последних днях жизни Булгакова. В конце января 1940 г. начался сильнейший приступ болезни, выразившийся в усилении головных болей, которые не могли снять никакими лекарствами. Положение становилось катастрофическим.
В этой ситуации друзья и близкие Булгакова сделали все возможное, чтобы спасти его. Когда же бессилие медицины стало очевидным для всех, товарищи Булгакова по сцене, выдающиеся актеры Качалов, Тарасова и Хмелев, предприняли последнюю отчаянную попытку вернуть его к жизни, полагая, что особое радостное потрясение поможет ему преодолеть кризис и поверить в свои силы. В начале февраля 1940 г. они обратились с письмом к Сталину (через его секретаря А.Н. Поскребышева), в котором, в частности, писали: «Дело в том, что драматург Михаил Афанасьевич Булгаков этой осенью заболел тяжелейшей формой гипертонии и почти ослеп. Сейчас в его состоянии наступило резкое ухудшение, и врачи полагают, что дни его сочтены. Он испытывает невероятные физические страдания… Практической развязки можно ожидать буквально со дня на день. Медицина оказывается явно бессильной… Единственное, что, по их мнению, могло бы дать надежду на спасение Булгакова, — это сильнейшее радостное потрясение, которое дало бы ему новые силы для борьбы с болезнью, вернее — заставило бы захотеть жить, — чтобы работать, творить, увидеть свои будущие произведения на сцене».
Вскоре после этого письма Булгакова навестил Фадеев. Очевидно, по поручению Сталина. В дневнике Е.С. Булгаковой, который она вела уже от случая к случаю, появляется короткая запись: «15 февраля. Пишу после длительного перерыва. Вчера позвонил Фадеев с просьбой повидать Мишу, а сегодня пришел. Разговор вел на две темы: о романе и о поездке Миши на юг Италии, для выздоровления. Сказал, что наведет все справки и через несколько дней позвонит».
В начале марта Фадеев еще дважды приходил к Булгакову. В последнее посещение между ними состоялся доверительный прощальный разговор. И когда Булгаков, указав на Елену Сергеевну, сказал ему: «Я умираю, она все знает, что я хочу», Фадеев, стараясь держаться спокойно и сдержанно, ответил: «Вы жили мужественно, вы умираете мужественно». После чего выбежал на лестницу, уже не сдерживая слез.
10 марта 1940 г. Булгаков умер. Елена Сергеевна нашла силы в себе записать в дневнике: «10/III. 16.39. Миша умер».
Весть эта мгновенно облетела Москву. «На следующее утро, а может быть, в тот же день, — вспоминал Еромолинский, — позвонил телефон. Подошел я. Говорили из секретариата Сталина. Голос спросил:
— Правда ли, что умер товарищ Булгаков?
— Да, он умер.
Трубку молча положили».
946
Булгаков Михаил. Дневник. Письма. 1914-1940. М., СП, 1997. Печатается и датируется по указанной публикации.
947
В этот день Н.А. Булгакова-Земская навестила старшего брата и передала письмо от дочерей Ольги и Елены. В знак благодарности и на память М.А. Булгаков подарил им свою фотографию с этой надписью.
948
Письма. Публикуется по первому изданию (ОР РГБ).
949
А.А. Нюренберг (урожд. Горская) ― мать О.С. Бокшанской и Е.С. Булгаковой. Постоянно проживала в Риге. Все публикуемые письма О.С. Бокшанской к матери написаны на машинке и отправлены из Москвы в Ригу.
950
Речь идет о Е.В. Калужском.
951
Письма. Печатается по первому изданию (ОР РГБ).
952
Письма. Печатается по первому изданию (ОР РГБ).
953
Письма. Печатается по первому изданию (ОР РГБ).
954
Письма. Печатается по первому изданию (ОР РГБ).
955
Письма. Печатается по первому изданию (ОР РГБ).
956
Эрдман Борис Робертович (1899—1960) — советский театральный художник, брат драматурга Н.Р. Эрдмана.
957
Письма. Публикуется и датируется по первому изданию (Автограф ОР РГБ).
958
Письма. Публикуется и датируется по автографу ОР РГБ.
959
Огонек, 1984, №17. Затем: Письма. Публикуется и датируется по первому изданию (Автограф ОР РГБ).
960
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
961
Н.А.Захаров ― лечащий врач М. Булгакова.
962
Письма. Публикуется и датируется по первому изданию (Автограф ОР РГБ).
963
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
964
Имеется в виду Вл.И. Немирович-Данченко.
965
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
966
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
967
Письма. Публикуется и датируется по первому изданию (Автограф (ОР РГБ).
968
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
969
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
970
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
971
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
972
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
973
Речь идет о А.А. Фадееве.
974
Письма. Публикуется и датируется по первому изданию (Автограф ОР РГБ).
975
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
976
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
977
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
978
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ).
979
Михаил Афанасьевич очень часто посещал эту семью, отдыхая душой в беседах и за игрой в винт.
980
Письма. Публикуется и датируется по первому изданию (Автограф ОР РГБ).
981
Письма. Публикуется и датируется по первому изданию (Автограф ОР РГБ).
982
В память о М.А. Булгакове В.В. Дмитриев рисовал комнату, в которой писатель провел последние дни жизни.
983
Письма. Полный текст писем П.С. Попова к Е.С. Булгаковой публикуется по первому изданию (ОР РГБ).
984
К написанию творческой биографии М.А. Булгакова П.С. Попов приступил после первого заседания комиссии по литературному наследству писателя под председательством А.А. Фадеева, состоявшегося 14 марта 1940 г.
985
Последняя пьеса М. Булгакова — «Батум» (см. комментарии в этом томе, а также т. 9).
986
А.М. Файко выступал с речью на траурной панихиде по М.А. Булгакову 11 марта 1940 г., в которой, в частности, отмечал: «Михаил Афанасьевич был […] драматургом не только потому, что он писал пьесы для театра хорошо, знал его актеров и любил сцену, а потому, что он ощущал жизнь, как действие. Для него жизнь всегда была актом, каким-то неожиданным поворотом, каким-то открытием. Острота его чувства, как драматурга, была в самом настоящем смысле слова потрясающей.
Когда Михаил Афанасьевич писал свои последний роман, то, мне кажется, этот роман он писал тоже как драматург. Потому что каждая глава, каждая небольшая сцена этого романа были насыщены глубокой, неожиданно вскрывающей жизнь деятельностью. Этот роман был и фантастичен, и философичен, и лиричен, и в нем было то глубокое чувство быта, конкретности и запаха жизни, которое давало ему возможность открывать в каждом лице, в каждом повороте, в каждом действии все новые и новые краски.
Темперамента Михаил Афанасьевич был потрясающего. В последние дни, незадолго перед кончиной, он все еще работал и диктовал своей жене Елене Сергеевне правку глав этого последнего романа. Он не мог писать сам, в комнате было темно, но каждое его слово вскрывалось ярким светом — так он пластически, так действенно ощущал каждую реплику в своем произведении.
Михаил Афанасьевич был писателем глубокого этического чувства […] Он был очень требователен к людям, но глубоко привязчив и жаден до настоящего человеческого […]
Наряду с этим темпераментом и колоссальной энергией, которая в нем клокотала, он умел работать методично, последовательно и систематично. Когда он обращался к прошлому — […] он изучал материал с скрупулезной точностью […]. Его слово — всегда верное, попадающее всегда в цель — было результатом того, как нужно сказать, и как это звучит со сцены. В его беллетристических прозаических вещах это слово звучало умно, сценично, трибунно, заражающе».
987
Имеется в виду статья И.В. Миримского «Социальная фантастика Гофмана», опубликованная в журнале «Литературная учеба», 1938, № 5.
988
Имеется в виду С.А. Ермолинский.
989
Жена П.С. Попова — А.И. Толстая-Попова.
990
Врач, консультировавший М.А. Булгакова. В дневнике Е.С. Булгаковой за 18 октября 1939 г. имеется следующая запись: «Сегодня у Миши днем: Патя, Арендт, Сережа Ермолинский, д-р Захаров». В обширном списке профессоров и докторов, лечивших М.А. Булгакова, фамилия Арендта записана второй.
991
См.: Толстой Л.Н. Полн. собр. соч., т. 84. М.—Л., 1949. Подготовка текста писем и комментарии осуществлены П.С. Поповым и И.Н. Гусевым. В «Редакционных пояснениях», составленных к тому П.С. Поповым, отмечается, что «в установлении текста писем Толстого деятельное участие принимала А.И. Толстая».
992
Протоколы заседания первой комиссии по литературному наследству М.А. Булгакова хранятся в его фонде (ОР ГБЛ).
993
Отзыв Н.Н. Асеева в архиве отсутствует.
994
Юзовский Иосиф Ильич (1902—1964) — советский литературный и театральный критик. В 1930-е годы был известен такими работами, как «Вопросы социалистической драматургии» (1934), «Спектакли и пьесы» (1935) и др.
995
Гурвич Абрам Соломонович (1897—1962) — советский литературный и театральный критик, автор многих статей о творчестве советских писателей. Наиболее значительные из них собраны в книге «В поисках героя» (1938) и др.
996
Сестра М.А. Булгакова.
997
Очевидно, речь идет о французском философе и писателе Анри Бергсоне (1859—1941). См. его собр. соч. т. 5, СПБ., 1914.
998
Скорее всего, речь идет об издании: Булгаков М. Дни Турбиных. Последние дни. М., 1955.
999
Письма. Считаем необходимым включить в сборник первую биографию М.А. Булгакова, написанную его другом П.С. Поповым в 1940 г. к готовящемуся изданию сборника пьес М. Булгакова. Полный ее текст печатается по первой публикации.
1000
Сборник не был издан в 1940 г.
1001
Письма. Полный текст письма публикуется и датируется по машинописной копии с подписью-автографом (ОР РГБ).
1002
Трудно сказать, дошло ли письмо до Сталина, хотя передавалось оно непосредственно А.Н. Поскребышеву, секретарю Сталина. Сохранилась копия письма Е.С. Булгаковой А.Н. Поскребышеву следующего содержания:
Многоуважаемый Александр Николаевич!
Надеясь на Ваше благосклонное отношение к творчеству Булгакова, обращаюсь к Вам с большой просьбой передать прилагаемое письмо товарищу Сталину.
Елена Булгакова.
Москва, 7 июля 1946 года.
Сохранилась также записка Е.С. Булгаковой, приложенная к копии письма А.Н. Поскребышеву. В ней говорится, что письмо се к Сталину было рассмотрено в ЦК, принято положительное решение и ей рекомендовано «связаться с издательством „Искусство“ на счет издания пьес Булгакова».
1003
Письма. Печатается и датируется по машинописной копии с подписью-автографом (ОР РГБ).
1004
Речь идет о А.А. Фадееве.
1005
Суров Анатолий Алексеевич — советский драматург, член Союза писателей СССР. Автор пьес «Далеко от Сталинграда», «Рассвет над Москвой» и др.
1006
Рыбак Натан Семенович (1913―1978) — украинский советский писатель, автор историко-биографического романа «Ошибка Оноре де Бальзака».
1007
Письма. Публикуется и датируется по автографу (ОР РГБ)
1008
Вовси Мирон (Меер) Семенович (1897—1960) — советский терапевт, академик АМН СССР.
1009
Имеется в виду сестра М. Булгакова — Елена Афанасьевна.
comments
Комментарии
1
Скорее всего, это Федор Михальский.— В. П.
2
В те годы партийный работник.— В. П.
3
Театральный деятель — В. П.
4
Клёстов-Ангарский — известный издатель. — В. П.
5
Я.Л. Леонтьев — заместитель директора ГАБТа. — В. П.
6
Видимо, «драматургическим». — Сост.
7
Опровержение это было напечатано в «Днях» от 24 февраля. — Примеч. ред.
8
Это одно из моих многочисленных прозвищ — Л. Е. Б.
9
Впрочем, в Федьке Андронове могли быть иудины свойства и измерзить его не жалко. (Примеч. автора.)
10
Это после слов Минина: Народ не забудет подвиг гонца. (Примеч. автора.)
11
Но посылать ли? Если опера не идет, а начинается новый просмотр, не лучше ли и нам с Вами счесть ее неготовой и начать тоже додумывать. (Примеч. автора.)
12
Слева на полях во всю длину листа: «Пишу опять на офиц[иальном] бланке, когда-то данном в б[ывшем] Мар(иинском) театре, — других нет, а не из тщеславия, не подумайте!» (Примеч. автора.)
13
Что значит это «предупреждаю»?.. Не надо. (Примеч. автора.)
14