Скачать:TXTPDF
Шесть подготовительных действий Еше Лодой

особенно хорошие подношения. С утра он преподнес свежий чай, затем сделал особенные подношения и стал ожидать гостя. Учитель не пришел. Тогда он стал анализировать свои мысли: «О чем я думал, выполняя подношения?», – и понял, – «Я делал подношения не буддам, а для того, чтобы показать высокому гостю как я выполняю подношения?!» Тогда он взял грязь и положил ее рядом с теми особенными подношениями. От этого подношения стали нечистыми. В это время в западном Тибете находился Учитель из Индии Падампа Сангей, который обладал ясновидением. Он увидел своим особым зрением то, что сделал геше Бан и произнес:

«Во всем Тибете нет лучшего подношения, чем то, что поднес геше Бан, потому что он поднес грязь своему нечистому сознанию». Под хорошим подношением он имел в виду подношение грязи своему нечистому сознанию, а не то, что подношения стали нечистыми.

Существует множество разновидностей подношений: специальное подношение для Учителя, для Идама и т.д. Совсем не обязательно выполнять большое подношение, можно подносить только воду, разливая ее в семь чашечек, согласно правилам, указанным ниже. Здесь укажем вид подношения, который можно подносить при выполнении любой практики:  две первые чаши – чистая вода, затем цветы, благовония, свет (в виде лампадки), вода с ароматным запахом, пища (это может быть рис или конфеты и т.п.), звук (звук можно воспроизводить при помощи колокольчика). Символом подношения звука также может быть раковина.

Подношения выполняют, соблюдая определенные правила, нарушение которых может привести к тем или иным последствиям. Здесь следует подчеркнуть, что соблюдение правил относительно, главным критерием правильности выполнения подношений является степень искренности и старательности практикующего. Нарушение приведенных правил означает, что возможны те или иные отрицательные последствия. Они, однако, возможны только тогда, когда человек, имея возможность выполнить подношение по всем правилам, из-за лени или пренебрежительного отношения не выполняет их достаточно хорошо. Если же человек не может физически выполнить подношения правильно, то это не является нарушением правил и, соответственно, все отрицательные последствия этого человека не касаются.

В качестве чашечек для подношений можно использовать специальные чашечки, изготовленные из серебра, меди, латуни или алюминия. Если таковых нет, то можно использовать любую другую подходящую посуду, например, небольшие стеклянные вазочки.

Чашечки для подношений предварительно нужно тщательно вытирать. Необходимо наливать воду, удерживая сосуд, в котором находится вода, двумя руками до того уровня, до которого наливают чай самым дорогим гостям. Нельзя переливать или недоливать воду. Если наливать воду до самых краев чашечек, что называется «с горкой», то это может означать, что будут душевные беспокойства. Переливание воды через край означает, что возможно нарушение обетов. Если недоливать воду, то могут быть материальные проблемы.

Расстояние между чашечками должно быть равным двум-трем миллиметрам. Если же это расстояние больше указанного, то возможно отдаление практикующего от Учителя. Если оно меньше, то возможно помрачение разума. Также помрачение разума возможно, если выполнять подношения шумно, например, роняя что-нибудь. Нельзя переливать воду из чашечки в чашечку.

Если подносить пустые чашечки, то ожидает бедность. Поэтому предварительно нужно налить немного воды в чашечки, затем поставить их на алтарь, выстраивая их в строго прямую линию, а затем нужно долить в них воду до необходимого уровня. В чашечки следует наливать воду с очень хорошими мыслями, произнося при этом «ОМ А ХУНГ».

После этого нужно воскурить благовония и зажечь светильник. Хорошо, если светильник горит ровно и пламя его не велико и не мало. Если пламя светильника горит хорошо, то это, с одной стороны – приносит радость буддам и бодхисаттвам, с другой – повышается познавательная способность ума и удлиняется жизнь практикующего.

После этого очищают и освящают все подношения, окропляя нектаром с помощью специального веера или небольшой веточки, которые находятся в сосуде (тиб.: бумпа) с нектаром. При окроплении трижды произносят «ОМ А ХУНГ», в противном случае подношения могут достаться злым духам, которые питаются ими. Троекратное произношение «ОМ А ХУНГ» делают ваши подношения Трём Драгоценностям чистыми.

3. Принятие правильной позы медитации

Устройство сидения также должно отвечать некоторым требованиям. Для сидения нужно приготовить квадратную подстилку размером примерно метр на метр. Сидение нужно устроить таким образом, чтобы сзади оно было немного приподнято. Под ним надо нарисовать мелом или выложить рисом свастику следующего вида:

Свастика является символом скрещенного ваджра (Нацог-Дорже). В свою очередь Нацог-Дорже является символом Ума Будды. Поэтому под сидение нельзя класть непосредственно скрещенный ваджр, а лишь его символ. При этом надо представлять, что сидение является троном, созданным из Нацог-Дорже, и, что созерцание ваше на нем длится очень долго, с незапамятных времен. Вместо свастики под сидение можно положить траву куша или дурва. Если имеется одна веточка, то ее кладут верхним концом в ту сторону, куда смотрит практикующий (рис. 2). Если веточек больше, то их делят на две части и кладут так, чтобы верхушки веточек каждой из частей были направлены друг к другу (рис. 3). Будда Шакьямуни достиг Просветления, сидя под деревом Бодхи. При этом у него было сидение, созданное из травы куша. Поэтому хорошо подложить под сидение траву куша и представлять себя подобным Будде. Кроме того, куша обладает свойством очищения, снятия порчи, а дурва – удлинения жизни. В Индии, люди, на которых навели порчу, проводили ночь в зарослях травы куша, после чего происходило их очищение. Для удлинения жизни используют траву дурва в ритуале огненного подношения (тиб.: чинсе). Важно принять правильную позу для выполнения созерцания. Существует семь правил правильной позы (образцом правильной позы для созерцания является Будда Вайрочана):

1) наилучшей является «ваджрная поза». Однако не все люди могут принять ее, поэтому можно сидеть, просто скрестив ноги. Те, кому и это трудно, могут сидеть на стуле, опустив ноги;

2) после этого необходимо правильно установить руки. Для этого тыльную сторону правой ладони укладывают на левую ладонь. Сложенные ладони устанавливаются на уровне пупка и большие пальцы соединяются;

3) в практике важно держать позвоночник очень прямо, потому что в теле каждого человека есть энергетические каналы (центральный, левый и правый), проходящие вдоль позвоночника, по которым движется энергия ветров и, если позвоночник искривлен, нарушается их ток. При выпрямленном позвоночнике каналы свободно проходимы и достигается равновесие ума;

4) рот полуоткрыт, язык приподнят к небу – при этом не будет ощущаться жажда; верхний и нижний ряд зубов слегка соприкасаются;

5) голова немного наклонена вперед;

6) взгляд устремлен на кончик носа. Надо стараться, чтобы взгляд не переходил от предмета к предмету, так как при этом будет блуждание мыслей. Установив взгляд на кончик носа, следует находиться в таком положении до конца созерцания. Если взгляд все же блуждает, то можно закрывать глаза. Желательно все же приучить себя созерцать с полуоткрытыми глазами, устремленными к кончику носа;

7) плечи выпрямлены и находятся на одном уровне.

После установки тела в правильное положение, практикующему необходимо привести свой ум в спокойное, сосредоточенное состояние. Для этого нужно поочередно выполнять медленный вдох и медленный выдох через нос. Циклы вдохов/выдохов нужно повторять пять, семь, двадцать один или сто восемь раз – столько, сколько нужно до достижения нужного состояния. При этом необходимо созерцать, что, выполняя вдох, вдыхаете в себя белый свет, исходящий от будд и бодхисаттв, очищающий все загрязнения, в том числе и болезни. При выдохе все загрязнения и болезни выходят из вас в виде черного облака.

Иногда правильное дыхание считают восьмым правилом, которое направлено на то, чтобы практикующий смог привести свой ум в спокойное состояние и тем самым сумел взрастить в себе правильную установку. Однако, если ум практикующего уже находится в спокойном, сосредоточенном состоянии, то выполнение циклов вдохов/выдохов необязательно.

Перед выполнением любой практики необходимо исследовать состояние своего сознания. Сознание практикующего должно быть направлено на выполнение добродеяний. Практикующий не должен выполнять практику с корыстной целью достижения счастья только для себя.

В книге Ламы Цонкапы есть вопрос:

«Что нужно сделать человеку, собирающемуся созерцать

Ответ на этот вопрос дал Панчен-лама:

«Перед созерцанием очень важно исследовать состояние своего сознания».

Нагарджуна говорил:

«Сознание,находящееся во власти гнева, неведения или страсти – греховно»

– то, что исходит от такого сознания (действия) греховно. При этом происходит накопление отрицательной кармы. Атиша говорил:

«Если корень растения вреден, то и произросшие из него стебель, листья и цветы вредны, и наоборот, если корень целебен, то и все остальное, произросшее из него, целебно».

Если в результате исследования состояния сознания, практикующий нашел, что у него есть решимость заниматься практикой для достижения славы или богатства, то это совершенно неверная мотивация (подобная вредоносному корню растения). С такой мотивацией невозможно достичь положительных результатов в практике. Правильным состоянием сознания является бесконечное сострадание ко всем живым существам, не разделяющее их (живых существ) на друзей, врагов и незнакомцев, и желание помочь им всеми возможными способами. С таким состоянием сознания даже убийство не является грехом.

Есть джатака «Малаку» – жизнеописание Будды в одном из предыдущих Его рождений. В том рождении Будда Шакьямуни был торговцем. Однажды он плыл на корабле по морю. На корабле кроме него находилось еще много людей, среди которых был разбойник по имени Минаг Дунтунтэ. Разбойник знал, что торговец очень хорошо наторговал и у него теперь много денег, поэтому он решил всех людей убить, завладеть всеми деньгами и имуществом. Поскольку торговцем был Будда Шакьямуни, то он своим ясным сознанием понял замысел разбойника и у него появилось великое сострадание к нему, а также ко всем плывущим на корабле. С чувством огромного сострадания торговец убил разбойника. Как оценить поступок торговца? С одной стороны, если бы разбойник убил много сотен человек, то совершил бы тягчайший грех и непременно попал бы в ад. С другой – этим поступком торговец спас жизни многих людей. Поэтому, этим поступком торговец накопил столько добродетелей, сколько невозможно собрать в течение многих жизней. Величина добродетели определяется глубиной сострадания к живым существам.

Еще один пример. Группа людей читала «Хвалу Зеленой Таре» в течение четырех ночей. В первую ночь они читали с мыслью удлинения их жизней и в будущем обретения жизни в лучших мирах; во вторую – с пожеланием вырваться им из круга сансары; в третью – с пожеланием блага всем живым существам; в четвертую – достичь состояния Будды ради спасения всех живых существ. Несмотря на то, что читался один и тот же текст «Хвалы Зеленой Таре», результаты каждой из ночей были различны. В первую ночь не произошло накопления добродетелей. Стремление этих людей достичь состояния Будды ради блага всех живых существ, выраженная в пожелании четвертой ночи, есть махаянская мотивация, и это является возможностью достижения состояния Будды, т.е. наивысшим накоплением добродетели. Результат зависит от мотивации, с которой выполняется практика.

Скачать:TXTPDF

Шесть подготовительных действий Еше Лодой Буддизм читать, Шесть подготовительных действий Еше Лодой Буддизм читать бесплатно, Шесть подготовительных действий Еше Лодой Буддизм читать онлайн