позаботиться о своей семье и обеспечить ее на будущее».
Однако именно теперь, при этой жизни, у вас есть благоприятные возможности, свобода и намерение следовать Дхарме. Зачем откладывать? Вы так уверены, что в следующей жизни у вас будут лучшие условия? К тому времени вы можете целиком погрузиться в страдания и рабство, попав в один из низших миров. Если вы лишь наблюдаете, как пролетают месяцы и годы, вы упустите возможность освободиться от порочного круга сансары.
Если вам предлагают разделить роскошное пиршество, примите это приглашение, пока есть такая возможность. Часы Дхармы пробили полдень — используйте свой шанс, пока еще не поздно!
86
О люди из Тингри, не поддавайтесь апатии и лени —
Недолог жизни срок: как у росинки.
Жизнь недолговечна, как капля росы, которая висит на кончике травинки и ее вот-вот унесет первое дуновение утреннего ветерка. Недостаточно одного искреннего желания практиковать Дхарму и намерения вскоре к этому приступить. Не ждите пассивно, пока ветер смерти развеет ваши планы, прежде чем вы нашли время на их исполнение. Как только вы подумали о практике, приступайте к ней без промедления.
У новичков ум переменчив, подвержен эмоциям, податлив, словно высокая трава на горном перевале, которую пригибает к земле преобладающий ветер.
87
О люди из Тингри, сейчас не оступитесь,
Иначе будет трудно опять найти тропу — родиться человеком.
Если лыжник, скользя по горному склону, сделает на краю пропасти один неверный шаг, это может стоить ему жизни. Однако в течение всей своей жизни вы идете по краю бездны низших миров, подвергаясь гораздо большей опасности, чем любой любитель горных лыж. Если вы упадете, почти невозможно выкарабкаться обратно на склон, по которому пролегает путь к удаче человеческого рождения. И только практика Дхармы даст вам возможность благополучно пройти по этому пути.
88
О люди из Тингри! Ученье Будды — как солнце между туч,
И именно теперь оно сияет!
Учения Будды бывают доступны не всегда. Когда заслуги всех существ, живущих в тот или иной период времени, уменьшаются, учение тоже приходит в упадок. На самом деле сейчас мы живем на грани такой темной эпохи, «века пяти видов упадка»[10 — Выражением «век пяти видов упадка», или «век пяти остатков», (dus snyig ma lnga ldan) переводят санскритское слово калиюга. Речь идет об эпохе остатков, отходов, когда от совершенства золотого века остались одни обломки. В частности, для этой темной эпохи характерны пять видов упадка: жизни, окружающей среды, воззрений, способностей существ и их способности противостоять клешам.], когда заходящее солнце Дхармы вот-вот скроется за западными горами. Тем не менее, время от времени оно еще может сиять, как вечернее солнце, которое появляется в просвете между облаков, и эти мимолетные мгновенья дают нам наш единственный шанс. Наступит ночь — и начнется эпоха темноты, когда даже не услышишь о Трех Драгоценностях.
Следовательно, принять учения и следовать им — дело, которое не может ждать, пока вы не почувствуете себя готовым. Если вы все еще блуждаете в лабиринте сансары, то только потому, что в прошлых жизнях или никогда не встречались с учением Будды, или не обращали на него внимания. Теперь же, если вам удастся вступить на путь, эта удача будет сопровождать вас, поддерживая ваше продвижение от одного прекрасного достижения к другому.
89
О люди из Тингри, умно вы говорите, однако этого не применяете к себе.
Свои ошибки лучше наблюдайте!
Есть люди, которые очень красноречиво умеют говорить о Дхарме, но не имеют в ней никакого личного опыта. Несмотря на бурный поток их красноречия, внутри них постоянно бушует пламя пяти ядов. Тот, кто собирается по-настоящему учить других, должен иметь истинное знание учения. Ровным пламенем хорошего фитиля можно зажечь сотню масляных светильников, а слабый язычок огня тонкого фитилька не может поддержать даже сам себя.
Если даже вы получили многочисленные наставления и теоретически знаете, как продвигаться по пути и избегать препятствий, но не применяете этих наставлений по отношению к самому себе, ваше знание остается бесполезным, подобно богатству скряги, который лишает себя пищи и умирает от голода.
Если вы искренне желаете продвижения, перестаньте закрывать глаза на свои недостатки. Собственный ум — вот что вам нужно рассматривать как в зеркале. Сохранять о себе ложное мнение, видя недостатки лишь в других, а собственные изъяны считая достоинствами, — значит начисто лишать себя возможности какого-либо продвижения. Как говорили учителя школы кадам, лучшие учения — те, что вскрывают наши скрытые недостатки. Разоблачение вора, доселе остававшегося вне подозрений, положит конец его проделкам.
Умейте распознавать свои главные недостатки, пять ядов: вожделение, гнев, зависть, гордость и неведение. Всегда помните о них и будьте готовы обезвредить, как только они проявятся. Следите за своими клешами, как царь, который, опасаясь врагов, день и ночь окружает себя бдительной стражей. Учителя кадам говорили:
У враг ума держу я бдительности меч —
Им отражаю я нападки клеш.
Они ослабят свой напор — и я ослаблю.
Очень важно сохранять постоянную бдительность даже под натиском своих клеш. Если вы даже не подозреваете об их существовании, вы, скорее всего, упускаете главное, ошибочно считая, что по-настоящему следуете Дхарме. Такая неверная практика может привести к рождению в низших мирах.
Просто смотреть на прекрасную роспись, изображающую все подробности небесных миров, — совсем не то же самое, что по-настоящему туда попасть. Просто читая рецепты врача не выздоровеешь. Если только имитировать поведение практика Дхармы — это не приведет вас к освобождению. Красить ткань кое-как — пустая трата времени: краска смоется и у вас ничего не получится. Точно так же бессмысленно практиковать Дхарму, если ею не проникается все ваше существо. Вы лишь зря будете тратить свой потенциал. Никто не пройдет путь за вас. Это нужно сделать самому. Конечно же, вам не удастся устранить все свои недостатки сразу. Совершенен только будда. Но вы можете очищаться постепенно, подобно тому, как яркая луна выходит из-за пелены облаков.
Нет такого тяжкого преступления, которое нельзя было бы искупить. Закоренелый убийца Ангулимала загубил 999 человек, но после встречи с Буддой стал архатом, очистив свои злодеяния благодаря силе своей веры. Приложив достаточно усилий, можно развить любое качество. Но, не имея веры и не прилагая усилий, вы никогда не станете совершенными, пусть даже вам явится сам Будда.
Утром первым движением вашего ума должна быть мысль о том, чтобы посвятить наступающий день счастью всех существ. В течение всего дня применяйте учение на практике. Вечером вспоминайте все, что сделали, сказали и подумали за этот день. Если сделали что-то хорошее, посвятите заслуги всем существам и обещайте завтра поступать еще лучше. Если сделали что-то плохое, раскайтесь и обещайте это исправить. Вот так лучшие из практиков и продвигаются день за днем, средние практики — месяц за месяцем, а наименее способные — год за годом.
90
О люди из Тингри, случится, ослабеет ваша вера — пусть это будет кратким отступленьем.
Все время думайте о тяготах сансары!
В присутствии учителя вам, скорее всего, относительно легко ощущать веру и преданность. Но ум переменчив, и ваша только что зародившаяся вера хрупка и легко может не выдержать изменчивых обстоятельств сансары. Если ваша вера поколеблется, практика застопорится.
Поэтому веру нужно взращивать, и лучший способ ее напитывать и оживлять — это размышлять о сострадании и доброте учителей и Дхармы, сравнивая их совершенство с несовершенством сансары. Если собрать все слезы, пролитые вами на протяжении прошлых жизней, образуется целый океан. Если собрать все тела, которые у вас были — пусть вы рождались даже насекомыми, — их груда поднимется выше самых высоких гор. С помощью таких образов размышляйте, что только полная слепота может заставлять вас бросаться в пучину сансары, старайтесь представить сансару как ужасную темницу, из которой нужно бежать.
91
О люди из Тингри, водясь с порочными людьми, вы сами станете вести себя порочно.
Оставьте дружбу, коль она вредна!
Ум похож на хрусталь, который принимает цвет того, что его окружает. Вы обязательно будете перенимать хорошие и плохие качества друзей, с которыми водитесь. Общаясь с недоброжелательными, эгоистичными, злопамятными, нетерпимыми, заносчивыми людьми, вы переймете их недостатки. Лучше держаться от них подальше.
92
О люди из Тингри, водясь с достойными людьми, исполнитесь и вы достойных качеств.
Примером вам пусть будет ваш учитель!
Всегда полезно быть рядом с учителем. Такие учителя — словно рощи целебных растений, святилища мудрости. В присутствии совершенного учителя вы быстро достигнете просветления. В присутствии сведущего ученого вы быстро приобретете великие знания. В присутствии великого практика медитации в вашем уме появится духовный опыт. В присутствии бодхисаттвы ваше сострадание станет безмерным. Все это можно сравнить с тем, как обыкновенное бревно, лежащее рядом со стволом сандалового дерева, постепенно пропитывается его благоуханием.
93
О люди из Тингри, обманом или ложью других мороча, морочите вы и самих себя.
В свидетели возьмите вашу совесть!
Джецун Миларэпа сказал: «Если не в чем себя упрекнуть, это признак чистоты наших обетов». Собственная совесть — лучший свидетель: она лучше, чем кто-либо, знает, хорошие или плохие у вас были намерения, хорошо или плохо вы поступили. У того, кто может добросовестно сказать: «Я сделал лучшее, на что способен», ум удовлетворен и безмятежен.
Будьте судьей собственным ошибкам, а не ошибкам других. Только будда знает глубокие побуждения других людей. Проверяйте самих себя, чтобы убедиться, что вы действительно живете в ладу с Дхармой. Подлинный практик чужд преданности, построенной на эмоциях, и показного отречения. Однако бывает, что человек, который старается внешне выглядеть безупречным во всех отношениях, живет в полном противоречии с Дхармой.
94
О люди из Тингри, всех демонов зловредней заблужденье — неведеньем рожденный демон.
Держите крепче свое оружие — внимательность и осторожность.
Неведение — изначальная причина нашего блуждания в сансаре. На самом деле каждое существо, даже самое крошечное насекомое, наделено природой будды, точно так же, как каждое кунжутное зернышко пропитано маслом. Но если существа не ведают своей истинной природы, то это помрачение, принимая различные формы, служит причиной их страдания. Вот что такое неведение.
Неведение заставляет вас верить в реальность вашего индивидуального «я» и в такую же реальность независимого бытия явлений. Отсюда возникают вожделение и неприязнь, а также целый поток клеш, проистекающий от них. Так начинает свое развитие заблуждение сансары. Закрепившись в вашем уме, оно разрушает вас, будто злой дух, несущий лишь гибель и разорение. В трактате «Путь бодхисаттвы»[11 — См. Shantideva. The Way of the Bodhisattva. — Trans. Padmakara Translation Group. — Boston: Shambala Publications, 1997. [Русский перевод: Шантидэва. Бодхичарья-аватара. — СПб: Фонд «Карма Йеше Палдрон» — Изд-во «Шанг-Шунг, СПб», 1999].] Шантидэва показывает, как безжалостно вредят нам клеши на протяжении бесчисленных жизней. Следовательно, нам нужно противостоять вожделению и ненависти, а вовсе не нашим обычным