для мужа, для самой себя.
Наталья. Благодарю вас за добрый совет.
Николай I. Разве вы могли от меня ожидать другого? Скажите, почему у вас всегда опущены шторы?
Прости за тяжесть бремени (Бенкендорфу).
Одинако дурные люди… Изменническая рука… Я страшусь… Все в исправности… К щастию… Меня ужас объял…
В 1825 г.
Конная гвардия.
Гвардейский конно-пионерный эскадрон.
Конная артиллерия.
Лейб-гренадерский полк.
Вы должны быть известны об происходившем вчера.
Он себя погубит невозвратно(Пушкин).
Ежели так… Ступайте вон…
Нужна особая твердость ума…
(Николай I.) Говоря это вам, я следую чувству своего сердца. Я говорю с вами с душою чистой.
Наталья. Я признательна вам за доверие.
Николай I. И дружбу… От кого ждать мне спасибо за ту печальную жизнь, которую я веду?
Я повергаю себя к вашим стопам.
Наталья. Терпите смиренно, как ангел… Вы будете вознаграждены и утешитесь. Я буду молить о том провидение.
«За тебя скучаю» (Мих. П-чу, 7.XII.1825 г.)
«Я догадываюсь истины» (М. П-чу, 10.XII)
«Все мы жертвы воли Божией».[84 — От последней фразы проведена стрелка к реплике Наталии «Терпите смиренно…».]
Николай I. Есть ли на свете существо, стремящееся более, чем я, заслужить ваше одобрение, услышать от вас слова удовлетворения, доброты, дружбы.
…Не сердитесь, если слова мои несвязны! (Константину 16.I.1826 г.)…Ваши слова я выслушиваю с чувством истинного счастья.
Николай I. А вы поддержите меня и том грустном ремесле, на которое я обречен. Мы живем в век, когда нельзя ничему удивляться.
Отвратительное дело.
Бог возложил на меня бремя и буду нести его.
Я тобой отменно доволен…
Я прошу серьезно перестать тон этот, который неприличен…
Бездельники распущают нелепости… (Ник(олай) — Мих(аилу) Павловичу 9.V — 16.VII.26 г.)
Я надеялся, что он придет в рассудок…
С помощью Божией…
Не мешало бы добрать источников.
Николай(Наталии). Примите мои слова за исповедь измученного сердца, обратитесь ко мне в критическую минуту.
Распущенный человек… Пусть забудет он то время, когда на балы езжал во фраках… По долгу его звания…
Посланник! Какую ролю он играет.
Наружность: у Чулкова «Императоры», стр. 222.
Дуэль: — Дать законное течение.
Идешь по дороге, усеянной цветами…
Картина «Вынос»
Из панихиды
Ирмос: «Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: „возведи от тли живот мой, многомилостиве!..“»
Дьякон. Еще молимся о упокоении души усопшего раба Божия Александра и о еже проститися ему всякому прегрешению вольному же и невольному.
Господи, помилуй!
Яко да Господь Бог учинит душу его иде же праведнии успокояются.
Возглас священника. Яко твое есть царство…
Хор. Со духе праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
Возглас священника. Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш, молитвами пречистыя своея Матери, святых славных и всехвальных апостолов, преподобных и богоносных Отец наших, и всех святых, душу от нас преставльшагося раба своего Александра, в селениях праведных учинит, в недрах Авраама упокоит и с праведными сопричтет, и нас помилует, яко Бог и Человеколюбец. Аминь.
Возглас дьякона.
Хор. Вечная память!
Александр Пушкин. Пьеса. Рукопись
Действующие лица
Наталья Николаевна Пушкина.
Александра Николаевна Гончарова, ее сестра.
Д’Антес.
Никита Козлов.
Данзас Константин Карлович.
Жуковский Василий Андреевич.
Дубельт Леонтий Васильевич.
Воронцова.
Салтыкова.
Смотрительша.
Клюшкина.
Битков.
Бенедиктов.
Долгоруков.
Богомазов.
Салтыков.
Николай I.
Геккерен.
Бенкендорф.
Ракеев.
Пономарев.
Строганов.
Воронцов.
Арендт.
Станционный смотритель.
Филат.
Агафон.
Преображенец 1.
Преображенец 2.
Негр.
Звездоносец.
Павел Максимович.
Квартальный.
Жандармские офицеры.
Жандармы.
Полицейские.
Толпа.[85 — В рукописных тетрадях Булгакова список действующих лиц включает семь персонажей. Остальные персонажи печатаются по списку действующих лиц 1 варианта пьесы (РО ИРЛИ, ф. 369, № 218. л. 2).]
Картина первая
Вечер в квартире Пушкиных. Две свечи на фортепиано и свечи в углу возле стоячих часов. Александра сидит за фортепиано, а Битков (Дербенеев[86 — В тексте черновика встречается несколько вариантов имени часового мастера, шпиона III отделения: Меняев, Степан Ильич Битков и Ларион Битков — это одно и то же лица. В окончательном тексте пьесы — Степан Ильич Битков.]) с инструментами стоит у часов, чинит их. Часы под руками Биткова то бьют, то играют. Александра тихо наигрывает на фортепиано и напевает.
Александра.
…как синица тихо за морем жила…
…как девица за водой поутру шла…
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет.
То заплачет, как дитя…
Битков. Какая чудная песня! Сегодня я чинил тоже… в «У Прачешного мосту». Истинный Бог, как дитя! На мосту… Я иду. Господи! Крутит, крутит! В глаза, в уши!
Дозвольте узнать, это чье же [сочинение] будет?
Александра. Александра Сергеевича.
Битков. Скажите! Так, так, так… Истинный Бог, вот в трубе, как дитя!.. Прекрасное сочинение!
Часы бьют. Послышался колокольчик. Входит Никита Козлов.
Никита. Александра Николаевна, там [дворянка Сновидова…
Александра. Какая Сновидова?
Никита. Урожденная, говорит, Сновидова, а так она Клюшкина, Петра Алексеевича вдова.]
Александра(шепотом). [Какая Клюшкина?] И зачем так поздно? Скажи, что принять не могут…
Никита(тоскливо). Да ведь Александра Николаевна, как же не принять…
Александра. Ах, mon Dieu… Ах ты, Боже мой! Вспомнила. Да. [Клюшкин.] Ах! Проси сюда…
Никита. Слушаю. (Идет к дверям.) Ах, неволя!.. Разорение…
[Входит Клюшкина.
Клюшкина. Клюшкина, Ольга Аполлоновна, рожденная дворянка Сновидова, подполковница. Простите, что потревожила.] Погодка-то? Хозяин собаку на улицу не выгонит… Да что поделаешь! Неволя. С кем имею честь говорить?
Александра. Я сестра Натальи Николаевны.
[Клюшкина.] Ах, очень приятно! Рада нашему знакомству!
Александра. Prenez place, s’il vous plait, [madame][87 — Садитесь, сударыня, прошу вас… (фр.)].
[Клюшкина.] Parlez russe, mademoiselle[88 — Говорите по-русски, мадемаузель. (фр.)]. Покорнейше благодарю. (Садится.) Господина камер-юнкера могу видеть?
Александра. К сожалению, Александра Сергеевича нет дома.
[Клюшкина.] А супругу ихнюю?
Александра. И Наталья Николаевна в гостях.
[Клюшкина.] Ах, ведь эдакая незадача! А-яй-яй! Ведь это нам тоже… Ведь что же это, никак не застанешь!
Александра. Вы не извольте беспокоиться, [сударыня,] я могу переговорить с вами но этому делу.
[Клюшкина.] Мне бы самого господина камер-юнкера! Ну, слушаю, слушаю. Дельце-то простое. В разные сроки времени господином Пушкиным под залог… турецких шали, жемчуг, серебра взято…
Александра. Да, я знаю, знаю…
[Клюшкина.] Двенадцать тысяч серебром, как одна копеечка, сударыня!..
Александра. Может быть, вы могли бы потерпеть?
[Клюшкина.] С превеликим бы одолжением терпела, сударыня. И Христос терпел, и нам велел! Но ведь и в наше положение тоже войти нужно! Ведь туловище прокормить надо! [Я вдова.] А у меня ведь сыновья в Черноморском флоте! Приехала предупредить, сударыня, продаю вещи. Персиянин тут один…
Александра. Я вас очень прошу подождать, Александр Сергеевич уплатит проценты.
[Клюшкина.] Верьте, не могу. С ноября месяца ждем. Другие продали бы, давно уж продали бы! Персиянина упустить боюсь.
Слышатся тяжелые вздохи, Никита показывается в дверях. Александра машет ему с досадой рукой. Никита скрывается.
Одни извозчики из Коломны сюда чего стоили!
Часы под руками [Меняева] бьют.
Александра(тихо). У меня есть серебро. [Может быть, вам] угодно взглянуть? Мы бы тогда поладили насчет процентов.
[Клюшкина.] Прошу прощения, канитель с этим серебром, а персиянина…
Александра. Помилуйте, как же нам без вещей остаться! Вы взгляните. Прошу вас в мою комнату. (Встает, [Клюшкина] идет за нею.)
[Клюшкина.] Квартирка славная какая. Много ли плотите? (Уходит вслед за Александрой.)
Лишь только они скрываются, Меняев (Битков) оставляет часы, подбегает к фортепиано, переворачивает и рассматривает ноты, прислушиваясь, не идет ли кто. Затем бросается к двери кабинета со свечой в руках заглядывает туда, но войти не решается. Поколебавшись, уходит в кабинет, через некоторое время виден в кабинете у книжной полки, читает названия на корешках, слышит шаги, возвращается в гостиную, ставит свечу на место. Выходит [Клюшкина] с узлом и Александра.
[Клюшкина.] Бумагу мы завтра перепишем. Только вы уж попросите Александра Сергеевича, чтобы сами они пожаловали, а то извозчики уж больно дорого стоят… [Коломна….. в собственном доме]. Четвертая рота, дом Циммермана. Оревуар, мадемуазель.
Александра. Au revoir… Хорошо, хорошо. (Звонит.)
[Клюшкина] уходит.
Меняев(закрывает часы, кладет инструменты в сумку). Готово, барышня, живут.
Александра. Очень хорошо. Сколько вам следует?
Меняев. Да что же? Два рублика всего.
Александра. Очень хорошо. Сейчас.
Меняев. Вы не извольте беспокоиться, я могу подождать
Александра. Нет, зачем же? Сейчас. (Выходит, возвращается с деньгами, вручает их Меняеву.)
Меняев. Покорнейше благодарю. А у Александра Сергеевича в кабинете не требуется осмотреть? А то уж заодно завтра зайду.
Александра. [Нет, у Александра Сергеевича идут, спасибо.]
Меняев. Слушаю. Прощенья просим. (Уходит.)
Александра садится в кресло у камина, протягивает руки к огню. Через некоторое время появляется в дверях Никита, останавливается.
Никита. Эх, Александра Николаевна!
Александра. Ну?
Никита. Эх, Александра Николаевна!
Александра. Да что такое? Господи, Никита, говори ты, что ли!
Что с тобой, Никита? Что ты мне душу надрываешь, ходишь за мной?..
Никита. Вот уж и ваше пошло добро!
Александра. Выкупим.
Никита. Из чего выкупим, Александра Николаевна? Подумать страшно, из чего выкупим? Не выкупим мы, Александра Николаевна!
Александра. Что ты каркаешь надо мной?
Никита. Каркаешь. Нешто я ворон. Бог вам судья! Раулю за лафит семьсот целковых! Ведь это подумать страшно! Аптекарю задолжали, каретнику задолжали… Ведь Карадыкину за бюро платить надо? А заемные письма? Батюшки. Да лих бы письма. А то срам сказать, молочнице задолжали. Александра Николаевна, умолите вы его, поедем в деревню! Не будет здесь добра, вспомните мое слово! Сочинения свои взяли бы!… покойно, просторно! Детей бы взяли, там сейчас хорошо, в деревне! Здесь вертеп, Александра Николаевна, и все втрое, все, все втрое! А он больной! И говорит, что их тоска душит, а меня хрычом назвали. Ведь они желтые совсем стали! Послушайте, Александра Николаевна, старика, до беды едем в деревню!
Александра. Что ты меня мучишь? Скажи Наталье Николаевне.
Никита. Не буду я говорить Наталье Николаевне. Не поедет она. (Тихо.) А без Натальи Николаевны? Поехали бы вы, детишки, он…
Александра. Ты с ума сошел!
Никита. Утром бы из пистолета стреляли, потом верхом бы ездили, потом сочиняли бы!.. Детишкам просторно… У них бессонница…
Александра. Перестань меня мучить, Никита, уйди!
Никита, вздохнув, уходит. Александра, посидев еще некоторое время у камина, посмотрев на часы, уходит к себе. Потом слышится дверной колокольчик. Видно, как в кабинете проходит тень Никиты вглубь, а затем вглубь проходит тень человека маленького роста. Где-то в глубине в кабинете вспыхивает свет. Послышался глухо голос Никиты: «Слушаю-сь, хорошо…» Никита показывается в кабинете, по дороге щипцами наскоро ворошит угли в камине в кабинете, выходит в гостиную, подходит к дверям, ведущим в спальню, говорит: «Александра Николаевна!» Показывается Александра.
Никита. Александра Николаевна, они совсем больные приехали… Малины просят…
Александра. Ага, хорошо, хорошо, сейчас. (Проходит через гостиную в столовую, а Никита возвращается в кабинет и уходит в глубь его.)
В кабинете послышался еще раза два голос Никиты — глухо — слов не разобрать. Потом Никита проходит в глубине кабинета в дверь в переднюю и закрывает ее за собою. Александра с чашкой в руке входит в гостиную, останавливается у дверей в кабинет.
Александра. On entre? (Входит в кабинет, скрывается в глубине его. Дальше ее голос слышен глухо в кабинете.) Alexandre, etes-vous indispose?..[89 — Можно войти? (…) Александр, вам не здоровится?.. (фр.)] Лежите, лежите…
Источник света в глубине кабинета перемешается, отчего несколько меняется свет (освещение).
Может быть, послать за доктором? (Еще несколько фраз глухо. Проходит к дверям — из кабинета в переднюю, кричит тихо.) Никита!
Никита проходит в кабинет в глубину.
(Говорит по дороге ему.) Раздень барина. (Сама отходит к камину.)
Никита уходит и закрывает за собой