«эзотеризм» — это прежде всего форма самоутверждения и саморекламы.
Постмодернизм фактически совершает то, что проделывает любой тантрик по отношению к предшествующей традиции — смешивает в одном котле все, что до сих пор было разделено, расставлено по разным полочками. Введение в единое поле элементов разных культур, эпох, стилей, жанров, их смешение в форме игры — это «полистилистика». По определению постмодернистской поэтессы Нины Искренко: «Полистилистика — это когда одна часть платья из голландского полотна соединяется с двумя частями из пластилина, а остальные части вообще отсутствуют» («Гимн полистилистике»). Постмодернисты стремятся поместить знакомое и известное в экзотический контекст и тем самым отстранить, сделать менее знакомым, дать новую жизнь. Одним из действенных средств такой новой жизни старых жанров является перформанс — некое действие, позволяющее зрителю соучаствовать в творчестве художников и артистов. Перформанс — это и попытка по-новому проиграть произведение одного жанра с помощью другого жанра. Например, Дмитрий Пригов в дни пушкинского юбилея читал первую строфу Онегина в стиле разных религиозных песнопений — буддийских, мусульманских, православных. Постмодернизм постоянно обращается к архаике, к фольклору, к этническим традициям, к мистике и оккультизму. Общая необязательность и отвлеченность постмодернистских текстов, фильмов, образов парадоксальным образом сочетается со страстью к конкретике. Современные модные журналисты-режиссеры, особенно Леонид Парфенов, в своих документальных фильмах всегда показывают сюжеты с реального места событий, демонстрируют зрителю подлинные предметы, словом дают ему возможность увидеть все собственными глазами. Действие (особенно в форме перформанса) предпочтительнее теорий и метафизических спекуляций (не случайно философы-постмодернисты занимаются перфомансной «деконструкцией» прежних форм рациональности), а в политике вместо политологов появляются политтехнологи. В отличие от модерна и авангарда, которым тоже свойственна любовь к корням, архаике, магии и мистике, постмодернизм ничего не принимает всерьез — все пронизано пародийностью, иронией, а часто просто доводится до абсурда путем подмены или полного разрушения смысла исходных понятий.
Когда в магазинах «эзотерической литературы» видишь в одном зале и даже на соседних полках книги по суфизму йоге, теософии, конфу, исихазму, кришнаизму, холотропному дыханию и т.п., разве это не наводит на мысль об относительности пулей к самосовершенствованию, об их инструментальности, и в конечном итоге об их «пустоте»? Какая в сущности разница, какими методами пользоваться (ср. взаимозаменяемость практик тантризма)! Важно извлечь из них самое ценное — их энергию. Но здесь сходство с тантризмом заканчивается, ибо в отличие от тантризма, который, хотя и эклектичен, но все же является вполне целостной и самодостаточной монистической традицией, знающей, чего она хочет и ради чего старается (даже тантрийская «спонтанность» всегда происходит внутри выстроенной структуры), постмодернизм «качает» энергию ради самой энергии (ради «кайфа»). Энергия становится своего рода самоцелью (мы постоянно говорим и слышим о разных формах манипуляции энергией — кто-то ею «заряжается», кому-то надо «разрядиться», у кого-то ее «крадут» энергетические вампиры, а кому-то ее посылают космические пришельцы). В нашем плюралистическом мире энергия остается живой стихией, которая «дышит, где хочет» — может поднять и возвысить, а может поднять и бросить, разрушить и уничтожить.
Тантризм часто считают учением, которое предназначено для спасения человека именно кали-юги, оттого он и носит на себе «родовые пятна» этой эпохи. Тантрийское послание может быть и возвышенным и крайне вульгарным, пошлым и низким — каждый выбирает то, что ему по нутру. И эта свобода выбора — тоже одна из черт кали-юги. Плохо то, что, потакая своей слабости, человек может выбрать то, что никуда его не приведет, окажется тупиком. Но по логике кали-юги. чем хуже — тем лучше. Люди должны упасть до самого дна. чтобы потом, оттолкнувшись от него, снова начать движение вверх. В кали-югу дух человека глубоко упрятан в плоть, поэтому тантра и предлагает начать духовное освобождение с плоти. Главная цель движения — возвращение к духу, лежащему в основе плоти, путем отталкивания от самых основных и типичных переживаний падшего состояния. Поэтому «живой ритуал» играет решающую роль в тантрийской садхане («реализации»), и поэтому «сердце» и «сексуальность» служат способами достижения высших состояний. В нашем времени можно обнаружить аналоги многих из тех методов, которые предлагаются тантризмом, но, как я уже отмечала, без глубокого осознавания их инструментального характера и без понимания той конечной цели, к которой они ведут.
Итоги
Что ж, пришло время подвести общий итог нашему разговору о буддизме. С чего начинал буддизм и к чему он пришел за время своего развития в Индии?
Начал с веры в собственные возможности человека достичь освобождения от сансары, пришел к признанию необходимости помощи извне со стороны более продвинутых существ — будд, бодхисаттв, наставников (как в тантризме). Это первое.
Второе. Начал с эгалитарности, доступности Дхармы всем людям, пришел к эзотеризму: между человеком и Дхармой появляется множество препятствий, которые сам человек устранить не в состоянии. Он должен быть кем-то «допущен» к сокровенному знанию, как когда-то искатели истины в упанишадах.
Третье. Начал с отрицания вечных и неизменных сущностей, (принцип анатты) единых для всего универсума, пришел к их признанию (природа Будды, шуньята, виджняна, бодхичитта).
Четвертое. Начал с медитации как анализа, пришел к медитации как визуализации.
Пятое. Начал с отрицания действенности веры в богов и сверхъестественные силы, а пришел к введению их культа в систему буддийской практики.
Седьмое. Начал с важности морального самосовершенствования, пришел к идее относительности моральных норм.
Восьмое. Начал с монашеского целомудрия, пришел к возведению сексуальной практики в ранг действенной формы освобождения (нынешние буддийские тантрики поклоняются не только образам отдельных будд, но и изображеням будд в любовном слиянии с их женскими половинами).
Подобные контрасты можно перечислять долго. Действительно, между первоначальным буддизмом, который мы рассматривали в этом курсе, и тантризмом — «дистанция огромного размера». Но является ли эта дистанция логической и содержательной? Мне представляется, что она скорее историческая. Это не разные учения, искусственно соединенные именем Будды, а разные формы, которые могло принять и приняло в своем историческом развитии одно учение. Подобно алая-виджняне, ранний буддизм, бывший предметом нашего разговора, содержал в себе семена и хинаяны, и махаяны, и ваджраяны, и прообразы бесконечного множества локальных и национальных конфигураций, которые, выйдя за границы своей родины — Индии, он принимал и продолжает принимать в разных частях земного шара.
Литература по теме
1 Глазенапп X. фон. Тайные учения и ритуалы «алмазной колесницы» Вопр. философии. 1994 № 7-8. С. 208-236.
2. Молодцова Е.Н. Тибет. Сияние пустоты. М.. 2001.
3. Элиаде М.. Йога Патанджали, М.. 2003 (в печати)
Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные отличия тантризма от махаяны и раннею буддизма.?
2. Как бы вы ответили на вопрос — является ли тантризм реализацией идей Будды?
Сокращения
А. — Ангуттара никая
Д. — Дигха никая
М. — Маджджхима никая
Ити — «Итивутака»
С. — Самьютта никая
Словарь основных терминов
абхидамма (пали), абхидхарма (санскр.) — жанр буддийских текстов, систематизация учения Будды
Абхидхамма (пали) Абхидхарма (санскр.) — название третьей части («корзины») буддийского канона
аварана (санскр. синоним ниварана) — препятствие к освобождению, обозначение аффектов и психологических качеств индивида, подлежащих искоренению
авидья (санскр.), авиджджа (пали) — неведение
авъякрита (санскр.). авьяката (пали) — общее обозначение вопросов, на которые Будда не давал категорического (экансика) ответа аджива — образ жизни
аджняна-вада (санскр.) — доктрина агностицизма, или скептицизма Санчаи Белатхапутты
акаша — пятый элемент мироздания, аналог эфира
акрия-вада (санскр.) — доктрина тех. кто не верил в действие закона кармы
алая-виджняна (санскр.) «сокровищница сознания», понятие буддийскои школы йогачара
анагамита (пали) — «безвозвратность», одна из ступеней духовного совершенствования, гарантируюшая адепту перерождение в высших небесных мирах
анатма-вада (санскр.), анатта-вада (пали) — учение о не-душе (бессалютности)
анатма, анатман (санскр.). анатта (пали) — «не-душа». «бессушностность», «бессамостность»
аничча (пали), анитья (санскр.) — «невечность», «изменчивость»
анэкансика — неоднозначное, некатегорическое арупа-дхату — «сфера не-формы», «безобразное» артха — «значение», «смысл»
архат (пали), арахант (санскр.) — идеал буддийского подвижника, буддийский святой, высшая ступень духовного прогресса в хинаяне
ария (пали) арья (санскр.) — благородный
асанскрита (санскр.). асанкхата (пали) — «несоставное», характеристика дхарм
асат-карья-вада (санскр.) — учение о непредсуществовании следствия в причине
асрава (санскр.), асава (пали) — «омрачение», или «аффект» астика (санскр.) — общее обозначение доктрин, признающих авторитет Вед
атма-вада (санскр.), аттавада (пали) — учение об атмане атман (санскр.), атта (пали) — «душа», «самость», «я» Атман — высшая душа, абсолютный субъект, тождественный Брахману — абсолютному объекту
атта-патилабха (пали) — «индивидуальное существование», статус индивида
ачетасика (санскр.) — «нементальное»
ашрамы (санскр.) — стадии жизни в индуизме: брахмачари (ученика в доме учителя), грихастха (домохозяина), ванапрастха (лесного отшельника), санньяси (бродячего отшельника)
аятана (санскр., пали) — «сфера», «область», одна из систем классификации дхарм
бодхи (санскр., пали) — «пробуждение», «просветление» бодхисаттва (санскр.) — «тот, чья сущность просветление», категория буддийских святых, которые откладывают собственный уход в нирвану, чтобы помочь другим существам достичь духовного совершенства Брахма(м.р.) — бог
Брахман (ср.р.) — Мировой Дух, абсолютный объект, тождественный Атману брахманы (санскр.) — жанр ведийской литературы, посвященный истолкованию ритуала
брахманы (санскр.) — высшее сословие индийского общества
брахмачари (санскр.) — «ученик брахмана», один из ашрамов
будда — титул «просветленный», «пробужденный»
буддха-вачана (санскр.) — «слово Будды»
бхава (санскр.) — «становление»
бхава-чакра (санскр.) — «колесо становления»
бхиккху (пали), бхикшу (санскр) — монах
ванапрастха (санскр.) — «лесной отшельник», один из ашрамов
варна (санскр.) — сословие индийского общества, известны четыре сословия: брахманы, духовные наставники и жрецы, кшатрии — правители и воины. вайшьи — торговцы, шудры — слуги, обслуживающие три высшие варны
ведана (санскр.) — «ощущение», одна из пяти скандх
Веды — священные тексты индуизма: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа»
виварта-вада (санскр.) — доктрина иллюзорной модификации причины в следствие, которой придерживается адвайта-веданта — одна из главных школ индуизма
виждняна (санскр.). винньяна (пали) — «сознание», одна из скандх виная — «дисциплина»
вимамса (пали) — исследование
Виная — Устав, первая часть буддийского канона винну-пурисо (пали) — «разумные мужи»
випака — «созревание», имеется в виду созревание плода деяния — кармы
випассана (пали), випашьяна (санскр.) — «инсайт-медитация»
вихара (пали) — убежище
гана-сангха (санскр.) — племенная республика
грихастха (санскр.) — «домохозяин», один из ашрамов
диттхи (пали), дришти (санскр.) — «мнения», «ложные воззрения»
дуккха (пали), духкха (санскр.) — «неудовлетворенность», «страдание»
Дхарма (санскр.), Дхамма (пали) — учение Будды, закон, высшая истина буддистов
дхарма (санскр.), дхамма (пали) — «моральный долг», «добродетель», в индуизме свадхарма
дхармы (санскр.), дхаммы (пали) — элементы-состояния потока существования; явления, имеющие изменчивый и конечный характер
Дхарма-кая (санскр.) — тело Дхармы, высшее тело Будды, одно из Трикая
дхату (санскр.) — «элемент», «сфера», один из классификационных терминов для дхарм
дхьяна (санскр.), джхана (пали) — сосредоточенное созерцание, одна из форм медитации в буддизме
индрия, индрии (санскр.) — познавательные способности (буддисты включают в число индрии «веру», «усилие», «осознание»» и «мудрость»)
Ишвара (санскр.) — бог, демиург в индуизме
кальпа (санскр.) — временной период в циклической концепции мировых циклов, охватывает 1000 махаюг. 1 махаюга — 4 юги, или 4320000. Одна кальпа составляет один лень Брахмы, жизнь же Брахмы длится 100 лет, после этого наступает космическая ночь, потом цикл существования возобновляется.
кама (санскр.) —