неприятны другим. С другой стороны, если развивать доброту, терпимость и взаимопонимание, атмосфера целиком меняется. В тексте «Тренировка ума по семи пунктам» говорится:
Сначала упражняйся в предварительных практиках.
Есть четыре предварительные практики: размышление о редкости и потенциале жизни свободного и удачливого человека, размышление о смерти и непостоянстве, размышление о поступках и их результатах, и размышление о пороках цикла существования. Размышлением о редкости и потенциале жизни свободного и удачливого человека преодолевается одержимость временными благами этой жизни, обдумыванием смерти и непостоянства – влечение к счастливым рождениям в будущем.
Далее, во время практических занятий и в периоды между занятиями требуется выполнение различных действий. Обычно во время занятия пытаются как можно сильнее сосредоточиться. Но если после занятия оставить ум рассеянным и бесконтрольным, это повредит прогрессу. Поэтому между занятиями рекомендуются особые практики.
Практическое занятие можно разделить на вступление, основную часть и завершение. Традиционно в начале выполняются шесть вступительных практик. Во-первых, очистите то место, где вы занимаетесь. Эта уборка делается не просто ради ежедневной необходимости, но также имеет психологический эффект большей ясности ума. Как сказал Потова: «Когда практик достиг высокого уровня, каждое его действие может стать стимулом для его практики». Поэтому, очищая место, воспринимайте это как напоминание о том, что подлинным объектом очищения, является ум.
Затем можно правильно приготовить символы тела, речи и ума Будды. Безотносительно того, из чего сделана статуя, ваше отношение к ней должно быть одним и тем же. Вы не должны питать к ней собственнического чувства. Последователям традиции Кадам было нужно только четыре статуи или изображения: Будды; Авалокитешвары, воплощения сострадания; Тары, воплощения деятельности Будд; и Ачалы, божества устраняющего препятствия.
Необязательно иметь много разных изображений, но полезно иметь образ Бодхисаттвы Любви-доброты и будущего Будды, Майтреи. Если у вас есть статуи божеств, относящихся к вашей практике, это хорошо. Но если их нет, это не важно, потому что не нужно делать слишком большого акцента на внешних атрибутах. Акцент надо делать на внутреннем развитии. Когда в вашей комнате для занятий много красивых статуй, они могут производить впечатление. Но если вы при этом будете оставаться всё тем же вспыльчивым, строящим планы, запутанным человеком, в этом будет противоречие. Как последователи Будды, мы должны следовать тому, чему он учил. Он учил сражаться с врагом тревожащих эмоций внутри себя и уменьшать вредоносные состояния ума, такие как гнев. Представлять себя последователем Будды, но действовать в полном противоречии с его советами – всё равно, что оскорблять самого Будду.
Видение этих образов при утреннем пробуждении развивает сильную решимость последовать примеру Будды. Рассматривайте их как напоминание о необходимости применять наставления Будды. Вечером сожалейте о любом негативном поступке, который вы могли совершить днём из-за неведения, и развивайте сильную решимость не повторять этого. Принимайте решение исправиться на следующий день. Это правильный и полезный способ отношения к религиозным образам.
Было бы также хорошо иметь текст тренировки ума в качестве образа речи Будды. Если у вас есть ступа, чтобы представить его ум, прекрасно, но если нет, это не важно. Практики прошлого, такие как Миларепа, не испытывали недостатка ни в чём, что было бы по-настоящему необходимо для их практики, но, однако, посетив места, где они занимались, можно обнаружить лишь пустые пещеры. Люди вроде нас очень зависимы от внешних вещей, таких как наличие статуй, благовоний, масляных светильников и остального, но если всё это не производит эффекта в уме, это и не приносит значительной пользы.
Однажды в пещеру Миларепы забрался вор, и Миларепа упрекнул его такими словами: «Как можешь ты ночью искать здесь то, чего я не могу найти днём?» Миларепа был по-настоящему великим практиком, который благодаря своим усилиям сумел при жизни достичь полного просветления. В этом смысле люди вообще, и особенно западные, очень близоруки, ожидая быстрых результатов. Возможно, эта привычка к высоким скоростям возникла оттого, что они привыкли к такому большому количеству автоматических приспособлений. Надо быть готовыми к усилиям и жертвам на протяжении длительного времени. Усилия и интерес не должны быть просто мимолётным увлечением, но настойчивыми и постоянными. Миларепа достиг высоких результатов через целенаправленные усилия и преодоление трудностей в течение длительного времени. Без готовности к таким усилиям и препятствиям трудно достичь своей цели. Но, тренируя свой ум, мы дойдём до того момента, когда увидим результат. Это может быть трудно, но не невозможно, поэтому не следует терять решимость.
Я верю в практические вещи. Меня не впечатляет только то, что случалось в прошлом. Я такой человек, который хочет видеть практические результаты теперь, поэтому я пытаюсь вкладывать в практику как можно больше усилий. Сравнивая состояние своего ума десять или пятнадцать лет назад с теперешним, я вижу, что прогресс имеет место. Двадцать лет назад я много размышлял о пустоте. Меня очень впечатляла теория пустоты, и это по-настоящему вдохновляло меня стремиться к освобождению от страдания. Я думал, что, достигнув освобождения, я смогу оставаться в состоянии блаженства длительное время. Я думал, что труд на благо других живых существ, безграничного числа существ, слишком идеалистичен. Позднее я стал изучать «Руководство к образу жизни Бодхисаттвы» и «Драгоценную гирлянду», и это изменило моё мировоззрение. Хотя я до сих пор восхищаюсь идеей прекращения, в настоящее время меня сильнее восхищает и вдохновляет сострадание и терпимость, которые сопровождают пробуждающийся ум. Единство сострадания и пустоты – это нечто совершенно особенное, но, прилагая усилия, можно осуществить внутреннее переживание этого.
Я иногда спрашиваю западных буддистов, какую практическую пользу они получили от того, что стали буддистами. Некоторые говорят, что они заметили перемены. После того, как они стали буддистами, в их семьях уменьшилась конфликтность. Окружающие стали уступчивее и менее агрессивными. Это одно из прямых положительных следствий перемены мировоззрения. Это создаёт более спокойную атмосферу в семье, что, в свою очередь, влияет на детскую психику. С другой стороны, если дети воспитываются в среде постоянного насилия, особенно если их родители всё время ссорятся, это влияет на детей крайне негативно. Именно таким образом учение Будды может быть полезным и эффективным. Как можно мгновенно достичь просветления без начальных перемен в уме? Просветление должно прийти через постепенный, последовательный процесс. В своей практической деятельности надо стремиться к конечному достижению. Я могу определённо утверждать, что если заниматься практикой, осуществить перемену в уме можно.
Установив символы тела, речи и ума Будды, можно приготовить подношения, такие как пища, чистая вода, цветы и свет. Говорится, что, имея правильное понимание, всегда можно найти материалы для подношений. Поэтому надо всегда делать самые лучшие подношения, какие можно. В Тибете обычно делались праздничные подношения (цог), и, поскольку мы затем мы сами же и съедали эти подношения, мы делали их очень хорошо. Но, поскольку мы не съедали подношения ритуальными пирожными, мы не делали их с таким энтузиазмом. Таким образом, говоря о праздничном подношении, мы имеем в виду нечто вкусное, что надо съесть, тогда как, говоря о ритуальном пирожном, мы имеем в виду нечто, что надо выбросить. Это ошибка. Поэтому, совершая подношения, надо делать их как можно лучше. Если вы не можете себе этого позволить, тогда можно без этого обойтись. Материалы для подношений не должны быть добыты нечестным путём.
Затем, сделав все эти приготовления и умывшись, садитесь на подушку, так чтобы задняя часть сидения была немного приподнята. Когда сидение немного приподнято сзади, это делает спину очень прямой, что улучшает сосредоточенность. Те кому трудно сидеть со скрещенными ногами могут сидеть на стуле, как Майтрея, который по предсказанию должен стать будущим Буддой и изображается сидящим на троне формы стула.
Освоение означает продолжительное свыкание с благим объектом с целью преобразовать ум. Простое понимание некоторых положений не преобразует ум. Можно интеллектуально понимать преимущества альтруистического пробуждающегося ума, но на самом деле это не воздействует на ваше себялюбие. Себялюбие исчезнет только в результате постоянного сближения себя с таким пониманием. Именно это понимается под освоением.
Освоение может быть двух типов. Аналитическое освоение использует анализ и размышление, тогда как при однонаправленном сосредоточении ум фиксируется на чём-то уже понятом. Осваивая любовь и сострадание, вы пытаетесь взрастить их в своём уме, размышляя: «пусть все живые существа будут свободны от страдания». В другом случае, осваивая пустоту или непостоянство, в качестве объекта освоения берут непостоянство или пустоту.
Здесь, в тренировке ума, предварительные практики, такие как размышление о смерти и непостоянстве, требуются, чтобы побудить нас к выполнению основной практики. Занимаясь ими, сначала анализируйте тему. Придя к определённому заключению, удерживайте его в уме и сосредотачивайтесь на нём некоторое время. Когда замечаете, что сосредоточение теряется, снова возобновляйте анализ. Один и тот же цикл освоения можно продолжать снова и снова, пока вы не увидите некоторого эффекта в своём уме. Тогда меняйте схему применяемого рассуждения, как это обрисовано в таких текстах как «Руководство к образу жизни Бодхисаттвы» или «Драгоценная гирлянда». Это подобно применению различных лекарств. Можно обнаружить, что некоторые лекарства действуют лучше других. Если упрямо держаться только за один способ освоения, это может не быть очень полезно. Приходится прилагать слишком много усилий. Вот почему необходимо изучение. Освоение без предварительного изучения подобно попытке взобраться на скалистый утёс без помощи рук.
Теперь, когда мы обладаем жизнью свободных и удачливых людей, мы имеем возможность практиковать Дхарму. Хотя мы должны посвящать некоторое время и силы делам этой жизни, важно то, что мы также готовимся и к жизни будущей. В противном случае мы растеряем все возможности этого драгоценного бытия человеком. Если мы перейдём в следующую жизнь, совсем не улучшив себя, мы почти наверняка обретём рождение в более трудном мире. Если это случится, у нас фактически не будет возможности заняться практикой Дхармы, что является необходимым, если мы собираемся достичь полностью пробуждённого состояния просветления. Среди различных учений, преподанных Буддой, главными и наиболее важными являются учения великой колесницы. Суть этих наставлений в развитии пробуждающегося ума. Это квинтэссенция слов Будды.
Сядьте на приготовленное для занятий сидение. Ещё раз, самое главное это взрастить правильное отношение. Подумайте, что рождение свободным и удачливым человеком встречается очень редко. Спросите себя, в чём смысл рождения человеком? Мы родились людьми в этом мире не для того чтобы создать ещё больше проблем и беспорядка. Если было бы так, человеческое существование было бы никчёмным. Поэтому, правильное воззрение, которое следует усвоить, это мысль, что на основе этой драгоценной человеческой жизни мы достигнем полностью пробуждённого состояния Будды. Думайте, что даже если вы не можете удовлетворить потребности других существ, вы не сделаете им никакого вреда. Очень важно освежать эту мотивацию в самом