жизнь и те драгоценные возможности, которые она дает для практики Дхармы. Откладывать практику Дхармы на завтра равносильно тому, чтобы откладывать ее до самой смерти.
Уверовав в Дхарму, охотник Чирава Гонпо Дордже сказал Миларэпе: «Я решил заняться Дхармой. Но сначала мне нужно сходить домой, попрощаться с семьей, а потом я сразу же вернусь».
Отшельник резко оборвал его: «Сделай это прямо сейчас. Если ты пойдешь домой, семья будет стараться заставить тебя передумать, и ты не вернешься. Если ты намерен сосредоточиться на Дхарме, решайся сделать это немедля». Именно так поступил Гонпо Дордже и стал одним из самых выдающихся его учеников.
Не попадайтесь в западню сомнений! Соберитесь с силами и посвятите себя практике, не допуская, чтобы этому помешали какие-то иные соображения.
29
О люди из Тингри, займитесь практикой немедля.
Пока вы заняты ничтожными делами, вас схватит демон смерти.
Вам нужно обрабатывать свои поля, или ваш бизнес требует вашего участия, или вы заняты поисками подходящего партнера — все это может составлять вашу главную заботу, и я могу только догадываться, на что вы тратите свое время. Но помните, чем больше вас поглощают такие заботы, тем большей вы подвергаетесь опасности, что смерть отнимет у вас то малое время, которое вы оставили на практику Дхармы. Не допускайте, чтобы бремя обычных занятий заставило вас отойти от дела Дхармы. Если однажды к вам пришла мысль о практике, приступайте к ней в тот же день. Если такая мысль пришла ночью, начинайте той же ночью. В любом месте и в любое время делайте практику прямо там и тогда.
30
О люди из Тингри, никто не скажет, когда хозяин смерти подкрадется.
Так будьте же вы начеку всегда!
Смерть неотвратима и внезапна как молния. Она настигает без предупреждения, каковы бы ни были обстоятельства.
Допустим, вы прекрасно себя чувствуете, наслаждаетесь вкусной едой в кругу друзей или любуетесь прекрасным видом. Однако в тот же самый миг вас может отделять от смерти всего несколько секунд. Ваши близкие останутся без вас, ваша беседа останется незаконченной, ваш обед останется несъеденным, ваши планы останутся невыполненными.
Разве редко бывает, что люди умирают внезапно, став жертвами несчастного случая, убийства, отравления недоброкачественной пищей или медицинским препаратом; можно погибнуть и на войне, и просто разбившись во время игры или спортивных состязаний. Смерть всегда таится поблизости, грозит отовсюду. Будьте постоянно начеку, как путник, идущий по местности, где полно разбойников. Политический лидер, которому угрожают убийством, никогда не ослабляет свою бдительность: всегда помня об этой угрозе, он не ночует в одном месте два раза подряд. Поступайте так же. Каждую ночь, отправляясь спать, думайте: «Не найдут ли утром труп в моей постели?»
31
О люди из Тингри, готовы будьте, что в смертный час останетесь одни:
Никто не встанет на защиту, не поможет!
Когда вы окажетесь на пороге смерти, собравшиеся вокруг друзья и родственники никак не смогут сопровождать вас дальше. Они мало чем смогут вам помочь. Даже богатейший из магнатов не сможет взять с собой ни гроша из своего состояния и даже могущественнейший из военачальников не сможет приказать своим армиям победить смерть — как любой другой, он будет вынужден сдаться.
Ваше сознание покинет тело и отправится странствовать в бардо. Там, оставшись иллюзорным психическим телом, вы с тоской и отчаянием обнаружите, что одиноки и не знаете, что делать, куда идти. Призрачные видения, которые в этот период мучают большинство существ, настолько ужасны, что не поддаются описанию. Хотя они всего лишь порождения ума, тем не менее, в то время кажутся убедительной реальностью.
Единственно возможный источник ободрения, который будет вам доступен, откроется только благодаря практике Дхармы. Вот почему так важно усердно практиковать сейчас. Ведь даже в мирное время, предвидя возможность войны, страны готовятся к обороне. Точно так же и вы будьте настороже и готовьтесь к смерти, практикуя Дхарму. Она, словно неиссякаемые закрома, будет снабжать вас пищей в грядущей жизни и станет залогом вашего будущего счастья.
32
О люди из Тингри, не забывайте никогда о смерти!
Такие думы понять помогут, что нет ни в чем у вас нужды.
Когда убежденность в том, что все непостоянно, понимание хрупкости бытия и осознание, что смерть грозит постоянно, по-настоящему укоренятся в вашем уме, вы перестанете жаждать всего того, что считается обязательным в обычной жизни. Вы будете желать только одного — иметь возможность в уединении практиковать Дхарму. Вспомните Джецуна Миларэпу. У него была лишь крапива, чтобы не умереть с голоду, а из одежды — только накидка из хлопка, но он за одну жизнь достиг высшего уровня — состояния видьядхары, держателя знания.
Если же вы не задумываетесь о смерти и непостоянстве достаточно глубоко, то из-за узости вашего взгляда на жизнь вам будет трудно избавиться от самых суетных жизненных забот. Ваша склонность всегда желать большего, чем вам необходимо, останется с вами. Даже если у вас достаточно еды, вам будет хотеться чего-то еще более вкусного. Пусть у вас достаточно одежды и есть вполне просторное жилье, вы все равно будете думать о приобретении каких-то лучших, более модных нарядов и более просторного, комфортабельного дома. Хотя у вас уже есть супруга или подруга, вы постоянно будете присматривать себе кого-то получше.
Всё это признаки того, что вы не всегда помните о том, насколько близка смерть. Зачем бы вам вкладывать столько энергии в планы на будущее, не будь вы слепо уверены, что еще долго будете оставаться в этом мире!
Великие практики прошлого называли себя «йогин с засевшей в сердце мыслью о непостоянстве». Они ясно видели всю тщетность обычных занятий. Их ум был полностью обращен к Дхарме. Практикуя Дхарму, они вели скромную жизнь, проникнутую мыслью о собственной смерти, которая, как они знали, застанет их в далекой пещере. Конечно же, всех этих великих практиков уже нет в живых — такова участь всех живых существ. Но они не переродились в мирах страдания, куда бесконечно попадают те, кто поглощен радостями этой жизни, — ныне они пребывают в мирах будд.
Такой же дальновидной и глубокой точки зрения можете держаться и вы. Ее можно приобрести, если постоянно помнить о смерти. Памятование о смерти — словно целебный нектар, возвращающий вам здоровье, и страж, который следит за порядком в вашей практике, не допуская, чтобы вы от нее отвлеклись.
33
О люди из Тингри, скорей спасайтесь от владыки смерти!
Как тени удлиняются к закату,
Так неуклонно он подкрадывается ближе.
Вечером, когда солнце садится, тени западных гор тянутся к нам все ближе, пока в сумерках не поглотят нас. Точно так же приближается и тень смерти, когда солнце нашей жизни клонится к закату. Но есть одно важное различие: когда и где нас настигнет смерть, нам заранее неизвестно. С самого нашего рождения жизнь неуклонно идет к смерти, но время их встречи никогда не известно.
У преступника, за которым идет погоня, нет ни минуты покоя. Он всегда начеку, быстро продумывая тысячу планов, чтобы избежать наказания, которое ему грозит. Не бывает, чтобы в такое время он обдумывал планы строительства свого будущего дома.
Как же вы можете спокойно отдыхать, когда смерть угрожает настигнуть вас в любой миг? Отныне вашим единственным средством спасения должна быть практика Дхармы. Нет другого способа обратить смерть в нечто благоприятное.
34
О люди из Тингри, не стоит возлагать надежд на тело:
Оно — как нежный утренний цветок, что увядает к ночи.
Всевозможные яркие цветы, колышимые летним ветерком, — где они будут в зимнюю пургу или после града? Лес осенью из зеленого становится желтым, а зимой деревья стоят с голыми и темными ветками. Наше тело тоже старится и слабеет день ото дня. И ничего с этим не поделаешь. Чем больше вы озабочены своим физическим старением, тем более тревожным будет ваше состояние. Не беспокойтесь так сильно о том, как вы выглядите, а лучше сосредоточьтесь на том, чтобы не тратить свою жизнь впустую. Практикуйте Дхарму. Чем больше вы ею будете заниматься, тем больше возрастет ваша удовлетворенность.
35
О люди из Тингри, при жизни наше тело красивым может быть, как у богов;
Однако после смерти оно ужаснее, чем у чертей.
Сейчас ваше тело может быть предметом вашей гордости, вы за ним ухаживаете и стараетесь заботиться о нем как можно лучше. Ваши друзья и родные тоже с чувством пожимают его руку, сердечно говорят с ним, улыбаются ему. Однако, когда вы умрете, все будет совсем по-другому. Ваши близкие сделают всё, чтобы как можно скорее вынести ваше тело за дверь. Кому нужно держать в доме труп? Жили бы вы в Тибете, ваше тело обвязали бы веревкой, сунули в мешок и вынесли на кладбище, чтобы там люди расчленили его, а грифы разорвали на куски.
Что делать, чтобы тело приносило пользу? Многие не имеют об этом ни малейшего представления. Если ремесленник одолжит какие-то инструменты, он постарается использовать их как следует, пока они в его распоряжении. На самом деле ваше тело тоже взято взаймы на короткое время, пока его не отнимет смерть. Не лучше ли, покуда есть такая возможность, использовать его для практики Дхармы?
36
О люди из Тингри, не сомневайтесь: друзья покинут вас.
Полна бывает рыночная площадь, а кончилась торговля — ни души.
Когда много людей собралось на вечеринку, обычно это радостное событие. Все смеются, танцуют, разговаривают и получают удовольствие от еды в обществе многочисленных друзей. Но любое собрание, с какой бы целью оно ни было устроено, в конце концов заканчивается, и все расходятся. С наступлением вечера рыночная площадь, бурлившая весь день, опустеет. Все члены дружной семьи, как бы им ни было хорошо вместе, будут вынуждены один за другим, каждый в одиночку, переступить порог смерти.
37
О люди из Тингри, поймите, как недолог век чучела, творенья волшебства.
Так действуйте ж теперь, не забывая связи причин и следствий!
Чучело, которое делает крестьянин и ставит на своем поле, чтобы отпугивать птиц и зверей, продержится не больше одного сезона. На ветру и под дождями оно быстро ветшает и разваливается. Точно так же раньше или позже распадется недолговечный союз нашего тела и ума. С приближением срока их расставания они станут жертвой разрушительного действия болезней и старости. У вас не будет ни времени, ни сил практиковать Дхарму, как бы сильно вы ни сожалели, что не делали этого раньше.
Именно теперь — сейчас, в этот самый момент вашей жизни, пока у вас есть все благоприятные условия, — вам необходимо направить всю свои силы на практику. Когда торговцы выставляют свой товар? Именно в базарный день! Только лишь собираясь изучать Дхарму, вы не получите ни знания, ни мудрости. Если вы вечно откладываете на