еще больше. Далее, в буддийском представлении, Брахма служит символом высокомерной гордости. Его ложное мнение о том, что он всемогущий творец, является миниатюрным изображением нашей ложной убежденности в существовании истинного «я» – такого «я», которое может управлять всем в жизни. Такая ошибочная (омраченная) вера неминуемо ведет к разочарованиям и страданиям. Только учение Будды об истинном способе существования каждого из нас предлагает путь осуществления истинного прекращения этого реального страдания и истинных причин этого страдания.
Отвечая согласием на просьбу Брахмы и Индры, Будда отправляется в Сарнатх и там, в Оленьем Парке (Ri-dags-kyi gnas, санскр. Mrgadava), дает пяти своим прежним спутникам учение о Четырех благородных истинах. В системе буддийской образности олень олицетворяет умеренность, таким образом, Будда учит благородному методу, который избегает крайности гедонизма и аскетизма.
Вскоре некоторое количество молодых людей из окрестностей Варанаси (Va-ra-na-si) присоединилось к Будде, став странствующими духовными искателями, строго придерживающимися обета безбрачия и живущими подаянием. Их родители стали учениками-мирянами, которые посредством подаяний поддерживали эту группу. Когда кто-либо из членов группы становился в достаточной мере обученным и сведущим, Будда отправлял его учить других. Таким образом, группа последователей Будды быстро увеличивалась, и вскоре они установили и сформировали отдельные «монашеские» общины в различных местах.
Эти монашеские общины Будда организовал, руководствуясь практическими принципами. Монахи, если конечно мы можем использовать данный термин применительно к той ранней эпохе, позволяли желающим вступать в общину, однако были вынуждены придерживаться определенных ограничений, чтобы избежать конфликтов со светской властью. Поэтому Будда не позволял вступать в монашескую общину преступникам, тем, кто находился на царской службе, например в армии, не свободным от рабства невольникам, а также тем, кто был поражен заразными болезнями, такими как проказа. Также в общину не мог быть принят никто моложе двадцати лет. Будда стремился избежать любых неприятностей, а также обеспечить уважение общества к общинам и учению о Дхарме. Это говорит нам о том, что мы, как последователи Будды, должны уважительно относиться к местным традициям и поступать достойно, чтобы у людей сложилось хорошее представление о буддизме и возникло уважительное отношение к нему.
Вскоре Будда возвратился в Магадху (Yul ma-ga-dha), царство, в котором находилась Бодхгайя. Он был приглашен в столицу Раджагриху (rGyal-po’i khab) – современный Раджгир – царем Бимбисарой (gZugs-can snying-po), который стал его покровителем и учеником. Там же к разрастающейся общине Будды присоединились два друга Шарипутра (Sha-ri’i bu) и Маудгальяяна (Mo’u dga-la-gyi bu), ставшие его ближайшими учениками.
Через год после достижения просветления Будда вернулся в свой родной город Капилавасту, где его сын Рахула присоединился к монашеской общине. Ранее двоюродный брат Будды, славящийся своей красотой Нанда (dGa’-bo), оставил дом и стал монахом. Отец Будды, царь Шуддходана, был опечален тем, что линия его рода была прервана, поэтому он попросил Будду, чтобы впредь, прежде чем стать монахом, сын должен был получать согласие своих родителей. Будда полностью с ним согласился. Смысл этой подробности в биографии заключается не в том, что Будда был жесток к своим родителям, скорее она призвана продемонстрировать, насколько важно не порождать враждебного отношения к буддизму, особенно в собственных семьях.
Более поздний эпизод, касающийся встречи Будды со своей семьей, описывает то, как он, используя свои сверхъестественные способности, отправляется на небеса Тридцати трех богов или, как гласят некоторые источники, на небеса Тушита (dGa’-ldan) и даровал учение переродившейся там матери. Это символизирует важность признательного отношения за материнскую доброту и желания отплатить за нее.
Разрастание монашеской общины
Первые сообщества буддийских монахов были небольшими, в них входило не более двадцати мужчин. Каждая община была автономной и придерживалась границ, которые определяли территорию, предназначенную для обходов, совершаемых монахами в поисках подаяния. Во избежание раздоров все решения, касающиеся деятельности отдельно взятой общины, принимались путем голосования, с учетом мнения всех ее членов. У этих общин не было безоговорочных лидеров, наделенных авторитарной властью. Напротив, Будда учил своих последователей воспринимать в качестве авторитета учение о Дхарме как таковое. Даже правила монашеской дисциплины, в случае необходимости, могли быть изменены, однако любые изменения должны были основываться на решении, выработанном общими усилиями всех членов общины.
Царь Бимбисара предложил Будде перенять обычаи других групп духовных искателей, живущих подаянием, таких как, например, джайны (gCer-bu-pa), и каждую четверть месяца проводить собрание (gso-sbyong, санскр. uposhadha). В соответствии с этой традицией члены духовной общины собирались в начале каждой фазы луны для обсуждения учения. Будда согласился, что демонстрирует его открытость к советам следовать обычаям своего времени. На самом деле, многие стороны жизни своих духовных общин и структуру учения Будда создал по образцу общин джайнов. Основатель джайнизма, Махавира, жил около пятисот лет до Будды.
Вскоре Шарипутра попросил Будду сформулировать правила для кодекса монашеской дисциплины. Однако Будда решил немного подождать до тех пор, пока не возникнут какие-либо характерные проблемы, и тогда установить обет для избежания любых повторений подобных происшествий в будущем. Будда использовал такой подход как в отношении поступков, вредоносных по своей природе, то есть приносящих вред каждому, кто их совершает, так и в отношении нейтральных с этической точки зрения действий, запрещенных лишь определенным людям в определенных ситуациях и по определенным причинам. Таким образом, дисциплинарные нормы (‘dul-ba, санскр. vinaya) были практичными, созданными для специальных целей и, по расчетам Будды, помогали избегать проблем и не провоцировать правонарушений.
Затем, основываясь на этих дисциплинарных нормах, Будда установил традицию перечисления обетов во время проводимого каждую четверть лунного месяца собрания монахов, на котором все монахи вместе открыто признаются в совершенных нарушениях. Изгнание из общины применялось в качестве наказания за самые серьезные нарушения, в остальных случаях наказанием являлся только позор испытательного срока, в течение которого провинившийся мог быть исключен из общины за малейший проступок. Позднее, эти встречи стали проводиться только два раза в месяц.
Другой традицией, учрежденной Буддой, стал проводимый в сезон дождей трехмесячный ретрит (dbyar-gnas, санскр. varshaka), в течение которого монахи, как правило, оставались на одном месте и избегали странствий. Это делалось для того, чтобы предотвратить повреждение зерновых культур монахами, которые были вынуждены идти через поля, когда дороги были затоплены. Следование традиции проведения ретрита в сезон дождей привело к основанию постоянных монастырей. И вновь, такое развитие произошло в результате желания избежать причинения любого вреда общине мирян и стремления приобрести их признание. Строительство постоянных монастырей также было перенято из соображений практичности.
Начиная со второго ретрита и далее, Будда провел двадцать пять таких ретритов в сезон дождей в роще Джетавана (rGyal-bu rgyal-byed-kyi tshal), расположенной на краю Шравасти (gNyan-yod), столицы царства Кошала (Ko-sa-la). Здесь, меценат Анатхапиндика (mGon-med zas-sbyin) построил для Будды и его монахов монастырь, а царь Прасенаджит (rGyal-po gSal-rgyal) в дальнейшем содержал общину. Этот монастырь в Джетаване стал местом свершения многих великих событий в жизни Будды. Наиболее известным из них является победа Будды над главами шести крупнейших небуддийских школ того времени в состязании силы сверхъестественных способностей.
В наше время никто из нас не способен совершать сверхъестественные поступки. Тем не менее, чтобы одержать победу над своими оппонентами, Будда охотнее использовал сверхъестественные силы, нежели логику, и это означает, что если умы других людей закрыты разумным доводам, лучшим способом доказать обоснованность нашего понимания будет демонстрация нашего уровня реализации посредством действий и поведения. Как гласит английская поговорка: «Поступки говорят громче слов».
Учреждение женской монашеской общины
Позднее, в рамках своей учительской деятельности, Будда по просьбе своей тети Махапраджапати (sKye-dgu’i bdag-mo chen-mo) основал в Вайшали (Yangs-pa-can) общину монахинь. Сначала он не хотел учреждать такой общины, но затем решил, что это будет возможно в том случае, если монахиням будет предписано соблюдение большего числа обетов, нежели монахам. Поступая так, Будда не подразумевал этим, что женщины в сравнении с мужчинами являются менее дисциплинированными и нуждаются в большем обуздании с помощью соблюдения большего числа обетов. Скорее, он опасался, что основание женской общины создаст дурную славу его учению, послужит причиной преждевременного исчезновения учения. Прежде всего, Будда хотел избегнуть возникновения неуважительного отношения к общине в целом, поэтому община монахинь должна была быть вне каких-либо подозрений в безнравственном поведении.
В общем, однако, Будда не хотел разрабатывать правила и велел уменьшать их количество, в случае ненужности признавая их недействительными. Его политика показывает взаимодействие двух истин – глубочайшей абсолютной истины и относительной истины, обусловленной местными традициями. Несмотря на то, что с точки зрения истины абсолютной нет никаких проблем в учреждении женского монашеского ордена, тем не менее, чтобы избежать презрительного отношения обычных людей к буддийскому учению потребовалось установить большее количество правил для монахинь. На уровне абсолютной истины мнение общества не имеет никакого значения, однако, относительная истина заключается в том, что для буддийской общины важно заслужить уважение и доверие общественности. Таким образом, в современную эпоху и в современном обществе, где любое предубеждение, проявленное со стороны буддийских обычаев в отношении монахинь, женщин вообще или любой другой социальной группы вызывает неуважительное отношение к буддизму, подход Будды заключается в изменении этих обычаев в соответствии с нормами времени.
В конце концов, терпимость и сострадание являются основными идеями учения Будды. Например, Будда побуждал новых учеников, которые раньше поддерживали другие религиозные общины, продолжать поддержку тех общин. Также, внутри буддийской общины он учил ее членов заботиться друг о друге. Например, если кто-то из монахов болел, другие монахи должны были заботиться о нем, потому что все они являлись членами буддийской семьи. Это также служит ценным наставлением для всех буддистов-мирян.
Дидактический метод Будды
Будда учил других как на примере своей жизни, так и путем устных наставлений. Впоследствии он придерживался двух методов, применение которых зависело от того, давал ли он учение группе или отдельной личности. Для группы Будда, как правило, излагал учение в форме проповеди, часто разными словами повторяя один и тот же пункт, чтобы слушатели могли лучше его запомнить. Однако, давая индивидуальные наставления, – часто после приема пищи у какого-нибудь домохозяина, который пригласил Будду и его монахов на обед – Будда использовал другой подход. Он никогда не возражал и не оспаривал точку зрения своего слушателя, напротив он принимал позицию этого человека и начинал задавать вопросы, чтобы помочь слушателю прояснить его собственные воззрения. Таким способом Будда подводил человека к совершенствованию собственной позиции и постепенному обретению более глубокого понимания реальности. Примером этого может служить то, как Будда привел гордого члена жреческой касты брахманов к пониманию того, что превосходство проистекает не из касты, в которой рождается человек, а из индивидуального развития положительных качеств.
В качестве другого примера можно привести наставления Будды, данные им отчаявшейся матери, которая принесла Будде своего мертвого