить всех, поэтому надо принять их разнообразие.
Каждая религия полезна по-своему. Воображать, что должна быть одна религия на весь мир, бессмысленно. Даже при жизни самого Будды не каждый индиец принял буддизм. То же истинно и для других религий и их последователей. Поэтому я верю в гармонию религий, которая практична, осуществима и может дать положительные результаты. Я восхищаюсь благими делами последователей других вер. Это очень хороший способ находить друзей. У меня много хороших друзей – христиан, мусульман и индуистов. В этом контексте философские дискуссии и споры кажутся мне бессмысленными. Что хорошего в том, чтобы оспаривать теоретические положения веры других?
Вместо того, чтобы способствовать взаимному соперничеству и дискуссиям между религиозными людьми, я предлагаю учиться у других религий. Тибетские буддийские монахи могут взять пример с христиан, занятых социальными проблемами, многие из которых посвящают свои жизни бедным, угнетённым и нуждающимся. Например, в Калькутте живёт Мать Тереза. Многие христиане ухаживают за прокажёнными, совершенно не заботясь о собственной жизни. Есть ли хоть один тибетский монах, делающий это? Около тысячи лет назад великий тибетский учитель Дромтёнпа действительно осуществлял такой великий труд и лишился конечностей. В менее отдалённом прошлом Техор Кьорпён Ринпоче также ухаживал за страдающими проказой. Поэтому, вместо противостояния, мудрее и полезнее учиться друг у друга. Таким способом религиозные люди могут играть позитивную роль в установлении мира и гармонии в нашем мире.
Поскольку люди и их склонности различны, Будда преподавал множество философских воззрений. Смысл его учения в осуществлении блага живых существ, а, в конечном счёте – в приведении их к миру и просветлению. Учение Будды – это не догматика, требующая от всех последователей следования одной, определённой философской теории. Напротив, Будда предлагал объяснения различных уровней, подходившие различным типам интеллекта и склонностям его учеников. В результате в Индии возникли четыре большие философские школы. И даже в этих четырёх больших школах есть многочисленные малые.
Важно помнить, что всё, чему учил Будда, имело целью помощь живым существам и руководство на духовном пути. Его философские учения были не просто абстрактными рассуждениями, но частью методик и процессов уничтожения тревожащих эмоций. Действенность противоядий к различным тревожащим эмоциям можно оценить, исходя из своего собственного опыта. Для противодействия ненависти и гневу Будда учил развивать любовь и доброту. Сосредоточение внимания на отталкивающей стороне предмета служит для отхода привязанности к нему. Есть множество логических рассуждений, показывающих ошибочность внешней видимости истинного существования. Идея истинного существования является неведением, а мудрость осознания пустоты – прямо противодействующим ему фактором.
Из такого учения можно сделать вывод, что тревожащие эмоции – это только временные болезни ума, и их можно полностью искоренить. Когда ум свободен от оскверняющих факторов, потенциал его подлинной природы – ясности и осознавания – полностью раскрывается. С углублением понимания этого практикующий обретает способность оценить возможность достижения нирваны и состояния Будды. Это происходит как удивительное открытие.
Не нужно относиться к словам Будды как к чему-то сакральному, что не подлежит исследованию. Напротив, мы свободны в том, чтобы проверять и испытывать его наставления. Практикующий может почувствовать вкус учения Будды путём применения его на практике. Убеждённость и вера в учение достигаются в результате личного опыта. В этом, я думаю, буддизм уникален. В других религиях понятие «Бога» или «творца» рассматривается как абсолютное.
В буддийском контексте, есть две главные цели духовного пути: лучшее рождение и то, что называется определённым благом – освобождение от рождений и достижение полного просветления. Слушание подробного изложения методов осуществления этих целей очаровывает. Ради достижения лучшего рождения ученика не заставляют поклоняться Будде. Объясняется, что лучшее рождение достигается путём этической практики отказа от неблагих действий.
Для рождения процветающим, привлекательным и наслаждающимся долгой жизнью человеком есть особые наставления. Чтобы в будущем обрести благосостояние, в этой жизни надо практиковать щедрость. Тем, кто хочет иметь обаяние и привлекательную внешность, советуют практиковать терпимость и терпение. Для обретения долгой жизни рекомендуется не причинять вреда другим живым существам, но по возможности помогать им. Такие причины и следствия логично связываются друг с другом.
С должным уважением к другим религиям я считаю, что только буддизм учит своих последователей развивать веру и убеждённость на основе рассуждений и логики. В нём нет абсолютно никакого принуждения к вере, но высоко ценится рациональный подход. Будда утверждает, что лучшее рождение достигается путём совершения позитивных поступков и отказа от негативных – убийства, воровства и так далее, а вовсе