почти недостижимой целью, но на самом деле пустота, коренная природа вашего ума, — и есть не что иное, как «абсолютное тело», или дхармакая. Ясность, его естественное проявление, — это «тело полноты дарований», или самбхогакая. Исходящее из него всеобъемлющее сострадание — это «явленное тело», или нирманакая. Исконное нераздельное единство этих трех тел — это тело «природы как она есть», или свабхавикакая. Эти четыре тела, или измерения, будды всегда присутствовали в вас. Только лишь потому, что вы не знаете об их присутствии, вы думаете о них, как о чем-то отдельном от вас и далеком.
«Правильно ли я медитирую? — то и дело беспокоитесь вы. — Когда же я наконец чего-то достигну? Мне никогда не достичь уровня моего учителя». Разрываясь между надеждой и страхом, ваш ум не знает покоя.
В зависимости от вашего настроения, в один день практика идет хорошо, а в другой — совсем не идет. Вы привязываетесь к приятным переживаниям, которые возникают, когда вы достигаете устойчивого покоя ума, и вам хочется бросить практику, когда не удается утихомирить поток мыслей. Практиковать медитацию нужно не так.
В каком бы состоянии ни был ваш ум, делайте практику регулярно, день за днем, наблюдая движение своих мыслей и прослеживая их источник. Не стоит ожидать, что с самого начала вы сумеете день и ночь поддерживать течение медитации.
Поначалу лучше практиковать медитацию для исследования природы ума, устраивая короткие и частые занятия. Благодаря своему упорству вы постепенно узнаете и постигнете природу своего ума и это проникновение будет все более и более устойчивым. На этой стадии мысли утратят свою способность нарушать покой вашего ума и порабощать вас.
55
О люди из Тингри! Ваш ум — источник и сансары и нирваны,
В нем нет «реальности» застывшей.
Именно наш собственный ум увлекает нас в круговорот бытия. Не видя истинной природы ума, мы сосредоточиваемся на мыслях, которые, по сути, — просто проявления этой самой природы. Однако по причине такой сосредоточенности чистая осознанность, ригпа, замерзает, сгущаясь в твердые, жесткие понятия: «я» и «другие», «желанное» и «противное» и т. п. Так мы и создаем сансару.
Если же, следуя наставлениям учителя, мы растапливаем лед этих стойких понятий, ригпа обнаруживает свою природную текучесть. Другими словами: если срубить дерево под корень, то упадут ствол, ветви, листья — всё вместе; точно так же, если пресечь мысли в их истоке, рухнет вся иллюзия сансары.
Все, что мы воспринимаем, все явления сансары и нирваны, предстают перед нами с живой яркостью радуги и точно так же, как радуга, они лишены осязаемой реальности. Как только вы распознали природу явлений — проявленную, но одновременно пустую — ваш ум освобождается от тирании заблуждения.
Узнать абсолютную природу ума — значит обрести состояние будды, а неспособность ее узнать — это погрязание в неведении. Так или иначе, именно ваш ум и ничто иное или освобождает вас или лишает свободы.
Однако это не означает, что ум — это некая вещь, над которой нужно работать, как, например, кусок глины, которой горшечник может придать любую форму. Когда учитель дает ученику введение в природу ума, он не указывает на какой-то конкретный предмет. Когда ученик ищет и находит эту природу, он не хватается за какой-то предмет, который можно удержать. Узнать природу ума — значит понять ее пустоту и только. Это постижение происходит в области прямого переживания, и его невозможно выразить словами.
Было бы заблуждением ожидать, что такое постижение будет сопровождаться обретением ясновидения, чудотворных сил и других необычайных впечатлений. Просто посвятите себя распознаванию пустоты ума!
56
О люди из Тингри! Пусть страсть и гнев, как птицы в небе, следа не оставляют;
К тем ощущениям, что практика вам дарит, привязанности не питайте.
Обычно мы испытываем привязанность к своей семье, к имуществу, к своему положению и неприязнь к тому, кто нам вредит или угрожает. Постарайтесь отвлечь свое внимание от этих внешних объектов и исследуйте ум, который разделяет их на желанное и ненавистное. Имеют ли ваше желание и ненависть какой-то облик, цвет, субстанцию или местоположение? Если нет, почему вы так легко подпадаете под власть таких чувств?
Это происходит потому, что вы не умеете отпускать их на свободу. Если позволять своим мыслям и чувствам возникать и исчезать самим по себе, они будут проноситься в нашем уме точно так же, как птица пролетает в воздухе, не оставляя следа. Это верно не только в отношении привязанности и гнева, но также и в отношении переживаний при медитации: блаженства, ясности и немышления. Эти переживания возникают благодаря упорной практике и являются выражением неотъемлемой творческой способности ума. Они предстают как радуги, появляющиеся когда солнечные лучи освещают дождевую пыль, и питать к ним привязанность было бы столь же бессмысленно, как бежать за радугой в надежде надеть ее вместо плаща. Просто дайте своим мыслям и переживаниям приходить и уходить, никогда за них не хватаясь.
57
О люди из Тингри! Сияющая ясность дхармакаи не убывает и не прибывает —
Она подобна сердцевине солнца.
Дхармакая — абсолютное измерение, высшая природа всего — не что иное, как пустота. Но пустота — не просто ничто. Она обладает познающим аспектом — сияющей ясностью, которая ведает все явления и проявляется сама собой. Дхармакая — не порождение причин и условий, а изначально пребывающая природа ума.
Узнавание этой изначальной природы можно назвать восходом солнца мудрости, которое поднимается ввысь и прогоняет ночь неведения. Тьма мгновенно рассеивается, тени исчезают. Ясность дхармакаи не убывает и не прибывает, как это происходит с луной, но подобна неизменному блистанию, царящему в середине солнца.
58
О люди из Тингри! На самом деле нам нечего терять и нечего искать,
А мысли, словно вор, в пустой залезший дом, ни с чем уходят.
Убежденные в реальности того, что называют «я», и его мыслей, мы следуем за этими мыслями и чувствами и в соответствии с ними действуем, создавая кармические следствия, хорошие или плохие. На самом деле мысли похожи на вора, забравшегося в пустой дом, в котором ему нечего взять, а хозяину нечего терять. Достаточно понять, что на самом деле мысли никогда не рождались, а потому не могут ни пребывать, ни прекратить существовать, чтобы лишить их власти над нами. Мысли, освобождаемые сразу по возникновении, не оказывают никакого влияния и не влекут за собой никакого кармического следствия. Нам больше незачем опасаться плохих мыслей и полагаться на хорошие.
59
О люди из Тингри! Зачем стараться увековечить ложные виденья?
Не оставляют отпечатков чувства, как если б вы чертили на воде.
Нам свойственны тяга к удобствам и удовольствиям и нежелание физических и нравственных страданий. Эти врожденные склонности заставляют нас искать, сохранять и стараться приумножить все, что доставляет нам удовольствие: удобную одежду, вкусную еду, приятные места, чувственные наслаждения — и пытаться избавиться от того, что нам кажется неприятным или тягостным.
Эти переменчивые и лишенные истинной сущности ощущения опираются на недолговечную связь ума с телом, и привязываться к ним не имеет никакого смысла. Вместо того чтобы с головой погружаться в свои ощущения, просто позволяйте им раствориться, едва они возникнут, как если бы это были буквы, которые вы чертите пальцем на воде.
60
О люди из Тингри! Привязанность и неприязнь рождают мысли,
В которых нечего схватить и удержать, — они подобны радуге на небе.
Порой страстное желание или ненависть настолько владеет людьми, что они готовы удовлетворить их даже ценой своей жизни, как это видно на трагическом примере войн. Собственные мысли и чувства, продиктованные привязанностью и неприязнью, могут казаться очень конкретными и убедительными, но если вы внимательно их исследуете, то поймете, что они не менее эфемерны, чем радуга.
Что касается практического применения, каждый раз, когда у вас в уме возникнет сильное желание или вспышка гнева, пристально вглядитесь в свои мысли и осознайте их коренную пустоту. Если вы им это позволите, мысли и чувства растворятся сами собой. Если вы сделаете то же самое и со следующей мыслью, и с той, что придет за ней, они потеряют свою власть над вами.
61
О люди из Тингри! Движения ума стихают сами, как тают в небе облака.
Внутри ума нет никаких опор, там не за что схватиться.
Когда в небе собираются клубы облаков, природа неба от этого не становится хуже, а когда облака рассеиваются, она не становится лучше. Небо не делается ни шире или чище, ни наоборот. Оно никак не меняется и не подвергается влиянию. Так же и природа ума: она не изменяется, возникают ли мысли или исчезают.
Сущность ума — пустота. Его природа — ясность. Эти два аспекта ума можно различать с описательными целями, но по сути своей они едины. Ошибочно сосредоточиваться только лишь на одном аспекте пустоты или ясности, как если бы они были независимыми вещами. Абсолютная природа ума — вне всяких представлений, определений и односторонних взглядов.
У ребенка может возникнуть желание походить по облакам. Но если бы он на самом деле очутился в облаках, он бы понял, что там некуда поставить ногу. Так и ваши мысли кажутся чем-то существенным, пока вы не станете их наблюдать. И тогда вы обнаружите, что они лишены какой бы то ни было конкретной основы. Именно это мы называем единством проявленности и пустоты вещей.
62
О люди из Тингри! Подобно ветру, что неудержим,
Освободятся сами ваши мысли, когда не будете за них держаться.
Ветер гуляет в небе и пролетает над континентами, нигде не задерживаясь. Он мчится в пространстве, нигде не оставляя следа. Пусть мысли пролетают в вашем уме точно так же, не оставляя никаких кармических следов и не мешая вам постигать исконную простоту.
63
О люди из Тингри! Ригпа, как радуга на небе: её не схватишь.
Переживания приходят без помехи.
Ригпа, просветленный ум, то есть просто ум, освобожденный от всех заблуждений, выходит за пределы самого представления о бытии и небытии.
«Где есть привязанность, там нет воззрения» — это слова Джецуна Драгпа Гьялцена, великого учителя из традиции сакья, которые он услышал от Манджушри, Будды Мудрости, когда узрел его в видении. О просветлении нельзя сказать, что оно существует, потому что даже будды его не видели. Нельзя сказать и что его не существует, потому что оно — источник сансары и нирваны. Пока остаются такие понятия, как существование и несуществование, вы не поймете истинную природу ума.
Хотя радугу, сияющую в небе, можно назвать небесным явлением, на самом деле она не что иное, как само небо. Точно так же переживания, возникающие в вашем уме во время медитации — и хорошие, заставляющие вас поверить, что вы обрели постижение, и плохие, которые вас обескураживают, — на самом деле не обладают никаким