безмерное равностное отношение, а затем безмерные любовь, сострадание и сорадование ко всем живым существам.
После чтения и созерцания Четырех Безмерных происходит процесс сворачивания Объектов Прибежища. Есть три метода сворачивания:
1. Начиная с внешнего края Объекты Прибежища сворачиваются: каждый наружный круг входит во внутренний. Четыре махараджи растворяются в защитниках Учения, защитники – в даках, дакинях, и так далее. Будды, окружающие Будду Шакьямуни, вместе с учениками преображаются в ясный свет и растворяются в Будде Шакьямуни через межбровье. Будда Шакьямуни, в свою очередь, преобразовавшись в ясный свет, растворяется в вас через межбровье.
2. Объекты Прибежища растворяются в Пустоте.
3. Объекты Прибежища приподнимаются чуть вверх. После этого нужно призвать божеств мудрости. Божества мудрости растворяются в Объектах Прибежища и все это преображается в цогшин Лама Чодба.
Третий метод является не сворачиванием, а преобразованием Объектов Прибежища в цогшин. При выполнении созерцания третьим методом, после приподнимания Объектов Прибежища нужно читать текст, очищающий и благословляющий окружающее пространство. Транскрипция этого текста приведена в /1: #books, стр. 12/. Если помещение, в котором вы находитесь невелико, то надо представлять его достаточно просторным и, читая, нужно думать, что ваш дом и земля – все очищается и благословляется. Затем читается текст благословения подношений /1: #books, стр. 12/. На очищенном и благословленном месте возникает цогшин Лама Чодба.
Цогшин – это собрание будд, бодхисаттв, архатов, пратьекабудд, даков, дакинь, защитников Учения во главе с Учителем, расположенных в определенном порядке. По построению Объекты Прибежища и цогшин похожи, но различны их функции. Функция Объектов Прибежища заключается в том, что при чтении текста Прибежища выполняется прибегание к Трем Драгоценностям. У цогшина другая функция. Созерцая цогшин, практикующий выполняет семеричный ритуал, ритуалы омовения, подношения мандала. Это практики, позволяющие накопить множество добродетелей, поэтому цогшин называют полем добродетелей (полем заслуг).
С другой стороны, цогшин – это непрерывная линия преемственности, по которой, начиная от Будды Шакьямуни, через держателей Учения, Учение передалось вашему Коренному Учителю и Он передает Его вам в полной чистоте и соответствии с коренным Учением. Созерцание цогшина, таким образом, является созерцанием всей линии преемственности от Будды Шакьямуни до вашего Коренного Учителя и осознаванием принадлежности этой традиции вас лично.
Существует много разновидностей цогшинов. В данном случае созерцаете цогшин Лама Чодба. Приведем его описание.
Цогшин располагается на прекрасном дереве Пагсамги Шин (Древо Исполнения Желаний), произрастающем на очищенной и благословленной земле или из молочного моря. Наверху у дерева имеются четыре ветви, среди которых цветет большой и прекрасный цветок. На цветке находится прекрасный трон. подпираемый восемью львами. Лев является царем зверей и то, что они подпирают трон, является символом бесстрашия Будды. На троне находится лотос, на нем солнечный, а поверх его лунный диск. На этом сидении располагается весь цогшин. Лотос является символом чистоты: произрастая в болотистой местности, в грязи, лотос совершенно чист и никакая грязь не пристает к нему. Солнечный диск так горяч, что от его жара все тает, т.е. познается истинная природа всего — так же и мудрость, познавшая пустоту, познает истинную природу всех феноменов. Таким образом, солнечный диск является символом познания пустоты. Лунный диск является символом бодхичитты. Силой бодхичитты очищаются клеши, побно тому, как прохладный свет луны успокаивает жар огня.
В центре цогшина находится Лама Цонкапа. В Его сердце – Будда Шакьямуни. В сердце Будды Шакьямуни – Будда Ваджрадара со своим материнским аспектом. В сердце Будды Ваджрадары находится слог «ХУНГ». Этот комплекс по-тибетски называется Лама Лобсанг Тубванг Дорже Чанг. Лама – Коренной учитель; Лобсанг – Лама Цонкапа; Тубванг – Будда Шакьямуни; Дорже Чанг – Будда Ваджрадара.
В таком облике три-саттвы5 — Комплекс называется три-саттва: образы ламы Цонкапы и Будды Шакьямуни — самая-саттва (существо клятвы); образ Будды Ваджрадары — джняна-саттва (существо мудрости); образ слога «ХУНГ» –— самадхи-саттва (существо сосредоточения).Созерцая этот комплекс, практикующий через ламу Цонкапу, Будду Шакьямуни, устанавливает непосредственную связь с Ваджрадарой, изначальным Ади-буддой, находящимся всегда в состоянии глубокого сосредоточения.С другой стороны, у практикующего есть Три Драгоценных Практики: нравственность, символизирующаяся самая-саттвой; самадхи, символизирующееся самадхи-саттвой; мудрость, символизирующаяся джняна-саттвой. Таким образом, созерцание три-саттва является во-первых, установлением непосредственной связи с Ваджрадарой, во-вторых, созерцанием последовательности Трёх Драгоценных Практик. нужно представлять сущность своего Коренного Учителя. Впереди центральной фигуры располагается Лама Цонкапа с двумя ближайшими учениками. Здесь в образе Ламы Цонкапы также представлен Коренной Учитель и все остальные Учителя. Согласно традиции Гаден Чойки Ченба из сердца Коренного Учителя (центральной фигуры цогшина) появляется луч света и направляется вправо, и по эту сторону проявляется линия преемственности традиции обширных деяний. Луч направляется влево, и проявляется линия преемственности традиции глубинного воззрения. Луч направляется вверх и образует линию преемственности благословенной практики, которая размещается пятью колоннами. В начале центральной колонны находится Будда Ваджрадара, от него вниз по колонне исходят множество Манджушри. По правую сторону от Будды Ваджрадары находится Гухьясамаджа, за ним Ямантака; по левую сторону от Ваджрадары находятся Хеваджра и Чакрасамвара. От них вниз по колоннам исходят линии преемственности каждого из перечисленных идамов. Коренной Учитель располагается посередине лотоса. Лотос имеет очень много лепестков, которые образуют 12 ярусов дерева Пагсамги Шин. На самом верхнем ярусе, имеющем четыре лепестка, находятся четыре идама ануттарайогатантры: Гухьясамаджа, Ямантака, Хеваджра, Чакрасамвара. На следующем ярусе находятся идамы ануттарайогатантры во главе с Калачакрой. Далее по порядку следуют:
на 3-м ярусе — идамы йогатантры;
на 4-м ярусе — идамы чарьятантры;
на 5-м ярусе — идамы криятантры;
на 6-м ярусе — все будды трех времен (1000 будд настоящей махакальпы, 35 будд покаяния и пр.);
на 7-м ярусе — бодхисаттвы;
на 8-м ярусе — пратьекабудды;
на 9-м ярусе — архаты;
на 10-м ярусе — даки и дакини; на 11-м ярусе — защитники Учения, в центре — Шестирукий Махакала;
на 12-м ярусе — четыре махараджи защитники сторон света, они располагаются на облаках.
После этого полезно выполнить ритуал омовения божеств цогшина /1: #books, с. 15/. Смысл этого ритуала в том, что при помощи его очищаются страдания, болезни живых существ.
5. Выполнение семеричного ритуала и подношение мандала
Семеричный ритуал
Семеричный ритуал присутствует в начале многих практик. Выполнение его очень важно. Семеричный ритуал состоит из семи частей, каждая часть имеет текст, который прочитывается и созерцается /1: #books, с. 24/ или Дополнение 1: #AddSeven (если нет текста, то можно выполнять все части ритуала, представляя все так, как здесь описано):
1) простирания;
2) выполнение подношений;
3) раскаяние;
4) сорадование;
5) просьба о повороте колеса Учения;
6) просьба к Учителю оставаться до угасания сансары;
7) посвящение добродетелей.
Рассмотрим каждую часть более подробно.
1. Простирания*: #prostration
Существуют три вида простираний: тела, речи и ума.
Простирания тела бывают полные и неполные. Для выполнения простираний тела нужно правильно сложить ладони: два больших пальца должны находиться внутри сложенных ладоней. Затем сложенными ладонями следует прикасаться к трем или четырем частям тела:
– прикосновение к макушке головы посвящаете достижению ушниши Будды;
– прикосновение к области межбровья посвящаете достижению тела Будды;
– прикосновение к области горла посвящаете достижению речи Будды;
– прикосновение к области сердца посвящаете достижению ума Будды.
Затем выполняете полное или неполное простирание.
При полном простирании ложитесь на землю, полностью выпрямив тело, руки вытягиваете вперед. В момент прикосновения головы к земле, приподнимаете выпрямленные ноги и подносите сложенные ладони к макушке. Нельзя держать голову на земле долго, прикоснувшись головой земли, следует быстро встать. Очень полезно держать туловище прямо;
При неполном простирании касаетесь земли пятью частями тела: колени, руки и голова.
Если во время простираний вы читаете хвалу Будде (Учителю) или текст Прибежища, то это является простиранием речи. Если выполняете простирания с большой верой, с хорошей, правильной мотивацией, то это есть простирания ума. Наибольшее накопление добродетелей происходит тогда, когда практикующий выполняет все три вида простираний.
Выполнение простираний также полезно для здоровья. Простирания можно выполнять в неограниченном количестве. Обычно их выполняют 3, 7, 21, 108 и т.д. раз.
2. Выполнение подношений*: #offering
Подношения бывают явные и мысленные. Хорошо использовать для явных подношений всевозможные цветы, воду, различные яства и т.д. Все, что подносите явно, в мыслях увеличивайте многократно, заполняйте этим все пространство и подносите все это цогшину с самой хорошей мотивацией.
3. Раскаяние*: #repent
В цогшине есть 35 будд покаяния. Если есть текст 35 будд, то хорошо читать этот текст. Если нет, то следует думать так: «Я раскаиваюсь во всем, что совершил плохого в прошлых и настоящей жизни, и обещаю не совершать больше таких поступков».
4. Сорадование*: #injoy
В момент выполнения практики (созерцание цогшина, выполнение простираний, подношения и т.д.) вы накапливаете большое количество добродетели. Выполняя практику сорадования, следует думать: «Пусть все добродетели, которые я накапливаю, будут добродетелями всех живых существ». А также следует искренне радоваться, а не завидовать накоплению добродетелей другими людьми. Например, если человек спит, то он не выполняет никакую практику, т. е. не накапливает добродетели. Однако если в это время он сорадуется накоплению добродетелей другим человеком, то это также является добродетелью.
5. Просьба о повороте колеса Учения*: #rotation
Будда Шакьямуни, достигнув Просветления, молчал целую неделю, потому что никто не просил Его дать проповедь Учения. Для получения Учения, необходимо просить Учителя передать Учение. Такая просьба сама по себе является большим накоплением добродетели и она не пропадет ни в этой, ни в последующих жизнях.
6. Моление о долгой жизни*: #longlife
Это обращение ко множеству будд, осуществляющим благо для своих учеников во многих мирах, с просьбой оставаться в течение многих кальп нашим полем духовных заслуг.
7. Посвящение добродетелей*: #dedication
Посвящение добродетелей является необходимой частью всякой практики, так как добродетели могут, как накапливаться, так и исчезать. Например, если практикующий, накопив добродетели, очень сильно разгневался на кого-нибудь (это может быть бодхисаттва или другой святой), то добродетели исчезают. Для того чтобы этого не произошло, необходимо выполнить посвящение добродетелей. Посвящение добродетелей подобно вкладу денег на специальные счета в банке: добродетель, накопленную выполнением данной практики, посвящают достижению определенных целей.
Подношение мандала
У некой площадки есть середина – центр. В центре есть еще более глубокая середина – сердцевина. Значение слова мандал таково. Санскритское слово мандал означает середину, сердцевину чего-либо.
Слово мандал на тибетском звучит как «килькор». «Килькор» – центр круга.
Подношение мандала является подношением сердцевины всего самого прекрасного во вселенной. А также это есть собрание добродетелей с самой сердцевины. Когда мы подносим мандал, делаем самое что ни есть добродетельное деяние.
При подношении мандала необходимо созерцать цогшин. Цогшину подносите все наилучшее из того, что есть во вселенной. Также цогшину подносите все свои благие деяния, которые вы накопили в трех временах и обращаете их в предметы подношения, в семь драгоценностей, в талисманы счастья, и наполнив все пространство этим, выполняете подношение цогшину.
Есть история о царе Ашоке, у которого были огромные благие заслуги. Во времена Будды Шакьямуни он был мальчиком.