Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Справочник по ересям, сектам и расколам

«Польским», брачные федосеевцы разделены были на две партии — «староженов» и «новоженов». Первыми назывались вступившие в брак до перекрещивания (в секту), а вторыми — женившиеся после перекрещивания. Староженов решено было принимать на общественную молитву, но за чадородие подвергать отлучению. В отношении к новоженам правила польского собора были гораздо строже: решено было не принимать новоженов на общее моление, не жить с ними в одной храмине и не сообщаться в едении, не мыться вместе в бане, не принимать их на покаяние, хотя бы и перед смертью, крестить их детей, с обещанием разойтись; даже более: женщинам не помогать во время мук рождения и проч. На практике, однако, не исполнялись эти статьи, почему федосеевцы на соборе 1883 г. подтвердили постановления польского собора 1752 г., но и после этого собора (1883 г.) они допускают послабления относительно брачных. Это потому, что главные члены их общества, московские купцы, — все почти «новожены», с которыми нельзя поступать по всей строгости правил, так как от них зависит материальное обеспечение федосеевцев, а также и пред начальством новожены служат щитом и прикрытием. По смерти Феодосия, в 1771 г., центром основанной им секты сделалось Преображенское кладбище в Москве, основанное купцом И.А. Ковылиным. С 1854 г. Преображенское кладбище приняло единоверие.

Федосеевцы польские

Это — федосеевцы в губерниях Ковенской, Сувалкской, Виленской и Витебской; они изменили обычные у федосеевцев правила относительно «новоженов» на следующие: новопоженившихся они не допускают до общения с собой в молении и в пище, пока у них родятся дети; однако, на исповедь их принимают и приношения от них — свечи и ладан — приемлют, и молебны по их прошению поют; а когда у супругов дети родиться не будут, тогда велят им вынести шестинедельный пост (по их выражению, «попрощаться в рабы») и по исполнении поста принимать их в общение, даже дозволяют становиться на клирос; если же по «прощании в рабы» опять явится чадородие, тогда назначают им снова нести пост. Московские федосеевцы принимают польских в свое сообщение не иначе, как только с исполнением шестинедельного поста.

Федосеевцы рижские

Они отличаются от прочих тем, что в тропарях поминают царя и браки сводят в молельне с пением, причем наставник благословляет брачных, говоря: «Бог благословит», а по окончании церемонии читает им поучение, положенное в Потребнике в чине венчания; потом, однако же, они отлучаются от совокупного моления, пока не вынесут пост. Отлучение брачных от общественной молитвы у них наблюдается очень строго. Московские федосеевцы и рижских не принимают в свое общество без исполнения шестинедельного поста.

Ферапевты

Так назывались сектанты — аскеты, к которым принадлежали, преимущественно, иудеи Египта. Ферапевты до изнурения предавались молитве и чтению закона. Пищей их был только один хлеб один раз в день и в малом количестве. По субботам у них происходили собрания для общей молитвы, а по пятидесятницам — для общей трапезы.

Филипповцы

Этот беспоповщинский толк назван так по имени основателя своего Филиппа, беглого стрельца. Недовольный поморцами за то, что они не хотели признать его начальником своего скита, он отделился от них и, поселившись в 15 в. от Выгорецкого общежития, основал особый скит. Сам Филипп и некоторые из его последователей предали себя самосожжению в 1743 г., когда к ним прибыла комиссия Самарина для расследования их учения. Содержа общее беспоповское учение, филипповцы имеют следующие особенности: а) чтут осьмиконечный крест без титла; б) иконам, кроме своих, не поклоняются; в) отвергают моление за предержащую власть; г) поступивших в их толк супругов разводят на чистое житие, называя их братьями и сестрами; д) самосожжение и голодную смерть считают мученичеством за веру. Филиппово согласие существует в Москве, Петербурге, Угличе, Кимрах (Тверской губ.), Одессе и др. местах.

Филипповцы орловские

Это согласие первоначально появилось в Орле, почему последователи его и названы «орловскими». Они отделились от прочих филипповцев за производимую ими в праздники торговлю и за некоторые изменения в одежде, как-то: за ношение молодыми картузов, модных шапок, больших воротников у тулупов и смазных сапог. Филипповцы стали допускать в этом послабление, а орловские вздумали поддержать прежнюю строгость относительно покроя платья, почему и отделились от прочих филипповцев. Общество орловских филипповцев небольшое: есть часть их в Одессе.

Филипповцы нечадородные и чадородные

Этот толк выделился из прочих филипповцев по следующему случаю. Филипповцы приняли от федосеевцев обычай — «староженов», т. е. поженившихся до перекрещивания, за чадородие не отлучать навсегда, а лишь некоторое время наказывать епитимией, постом и поклонами и потом принимать в свое общение, не лишая их однодомовного сожития. В с. Кимрах, Тверской губ., наставники филиппова согласия возревновали против такого нарушения прежнего обычая и требовали от московских филипповцев, чтобы «староженов» после чадородия не принимать в общение без разлучения однодомовного сожития. Московские филипповцы не захотели исполнить это требование кимрских, вследствие чего и произошло у филипповцев новое разделение: кимрские московских филипповцев признали «чадородными», а московские кимрских «нечадородными». Эти последние есть, впрочем, и в Москве, — живут вместе с «чадородными» на Братском дворе.

Филипповцы, не молящиеся с приглашенными

Этот толк явился таким образом. У филипповцев существует обычай, когда кто несет пост к перекрещиванию, то такого не допускают к совокупному едению, до общей же молитвы он допускается. Против этого обычая — допускать до совокупной молитвы — восстали некоторые филипповцы и отделились от прочих. Этот толк существует во Владимирской губ., но ныне уже понемногу оскудевает.

Фомиты

Так называются несториане, по имени своего учителя Фомы, утвердившиеся в Индии. К особенностям этой ереси относятся: обряд очищения после прикосновения к умершим, заимствованный у евреев, празднование воскресного дня подобно тому, как евреи празднуют субботу, и непочитание икон.

Фотина ересь

Фотина (епископа сирийского) ересь состояла в том, что Христос был простой человек, одушевленный только Словом Божьим. Она была осуждена на Втором Вселенском Соборе.

Фталтолатры

Так назывались умеренные монофизиты, признававшие тело Иисуса Христа подобосущным нашему и по природе подверженным тлению.

Х

Хехулиты

Хехулитов (т. е. веселящихся) секта появилась в Финляндии. Основателем этой секты считают пастора Лестадиуса, жившего в Финляндии и умершего 21 фев. 1861 г. Богослужебные собрания хехулитов состоят из пения псалмов Давида (особенно 1-го и 83-го) или духовных стихов, молитв и толкования Библии, в котором принимают участие все присутствующие мужчины и женщины. Обычным выражением повышенной религиозной настроенности хехулитов на этих собраниях служат плач, судорожные всхлипывания и восторженно-громкие выкрики, прячем, все это иногда является искусственным и деланным. Для совершения таинств, признаваемых ими только обрядами, хехулиты обращаются к священнику, ксендзу или пастору, смотря по тому, к какому кто из них принадлежит вероисповеданию. Но, наряду с этим, как свойственная им характерная особенность, у хехулитов принято торжественное отпущение грехов, которое происходит в их богослужебных собраниях. Хехулиты думают, что покаяние и прощение грехов есть та дверь в царство небесное, о котором говорил Спаситель Никодиму (Иоан. III, 5), поэтому желающий возродиться к иной благодатной жизни во Христе, по их мнению, основываемому на словах ап. Иакова (V, 16), должен публично покаяться в собрании хехулитов и получить от них торжественное отпущение своих грехов; этот полученный при отпущении «благодатный дар» нужно затем «возгревать» в себе дальнейшими «покаяниями», потребность в которых каждому указывается свыше, иногда независимо от его воли и сознания. Отсюда хехулиты известны еще у простого народа под прозвищем «каюков» (от испорченного слова — кающийся). Самый обряд покаяния хехулитов состоит в том, что чувствующий на своей совести какую-либо тяжесть и испытывающий потребность покаяться открывает пред всем собранием с полной откровенностью свои грехи, после чего каждый из присутствующих, подходя к нему, кладет свою руку на его плечо и объявляет ему о прощении грехов (приблизительно в такой форме: «по вере твоей» или: «именем Иисуса Христа» «прощаются тебе грехи твои»). Хехулиты утверждают, что они испытывают необыкновенную радость после получения в собрании разрешения от грехов. Эта радость обнаруживается у них во взаимном целовании мужчин с женщинами и женщин с женщинами. Выражается она также в прыганье и скаканье, причем эта форма обнаружения, по объяснению хехулитов, изображает приближение к идеалу бестелесности, так как, в порыве своего религиозного веселья, они склонны воображать себя легкими, как пух. Хехулиты не признают догмата почитания святых и призывания их в молитвах и восстают против присяги и клятвы именем Божьим. Они отвергают поклонение, лобзание, возжжение лампад и другие виды чествования св. икон и креста, но многие из них имеют у себя в домах иконы, помещаемые в почетном углу; считают они также необязательным крестное знамение, но осеняют себя им, присутствуя при православном богослужении. Вообще, секта хехулитов, будучи одним из многочисленных отпрысков, возросших на почве провозглашенной лютеранством свободы толкования Св. Писания, отличается характером не установившимся и мало определенным.

Хилиазм

Так называлось учение о наступлении на земле чувственного, тысячелетнего царства Христова. Оно основывалось на буквальном понимании слов Апокалипсиса 2–6 ст. XX гл. Учения этого держались не только многие еретические секты, но даже некоторые отцы и учители Церкви.

Хлысты

Название «хлысты» или произошло от одного из религиозных обрядов этих сектантов, при совершении которых они хлещут, бьют себя по телу жгутами, прутьями и подобными предметами, или же есть искаженное произношение «христовщина», а христовщиной эта секта называется потому, что она управляется «христами». Сами себя хлысты называют «людьми божиими», в которых за их богоугодную жизнь обитает Бог. Основателем хлыстовской секты, как полагают, был Данила Филиппов, или Филиппович, беглый солдат, крестьянин Костромской или Владимирской губ. Объявив себя воплотившимся «Саваофом», превышним «Богом» (в 1645 г.), он стал странствовать по Костромской, Владимирской и Нижегородской губ., распространяя свое лжеучение. Ревностным помощником ему в деле пропаганды был крестьянин Владимирской гyб., Муромского у., Иван Тимофеев Суслов. В 1649 г. Данила Филиппов признал его своим «возлюбленным сыном, Иисусом Христом»,

Скачать:TXTPDF

Справочник по ересям, сектам и расколам Булгаков читать, Справочник по ересям, сектам и расколам Булгаков читать бесплатно, Справочник по ересям, сектам и расколам Булгаков читать онлайн