(Кембридж, МА, 1989).
152
Кирхер подробно описывает эти планетарные квадраты в Arithmologia sive de abditis numerorum mysteriis (Рим, 1665).
153
«Краткое Исследование, Касающееся Герметического Искусства и Обращённое к Изучающим Оное… к коему Приложены Выдержки из Разоблачённой Каббалы и Перевод Химико-Каббалистического Трактата, Именуемого Эш-Мецареф или Огнь Очищающий».
154
I. Macphail, Alchemy and the Occult (Нью-Хейвен, 1968), т. II, с. 514.
155
W. W. Westcott, Collectanea Hermetica, т. IV: (Лондон, 1894).
156
В русских переводах роман Гюисманса (1891) известен под названиями «Бездна», «Там, внизу», «Без дна». Цитата в пер. В. Каспарова.
157
K. Huysmans, Down There (Нью-Йорк, 1972), с. 76.
158
Kopp, op. cit., т. I, с. 95.
159
Она не указана в Hamburgs deutsche Juden bis 1811 (Гамбург, 1904) М. Грюнвальда, чья книга основана на исследовании старинных надгробий, особенно на кладбище в районе Оттензен.
160
См. H. Adler, Transactions of the Jewish Historical Society of England, т. V (1908), с. 148-73; а также C. Roth, Essays and Portraits in Anglo-Jewish History (Филадельфия, 1962), с. 139-64.
161
В собрании Адлера в Нью-йоркской теологической семинарии и библиотеке лондонского Beth Din. См.. A. Neubauer, Catalogue of the Hebrew Manuscript in the Jews’ College (Лондон-Оксфорд, 1886), №№ 127-30, с. 27
162
См. A. Chiel, Studies in Jewish Bibliography, History and Literature, in Honor of Edward Kiev (Нью-Йорк, 1971), с. 85-89.
163
N. H. Webster, Secret Societies and Subversive Movements (Лондон, 1924), с. 188.
164
G. Scholem, “The Holiness of Sin”, Commentary 51 (January 1971), с. 68; “Redemption through Sin”, в The Messianic Idea in Judaism and Other Essays on Jewish Spirituality (Нью-Йорк, 1971); “Jacob Frank and the Frankists,” в G. Scholem, Kabbalah (Нью-Йорк, 1987).
165
Наличие алхимической лаборатории у Якова Франка документально показано во втором томе A. Kraus, Frank i Frankisci polscy (Краков, 1895), с. 73. В нескольких местах своей «Книги слов Господних», сохранившейся в виде рукописи на польском языке, Франк говорит об алхимии, особенно в пар. 254: «Подобно тому, как весь мир ищет способ и мечтает изготовлять золото, я мечтаю превратить вас в чистейшее золото».
166
О Добрушке см. G. Scholem, Du Frankisme au Jacobinisme: La vie de Moses Dobruska alias Franz Thomas von Schonfeld alias Junius Frey, пер. Н. Дойч (Париж, 1981).
167
О Гиршфельде см. мою статью в Yearbook of the Leo Baeck Institute 7 (Лондон, 1962), с. 247-78.
168
См. J. Katz, Jews and Freemasons (Кембридж, 1970), с. 26-53.
169
Kopp, op. cit., т. II, с. 232.
170
De Verbo Mirifco (Базель, 1494) и De Arte Cabalistica (Хагенау, 1517).
171
Подробно описано в W. — E. Peuckert, Pansophie (Штутгарт, 1936); cм. также F. Secret, Les kabbalists chritiens de la renaissance (Париж, 1964).
172
См. прежде всего C. Kiesewetter, Faust in der Geschichte und Tradition (Лейпциг, 1893), особенно т. II.
173
См. J. L. Blau, The Christian Interpretation of the Cabala in the Renaissance (Нью-Йорк, 1944), с. 89-98, 121-44.
174
«Амфитеатр вечной и исключительно истинной Мудрости, христианско-Каббалистический, божественно-магический или физико-химический триединый свод» (лат.).
175
Книга Кунрата Vom hylischen Chaos вышла на немецком в 1597 г. и на латинском год спустя. Я смог ознакомиться с нею лишь в 1978 г. в Гааге.
176
Эта гравюра была напечатана отдельно после 1602 г. Посмертно выпущенное сочинение Кунрата De Igne Magorum (Страсбург, 1608) включало в качестве приложения анонимное «Сообщение каббалиста о 4 фигурах Великого Амфитеатра Кунрада». С этим сообщением я не смог ознакомиться.
177
Полемические замечания Цемаха в адрес данной гравюры были опубликованы мною в Kirjath Sepher 27 (1951), с. 108.
178
Lexicon Alchemi? (Франкфурт, 1612), с. 295 и далее.
179
«Книга иероглифических фигур» (франц.).
180
На эту вставку указано в F. Secret, Bibliotheque d’Humanisme et Renaissance 35 (1973), с. 104. О Фламеле, см. Waite, The Secret Tradition in Alchemy, с. 137-62.
181
De Igne Magorum, новое изд., с. 75.
182
Трактат Фладда Truth’s Golden Harrow был опубликован Йостеном (C. H. Josten) в Ambix 3 (1949), с. 91-150.
183
См. W. — E. Peuckert, Pansophie, с. 245, где пентакль и гексаграмма изображены в двойном круге; Парацельс говорит, что эти фигуры всё ещё «с тщанием скрываются [некоторыми евреями], ибо с помощью их возможно совершить всё, развеять все злые чары, мощь их противостоит дьяволу и драгоценней всех фигур пентакль, sigilla Salomonis, ибо включает имя Всевышнего». Противоречие между его высказыванием и двумя фигурами очевидно. Из надписей явствует, что они имеют не еврейское, но скорее христианское происхождение. Пентакль надписан лишь латинскими буквами с греческим обозначением имени Бога, тетраграмматоном, но также с именем Иисуса в более старой транскрипции, Jhsus; на гексаграмме латинскими буквами выведены имена Adonai и Jeova — вполне понятно, что всё это несовместимо с иудаизмом.
184
См. E. Trunz, Goethe’s Werke (Гамбург, 1955), т. IX, с. 717; этому превосходному изложению я в основном здесь и следую.
185
Насколько я мог установить, цитаты из маго-каббалистов у Веллинга не являются аутентичными каббалистическими фразами. Они кажутся цитатами из Парацельса или связанной с его сочинениями литературы. Было бы любопытно установить источники Веллинга.
186
Веллинг, похоже, понимает здесь под Fiat (свет) божественность Христа согласно Быт. 1:3, что не признаётся евреями.
187
Этингер главным образом пользовался собранием Готфрида Кристофа Зоммера, Theologi? Soharic? cum Christiana Amice Convenientis (Гота, 1734).
188
Гехт умер в молодом возрасте, в декабре 1729 г. Весной этого года его посетил Этингер.
189
Исследования Хейссермана (Mussermann) “Pictura Docens” и “Theologia Emblematica” были опубликованы в Blatter fur Wurttembergische Kirchengeschichte (1966-67), с. 65-153; (1968-69), с. 207-346; и (1972), с. 71-112. Эти исследования входят в число лучших из опубликованных до сих пор работ по христианской каббале XVII и XVIII вв.