Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Справочник по ересям, сектам и расколам

мужик». Однако же в то время, когда младенца понесут в церковь крестить, раздают старикам и старухам милостыню, прося их помолиться Богу, чтобы Он довершил крещение младенцев. Соблазняясь этим, некоторые отступают от своего основного принципа и крестят сами, как и поморцы; иные же решают вопрос о крещении в смысле самосовершения (самокрещенцы). В сороковых годах XIX столетия среди нетовцев образовалось согласие, так называемое новоспасово, которое вопрос о крещении стало решать так, что, по нужде, можно и мирянину совершить оное. Новейшая отрасль этого согласия совсем отрицает крещение детей, заменяя его надеванием на новорожденното креста. От прочих беспоповцев нетовцы имеют следующие отличия: исповеди у них не бывает; вечерни, утрени, часов, молебнов по уставу не совершается, а только читается Псалтирь с молитвами и канонами и кладутся поклоны по лестовке. Нетовцы существуют во Владимирской и Нижегородской губерниях и вниз по Волге до самой Астрахани.

Нетовцы поющие имеют от глухой нетовщины то различие, что у них есть исповедь и службы — вечерню, утреню, часы они совершают с пением по уставу. Они существуют в Казанской, Нижегородской, Владимирской и Костромской губерниях.

Нетовцы отрицанцы выделились из нетовщины в сороковых годах XIX столетия. Название «отрицанцев» усвоено за ними потому, что они приходящих от Православной Церкви принимают с отречением мнимых ересей, а не с одним семипоклонным началом, как это совершалось у нетовцев. Кроме того, отрицанцы младенцев своего согласия крестят сами, а браки заключают по благословению родителей. Они существуют во Владимирской, Нижегородской и Костромской губерниях.

Николаиты

Николаиты, приписавшие происхождение своего учения Николаю, пришельцу антиохийскому, дьякону иерусалимской церкви, жизнь которого обезображивалась ими нелепым образом. Под влиянии восточных языческих воззрений на материю, как на зло, они, считая необходимым умерщвление плоти и возвышение свободы духа, учили, что употребление пищи безразлично и прелюбодеяние не есть зло; почему они дозволяли себе все и вели самую порочную жизнь.

Новациане

Новациан раскол явился вследствие противления пресвитеров (Новата в Карфагене и Новациана в Риме) власти их епископов (Киприана и Корнилия) и касался вопроса о падших. Несколько пресвитеров, руководимые Новатом, были недовольны избранием Киприана в епископы и отказались от повиновения ему. Они составили отдельное общество и стали распоряжаться церковными делами. Вопреки постоянной практике карфагенской церкви, весьма строго относившейся к падшим, раскольники без разбора принимали падших в церковь, не требуя от них даже покаяния. В 251 г. раскольники были осуждены на карфагенском соборе, и в IV в. их уже не существовало. В Риме же раскол образовался под руководством пресвитера Новациана, восставшего против еп. Корнилия, благосклонно относившегося к падшим. Раскольники учили, что падшие во время гонения и вообще подвергшиеся смертным грехам должны быть извергаемы из Церкви и принимаемы обратно в Церковь, не иначе как чрез повторение крещения. Новацианские общества существовали до VI в.

Нововеры

См. Еноховцы.

Новожены

Запрещение вести брачную жизнь, какую проповедуют поморцы, феодосеевцы и филипповцы, а с другой стороны — гнусный разврат, какому неизбежно предаются они в своих общинах, сделались для некоторых беспоповцев невыносимыми, и вот один из них, феодосиева согласия, некто Иван Алексеев, начал доказывать во всеуслышание, что брачное сожитие человеку необходимо, а девственная жизнь предоставлена только на произволение тех, кто в состоянии понести ее, — почему должно жениться для избежания плотской нечистоты. На голос Алексеева отозвались многие из всех беспоповщинских толков; не соглашались только насчет образа вступления в брак. Одни говорили, что, за неимением православного священства, можно венчаться в Церкви Русской с тем только, чтобы по обвенчании у еретиков покаяться пред своим собранием и понести епитимию: так и поступали. А другие рассуждали, что сила таинства брака не заключается собственно в венчании церковном от священника; но что, как Сам Бог, Отец первых людей, освятил и утвердил их брак Своим благословением, так и благословение земных родителей на супружеское сожитие их детей, при взаимном согласии последних, может иметь ту же силу для брачного союза; рассуждая подобным образом, они сообразно с этим и поступали. До 1765 г. новожены не могли к себе залучить ни одного наставника, но с этого времени в Москве феодосеевец Гаврило Артамонов согласился наконец исправлять у них церковные требы, крестить, заключать браки, исповедовать и отпевать. По имени его новожены назывались «артамоновщиною».

Новоменнониты

Эта секта выделилась из меннонитской и сосредоточивалась первоначально в губерниях Херсонской и Таврической, но в недавнее время появилась и в Екатеринославской губернии, куда ее перенесли переселившиеся немцы-колонисты. Учение новоменнонитов в общем то же, что и учение других русских сект с протестантско-рационалистическим характером, но есть и свои отличительные особенности, как например: учение их не допускает вовсе принесения присяги, употребления оружия на войне и участия в осуждении преступника на смертную казнь.

Новоспасово согласие

См. Нетовцы.

Новохлысты

Основателем секты новохлыстов, появившейся в конце прошлого века в Кубанской обл., считается майкопский мещанин Евдоким Козин, бывший хлыст по убеждениям, а ревностным ее распространителем — некто Бондаренко. По характеру своего учения эта секта резко отличается от хлыстовщины, так как на ней сильно отразились пантеистические и материалистические идеи нашего времени. Единственным источником своего вероучения новохлысты признают только человеческий разум и непосредственное откровение Божества; богодухновенность же всего ветхозаветного и новозаветного Писания, а тем более свящ. Предание они решительно отвергают. По их учению, Бог есть дух вечный, всемогущий, вездесущий, «внутренне пребывающий во всем движущемся». Он есть самодвижущая весь животный мир сила; в неорганическом мире Его нет. Все, что обладает присущей ему от природы способностью самостоятельного дыхания, имеет внутри себя Бога, вернее — частицу Божества, так что, по словам Бондаренко, всякое животное и последняя козявка имеют в себе частицу Божества. Отдельно от мира и самобытно, по учению сектантов, Бог не существует. Он разлит по неравным частям во всем животном мире, но сознает себя, как Бога, только в человеке, и то в одних только новохлыстах. До сотворения мира и человека Бог пребывал в какой-то неопределенной, бесформенной массе, но затем стал отделяться от нее и облекаться плотью. Облекшись плотью. Он получил возможность творить мир словом. В это время появилась и Троица: первое лицо — это дух, второе — плоть, третье — слово. Таким образом, Бог есть тот же во плоти человек, только бесконечно могущественнее его. Кто был первый человек, неизвестно; но несомненно, что до Адама было много людей, которые по своей жизни не отличались от животных. Когда же Бог избрал одного из них и просветил его, иначе — когда дух вошел в человека, то последний узнал, что он сотворен по образу Божию, и чрез это получил блаженство, или рай. От этого человека произошел род людей благочестивых, т. е. новохлыстов. Один из этого рода, будучи прельщен природой, стал жить как ему хотелось, за что был изгнан из рая. Этот изгнанник — не кто иной, как библейский Адам. В теле каждого человека живет один из ангелов, которые разделяются на видимых, невидимых и злых. Видимые находятся в новохлыстах, потому что они видят Бога; невидимые — не в новохлыстах, так как они не видят Бога, и злые — в новохлыстах, не исполняющих новохлыстовских заповедей. Зло в мире происходит от самого человека, или, вернее, от природы, которой он прельщается. Иисус Христос, по учению новохлыстов, был обыкновенный человек, который всю жизнь свидетельствовал словом о Боге. Слово его в некоторых вселилось и чрез это приблизило их к Богу. Но другие не поняли его учения и распяли его, почему он назван Христом, что будто бы значит «распятый». После смерти Христос воскрес, но не телом, а своим учением в душах своих последователей, и вознесся на небо — «на них бо», т. е. на главы своих учеников духом. Он придет вторично на землю, как могущественный человек, будет жить несколько лет, и слава о нем пройдет по всему миру. Целью его пришествия будет обличение не принявших новохлыстовского учения; обличение это будет так сильно, что совесть каждого человека как бы сожжет его, поэтому необходимо всем спешить вступлением в новохлыстовщину. Отрицая перевоплощение Христа, новохлысты признают душепереселение. По их учению, когда умирает новохлыст, то его дух вместе с невидимой своей бессмертной плотью или сейчас, или же по прошествии некоторого времени вселяется в другого новохлыста, соответственно степени его подготовки и стремлению уподобиться умершему. Нравственное учение новохлыстов заключается в следующих заповедях: не убивай делом и словом, не кради, не суди, не завидуй, оказывай помощь каждому, трудись и не гордись, просвещай других словом, т. е. пропагандируй учение своей секты. В пищу можно употреблять только все растительное и молочное. Мясная пища строго запрещается, так как заключающаяся в мясе кровь затемняет ту невидимую бессмертную плоть в каждом сектанте, в которой пребывает разумный дух его. Самая же мерзкая, самая нечистая пищаяйцо, так как в нем заключается (потенциально) не только мясо (будущего цыпленка), но и все насекомые, все гады, все нечистое, вследствие того, что курица, кроме зерен, ест насекомых и червяков, копается в грязном навозе и т. п. В богослужебном культе новохлысты совершенно сходны с хлыстами. Секта новохлыстов распространена в южнорусских губерниях, преимущественно же в станицах Кубанской области.

Новый Израиль, или Лубковцы

Основателем и главой секты считается мещанин гор. Боброва Воронежской губ. Василий Семенов Лубков. По имени своего основателя она стала называться сектой «лубковцев». «Новым Израилем» сектанты сами называют себя потому, что считают себя «избранным народом Божиим», каковым в Ветхом Завете были некогда израильтяне. Начало распространения секты относится к девяностым годам прошитого столетия. Сделавшись лжехристом, Лубков объявил себя «вождем новоизраильского народа», «царем 21 века», «сыном светлого эфира», которому «вручены премудрость и власть по всей земле». Учение это было принято во многих крупных центрах хлыстовства. В конце 1905 г. Лубков избрал местом своего постоянного жительства г. Ростов-на-Дону. С тех пор этот город сделался главным средоточением и объединяющим центром всех последователей новоизраильских общин. Отсюда секта быстро распространилась преимущественно на юг России. Последователи ее имеются в губерниях — Екатеринославской, Воронежской, Владикавказской, в

Скачать:TXTPDF

Справочник по ересям, сектам и расколам Булгаков читать, Справочник по ересям, сектам и расколам Булгаков читать бесплатно, Справочник по ересям, сектам и расколам Булгаков читать онлайн