Юлия Владимировна?
Ц а р и ц а. Марфа Васильевна я…
Б у н ш а. Чудесно, чудесно!
М и л о с л а в с к и й. Вот разошелся! Э-ге-ге! Да ты, я вижу, хват! Вот так тихоня!
Б у н ш а. Рюмку кардамонной, Марфа Васильевна.
Ц а р и ц а (хихикая). Что вы, что вы…
Б у н ш а. Сейчас мы говорили на интереснейшую тему. Вопрос об учреждении жактов.
Ц а р и ц а. И все-то ты в трудах, все в трудах, великий государь, аки пчела!
Б у н ш а. Еще рюмку, под щучью голову.
Ц а р и ц а. Ой, что это вы…
Б у н ш а (Дьяку). Вы что на меня так смотрите? Я знаю, что у тебя на уме! Ты думаешь, уж не сын ли я какого-нибудь кучера или кого-нибудь в этом роде? Сознавайся!
Дьяк валится в ноги.
Нет, ты сознавайся, плут… Какой там сын кучера? Это была хитрость с моей стороны. (Царице.) Это я, уважаемая Марфа Васильевна, их разыгрывал. Что? Молчать! (Дьяку.) Скажите, пожалуйста, что у вас, нет отдельного кабинета?
М и л о с л а в с к и й. Милые! Да он нарезался! Да ведь как быстро, как ловко! Надо спасать положение. (Гуслярам.) Да что вы, граждане, молчите? Гряньте нам что-нибудь.
Гусляры заиграли и запели.
Г у с л я р ы (поют). А не сильная туча затучилася… А не сильные громы грянули… Куда едет собака крымский царь…
Б у н ш а. Какая это собака? Не позволю про царя такие песни петь! Он хоть и крымский, но не собака! (Дьяку.) Ты каких это музыкантов привел? Распустились здесь без меня!
Дьяк валится в ноги.
М и л о с л а в с к и й. Что, Федюша, у вас нарзану нету?
Б у н ш а. Пускай они румбу играют!
Г у с л я р ы. Ты, батюшка, только скажи, как это… а мы переймем… мы это сейчас…
Бунша напевает современный танец. Гусляры играют его.
Б у н ш а (Царице). Позвольте вас просить на один тур, Юлия Васильевна.
Ц а р и ц а. Ой, срамота! Что это ты, батюшка-царь…
Б у н ш а. Ничего, ничего. (Танцует с Царицей.)
М и л о с л а в с к и й. Ничего, Федя, не расстраивайся! Ну, перехватил царь, ну, что такого… с кем не бывало! Давай с тобой! (Танцует с Дьяком.)
Набат и шум. Гусляры замолчали.
Это мне не нравится, что еще такое?
Дьяк выбегает, потом возвращается.
Д ь я к. Беда, беда! Опричники взбунтовались, сюда едут! Кричат, что царь ненастоящий. Самозванец, говорят!
Ц а р и ц а. Ох-ти мне, молодой! С ненастоящим плясала… Ох, чернеческий чин наложат!.. Ой, погибель моя!.. (Убегает.)
М и л о с л а в с к и й. Как, опричники? Они же на Изюмский шлях поехали!
Д ь я к. Не доехали, батюшка. Смутили их. От заставы повернули.
М и л о с л а в с к и й. Какой же гад распространил этот гнусный слух?
Д ь я к. Патриарх, батюшка, патриарх.
М и л о с л а в с к и й. Дорогой самодержец, мы пропали!
Б у н ш а. Я требую продолжения танца! Как пропали? Граждане, что делать?
Гусляры исчезают вместе с Дьяком.
Николай Иваныч, спасите!
Шум ближе. Звон. Тьма. Свет. Стенка распадается, и рядом с палатой появляется комната Тимофеева.
Т и м о ф е е в. Скорее, Иван Васильевич!
И о а н н (застегивая царское облачение). Слава тебе Господи!
Т и м о ф е е в. Вот они, живы!
М и л о с л а в с к и й. Живы, живы! (Бунше.) Вали, вали, вали! (Вбегает с Буншей к Тимофееву.)
И о а н н (при виде Бунши). Ой, сгинь, пропади!
М и л о с л а в с к и й. Временно, временно, отец, не волнуйся!
И о а н н вбегает в палату.
Иван Васильевич! Имейте в виду, что мы шведам Кемскую волость отдали! Так что все в порядке!
И о а н н. Шведам – Кемь? Да как же вы смели, щучьи вы дети?!
В палату вбегают О п р и ч н и к и Д ь я к.
Шведам – Кемь? А ты, лукавый дьяк, куда смотрел?
Дьяк валится в ноги. Иоанн в ярости валит Дьяка на аппарат. Дьяк тотчас вскакивает, бросается в палату. Тьма. Свет. Палаты нет.
Т и м о ф е е в. Аппарат мой! Аппарат! Раздавили! Что вы наделали? Зачем вы его разозлили?.. Погибло мое изобретение!
В передней появляются м и л и ц и я и Ш п а к.
Ш п а к. Вот они, товарищи начальники, гляньте!
Т и м о ф е е в. Ах ты, подлец!
М и л и ц и я. Эге!.. (Бунше.) Вы – царь? Ваше удостоверение личности, гражданин.
Б у н ш а. Каюсь, был царем, но под влиянием гнусного опыта инженера Тимофеева.
М и л о с л а в с к и й. Что вы его слушаете, товарищи! Мы с маскарада, из парка культуры и отдыха мы. (Снимает боярское облачение.)
Бунша снимает царское облачение. На груди Милославского – медальон и панагия.
Б у н ш а. Оправдались мои подозрения! Он патриарха обокрал и шведского посла!
Ш п а к. Держите его! Мой костюм!
М и л и ц и я. Что же вы, гражданин, милицию путаете? Они воры?
Ш п а к. Воры, воры! Они же крадут, они же царями притворяются!
Появляется У л ь я н а А н д р е е в н а.
У л ь я н а. Вот он где! Что это, замели тебя? Дождался, пьяница!
Б у н ш а. Ульяна Андреевна! Чистосердечно признаюсь, что я царствовал, но вам не изменил, дорогая Ульяна Андреевна! Царицей соблазняли, дьяк свидетель!
У л ь я н а. Какой дьяк? Что ты порешь, алкоголик? Какой он царь, товарищи начальники! Он – управдом!
Т и м о ф е е в. Молчите все! Молчите все! Мой аппарат, моя машина погибла! А вы об этих пустяках… Да, это я, я сделал опыт, но нужно же такое несчастье на каждом шагу… явился этот болван управдом и ключ утащил с собой! Старый рамоли, князь-развалина… и этот разозлил Ивана Грозного! И вот нет моего аппарата! А вы об этой ерунде!
М и л и ц и я. Вы кончили, гражданин?
Т и м о ф е е в. Кончил.
М и л и ц и я (Милославскому). Ваше удостоверение?
М и л о с л а в с к и й. Ну, чего удостоверение? Что же удостоверение? Милославский я, Жорж.
М и л и ц и я (радостно). А! Так вы в Москве, стало быть?
М и л о с л а в с к и й. Не скрою. Прибыл раньше времени.
М и л и ц и я. Ну-с, пожалуйте все в отделение.
Б у н ш а. С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на нее и уповаю.
М и л о с л а в с к и й. Эх, Коля, академик! Не плачь! Видно, уж такая судьба! А насчет панагии, товарищи, вы не верьте, это мне патриарх подарил.
Милиция выводит всех из квартиры. В ту же минуту гаснет свет в комнате Тимофеева. Радостный голос в рупоре в передней: «Слушайте продолжение „Псковитянки“. И тотчас грянули колокола и заиграла хриплая музыка. Комната Тимофеева освещается.
Т и м о ф е е в спит в той самой позе, как заснул в первом акте.
Т и м о ф е е в. Скорей, скорей, Иван Васильевич… Фу, черт, да я заснул! Боже, какая ерунда приснилась… Аппарат-то цел? Цел. Батюшки, меня жена бросила… Да нет, это во сне. Слава Богу, во сне. А вдруг… Косинус… черт, надоел мне с колоколами…
Передняя освещается. Входит З и н а и д а.
З и н а и д а. Коля, это я.
Т и м о ф е е в. Зиночка, ты!
З и н а и д а. Ты так и не ложился? Колька, ты с ума сойдешь, я тебе говорю. Я тебе сейчас дам чаю, и ложись… Нельзя так работать.
Т и м о ф е е в. Зина, я хотел тебя спросить… видишь ли, я признаю свою вину… я действительно так заработался, что обращал мало внимания на тебя в последнее время… Косинус… ты понимаешь меня?
З и н а и д а. Ничего не понимаю.
Т и м о ф е е в. Ты где сейчас была?
З и н а и д а. На репетиции.
Т и м о ф е е в. Скажи мне, только правду. Ты любишь Якина?
З и н а и д а. Какого Якина?
Т и м о ф е е в. Не притворяйся. Очень талантлив… ему действительно дадут квартиру? Ну, словом, он ваш кинорежиссер.
З и н а и д а. Никакого Якина-режиссера нету у нас.
Т и м о ф е е в. Правда?
З и н а и д а. Правда.
Т и м о ф е е в. А Молчановского нету?
З и н а и д а. И Молчановского нету.
Т и м о ф е е в. Ура! Это я пошутил.
З и н а и д а. Я тебе говорю, ты с ума сойдешь!
Да, да!
Вбегает Ш п а к.
Т и м о ф е е в. Антон Семенович, мне сейчас приснилось, что вас обокрали…
Ш п а к (заливаясь слезами). Что приснилось? Меня действительно обокрали!
Т и м о ф е е в. Как?
Ш п а к. Начисто. Пока был на службе. Патефон, портсигар, костюм! Батюшки! И телефонный аппарат срезали!.. Зинаида Михайловна, позвольте позвонить. Батюшки! (Бросается к телефону.) Милицию! Где наш управдом?
З и н а и д а (распахнув окно, кричит). Ульяна Андреевна! Где Иван Васильевич? Шпака обокрали!
В радиорупоре сильнее грянула музыка.
Зойкина квартира
Трагический фарс в трех актах
Действующие лица
З о й к а.
А б о л ь я н и н ов.
А м е т и с т о в.
М а н ю ш к а.
П о р т у п е я.
Г а н д з а л и н.
Х е р у в и м.
А л л а.
Г у с ь.
Л и з а н ь к а.
М а р ь я Н и к и ф