когда мы, тибетцы, оказались в изгнании, единственными знакомыми нам вещами были земля и небо. Трудности были невероятными. Мы испытывали острые финансовые затруднения, не хватало людей, имевших современное образование. И, как будто всего этого было недостаточно, мы находились в конфликте с Китайской Народной Республикой – огромной силой. Вот почему я иногда шучу, что если бы у Далай Ламы не было некоторого понимания Дхармы, к помощи которого он мог бы прибегнуть, он теперь был бы вынужден принимать на ночь снотворное. Но я прекрасно обхожусь без него. Даже несмотря на то, что я не обладаю никакой духовной реализацией, некоторое понимание учения оказывает великую помощь во времена безнадёжности. Будда учил, что до тех пор, пока вы находитесь под влиянием представления об истинном существовании, и пока вами владеет ориентированность на себя, у вас не будет покоя и счастья. Это фундаментальное учение помогает расслабиться, когда всё идёт плохо, и придаёт сил, чтобы встретить трудные времена. Преследования и угнетение, от которых тибетцы страдали и продолжают страдать под китайским правлением, являются одной из величайших человеческих трагедий. Но простое негативное отношение к данной ситуации неконструктивно, а уныние не решит проблем. Поэтому нам надо развить мужество в свете учения Будды.
Будда учит, что все живые существа когда-то в прошлых жизнях выказывали нам доброту. Даже наши враги дают нам возможность самой лучшей тренировки в терпении. Размышляя об этих святых наставлениях, мы в каком-то смысле должны чувствовать благодарность к китайцам. Я сильно сомневаюсь, что Далай Лама мог бы так хорошо узнать современный мир, если бы мы до сих пор жили по старой системе. Я привык жить в очень замкнутом окружении, но теперь, поскольку мы в изгнании, нет ничего зазорного в контакте с действительностью. В своей стране мы могли притворяться, что всё в порядке, потому что всё было скрыто за внешней помпезностью и протоколом. Я должен был сидеть на высоком троне с видом того, что я Далай Лама. Некоторые из старых чиновников могут вспомнить, что в Лхасе чиновники нашего правительства были больше заняты сложным этикетом и своим богатым одеянием, чем благом народа. Они думали, что могут позволить себе притворяться, что всё прекрасно, даже когда катастрофа показалась на горизонте. Вполне возможно, что я мог стать узко мыслящим, но по причине китайских угроз и унижений я стал настоящим человеком. Поэтому то, что произошло в Тибете, можно увидеть как замаскированное благословение.
Наш контакт с внешним миром – это ещё один положительный результат. Если бы не китайское вторжение, мы могли бы закостенеть в своей старой системе. Старый Тибет был очень консервативен, там практически не было места для нововведений и реформ. Но стремительно меняющийся мир оказывает определённое влияние. Теперь наша религия и культура заняли своё место в сокровищнице мирового культурного наследия. Тибетцы стали известными и достигли определённого признания в мире.
Я поддерживаю хорошие контакты со многими людьми других вероисповеданий. Благодаря обмену идеями я обрёл множество друзей во всём мире. Такие контакты обеспечивают моральную поддержку, так что мы больше не ощущаем себя в одиночестве. После того, как я получил нобелевскую премию мира, люди относятся ко мне как к миротворцу и защитнику мира во всём мире. Иногда это приводит в замешательство: я ничего не делал ради мира во всём мире. Я пытаюсь породить сострадание и осваиваю равностное отношение и обмен себя на других. Эти практики предназначены для моего духовного развития. Размышление о ненасилии, освоение его, также является частью моей духовной практики. Так что же я сделал ради мира во всём мире? Я получил титул нобелевского лауреата и некоторую сумму денег без необходимости делать что-либо для этого.
Одно определённо: эти наставления о тренировке ума принесли мне огромную пользу. Моё понимание их становится более очевидным, когда я встречаю различных людей и обмениваюсь с ними идеями. Практика развития доброго сердца и альтруистическое отношение приносит великое вдохновение и помогает расслабиться и расширить перспективу во времена отчаяния. Надо видеть учение тренировки ума в этом свете. Наставления о превращении невзгод в благоприятную ситуацию имеют исключительную ценность.
В эту эпоху упадка живые существа не могут переносить свои собственные страдания и радуются несчастьям своих врагов. Тем не менее, практическое применение этих наставлений о превращения невзгод в благоприятные условия для достижения просветления будет очень мощным и эффективным средством. В нашем мире достигнут огромный материальный прогресс и значительное интеллектуальное развитие, но проблемы остаются. Вообще, встречая неблагоприятные обстоятельства, мы теряем контроль, способность рассуждать и впадаем в уныние и депрессию. Но для практикующего тренировку ума эти неприятности становятся благоприятными условиями, подобно тому, как яд иногда может стать чем-то полезным, лекарством, например. Когда обстоятельства, заставляющие обычных людей порождать тревожащие эмоции, могут быть превращены в благоприятные условия, это по-настоящему удивительно. Практик, способный на такое, называется человеком великого ума или великого потенциала.
Хотя у меня и нет никаких возвышенных достижений в практике тренировки ума, я испытываю искреннее восхищение и веру в изложенные здесь наставления. Поэтому я пытаюсь применить их, когда слышу направленные против меня высказывания или встречаюсь с неблагоприятными обстоятельствами. Практику, способному преобразовать неблагоприятные условия в благоприятные, ничто не повредит. Такой человек может путешествовать или жить на одном месте, есть или делать что-то ещё – при этом он или она будет постоянно сознательно трудиться ради других живых существ. Глубоко внутри такой человек спокоен и свободен от тревог. Тело его становится миром радости, поскольку никакие внешние условия не могут поколебать его присутствие духа. Тело такого человека также можно назвать «бесконфликтной зоной», поскольку него для нет внутреннего конфликта, и никакие внешние обстоятельства не могут повредить ему.
В действительности неблагоприятные обстоятельства могут послужить стимулом прогресса в практике. То, о чём это учение, это метод уменьшения себялюбия и увеличение желания обеспечить благо других. Даже в нашем мире мы видим, что доброта сердца, альтруистическое отношение является корнем сохранения мира во всём мире, тогда как вредоносное, эгоистическое отношение – источник конфликтов и бед. Поэтому, безотносительно вопроса о жизни после смерти, даже в этой теперешней жизни, наставления о тренировке ума приносят великую пользу. Разумеется, альтруизм должен быть подкреплён мудростью. Этот союз мудрости и сострадания очень важен. Сам по себе альтруизм не имеет большой силы. Поэтому целью этих наставлений является альтруизм, подкреплённый мудростью – и это нечто действительно удивительное.
Глава 3. Практические занятия.
Причина, почему необходимо овладевать пониманием Дхармы и применять его на практике, очень проста. Каждый хочет обрести счастье и избежать страдания. Счастье и страдание возникают, в основном, в зависимости от нашего способа мышления. Разумеется, внешние обстоятельства и материальный достаток тоже играют свою роль. Но, поскольку источником счастья и страдания является ум, буддийское учение содержит исчерпывающий набор средств и методов преобразования мышления. Если мы будем тренировать свой ум в благой, позитивной направленности, наше поведение автоматически станет полезнее и лучше.
Однако, многим на собственном опыте известно, что развитие здоровой направленности ума задача непростая. Это всё равно, что закатывать круглый валун на вершину холма или толкать автомобиль с пустым баком. С другой стороны, дурное возникает так же спонтанно и легко, как вода стекает вниз с холма. Поэтому ясно, что для развития позитивного и отстранения от негативного образа мыслей надо прилагать сознательные усилия.
Именно в этом контексте Будда учил о четырёх благородных истинах. Это истина страдания, истина причины страдания, истина прекращения страдания и истина пути к такому прекращению. Поскольку мы не любим страдать, нам надо размышлять о страдании и о том, что его порождает. Если бы не было никакой возможности достичь полного излечения и освобождения от страдания и его причин, тогда размышление о страдании было бы лишней головной болью, только добавляющей проблем. Поэтому крайне важно то, что мы имеем представление и об истине пути, и об истине прекращения. Это не просто сухие философские темы; они имеют прямое отношение к нашей повседневной жизни.
Достижение счастья и преодоление страдания – это то же самое, что и любая другая жизненная задача. Чтобы преуспеть в этом, надо собрать вместе способствующие этому факторы и устранить препятствия. Чтобы достичь социального статуса, известности и благосостояния, нужно посвятить себя созданию необходимых условий. Для благосостояния нужно получить хорошее образование, что, в свою очередь, зависит от материального достатка. Здоровье ума зависит от физического здоровья и наоборот. Как уже упоминалось, ум имеет первенство над телом и, поэтому, поведение человека определяется умом. Когда ум бесконтролен и не дисциплинирован, возникают все виды проблем.
Коренной причиной страдания является негативное и омрачённое мышление. Когда возникают гнев и вражда, мы причиняем значительный дискомфорт самим себе и великое беспокойство другим. По этой причине Будда учит нас искоренять дурные мысли и придерживаться позитивных мыслей и действий. Это означает здоровые, рациональные и полезные мысли и действия. Когда китайские коммунисты говорят о политическом просвещении, они подразумевают штампование человеческих умов по заданному образцу. К сожалению, образец этот основывается на принципе нанесения поражения другим и завоевания победы для себя. Их идея классовой борьбы – частный случай этого общего принципа.
Будда же, напротив, советует помогать другим, когда только возможно, и, по самой меньшей мере, избегать нанесения вреда. То, что нам нужно, это поразмыслить о недостатках негативных мыслей и действий. И одновременно надо признать преимущества здоровых мыслей и действий. Полезно применять различные средства и методы для определения неблагоприятных качеств омрачений и преимуществ здорового ума. Осознав эти качества, мы проявим сильную заинтересованность в благих мыслях и действиях и разовьём намерение отказаться от дурных мыслей и действий.
Суть буддийского учения можно кратко сформулировать как воззрение взаимозависимости, сопровождаемое позицией ненасилия. Это основы, которые я хотел бы, чтобы вы запомнили. Нет функционального феномена, который существовал бы независимо, сам по себе. Все феномены зависят от других факторов. Вещи взаимозависимы. Например, мирная жизнь одного народа зависит от политики соседних стран и общей безопасности во всём мире. Счастье одной семьи зависит от её соседей и общества в целом. Буддисты верят в теорию зависимого возникновения, а не во всемогущего творца или в возникновение вовсе без причин.
Когда люди забывают базовые этические принципы и действуют с позиции эгоизма, возникают неприятные последствия. Когда вы думаете, что ваши соседи не имеют отношения к вашему собственному счастью, вы плохо обращаетесь с ними. Вы уязвляете одних, запугиваете и ругаете других. Можно ли ожидать установления мира и гармонии при таком соседстве? Очевидно нет. Питая злонамеренные мысли, такие как вражда и ненависть, вы сами не имеете в сердце радости и