Скачать:PDFTXT
Ранний буддизм: религия и философия

«эзотеризм» — это прежде всего форма самоутверждения и саморекламы.

Постмодернизм фактически совершает то, что проделывает любой тантрик по отношению к предшествующей традиции — смешивает в одном котле все, что до сих пор было разделено, расставлено по разным полочками. Введение в единое поле элементов разных культур, эпох, стилей, жанров, их смешение в форме игры — это «полистилистика». По определению постмодернистской поэтессы Нины Искренко: «Полистилистика — это когда одна часть платья из голландского полотна соединяется с двумя частями из пластилина, а остальные части вообще отсутствуют» («Гимн полистилистике»). Постмодернисты стремятся поместить знакомое и известное в экзотический контекст и тем самым отстранить, сделать менее знакомым, дать новую жизнь. Одним из действенных средств такой новой жизни старых жанров является перформанс — некое действие, позволяющее зрителю соучаствовать в творчестве художников и артистов. Перформанс — это и попытка по-новому проиграть произведение одного жанра с помощью другого жанра. Например, Дмитрий Пригов в дни пушкинского юбилея читал первую строфу Онегина в стиле разных религиозных песнопений — буддийских, мусульманских, православных. Постмодернизм постоянно обращается к архаике, к фольклору, к этническим традициям, к мистике и оккультизму. Общая необязательность и отвлеченность постмодернистских текстов, фильмов, образов парадоксальным образом сочетается со страстью к конкретике. Современные модные журналисты-режиссеры, особенно Леонид Парфенов, в своих документальных фильмах всегда показывают сюжеты с реального места событий, демонстрируют зрителю подлинные предметы, словом дают ему возможность увидеть все собственными глазами. Действие (особенно в форме перформанса) предпочтительнее теорий и метафизических спекуляций (не случайно философы-постмодернисты занимаются перфомансной «деконструкцией» прежних форм рациональности), а в политике вместо политологов появляются политтехнологи. В отличие от модерна и авангарда, которым тоже свойственна любовь к корням, архаике, магии и мистике, постмодернизм ничего не принимает всерьез — все пронизано пародийностью, иронией, а часто просто доводится до абсурда путем подмены или полного разрушения смысла исходных понятий.

Когда в магазинах «эзотерической литературы» видишь в одном зале и даже на соседних полках книги по суфизму йоге, теософии, конфу, исихазму, кришнаизму, холотропному дыханию и т.п., разве это не наводит на мысль об относительности пулей к самосовершенствованию, об их инструментальности, и в конечном итоге об их «пустоте»? Какая в сущности разница, какими методами пользоваться (ср. взаимозаменяемость практик тантризма)! Важно извлечь из них самое ценное — их энергию. Но здесь сходство с тантризмом заканчивается, ибо в отличие от тантризма, который, хотя и эклектичен, но все же является вполне целостной и самодостаточной монистической традицией, знающей, чего она хочет и ради чего старается (даже тантрийская «спонтанность» всегда происходит внутри выстроенной структуры), постмодернизм «качает» энергию ради самой энергии (ради «кайфа»). Энергия становится своего рода самоцелью (мы постоянно говорим и слышим о разных формах манипуляции энергией — кто-то ею «заряжается», кому-то надо «разрядиться», у кого-то ее «крадут» энергетические вампиры, а кому-то ее посылают космические пришельцы). В нашем плюралистическом мире энергия остается живой стихией, которая «дышит, где хочет» — может поднять и возвысить, а может поднять и бросить, разрушить и уничтожить.

Тантризм часто считают учением, которое предназначено для спасения человека именно кали-юги, оттого он и носит на себе «родовые пятна» этой эпохи. Тантрийское послание может быть и возвышенным и крайне вульгарным, пошлым и низким — каждый выбирает то, что ему по нутру. И эта свобода выбора — тоже одна из черт кали-юги. Плохо то, что, потакая своей слабости, человек может выбрать то, что никуда его не приведет, окажется тупиком. Но по логике кали-юги. чем хуже — тем лучше. Люди должны упасть до самого дна. чтобы потом, оттолкнувшись от него, снова начать движение вверх. В кали-югу дух человека глубоко упрятан в плоть, поэтому тантра и предлагает начать духовное освобождение с плоти. Главная цель движения — возвращение к духу, лежащему в основе плоти, путем отталкивания от самых основных и типичных переживаний падшего состояния. Поэтому «живой ритуал» играет решающую роль в тантрийской садхане («реализации»), и поэтому «сердце» и «сексуальность» служат способами достижения высших состояний. В нашем времени можно обнаружить аналоги многих из тех методов, которые предлагаются тантризмом, но, как я уже отмечала, без глубокого осознавания их инструментального характера и без понимания той конечной цели, к которой они ведут.

Итоги

Что ж, пришло время подвести общий итог нашему разговору о буддизме. С чего начинал буддизм и к чему он пришел за время своего развития в Индии?

Начал с веры в собственные возможности человека достичь освобождения от сансары, пришел к признанию необходимости помощи извне со стороны более продвинутых существ — будд, бодхисаттв, наставников (как в тантризме). Это первое.

Второе. Начал с эгалитарности, доступности Дхармы всем людям, пришел к эзотеризму: между человеком и Дхармой появляется множество препятствий, которые сам человек устранить не в состоянии. Он должен быть кем-то «допущен» к сокровенному знанию, как когда-то искатели истины в упанишадах.

Третье. Начал с отрицания вечных и неизменных сущностей, (принцип анатты) единых для всего универсума, пришел к их признанию (природа Будды, шуньята, виджняна, бодхичитта).

Четвертое. Начал с медитации как анализа, пришел к медитации как визуализации.

Пятое. Начал с отрицания действенности веры в богов и сверхъестественные силы, а пришел к введению их культа в систему буддийской практики.

Седьмое. Начал с важности морального самосовершенствования, пришел к идее относительности моральных норм.

Восьмое. Начал с монашеского целомудрия, пришел к возведению сексуальной практики в ранг действенной формы освобождения (нынешние буддийские тантрики поклоняются не только образам отдельных будд, но и изображеням будд в любовном слиянии с их женскими половинами).

Подобные контрасты можно перечислять долго. Действительно, между первоначальным буддизмом, который мы рассматривали в этом курсе, и тантризмом — «дистанция огромного размера». Но является ли эта дистанция логической и содержательной? Мне представляется, что она скорее историческая. Это не разные учения, искусственно соединенные именем Будды, а разные формы, которые могло принять и приняло в своем историческом развитии одно учение. Подобно алая-виджняне, ранний буддизм, бывший предметом нашего разговора, содержал в себе семена и хинаяны, и махаяны, и ваджраяны, и прообразы бесконечного множества локальных и национальных конфигураций, которые, выйдя за границы своей родины — Индии, он принимал и продолжает принимать в разных частях земного шара.

Литература по теме

1 Глазенапп X. фон. Тайные учения и ритуалы «алмазной колесницы» Вопр. философии. 1994 № 7-8. С. 208-236.

2. Молодцова Е.Н. Тибет. Сияние пустоты. М.. 2001.

3. Элиаде М.. Йога Патанджали, М.. 2003 (в печати)

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные отличия тантризма от махаяны и раннею буддизма.?

2. Как бы вы ответили на вопрос — является ли тантризм реализацией идей Будды?

Сокращения

А. — Ангуттара никая

Д. — Дигха никая

М. — Маджджхима никая

Ити — «Итивутака»

С. — Самьютта никая

Словарь основных терминов

абхидамма (пали), абхидхарма (санскр.) — жанр буддийских текстов, систематизация учения Будды

Абхидхамма (пали) Абхидхарма (санскр.) — название третьей части («корзины») буддийского канона

аварана (санскр. синоним ниварана) — препятствие к освобождению, обозначение аффектов и психологических качеств индивида, подлежащих искоренению

авидья (санскр.), авиджджа (пали) — неведение

авъякрита (санскр.). авьяката (пали) — общее обозначение вопросов, на которые Будда не давал категорического (экансика) ответа аджива — образ жизни

аджняна-вада (санскр.) — доктрина агностицизма, или скептицизма Санчаи Белатхапутты

акашапятый элемент мироздания, аналог эфира

акрия-вада (санскр.) — доктрина тех. кто не верил в действие закона кармы

алая-виджняна (санскр.) «сокровищница сознания», понятие буддийскои школы йогачара

анагамита (пали) — «безвозвратность», одна из ступеней духовного совершенствования, гарантируюшая адепту перерождение в высших небесных мирах

анатма-вада (санскр.), анатта-вада (пали) — учение о не-душе (бессалютности)

анатма, анатман (санскр.). анатта (пали) — «не-душа». «бессушностность», «бессамостность»

аничча (пали), анитья (санскр.) — «невечность», «изменчивость»

анэкансика — неоднозначное, некатегорическое арупа-дхату — «сфера не-формы», «безобразное» артха — «значение», «смысл»

архат (пали), арахант (санскр.) — идеал буддийского подвижника, буддийский святой, высшая ступень духовного прогресса в хинаяне

ария (пали) арья (санскр.) — благородный

асанскрита (санскр.). асанкхата (пали) — «несоставное», характеристика дхарм

асат-карья-вада (санскр.) — учение о непредсуществовании следствия в причине

асрава (санскр.), асава (пали) — «омрачение», или «аффект» астика (санскр.) — общее обозначение доктрин, признающих авторитет Вед

атма-вада (санскр.), аттавада (пали) — учение об атмане атман (санскр.), атта (пали) — «душа», «самость», «я» Атман — высшая душа, абсолютный субъект, тождественный Брахману — абсолютному объекту

атта-патилабха (пали) — «индивидуальное существование», статус индивида

ачетасика (санскр.) — «нементальное»

ашрамы (санскр.) — стадии жизни в индуизме: брахмачари (ученика в доме учителя), грихастха (домохозяина), ванапрастха (лесного отшельника), санньяси (бродячего отшельника)

аятана (санскр., пали) — «сфера», «область», одна из систем классификации дхарм

бодхи (санскр., пали) — «пробуждение», «просветление» бодхисаттва (санскр.) — «тот, чья сущность просветление», категория буддийских святых, которые откладывают собственный уход в нирвану, чтобы помочь другим существам достичь духовного совершенства Брахма(м.р.) — бог

Брахман (ср.р.) — Мировой Дух, абсолютный объект, тождественный Атману брахманы (санскр.) — жанр ведийской литературы, посвященный истолкованию ритуала

брахманы (санскр.) — высшее сословие индийского общества

брахмачари (санскр.) — «ученик брахмана», один из ашрамов

буддатитул «просветленный», «пробужденный»

буддха-вачана (санскр.) — «слово Будды»

бхава (санскр.) — «становление»

бхава-чакра (санскр.) — «колесо становления»

бхиккху (пали), бхикшу (санскр) — монах

ванапрастха (санскр.) — «лесной отшельник», один из ашрамов

варна (санскр.) — сословие индийского общества, известны четыре сословия: брахманы, духовные наставники и жрецы, кшатрии — правители и воины. вайшьи — торговцы, шудры — слуги, обслуживающие три высшие варны

ведана (санскр.) — «ощущение», одна из пяти скандх

Веды — священные тексты индуизма: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа»

виварта-вада (санскр.) — доктрина иллюзорной модификации причины в следствие, которой придерживается адвайта-веданта — одна из главных школ индуизма

виждняна (санскр.). винньяна (пали) — «сознание», одна из скандх виная — «дисциплина»

вимамса (пали) — исследование

Виная — Устав, первая часть буддийского канона винну-пурисо (пали) — «разумные мужи»

випака — «созревание», имеется в виду созревание плода деяния — кармы

випассана (пали), випашьяна (санскр.) — «инсайт-медитация»

вихара (пали) — убежище

гана-сангха (санскр.) — племенная республика

грихастха (санскр.) — «домохозяин», один из ашрамов

диттхи (пали), дришти (санскр.) — «мнения», «ложные воззрения»

дуккха (пали), духкха (санскр.) — «неудовлетворенность», «страдание»

Дхарма (санскр.), Дхамма (пали) — учение Будды, закон, высшая истина буддистов

дхарма (санскр.), дхамма (пали) — «моральный долг», «добродетель», в индуизме свадхарма

дхармы (санскр.), дхаммы (пали) — элементы-состояния потока существования; явления, имеющие изменчивый и конечный характер

Дхарма-кая (санскр.) — тело Дхармы, высшее тело Будды, одно из Трикая

дхату (санскр.) — «элемент», «сфера», один из классификационных терминов для дхарм

дхьяна (санскр.), джхана (пали) — сосредоточенное созерцание, одна из форм медитации в буддизме

индрия, индрии (санскр.) — познавательные способности (буддисты включают в число индрии «веру», «усилие», «осознание»» и «мудрость»)

Ишвара (санскр.) — бог, демиург в индуизме

кальпа (санскр.) — временной период в циклической концепции мировых циклов, охватывает 1000 махаюг. 1 махаюга — 4 юги, или 4320000. Одна кальпа составляет один лень Брахмы, жизнь же Брахмы длится 100 лет, после этого наступает космическая ночь, потом цикл существования возобновляется.

кама (санскр.) —

Скачать:PDFTXT

Ранний буддизм: религия и философия Буддизм читать, Ранний буддизм: религия и философия Буддизм читать бесплатно, Ранний буддизм: религия и философия Буддизм читать онлайн