этом, конечно, ничего не понимаю, но чувствую какую-то странную прелесть… Башня… кто-то на башне распевал. Это в ваше время?
Мария. Так трудно сказать. Я не знаю, о чем вы говорите. Нет, в мое время на башне никто не распевал.
Радаманов. Я, знаете, человек очень занятой, кроме того вы знаете, у меня около года тому назад умерла жена. Впрочем, простите, я говорю совершенно бессвязно.
Мария. А зачем вы заставили меня спрятаться за портьерой?
Радаманов. Я не хотел вас отпустить…
Мария. Ага.
У вас что-то плохо идут слова с языка, Павел Сергеевич. Поэтому я скажу. Я пришла по вашему зову, чтобы поблагодарить вас за то внимание, с которым вы отнеслись ко мне. Вы — необыкновенно приятный человек, Павел Сергеевич. И кроме того, я хотела вас попросить, чтобы вы указали мне, что мне делать в этой новой жизни.
Радаманов. Я готов вам всячески служить, но дело в том, что Рейн лучше меня может помочь вам в этом. Право, ваш удел завиден, вы — жена гениального человека.
Мария. Это верно. Я с ним поговорю. До свидания, Павел Сергеевич. (У машины.) Скажите, Павел Сергеевич; а это может быть, что ему не удастся установить опять рычаг?
Мария. Ага. Ну, до свидания.
Радаманов. То, что я позвал вас, а также то, что я вас спрятал за портьерой, надо полагать, преступно и уж во всяком случае мне не к лицу. Дело в том, что вы мне очень нравитесь. Что вы на это скажете, Мария Павловна?
Мария. Я скажу, что это интереснее, чем про башню, как кто-то распевал.
Радаманов. Я позвал вас с тем, чтобы сказать вам, что я всячески удержу себя от этого чувства и ничем не нарушу покой, главным образом, конечно, свой.
Мария. Ну, прощайте, Павел Сергеевич. Больше вы меня не увидите.
Радаманов. Позвольте, что это значит?
Мария. А я вам помогу сберечь ваш покой.
Радаманов. Позвольте, я не понимаю…
Мария. Отстаньте от меня!
Бунша. Я извиняюсь…
Радаманов. Голубчик, ну что же вы не позвонили мне, прежде чем подняться?
Бунша. Здравствуйте, мадам Рейн. Очень удобный аппарат, но сколько я ни дергал…
Радаманов. Ну что ж дергать? Он просто закрыт. Я закрыл его, чтобы никто не приходил.
Бунша. Ага.
Радаманов. Вы же должны были быть в Индии?
Бунша. Не долетели мы.
Радаманов. Ничего не понимаю?
Мария. Ну, прощайте, Павел Сергеевич.
Радаманов. Подождите, Мария Павловна.
Мария. Нет, нет, прощайте.
Радаманов. Так что вы говорите? Индия… Ах ты, Боже мой!..
Бунша. Не долетели мы, товарищ Радаманов. И все из-за Милославского. Уже показалась, а он говорит: а ну ее к чертовой матери! — и повернули.
Радаманов. Ну, и что же? Ну?
Бунша. Я к вам с жалобой, товарищ Радаманов. (Вынимает бумагу.)
Радаманов. Я все никак не могу привыкнуть; почему вы меня зовете товарищ Радаманов… Ну, впрочем, все равно. Какая жалоба? Ну что вас беспокоит?
Бунша. Институт гармонии.
Радаманов. Но я читал уже в газете, что поясница ваша уже прошла…
Бунша. Ну что ж поясница, Павел Сергеевич, что поясница! На меня совсем внимания не обращают!
Радаманов. А чего бы вы хотели?
Бунша. Видите ли, там в Банном переулке такая дама осталась, что прямо можно сказать — карга.
Радаманов. Это кто же?
Бунша. Супруга моя.
Радаманов. Так.
Бунша. Так вот я бы хотел жениться.
Радаманов. Понял. Саввич вам не дает разрешения на женитьбу? На ком вы хотите жениться?
Бунша. На ком угодно.
Радаманов. Впервые слышу такой ответ и совершенно поражен!
Бунша. Институт гармонии обязан обо мне заботиться.
Радаманов. То есть?
Бунша. Обязан мне невесту подыскать.
Радаманов. Душа моя, Бунша-Корецкий! Институт это не свадебное бюро! Поймите… Слово «бюро» вам было известно?
Бунша. По обмену комнат…
Радаманов. Что? Ну, ладно. Институт регулирует брачные отношения, заботясь о чистоте рода, но делает это чрезвычайно тонко. Он и не стремится стать конторой по выдаче разрешений на свадьбы. Да сколько мне помнится, случаев запрещения почти не бывало…
Бунша. Вот вы поподробнее мне, Павел Сергеевич, изложите, а то ни от кого не добьешься…
Радаманов. Нет. Нет. Простите, голубчик, я безумно занят… В другой раз… Вы не заметили, куда она направилась?..
Бунша. Кто?
Радаманов. Мария Павловна…
Бунша. Трудно установить.
Радаманов. Институт не сваха, невест не подыскивает. Так что вы уж сами потрудитесь разыскать женщину, которая вам по сердцу… И… понятно?
Бунша. Мне понятны всякие теории, потому что я слушал всевозможные публичные лекции. Но теорию необходимо увязывать с практикой. В бесклассовом же обществе…
Радаманов. Ах, черт возьми!.. Извините… Я знаю, что нам трудно понимать друг друга… Но это моя вина… Я рассеян, ибо я спешу…
Бунша. Вот бумага, в которой все изложено по интересующему меня вопросу…
Радаманов. Не надо, не надо, голубь мой Бунша, писать никаких бумаг. Я же говорил вам об этом. У вас было принято, а у нас нет. Мы избегаем… (По аппарату.) Связь. Радаманов. Справку. Срочно. Где сейчас госпожа Рейн. Просить пожаловать ко мне. (Бунше.) Яростно избегаем бумаг. Да-с.
Бунша. Зря звонили, Павел Сергеевич. Невозможно найти. Вот если бы вы пожаловали к нам, я любую даму вам могу найти в кратчайший срок. Надо было в милицию позвонить. Она могла быть у меня в домовой конторе, или и кооперативе, или у парикмахера. У нас так всегда и находили. Но если у человека аппарат за плечами, он сорвался и полетел, и никакая милиция его не разыщет. [На каждом шагу аппараты.] А вдруг ей фантазия в Голландию улететь?
Радаманов. В Голландию? В Голландию? Неужели я так глупо поговорил? Простите, отлучусь. Я занят.
Бунша. Но вы хоть скажите, что говорить-то даме. У себя на пороге бесклассового общества я знал, что говорить, но в этой ситуации — теряю темпы.
Радаманов. Вы человек любознательный… (На ходу.) Знакомьтесь…
Бунша. Что говорить-то ей?..
Радаманов (улетая), Я полюбил вас с первого взгляда!..
Бунша. Я полюбил вас… На этом далеко не уедешь. Женщины про любовь не любят слушать. Если б вот сказать: переезжайте ко мне с первого взгляда, у меня отдельная комната. Но когда у каждого по пять-шесть комнат?! Анна Васильевна!
Анна. Добрый день. А вы что здесь делаете в одиночестве?
Бунша. Мечтаю.
Анна. Не буду вам мешать.
Бунша. Нет, остановитесь. Я вас полюбил с первого взгляда.
Анна. Продолжайте.
Бунша. В общем, все.
Анна. Благодарю вас.
Бунша. Я делаю вам предложение. Простая, казалось бы, вещь, и можно бы понять с первого слова.
Анна. А? Благодарю вас, вы меня очень тронули, но, к сожалению, мое сердце занято.
Бунша. Это неинтересно. Попрошу вас короче. Вы отказываете мне?
Анна. Отказываю.
Бунша. Вы свободны.
Анна. В жизни не видела более оригинального человека, чем вы.
Бунша. Не будем терять времени. Вы свободны.
Анна. Павел Сергеевич не был здесь?
Бунша. Улетел.
Анна. Вы не знаете, куда?
Бунша. Я же не Бюро связи?
Анна. Простите. (Уходит.)
Бунша выпивает спирту из крана.
Аврора. А отец улетел?
Бунша. Улетел, мадемуазель Радаманова. Виноват. Будьте добры присесть. Увидев вас, я полюбил вас с первого взгляда. Есть основания полагать, что и я вам нравлюсь. Не будем терять времени. (Обнимает Аврору и целует ее в щеку)
Аврора (ударив его по уху). С чего вы взяли, старый слюнтяй, что вы мне нравитесь? Какой нахал!
Бунша. Вы зарываетесь, Аврора. Так в бесклассовом обществе не поступают.
Аврора. Дурак какой! (Уходит.)
Бунша (у перил). Ничего, ничего, Аврора Павловна. Ударим по рукам зарвавшегося члена общества.
Саввич (входит, говорит по аппарату). Где Радаманов?
В аппарате. «Неизвестно».
Бунша. Кому неизвестно, а мне известно. За Марьей Павловной поехал.
Саввич. За Марьей Павловной?
Бунша. Факт.
Саввич. Зачем?
Бунша. Об этом будет у нас отдельный разговор. А пока что у меня к вам есть дело.
Саввич. По Институту гармонии?
Бунша. Именно по Институту гармонии.
Саввич. Слушаю вас.
Бунша. Эх, молодой человек! Я полюбил вас с первого взгляда.
Саввич. Что такое? Повторите, что вы сказали?
Бунша. Я не допущу над собой насилия. Неодолимая симпатия.
Саввич. Я так и подозревал. Вы к тому же еще и…
Бунша. Без паники, прошу вас. Это было только предисловие.
Саввич. Мне не нравится такие предисловия!
Бунша. Полюбив вас с первого взгляда, я решил оказать вам усдугу.
Саввич. Ни в чьих услугах я не нуждаюсь.
Бунша. Ах, не нуждаетесь? Ну, вы свободны.
Саввич (на ходу). Мы вами займемся.
Бунша. Дерзить в бесклассовом обществе не очень разрешается. Займитесь, займитесь! А он в это время Авророй займется.
Саввич. Что вы хотели мне сказать?
Бунша. Ничего. Извините, что побеспокоил, что вошел без доклада. Видно, что бюрократизм еще не изжит окончательно. А пора бы!
Саввич. Простите, я погорячился.
Бунша. Ничего, ничего. До свидания.
Саввич. Что вы начали говорить об Авроре? Прошу вас.
Быть может, я тоже могу быть вам чем-нибудь полезен?
Бунша. Это взятка называется, молодой человек. За это, знаете… У нас за такие предложения в домкоме ого-го-го как грели!
Саввич. Я повторяю вам, я был взволнован, я не прав.
Бунша. Принимаю ваши извинения. (Вынимает бумажку из кармана.) Тринадцатого мая сего года в половине первого ночи Аврора целовалась с физиком Рейном. С тем же физиком она целовалась пятнадцатого мая. Семнадцатого мая на закате солнца у этой машины она целовалась опять-таки с этим же физиком, причем произнесла следующие слова: «Ты ворвался в эту жизнь», а дальнейшие слова не разобраны, потому что они меня увидели. Восемнадцатого мая тот же Рейн держал руку на ее талии… Девятнадцатого…
Саввич. Довольно! (Разрывает бумагу в клочки.)
Бунша. Оправдательный документ рвать нельзя. Хорошо что я копийку снял на машинке.
Саввич. Довольно! (Уходит.)
Бунша. Будете знать, как по щекам хлестать, Аврора Павловна!
Голос Милославского по аппарату: «Болван здесь?»
Бунша. Меня разыскивает.
Милославский (входит). Куда ты скрылся? Я думал, где ты треплешься? А ты уж, оказывается, дома.
Бунша. У меня дел по горло было здесь.
Милославский. Отчего у тебя глаз подбит?
Бунша. Я с аэроплана упал, честное слово.
Милославский (по аппарату). Что на завтрак сегодня? Угу. Пришлите. Садись, отец.
Бунша. Мерси.
Стол.
Милославский. Такой бы стол на Арбате в «Праге» накрыть. Никакой Кочубей так не ел. Сейчас бы цыган сюда и трамвай… Эх…
Бунша. Про трамвай я не понимаю.
Милославский. Трамваев мне не