собой?
Б у т о н. Именно так, сударь. Вы знаете, одно время я разговаривал во сне.
О д н о г л а з ы й. Что вы говорите?
Б у т о н. Ей-Богу. И – какой курьез, вообразите…
О д н о г л а з ы й. Что за черт такой! Помолись… (Арманде.) Ваше лицо, сударыня…
Б у т о н (втираясь). …дико кричал во сне. Восемь лучших врачей в Лиможе лечили меня…
О д н о г л а з ы й. И они помогли вам, надеюсь?
Б у т о н. Нет, сударь. В три дня они сделали мне восемь кровопусканий, после чего я лег и остался неподвижен, ежеминутно приобщаясь святых тайн.
О д н о г л а з ы й (тоскливо). Вы оригинал, любезнейший. Помолись. (Арманде.) Я льщу себя, сударыня… Кто это такой?
А р м а н д а. Ах, сударь, это тушильщик свечей – Жан-Жак Бутон.
О д н о г л а з ы й (с укором). Милейший, в другой раз как-нибудь я с наслаждением послушаю о том, как вы орали во сне.
М о л ь е р входит.
Честь имею кланяться. Бегу догонять короля.
М о л ь е р. Всего лучшего.
Одноглазый уходит.
А р м а н д а. До свидания, мэтр.
М о л ь е р (провожая ее). Луны нет, я буду ждать. (Бутону.) Попроси ко мне госпожу Мадлену Бежар. Гаси огни. Ступай домой.
Бутон уходит. Мольер переодевается. М а д л е н а, разгримированная, входит.
Мадлена, есть очень важное дело.
Мадлена берется за сердце, садится.
Я хочу жениться.
М а д л е н а (мертвым голосом). На ком?
М о л ь е р. На твоей сестре.
М а д л е н а. Умоляю, скажи, что ты шутишь.
М о л ь е р. Бог с тобой.
Огни в театре начинают гаснуть.
М а д л е н а. А я?
М о л ь е р. Что же, Мадлена, мы связаны прочнейшей дружбой, ты верный товарищ, но ведь любви между нами давно нет.
М а д л е н а. Ты помнишь, как двадцать лет назад ты сидел в тюрьме. Кто приносил тебе пищу?
М о л ь е р. Ты.
М а д л е н а. А кто ухаживал за тобой в течение двадцати лет?
М о л ь е р. Ты, ты.
М а д л е н а. Собаку, которая всю жизнь стерегла дом, никто не выгонит. Ну, а ты, Мольер, можешь выгнать. Страшный ты человек, Мольер, я тебя боюсь.
М о л ь е р. Не терзай меня. Страсть охватила меня.
М а д л е н а (вдруг становится на колени, подползает к Мольеру). А? А все же… измени свое решение, Мольер. Сделаем так, как будто этого разговора не было. А? Пойдем домой, ты зажжешь свечи, я приду к тебе… Ты почитаешь мне третий акт «Тартюфа». А? (Заискивающе.) По-моему, это вещь гениальная. А если тебе понадобится посоветоваться, с кем посоветуешься, Мольер? Ведь она девчонка… Ты, знаешь ли, постарел, Жан-Батист, вон у тебя висок седой… Ты любишь грелку. Я тебе все устрою… Вообрази, свеча горит… Камин зажжем, и все будет славно. А если… если уж ты не можешь… о, я знаю тебя… Посмотри на Риваль… Разве она плоха? Какое тело!.. А? Я ни слова не скажу…
М о л ь е р. Одумайся. Что ты говоришь? Какую роль на себя берешь? (Вытирает тоскливо пот.)
М а д л е н а (поднимаясь, в исступлении). На ком угодно, только не на Арманде! О проклятый день, когда я привезла ее в Париж!
М о л ь е р. Тише, Мадлена, тише, прошу тебя. (Шепотом.) Я должен жениться на ней… Поздно. Обязан. Поняла?
М а д л е н а. Ах вот что. Мой Бог, Бог! (Пауза.) Больше не борюсь, сил нет. Я отпускаю тебя. (Пауза.) Мольер, мне тебя жаль.
М о л ь е р. Ты не лишишь меня дружбы?
М а д л е н а. Не подходи ко мне, умоляю! (Пауза.) Ну, так – из труппы я ухожу.
М о л ь е р. Ты мстишь?
М а д л е н а. Бог видит, нет. Сегодня был мой последний спектакль. Я устала… (Улыбается.) Я буду ходить в церковь.
М о л ь е р. Ты непреклонна. Театр даст тебе пенсию. Ты заслужила.
М а д л е н а. Да…
М о л ь е р. Когда твое горе уляжется, я верю, что ты вернешь мне расположение и будешь видеться со мной.
М а д л е н а. Нет.
М о л ь е р. Ты и Арманду не хочешь видеть?
М а д л е н а. Арманду буду видеть. Арманда ничего не должна знать. Понял? Ничего.
М о л ь е р. Да…
Огни всюду погасли.
(Зажигает фонарь.) Поздно, пойдем, я доведу тебя до твоего дома.
М а д л е н а. Нет, благодарю, не надо. Позволь мне несколько минут посидеть у тебя…
М о л ь е р. Но ты…
М а д л е н а. Скоро уйду, не беспокойся. Уйди.
М о л ь е р (закутывается в плащ). Прощай. (Уходит.)
Мадлена сидит у лампады, думает, бормочет. Сквозь занавес показывается свет фонаря, идет Л а г р а н ж.
Л а г р а н ж (важным голосом). Кто остался в театре после спектакля? Кто здесь? Это вы, госпожа Бежар? Случилось, да? Я знаю.
М а д л е н а. Я думаю, Регистр.
Л а г р а н ж. А у вас не хватило сил сознаться ему?
М а д л е н а. Поздно. Теперь уже нельзя сказать. Пусть буду несчастна одна я, а не трое. (Пауза.) Вы – рыцарь, Варле, и вам одному я сказала тайну.
Л а г р а н ж. Госпожа Бежар, я горжусь вашим доверием. Я пытался остановить ее, но мне это не удалось. Никто никогда не узнает. Пойдемте, я провожу вас.
М а д л е н а. Нет, благодарю, я хочу думать одна. (Поднимается.) Варле (улыбается), я покинула сегодня сцену. Прощайте. (Идет.)
Л а г р а н ж. А все же я провожу?
М а д л е н а. Нет. Продолжайте ваш обход. (Скрывается.)
Л а г р а н ж (приходит к тому месту, где сидел вначале, ставит на стол фонарь, освещается зеленым светом, раскрывает книгу, говорит и пишет). «Семнадцатое февраля. Был королевский спектакль. В знак чести рисую лилию. После спектакля во тьме я застал госпожу Мадлену Бежар в мучениях. Она сцену покинула…» (Кладет перо.) Причина? В театре ужасное событие: Жан-Батист Поклен де Мольер, не зная, что Арманда не сестра, а дочь госпожи Мадлены Бежар, женился на ней… Этого писать нельзя, но в знак ужаса ставлю черный крест. И никто из потомков никогда не догадается. Семнадцатому – конец. (Берет фонарь и уходит, как темный рыцарь.)
Некоторое время мрак и тишина, затем в щелях клавесина появляется свет, слышен музыкальный звон в замках. Крышка приподымается, и из клавесина выходит, воровски оглядываясь, М у а р р о н. Это мальчишка лет пятнадцати, с необыкновенно красивым, порочным и измученным лицом. Оборван, грязен.
М у а р р о н. Ушли. Ушли. Чтоб вас черти унесли, дьяволы, черти… (Хнычет.) Я несчастный мальчик, грязный… не спал два дня… Я никогда не сплю… (Всхлипывает, ставит фонарь, падает, засыпает.)
Пауза. Потом плывет свет фонарика, и, крадучись, М о л ь е р ведет А р м а н д у. Она в темном плаще. Арманда взвизгивает.
Муаррон мгновенно просыпается, на лице у него ужас, трясется.
М о л ь е р (грозно). Сознавайся, кто ты такой?
М у а р р о н. Господин директор, не колите меня, я не вор, я Захария, несчастный Муаррон…
М о л ь е р (расхохотавшись). Понял! Ах, шарлатан окаянный!..
Действие второе
Приемная короля. Множество огней повсюду. Белая лестница, уходящая неизвестно куда. За карточным столом м а р к и з д е Л е с с а к играет в карты с Л ю д о в и к о м. Толпа придворных, одетых с необыкновенной пышностью, следит за де Лессаком. Перед тем груда золота, золотые монеты валяются и на ковре. Пот течет с лица у де Лессака. Сидит один Людовик, все остальные стоят. Все без шляп. На Людовике костюм белого мушкетера, лихо заломленная шляпа с пером, на груди орденский крест, золотые шпоры, меч. За креслом стоит О д н о г л а з ы й, ведет игру короля. Тут же неподвижно стоит М у ш к е т е р с мушкетом, не спуская с Людовика глаз.
Д е Л е с с а к. Три валета, три короля.
Л ю д о в и к. Скажите пожалуйста.
О д н о г л а з ы й (внезапно). Виноват, сир. Крапленые карты, помолись!
Придворные оцепенели. Пауза.
Л ю д о в и к. Вы пришли ко мне играть краплеными картами?
Д е Л е с с а к. Так точно, ваше величество. Обнищание моего имения…
Л ю д о в и к (Одноглазому). Скажите, маркиз, как я должен поступить по карточным правилам в таком странном случае?
О д н о г л а з ы й. Сир, вам надлежит ударить его по физиономии подсвечником. Это во-первых…
Л ю д о в и к. Какое неприятное правило! (Берясь за канделябр.) В этом подсвечнике фунтов пятнадцать… Я полагаю, легкие бы надо ставить.
О д н о г л а з ы й. Разрешите мне.
Л ю д о в и к. Нет, не затрудняйтесь. А во-вторых, вы говорите…
П р и д в о р н ы е (хором, их взорвало). Обругать его, как собаку.
Л ю д о в и к. А, отлично. Будьте любезны, пошлите за ним, где он?
Придворные бросаются в разные стороны. Голоса: «Сапожника! Справедливого сапожника требует король!»
(Де Лессаку.) А скажите, как это делается?
Д е Л е с с а к. Ногтем, ваше величество. На дамах, например, я нулики поставил.
Л ю д о в и к (с любопытством). А на валетах?
Д е Л е с с а к. Косые крестики, сир.
Л ю д о в и к. Чрезвычайно любопытно. А как закон смотрит на эти действия?
Д е Л е с с а к (подумав). Отрицательно, ваше величество.
Л ю д о в и к (участливо).