зиждется на первоначальном различии полов. Согласно этому закону, металлы размножаются таким же путем, как животные и растения, т.е. благодаря взаимодействию двух различных полов. На принципах единства материи и размножения всех тел через различие полов были основаны и попытки найти философский камень, при помощи которого можно было бы искусственно делать золото и серебро.
Исходя из принципа, что природа всегда стремится к совершенству, считая, что золото, в силу единства материи, имеет те же составные части, что и другие металлы, и является совершеннейшим из них лишь благодаря наличности известных благоприятных условий, сопровождавших его образование в недрах земли, — алхимики полагали, что низменные металлы были чем то вроде выкидышей матери-природы. Задача алхимиков, стало быть, сводилась ни более, ни менее, как к тому, чтобы исправить ошибки природы поставить ее выкидышей — неблагородные металлы в те благоприятные условия, которых им не доставало, чтобы стать золотом, или серебром.
Для этого нужно было доискаться, каким образом металлы размножаются, и заставить их совершать этот процесс в ретортах алхимиков подобно тому как они совершают его в недрах земли, но в таких искусственно созданных условиях, чтобы из этого процесса неизбежно получались не какие-нибудь металлы-выкидыши, а совершенные произведения в виде серебра и золота. Для достижения этого результата необходимо было к расплавленным неблагородным металлам прибавить соответствующую дозу соединенного, путем нагревания с золотом философского камня, к исканию которого и были направлены все труды алхимиков.
Под философским же камнем алхимики разумели следующее: От светил небесных исходит, по их учению, тончайшие, разряженные и невидимые для глаз испарения, которые заключают в себе жизненную силу, необходимую для воспроизведения и развития всех форм природы. Испарения эти проникают во все поры и извилины земного шара и дают жизнь всему существующему. Эти-то небесные испарения, которые алхимики надеялись извлечь сперва в жидком виде, а затем обратить в порошок, и должны были явиться тем чудодейственным философским камнем, которого тщетно искали в течение многих веков фанатики сокровенных знаний и в, который верили даже серьезные ученые .
Изложенное выше миросозерцание искателей философского камня, составлявшее основу тайного учения натурфилософских союзов и прочих тайных жидовствующих организаций, заключается в немногих словах уже упомянутой нами знаменитой надписи на смарагдовой доске Гермеса, якобы найденной Саррою в долине Хеврона. Надпись эта гласит следующее:
«Истинно, не лживо и по всей наивысшей правде то, что находится внизу, подобно тому, что вверху, и этим можно создать Міrасulа или чудеса Единой Единственной Вещи. И подобно тому, как все вещи созданы из Единой Вещи волею и велением Единого Единственного, по замыслу его, так и происходят и выходят все вещи от той же самой Единственной Вещи, силою судьбы и взаимоисцелений» .
Шустер совершенно прав, находя, что «в этой на первый взгляд пустой болтовни есть глубокий смысл.
Разберем значение пресловутой надписи Гермеса:
1) «Истинно, не лживо и пр… то, что находится внизу, подобно тому, что вверху, и этим можно достичь и создать чудеса Единой Единственной Вещи»… — тут и идея о единстве материи, которая служила руководящим принципом для искателей философского камня, и отрицание независимого от природы Высшего Божественного Начала, и вместе обожествление всего существующего, — ибо если то, что мы почитаем Высшим, подобно низшему, то стало быть это низшее также божественно, как и Высшее.
Затем далее: «И подобно тому, как все вещи созданы из Единой Единственной Вещи волею и велением Единого Единственного, так и происходят и выходят все вещи от той же самой Единой Вещи, силою судьбы и взаимоисцеления» — тут вся теория мироздания каббалистов и гностиков . Прежде всего, что такое эти Единый
Единственный и Единая Единственная Вещь? — Не надо думать, что под Единым, Единственным разумеется Бог Творец мира, как, мы Его понимаем, так как известно, что Бог Каббалистов существо бессознательное, «он не сознавал даже собственного своего существования и не ведал самого себя» . Известно также, что у каббалистов и гностиков «первоначальное различие полов» почиталось единственным источником мироздания. Поэтому и, надпись Гермеса «Единый Единственный» означает не что иное, как, начало мужское, т.е. природу действующую, а «Единая Единственная Вещь» означает начало женское, или приемлющее, т.е. природу пассивную. Из взаимодействия этих двух начал, по бессознательной воле начала мужского и происходят «все вещи», т.е. весь мир, силою взаимосцепления, т.е. последовательного развития многообразных форм природы из единой первоначальной материи. В Каббале эти многообразные формы или проявления божества (т.е. первоначальной материи) вытекающие из него и друг из друга, называются сефиротами, у гностиков — эонами.
Это, как мы видим, религия природы, обожествление вселенной, т.е. чистый пантеизм, сущность которого прекрасно определяется следующими словами А. С. Шмакова:
«Все заключается в. верховном же Всем, в первоначальном, Бытии, которое, развиваясь непрерывно и в разнообразии форм, извлекает через бесконечное преемство собственных. проявлений (эманаций) силу, созидающую и его самого и его личные атрибуты, т.е. весь мир» .
Согласно этому миросозерцанию, природа, созданная бессознательною волею (похотью) действующего мужского начала, является единственным Богом, сотворившим самого себя, а человек — венцом создания, выше которого уже ничего нет в мире, ибо он один способен постигнуть тайну мироздания и из нее вывести нравственные законы. Поэтому-то и гностики учили, что «превысшая всего и всесодержительная сила называется человеком» . На этом языческо-каббалистичиском. учении основано и то философское направление, которое, под названием гуманизма, т.е. обожествления человека, всесильно владело умами в эпоху Возрождения, и та религия Природы и Разума, которую иудеи через посредство тайных обществ до сих пор стремятся навязать христианскому миру.
Что же касается общей цели, которую преследовали союз натурфилософов, то она :заключалась, по выражению Шустера в «реформации всего света», или, как говорит другой исследователь тайных обществ, — «в замене христианской цивилизации, заключающей в себе высокие нравственные законы, цивилизациею натурализма, дающею полную свободу от всяких законов ».
Весьма поэтому понятно, что общества, исповедывавшие такое учение и преследовавшие такую цель, принуждены были «облекать покровом тайны свои стремления и организацию и прятать их под диковинными эмблемами и наименованиями, чтобы замаскировать свои религиозные и научные убеждения и натурфилософские сведения, находившиеся в прямом противоречии с господствовавшими учениями церкви ». После этой общей характеристики тайного учения и тайной цели натурфилософских союзов, нам остается еще посвятить несколько слов их внешней истории.
Розенкрейцеры. Существует предположение, что орден Розенкрейцеров возник еще в конце ХІV века. Но исследователи, принадлежащие к масонству или сочувствующие ему, как Финдель, Шустер и другие, склонны относить столь раннее возникновение Ордена к области легенд, считая вполне доказанным лишь факт его существования, начиная с XVII века.
Действительно, если не считать указания графа Куте де Кантеле , который говорит, что Тамплиеры, после разгрома их Ордена в 1314 г., основали во Франции тайный Орден Розенкрейцеров, распространившийся в XV веке в Богемии Германии, то все предположения о существовании до XVII века тайного общества под, этим, именно наименованием имеют единственным своим источником лишь несколько анонимных сочинений, посвященных этому союзу и появившихся в начале XVII века.
Из сочинений этих наиболее замечательно «Fama fraternitatis R.C.» . В нем подробно рассказывается история некоего тайного общества, поставившего себе задачею «реформацию всего мира… приведение человечества к истинной философии, которую познал Адам после своего падения, и которой следовал и Моисей и Соломон» . В означенной истинной философии заключалось якобы «высшее знание». Основателем этого общества был, якобы, некий немец Христиан Розенкрейц, родившийся в 1378 г., который, побывав н юношеском. возрасте в Палестине, Аравии и Египте и набравшись там мудрости, основал, .затем в Германии Орден Розенкрейцеров.. Христиан Розенкрейц умер 106 лет от роду, но Орден продолжал существовать и через 120 лет после смерти своего основателя, получил новую дозу премудрости, открыв могилу X. Розенкрейца и найдя в ней «рукописи с изложением тайн и откровений Ордена». В заключение предлагалось всем, желающим быть посвященными в тайны общества и действовать в его духе, сообщить свое имя.
Вслед за «Fama fraternitatis R.C.» появилось несколько других сочинений подобного же рода, быстро распространившихся по всей Европе и вызвавших , начиная с 1620 года, возникновение многочисленных союзов Розенкрейцеров, сперва в Германии, а затем в Англии, Италии, Франции и других странах.
Автором этих сочинений считается протестантский пастор Валентин Андреэ, который в последующих своих трудах объявил, что «все это только шутка», и стал беспощадно осмеивать пресловутый Орден Розенкрейцеров. Но было поздно: «Орден, — говорит Финдлель, — уже основался, и его уже нельзя было истребить сочинениями» .
Да этого, конечно, и не требовалось, ибо, хотя масонские писатели и стараются доказать, что все сочинения Андреэ, в том числе и «Fama fraternitatis R.C.», были лишь сатирою, направленною против царившего в то время .даже среди образованных классов «безумного суеверия», но существуют данные, позволяющие утверждать, что почтенный пастор имел, в виду совершенно иную цель, нежели борьбу с суевериями. Именно, В. Андреэ не только не был противником, суеверий и тайных обществ, но сам состоял членом одной из тайных германских академий натурфилософов, именно, там. так называемого Ордена Пальмы.
Поэтому мы гораздо более склонны присоединится к приводимому Шустером мнению другого исследователя, Л.Келлера, который говорит, что «Андреэ мечтал объединить общества, академии и школы натурфилософов под новым именем» и хотел испытать его применимость для своих заветных целей, для чего и отдал его на всеобщее обсуждение… Впоследствии выяснилось, что это название не годится, т.к. противникам (?) удалось придать ему характер секты со скверным направлением и окончательно его дискредитировать». Известно, что много лет спустя (в 1717 г.) таким же сознательным или бессознательным агентам Темной Силы иудейства, каким был Андреэ, удалось найти другое, более пригодное название и осуществить «мечту» Андреэ, объединив жидовствующие тайные общества во всемирный союз франк-масонов. Заметим кстати, что преобразователи ремесленного союза каменщиков в тайное философское общество франк-масонов были именно члены Ордена Розенкрейцеров. Что же касается самого названия Розенкрейцер, то хотя большинство исследователей производят его от имени легендарного основателя Ордена Христиана Розенкрейца, но мы полагаем, что другое объяснение, даваемое тем же Келлером, ближе к истине. Именно Келлер говорит, что Андреэ в 1620г. основал общество под названием «Христианское Братство», в котором «членам братства, в качестве отличительного знака, присваивалась эмблема страдания в любви — роза с крестом внутри», и что, кроме того, «в академиях натурфилософов, помимо всех прочих символов, были в употреблении роза и крест» . Поэтому весьма естественно, что Орден Розенкрейцеров, который был ничто иное, как та же академия натурфилософов, избрал для своего названия именно этот символ. К характеристике Розенкрейцеров XVII века можно прибавить, что они, по-видимому, усиленно занимались алхимиею, так как Шустер, перечисляя академии натурфилософов, указывает, что