Лики в романе «Жизнь Арсеньева».
Волкенштейн А.А. (1852 – 1925) – земский врач, жил в Полтаве и помогал Л.Н. Толстому в закупке продовольствия для голодающих.
4 ноября 1894 г. В.В. Пащенко уехала из Полтавы, где они жили с Буниным, оставив записку: «Уезжаю, Ваня, не поминай меня лихом». В следующем году она вышла замуж за друга Бунина А.Н. Бибикова.
Е.А. Бунин (1858 – 1935), брат Бунина.
Мясоедов Г.Г. (1835 – 1911), художник, один из основателей Товарищества передвижников.
Михайловский Н.К. (1842 – 1904) – публицист и литературный критик, редактор журнала «Русское богатство», крайний сторонник позитивизма.
Кривенко С.Н. (1847 – 1907) – публицист либерально – народнического направления, член редакции журн. «Русское богатство».
Жемчужников А.М. (1821 – 1908) – поэт. Бунин высоко ценил его творчество и посвятил 50 – летию литературной деятельности Жемчужникова статью «Поэт – гуманист». В книге В. Н. Муромцевой – Буниной читаем: «Нанес он визит и поэту Жемчужникову, с которым несколько лет состоял в переписке. Жемчужников сразу оценил его стихи и помогал на первых порах устраивать их в «Вестнике Европы». Старший собрат принял молодого поэта с распростертыми объятиями, пригласил обедать и много рассказывал о прошлом».
Федоров А.М. (1868 – 1949) – поэт, беллетрист, драматург; приятель Бунина.
Будищев А.Н. (1867 – 1916) – беллетрист, писавший под сильным влиянием Чехова и Достоевского.
Ладыженский В.Н. (1859 – 1932) – беллетрист, был близок с Чеховым и оставил о нем воспоминания.
Михеев В.М. (1859 – 1908) – поэт и беллетрист, бытописатель Сибири.
Потапенко И.Н. (1856 – 1929) – беллетрист, получивший широкую известность после появления повести «На действительной службе» (1890), где выведен «идеальный» священник о.Кирилл Обновленский, ведущий в народе широкую филантропическую деятельность.
Баранцевич К.С. (1851 – 1927) – второстепенный беллетрист.
Гиппиус 3.Н. (1869 – 1945) – поэт – символист, жена Д.С. Мережковского, автор воспоминаний «Живые лица».
Мережковский Д.С. (1865 – 1941) – поэт, исторический романист, критик, идеолог русского символизма и религиозный мыслитель; в эмиграции Мережковские в течение ряда лет находились в близких отношениях с Буниными.
Минский (Виленкин) Н.М. (1855 – 1937) – поэт – символист.
Савина М.Г. (1854 – 1915) – русская актриса.
Елпатьевский С.Я. (1854 – 1933) – писатель, публицист, представитель народнической литературы.
Давыдова А.А. (урожд. Горжанская; 1848 – 1902) – издательница журн. «Мир божий».
Муся – дочь Давыдовой Мария Карловна, в первом замужестве Куприна, во втором Иорданская (1881 – 1966), издательница журнала после смерти матери, автор книги воспоминаний «Годы молодости». В.Н. Муромцева – Бунина в своей книге рассказывала: «В этот приезд у него (т.е. Бунина. – О.М.) заводятся знакомства среди молодых писателей: Федоров, поэт, романист, впоследствии и драматург, очень в себе уверенный сангвиник, подвижный, любящий путешествия; поэт и левый земский деятель Ладыженский,-милый наш Володя, человек редкой души. Он был маленького роста, владел крупным имением в Пензенской губернии; Михеев, необыкновенной толщины… знаток иностранной литературы, очень образованный и умный сибиряк; Будищев… Потапенко, – с ним я познакомилась в каком-то петербургском ресторане, куда мы однажды поздно ночью заехали с Иваном Алексеевичем. Он сидел один и пил красное вино. Меня поразил его странный синеватый цвет лица. А в пору их первых встреч он был красив, молод, хорошо пел, имел большой успех в литературе и у женщин. Младшая дочь Давыдовой, еще совсем молоденькая, с горячими глазами, живая брюнетка, очень остроумная, вечно хохотавшая Муся, Бунину понравилась, и они подружились «на всю жизнь». У них или в редакции «Русского богатства» они познакомились с Елпатьевским, писателем, врачом и политическим борцом, побывавшим в сибирской ссылке, человеком большой привлекательности. Его дочь Ледя, или Людмилочка, подруга Муси, в первый год знакомства с Буниным еще была гимназисткой. И они тоже подружились «на всю жизнь».
Станюкович К.М. (1843 – 1903) – писатель, оставшийся в литературе главным образом своими «Морскими рассказами».
Миров – сценический псевдоним оперного певца В.С. Миролюбова (1860 – 1939), ставшего затем редактором – издателем популярного «Журнала для всех».
Мамин – настоящая фамилия писателя – романиста Д.Н. Мамина – Сибиряка (1852 – 1912)» (в Царском Селе.
Лопатина Е.М. (1865 – 1935) – писательница (псевдоним К. Ельцова), роман которой «В чужом гнезде» редактировал Бунин. Как вспоминает В. Н. Муромцева – Бунина, «самая большая дружба конца этого года и первой половины 1898 была у него (т.е. Бунина) с Катериной Михайловной Лопатиной. В журнале «Новое слово» начал печататься ее роман, и они вместе читали корректуру… У нее был несомненно художественный талант, только она не умела в полной мере им овладеть… Она рассказывала: «Бывало, идем по Арбату, он в высоких ботиках, в потрепанном пальто с барашковым воротником, в высокой барашковой шапке и говорит: «Вот вы все смеетесь, не верите, а вот увидите, я буду знаменит на весь мир!» Какой смешной, – думала я…». Вспоминала она об этом, гостя у нас на Бельведере, в Грасе, после получения Иваном Алексеевичем Нобелевской премии».
Святополк I Окаянный (ок. 980 – 1019) – князь Туровский (с 988), киевский (1015 – 1019), старший сын Владимира I. В борьбе за киевский стол убил трех своих братьев – Бориса, Глеба и Святослава. Изгнан Ярославом Мудрым; в 1018 г. с помощью поляков и печенегов вновь завладел Киевом, но был разбит.
Карташов А.В. (1875 – 1960)-министр религий во Временном правительстве (1917), профессор Духовной академии, историк русской церкви и общественный деятель.
Цакни Н.П. – богатый одесский коммерсант, владелец и фактический редактор газ. «Южное обозрение», в которой сотрудничал Бунин.
Цакни А.Н. (1879 – 1963) – дочь Н.П. Цакни, первая жена Бунина, с которой он обвенчался 23 сентября 1898 г. Брак оказался неудачным и окончательно распался в 1900 г.
Речь идет о романсе Бенжамена – Луи – Поля Годара (1849 – 1895), французского композитора и скрипача «В убежище сюда направил нас Господь…».
Беба – Б.Н. Цакни, брат Анны Николаевны.
Лохвицкая Мирра (Мария Александровна; 1869 – 1905) – поэтесса, сестра писательницы Н.А. Тэффи.
Златовратский Н.Н. (1845 – 1911) – писатель народнического направления.
Доктор Рот – «специалист по нервным болезням, убедивший Бунина отдохнуть в деревне».
Поссе В.А. (1864 – 1940) – литератор и издатель, редактор журнала «Жизнь».
Куровский В.П. (1869 – 1915) – художник, хранитель Одесского музея. По воспоминаниям Муромцевой – Буниной, «Иван Алексеевич очень ценил Куровского и несколько лет был просто влюблен в него. После его самоубийства, во время первой мировой войны, он посвятил ему стихотворение «Памяти друга», где поэт объясняет, чем Куровский был ему так близок…».
Кульман Н.К. (1871 – 1940) – философ – идеалист и критик. Близкий знакомый Буниных в эмиграции.
Березина – ялтинская знакомая Чехова, владелица имения Су – Ук – Су в Крыму.
Соловцев Н.Н. (1856 – 1902) – артист, в 70-х гг. играл в Таганрогском театре, где с ним познакомился Чехов; позднее играл в театре Корша и театре Абрамовой. Чехов посвятил ему водевиль «Медведь». О смерти Соловцева Чехов сообщает в письме жене О. Л. Книппер от 15 января 1902 г.; о тяжелом заболевании Л. Н. Толстого («Толстой очень плох… Вероятно, о смерти его услышишь раньше, чем получишь это письмо») в письме ей же, от 27 января 1902 г.
В письме О.Л. Книппер от 31 января 1902 г. Чехов сообщает: «Осенью» Бунина сделано несвободной, напряженной рукой, во всяком случае купринские «В цирке» гораздо выше». О приезде Горького в Крым Чехов извещает О. Л. Книппер в письме от 12 ноября 1901 г.
Нилус П.А. (1869 – 1943) – художник и писатель, приятель Бунина.
Ярцев Г.Ф. (ум. в 1918) – врач, художник – любитель; в его доме в Крыму первое время жил Чехов.
Найденов (Алексеев С.А.; 1868 – 1922) – драматург, приобрел широкую популярность пьесой «Дети Ванюшина», показывающей конфликт «отцов и детей» в купеческой среде. Так, служивший приказчиком в магазине готового платья Алексеев получил Грибоедовскую премию и стал драматургом. из-за возникшей дружеской близости Бунина и Найденова Чехов называл их «Пунин и Бабурин».
В Новочеркасске жила в это время сестра Бунина М.А. Ласкаржевская, у которой находилась их мать.
Голоушева Е.И. – певица, жена писателя и врача С.С. Голоушева (Сергея Глаголя).
Бонье С.П. (ум. в 1921), ялтинская знакомая Чеховых.
Буковецкий Е.И. (1866 – 1948) – художник, приятель Бунина.
Уточкин С.И. (1876 – 1916) – спортсмен и один из первых русских авиаторов.
В 1906 г. Бунин познакомился с В.Н. Муромцевой (1881 – 1961), которая стала его женой. Вместе с ней он в 1907 г. совершил путешествие в «святую землю». Впечатления от этой поездки легли в основу написанных позднее рассказов и очерков о Востоке, объединенных затем в сборник «Тень птицы».
Согласно Евангелию, Христос повелел бесам, овладевшим человеком, выйти из него и войти в стадо свиней: «и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло».
Пушешников Н.А. (1882 – 1939), племянник Бунина, переводчик Тагора, Киплинга, Голсуорси, Джека Лондона. Оставил о Бунине воспоминания.
В это время (3 – 8 июля 1911 г.) Бунин работает над рассказом «Сто восемь» (позднее названным «Древний человек»), в котором отразились впечатления от встреч с Таганком.
Н.О. Ромашков, домашний учитель Бунина, о котором рассказано в «Автобиографической заметке».
Конфуций (ок. 551 – 479 гг. до н. э.) – древнекитайский мыслитель, основатель этико – политического учения конфуцианства.
Как и следующий «стих» («Три сестры жили, три Марии Египетские были…»), использован Буниным в рассказе 1913 г. «Я все молчу».
Очевидно, биографию братьев Киреевских – И.В. Киреевского (1806 – 1856), философа, публициста и литературного критика и П.В. Киреевского (1808 – 1856), фольклориста, археолога, археографа, переводчика и публициста.
Некоторые черты Якова отразились затем в герое рассказа «Божье древо» (1927) o Якове Нечаеве.
Здесь обнажается автобиографическая основа повести Бунина «Суходол» и ее героев, в которых течет «бунинская кровь», с их «странностями» выморочного «рыцарского» сословия.
Вольнов (Владимиров) И.Е. (1885 – 1931) – писатель, участник революционного движения (социалистов – революционеров).
Речь идет о книге «Образы Италии», т. II (Рим, Неаполь и Сицилия) искусствоведа П.П. Муратова (1881 – 1951).
Речь идет о замысле рассказа «Казимир Станиславович» (1916).
Домовая церковь св. мироносиц Марфы и Марии была построена в начале нашего века по проекту архитектора Щусева для Марфо-мариинской общины, где содержались увечные воины, на средства великой княгини Елизаветы Федоровны. Впечатления от посещения московских уголков, церквей и соборов, в том числе и Марфо-мариинской обители, позднее отобразились в рассказе «Чистый понедельник» (1944).
Зачатьевский монастырь – женский монастырь XV в. в Москве, между ул. Остоженкой и берегом реки Москвы. В 1930-х гг. разобран. Чудов монастырь – Алексеевский Архангело-михайловский мужской монастырь в Кремле был основан в 1365 г. Разобран в 1930 – е гг.
Вифания – Спасо – Вифанский мужской монастырь; основан в 1783 г.; находился в 3 верстах от Троице – Сергиевской лавры.