не простым подношением тысячи масляных светильников Будде. Все удивительные результаты порождает не просто вера, но создание соответствующих причин.
Рассмотрим один пример. Чтобы обрести в будущем рождении красивую внешность, Будда советует практиковать терпение. Показания очевидны. Когда человек зол, его глаза наливаются краснотой, а лицо становится отталкивающим вне зависимости от того, приятное оно обычно или нет. Никто не хочет находиться рядом с тем, кто зол, тогда как если кто-то улыбается, он привлекателен, даже если это незнакомец.
Основы буддийского учения заключаются в соблюдении закона причины и следствия и практике четырёх благородных истин. Поэтому те, кто желает счастья, процветания и, в конечном счете, освобождения, должны держаться этих основ. Если мы хотим положительных результатов, мы должны заложить для них соответствующие причины. Желая улучшить своё финансовое положение, глупо держаться за наличные деньги и прятать их в чулке. Сами собой они не преумножаются, их надо во что-то вложить. Это значит, что поначалу нам придётся расстаться со своими деньгами. Так можно понять логику Будды, когда он говорит, что если мы хотим быть состоятельными в будущих жизнях, важно практиковать щедрость. Такие примеры показывают, что словам Будды можно доверять. То, чему он учил, исходя из своего опыта и знания, важно и полезно для каждого из нас.
Глава 2. Сущность и качества наставлений.
То, чему Будда учит, чтобы сделать нашу жизнь счастливой и значимой, удивительно. Все мы имеем общее желание быть счастливыми и не страдать. Но то, что люди предпринимают ради осуществления этих целей, бывает очень различным. Это сильно зависит от индивидуального мышления. А оно, в свою очередь, зависит от образования человека, а также от культурной подоплёки. В буддийском учении преподаётся много способов развития сострадания, терпения, понимания действительности и так далее. Наставления содержат множество производящих впечатление аргументов, которые способны помочь прекратить такие негативные состояния как вражда и склонность к насилию. Культурное наследие Тибета несёт в себе великое богатство буддийского учения. По этой причине тибетцы могут наслаждаться великим благом душевного покоя. После вторжения Китая в Тибет многие тибетцы стали беженцами. Такая жизнь полна трудностей. Я встречался с беженцами из других частей света, и их душевное состояние сильно отличалось от состояния тибетцев. Они поглощены тревогами и горем. Тибетцы же говорили мне, что даже в китайских тюрьмах они могли заниматься духовной практикой, так что их жизнь имела покой и смысл.
Крайне важно то, что мы сохраняем и поддерживаем учение Будды, которое, будучи источником мира в нашем мире, приносит благо всем живым существам. Хотя в этом должны принимать участие все буддисты, монахи и монахини несут особую ответственность. Начиная с меня самого, мы, посвящённые в духовный сан, должны вести себя в точном соответствии с монашеской дисциплиной. Обеты посвящения в сан не следует принимать необдуманно. Такой шаг необходимо очень тщательно обдумать заранее и иметь сильное чувство отречения. Становление монахом или монахиней не означает вступление в лёгкую, привилегированную жизнь. Наоборот, кандидат на посвящение в сан должен ставить себе в пример Будду, преодолевшего много трудностей на духовном пути. У некоторых людей может сложиться впечатление, что всё, что нужно для достижения духовного прозрения, это наличие каких-то ритуальных принадлежностей. Они совершенно не отдают себе отчёта в том, какие жертвы и усилия требуются для подлинного прозрения.
В буддизме по-настоящему ценится качество, а не количество. Дхарма не поддерживается и не распространяется силой. В этом смысле не так уж важно, велико или мало количество монахов и монахинь. Но если посвящённые в сан будут дурно себя вести и не соблюдать правила, это повредит Дхарме. Поэтому я так настаиваю на качестве и часто утверждаю, что просто увеличивать число монахов и монахинь бесполезно. Некоторые люди возражают, но я высказал причины, почему я так утверждаю. Десять хороших практиков могут продемонстрировать истинную ценность Дхармы. И даже один высоко квалифицированный практик может заставить воссиять буддийские добродетели.
Есть великое благо в принятии сана монаха или монахини, если делать это должным образом и с правильной мотивацией. Поэтому до принятия решения осуществить это надо исследовать и проверить своё намерение. Нужно осознавать смысл и цель того, что вы делаете. Перемены должны начаться с преобразования ума, одних внешних перемен недостаточно. Тот, кто не соблюдает обязательств преобразования ума и дурно себя ведёт, показывает плохой пример и является причиной для упадка веры других. Говоря о качестве, я обращаюсь к людям, стремящимся к верному пониманию Дхармы и применяющим её на практике в своей повседневной жизни.
В настоящее время в Тибете появилась некоторая свобода религии. Людям разрешили становиться монахами и монахинями и восстановить некоторые монастыри, разрушенные китайцами. Некоторые тибетцы, бывавшие в последнее время в Тибете, говорили мне, что монахи и монахини не получают там должного религиозного образования, а заняты только выполнением ритуалов. У других сложилось впечатление, что монахи и монахини в Тибете действительно религиозно настроены и стремятся осуществлять духовную практику. Восстановление священной буддийской Дхармы должно осуществляться с предельной осторожностью и вниманием.
Комментируемый здесь текст «Лучи солнца» начинается следующими стихами:
Возникший из любви и сострадания,
Корабль пробуждающегося ума успешно снаряжён.
Подняты великие паруса шести совершенств и четырёх способов привлечения учеников,
Наполняемые ветром неослабевающего энтузиазма.
Он благополучно переправляет рождённых существ через океан циклического существования
К драгоценности исполнения желаний, Острову Всеведения.
Я простираюсь ниц к стопам наставников духовной традиции:
Победителя, нашего высочайшего провожатого, могущественного (Будды);
Майтреи, Асанги, Васубандху и Видьякокилы;
Манжушри, Нагарджуны и высочайшего святого мудреца Шантидэвы;
Наставника Злотого Острова (Суматры) и (его ученика) Атиши;
А также (его тибетского ученика) Дромтонпы и трёх его духовных братьев (Потовы, Пхучунгвы и Ченнгавы).
В этих строфах сначала выражается почтение Будде Шакьямуни как высочайшему проводнику, который, исходя из собственного опыта пробуждающегося ума и шести совершенств (щедрости, дисциплины, терпения, усилия, сосредоточения и мудрости), указал совершенный путь. Традиция обширной альтруистической деятельности переходит от Майтреи к Асанге, затем к Васубандху и далее – к его последователям. Традиция глубокого постижения переходит от Манжушри к Нагарджуне и затем к Шантидэве. Великий индийский учитель Атиша стал преемником обеих этих традиций, а то, что известно как традиция благословений практики, перешло от него к Дромтёнпе и последующим практикам традиции Кадампа – тибетским последователям Атиши XII и XIII веков, известным чистотой и внешней простотой их практики. Всем им автор выржает великое почтение.
Простираюсь к стопам Цонкапы, великого воплощения Манжушри,
Второго Победителя этих времён упадка,
Явившего духовный путь этих великих пионеров
Предельно ясно и последовательно.
Автор является прямым учеником великого Цонкапы и выражает ему особое почтение, упоминая некоторые из его выдающихся качеств. Цонкапу почитают как одного из величайших святых и философов Тибета. Он обладал глубочайшим знанием и сутр, и тантр. Полное собрание его работ даёт представление о его учёности: он написал восемнадцать томов. Его работы содержат доскональные исследования многочисленных классических индийских текстов и исчерпывающий анализ их смысла. Изучая его работы, можно по-настоящему оценить его научную проницательность и точность. Он был особенно знаменит своими обсуждениями наиболее тонких и трудных вопросов философии, что было редким явлением среди великих философов Тибета. Бутён, известный философ предыдущего поколения, писал очень обширно и, фактически, написал больше Цонкапы, но он не исследовал философские вопросы настолько исчерпывающе. По этой причине среди философов Амдо, северо востока Тибета, бытует пословица: «Если тебе нужна справка, обратись к Бутёну, но с философскими вопросами обращайся к Цонкапе».
Работы различных авторов дают некоторое представление об их характерах. Одни глубоко вдаются в детали, но не слишком ясно и подробно излагают теоретические положения. Другие более кратко и прямо излагают философские принципы. Работы раскрывают характеры их авторов. Они как человеческие лица. Хотя все имеют одни и те же черты на небольшой площади своего лица – два глаза, один нос и так далее – всё равно среди лиц нет двух одинаковых. Лиц столько же, сколько людей.
Высочайшими среди его удивительных наставлений
Являются методики развития пробуждающегося ума.
Я изложу его совершенное учение предельно точно.
Счастливцы, последователи пути Великой Колесницы,
Должны стремиться к правильному знанию.
Есть славная традиция, по которой авторы начинают свою работу с обязательства написать сочинение. Это служит вдохновляющим стимулом для осуществления замысла. Здесь автор говорит, что он собирается сочинить текст в соответствии с наставлениями его наставника. Цонкапа не писал ничего, посвящённого исключительно тренировке ума. Его ученик Намха Пел написал этот текст в качестве дополнения к работам Цонкапы.
Тренировка ума называется нашёптанным на ухо наставлением, потому что это учение передавалось устно от учителя к ученику. Сначала здесь описывается его традиция, а затем обсуждается смысл основного текста. Чтобы продемонстрировать величие этих наставлений, в исторической справке цитируется стихотворение геше Чекавы «Тренировка ума по семи пунктам», которое я объясняю в этой книге.
Сущность этого нектара тайных наставлений передана от наставника с Суматры.
Всё обширное учение Будды Шакьямуни – собрание восьмидесяти четырёх тысяч учений – предназначено для устранения нашего ошибочного воззрения, ложной идеи самости, и тренировки нашего ума в принесении пользы другим. Все эти учения предназначены для устранения восьмидесяти четырёх тысяч тревожащих эмоций, а также рождения, болезни, старости, смерти и всех остальных порождаемых ими страданий. Такие наставления считаются нектаром. Санскритское слово, переводимое как «нектар», означает «то, что дарует бессмертие». Искусный врач, умеющий правильно применять такой нектар, может освободить пациента от болезни и даже смерти. Подобно этому, путём следования таким наставлениям можно освободиться от таких проблем как смерть, старость и так далее.
Практика пробуждающегося ума – это то же самое, что такой эликсир. Разумеется, практикуя в традиции ищущих личного освобождения, можно достичь свободы от смерти, старости, рождения, болезни и даже цикла существования. Но только путём порождения пробуждающегося ума, дополняемого другими практиками, можно достичь состояния Будды. Поэтому практика тренировки ума, которая является средством порождения пробуждающегося ума, в действительности является необходимой практикой. Это наставление называется сущностью нектара, потому что, следуя ему, можно достичь состояния бессмертия, которое в действительности является освобождением. В учении Будды объясняется два метода – достижения личного освобождения и достижения полностью пробуждённого состояния Будды. Преемником обеих этих традиций стал великий учитель с Суматры, известный как Серлингпа. Атиша (982 – 1054) получил наставления по тренировке пробуждающегося ума в основном от него.
У великого индийского наставника Атиши было бессчётное количество учеников в Индии, Кашмире, Непале и Тибете, но величайшим из них был Дромтёнпа (1005 – 1064). Он был подлинным преемником традиции Атиши. Это был великий практик, чьё достижение пробуждающегося ума было видно даже неискушённому глазу. Именно благодаря его доброте и нелёгкому труду в Тибете возникла традиция Кадампа. В свою очередь, у Дромтёнпы было много выдающихся учеников, но трое из них были главными: Потова, Ченнгава и Пхучунгва, ставшие известными как три брата Кадампа. Главным среди них