Если выполняется практика по Ламриму, то это практика Махаяны, и здесь необходимо взращивание бодхичитты.
Уровень сострадания у людей различный и невозможно немедленное достижение бодхичитты. Несмотря на это, нужно пытаться взрастить в себе подобное состояние сознания. После этого нужно читать текст Прибежища.
4. Принятие Прибежища и созерцание цогшина (поля заслуг)
При чтении Прибежища необходимо созерцать объекты Прибежища. Приведем их описание.
На расстоянии вытянутой руки чуть выше уровня лба находится прекрасный трон очень больших размеров. Он подпирается восемью львами, которые находятся попарно в четырех углах. Необходимо созерцать его не слишком высоко, так как при этом созерцание не будет успешным из-за блуждания мыслей и возникновения возбужденного состояния. Также трон не надо созерцать очень низко, так как при этом возникает сонливость и, вследствие этого, уменьшение сосредоточения, внимательности. На этом троне, в центре и по четырем сторонам, расположены еще пять тронов. Размеры центрального трона чуть больше остальных. На этом троне восседает Коренной Учитель, в образе Будды Шакьямуни. Необходимо созерцать Учителя именно в этом образе, потому что Будда Шакьямуни является Владыкой Учения. Он сидит в ваджрной позе, правая рука опущена на землю, левая рука в мудре созерцания держит монашескую чашу для сбора подаяния, наполненную нектаром.
Будда подавил четырех Map, препятствующих освобождению живого существа: Мару скандх, Мару клеш, Мару смерти, Мару Сына небожителя. Из них первые три Мары являются внутренними, присущими неочищенному сознанию, а четвертая – внешней. Нектар, находящийся в чаше, символизирует подавление Буддой трех внутренних Map. Он подавил действия всех скандх, поэтому нектар является символом победы над скандхами и обладает целительным свойством. Он подавил действия всех клеш, поэтому нектар также является символом победы над клешами и дарует мудрость, посредством которой подавляются клеши. Он победил смерть, поэтому нектар является символом победы над смертью и дарует удлинение жизни. Таким образом, нектар, находящийся в чаше, обладает различными свойствами для разных людей: для тех, у кого заканчивается жизнь – это нектар, удлиняющий жизнь; для больных – исцеляющий нектар; одновременно с этим, это нектар неизмеримой мудрости, обладая которой человек избавляется от страданий, обусловленных клешами. Правая рука, опущенная на землю, означает подавление Буддой Мары Сына небожителя. Мара Сына небожителя – это привязанности, из-за которых человек, постоянно отвлекаясь, не может выполнять практику. Например, привязанность к алкоголю – это действие Мары Сына небожителя.
Имея неизмеримую бодхичитту, всепроникающую мудрость и абсолютную неустрашимость, Будда всеми способами помогает живым существам избавляться от страданий. Он благословляет нектаром, находящимся в чаше, всех живых существ. Будда прошел весь Путь: от зависимости до полного подавления Map, и если следовать этому Пути, то и мы также можем победить их.
Обычный человек не может подавить Мар. Если во время созерцания возникает блуждание мыслей или возбужденное состояние, то это действие Мары Сына небожителя. Если у человека появляются чувства гнева, зависти или алчности, то это действие Мары клеш. Живое существо болеет, умирает, но это происходит не по его желанию, а является действием Мары смерти.
На голове у Будды имеется ушниша (выпуклость на макушке головы, тиб.: цугтор), которая является признаком того, что Он в течение многих сотен жизней выполнял практики даяния, нравственности и терпения. Ушниша имеет снаружи черный, а изнутри голубой цвет. Такие цвета являются признаком выполнения практики даяния. Ушнишу обвивают волосы, сами по себе скрученные в спираль. Это свойство волос Будды является признаком выполнения практики нравственности. Ушниша никогда не покрывается пылью. Это свойство является признаком выполнения Буддой практики терпения. Ушниша также имеет свойство неизмеримости, то есть обычному человеку кажется, что она имеет определенный размер, однако измерить ее невозможно. Это свойство является признаком того, что Будда в течение многих жизней практиковал все парамиты и, вследствие этого, и возникла ушниша. Как известно, Будда, достигнув Просветления, в течение всей последующей жизни проповедовал Дхарму. Многие из своих проповедей Будда передал не изустно, а через ушнишу, находясь в состоянии глубокого сосредоточения. Например, божества Ушнишасита и Ушнишавиджая вышли из ушниши Будды Шакьямуни в таком виде, какими они изображены на танках. Их проповедь впервые произошла также из ушниши (из ушниши исходил звук проповеди (например, читался текст сутры)).
На лбу у Будды имеется отметина черного цвета. Это длинный, свернутый в спираль волос Урна-коша (тиб.: зодбу), произрастающий изо лба. Урна-коша имеет такую же природу, что и ушниша: Будда в течение многих кальп практиковал все парамиты. Если попытаться вытянуть волос и измерить его длину, то он будет тянуться бесконечно, а если отпустить, он сразу сворачивается в спираль. На танках зодбу изображают иногда черного цвета, иногда белого, иногда изображают его в виде драгоценного камня.
Эти два признака являются самыми важными из 32 признаков буддовости. Кроме них остальные признаки на танке не обозначаются. Для созерцания важно знать смысл этих двух признаков. На этом заканчивается описание внешнего вида Будды Шакьямуни – владыки Учения, восседающего на центральном троне.
Все феномены обладают двумя свойствами, которые условно можно подразделить на обширное и глубинное. Соответственно этому существует Путь обширных деяний и Путь глубинного воззрения. Оба Пути изложил Будда Шакьямуни в своих проповедях. Будда проповедовал их применительно к состоянию сознания учеников (оно тогда было очень высоким). Однако в настоящее время уровень сознания людей не так высок. Если сейчас давать Учение только по проповедям Будды, то для нас оно не будет понятным. Не будет понятно, в какой последовательности следует идти по Пути: что делать сначала, что потом и т.д. Предвидя это, Будда поручил развить и дополнить комментариями Путь обширных деяний Майтрее, а Путь глубинного воззрения – Манджушри. Будда Майтрея проповедовал Учение Пути обширных деяний более полно. Затем Его ученик Асанга еще более дополнил Учение комментариями, соответственно своему времени и уровню сознания своих учеников. И так далее это Учение дополнялось комментариями другими Учителями этой линии преемственности, вплоть до наших Учителей, которые передают Его нам в полном соответствии с Учением Будды, изменяя применительно к настоящему времени и состоянию нашего сознания лишь методику изложения. К этому Учению относятся не все описание постоянно изменяющегося, богатого красками феноменального мира, а только то, что касается пути Освобождения. То же самое можно сказать о Манджушри и Его линии преемственности, как о держателях Пути глубинного воззрения.
По правую сторону от Будды Шакьямуни восседает на троне Будда Майтрея, держатель Пути обширных деяний. Вокруг него восседают Учителя данной линии преемственности: Асанга, Васубандху и другие.
По левую сторону от Будды Шакьямуни восседает Манджушри, держатель Пути глубинного воззрения. Вокруг него располагаются держатели линии преемственности: Нагарджуна, Чандракирти, Арьядева и другие.
Позади Будды Шакьямуни восседает на троне Будда Ваджрадхара. Он является держателем Пути сокровенной мантры. Вокруг него располагаются держатели этой линии преемственности: Тилопа, Наропа, Домбипа, Атиша, 82 индийских махасиддха1 — Обычно говорят о 84 махасиддхах, но двое из них: Тилопа и Наропа уже упомянуты. и другие.
Перед Буддой Шакьямуни находится на троне Коренной Учитель в том виде, каким вы его знаете. Если у Учителя есть какие-нибудь телесные недостатки, то их можно не представлять. Правая рука Учителя находится в мудре проповеди, левая – в мудре созерцания держит чашу, наполненную нектаром. Мудра проповеди символизирует проповедь Учения. Слушая проповедь Учения, размышляя, а затем, применяя на практике методы освобождения, переданные в проповеди, человек имеет возможность вырваться из-под власти Map. To, что руки Учителя сложены именно в эти мудры, имеет глубокий смысл: Учитель дает проповедь Учения, находясь в состоянии дхьяны. Совмещение глубокой сосредоточенности и проповеди Учения является одним из признаков буддовости. Такое совмещение невозможно для обычного человека, который не способен одновременно и проповедовать Учение и находиться в состоянии глубокой сосредоточенности. Кроме того, мудра проповеди имеет для ученика следующий смысл: получив и поняв наставления, необходимо реализовать их. Нельзя оставлять практику!
Если практикующий имеет несколько учителей, то на троне перед Буддой Шакьямуни располагаются все учителя, а в центре их находится Коренной Учитель. Если в момент созерцания Учитель жив, то нужно представлять, что он восседает на коврике, если Он уже покинул этот мир, то Он восседает на лотосе, на котором находятся лунный и солнечный диски.
Большой трон, на котором расположены пять тронов, окружают идамы ануттарайогатантры: Ямантака, Гухьясамаджа, Чакрасамвара и Калачакра. При этом нужно представлять, что идам, которого вы практикуете, находится в центре. Вокруг них кругами располагаются: идамы йога-, чарья– и криятантры. Затем следуют тысяча будд настоящей махакальпы. Вокруг этой группы находятся 35 будд покаяния, за которыми следуют бодхисаттвы: Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Самантабхадра, Кшитиратна, Кшитигарбха, Акашагарбха т.д. В цогшине будды выглядят так же, как и Будда Шакьямуни, т.е. одеты в монашеские одежды, а бодхисаттвы одеты в прекрасные, божественные одежды. На буддах и бодхисаттвах имеются разные украшения. За ними следуют святые хинаянской колесницы – пратьекабудды и архаты. Архаты держат в руках то, что держат шестнадцать архатов – первых учеников Будды. У пратьекабудд на голове имеется ушниша, но размеры ее меньше размера ушниши Будды. Архатов окружают даки и дакини 24 местностей (священные места в Индии, Тибете), 32 мест поклонения (24 упомянутых святых мест + 8 великих кладбищ – мест выполнения тантрийских практик великими йогинами). Затем следуют защитники Учения. Вообще существуют два вида защитников Учения:
– защитники-арьи. Это защитники, которые вышли из круга сансары.
– защитники, не покинувшие круг сансары, например: Панзамахаранза, Дорже Логпа, Дамчжан Дорлиг, Цанба, Саган Убгэн, Табок и др.
К Объектам Прибежища относятся только защитники-арьи. В центре находится шестирукий Махакала темно-синего цвета. За ним по правую сторону следуют: Яма (три вида: внешний, внутренний и тайный), Кубера, Лхамо, Четырехликий Махакала. По левую сторону находятся Белый Махакала, Сэндэма и др. За защитниками, по четырем сторонам света находятся четыре махараджи защитники сторон света. Все святые, относящиеся к объектам Прибежища, начиная от Будды Шакьямуни и заканчивая махараджами, на самом деле являются эманациями Будды Шакьямуни и обладают телами, светящимися изнутри. Все объекты Прибежища излучают безмерную доброту и сострадание ко всем живым существам, томящимся в круге сансары.
Созерцая объекты Прибежища, нужно прибегать к Трем Драгоценностям. Живые существа прибегают к Трем Драгоценностям по двум причинам: из-за боязни страданий, которые неизбежны для находящегося в круге сансары; из-за веры в то, что Три Драгоценности помогут избавиться от страданий.
Само понятие Прибежища подразделяется на махаянское и хинаянское Прибежище.
Хинаянское Прибежище: если действия человека негативны, то накапливается отицательная карма и он находит последующие рождения в низших мирах. Имея такое понятие, практикующий прибегает к Трем Драгоценностям с верой в то, что Они помогут избавиться от страданий сансары.
Махаянское Прибежище: Практикующий прибегает к Трем Драгоценностям, веруя, что Три Драгоценности дают освобождение всем живым существам, которые не