Каббала, ответы на не заданные вопросы. Асман рав Моше.
Давайте поговорим о каббале. Необходимость такого разговора назрела давно, так как в наше время множество людей не всегда достаточно знающих берутся о ней рассказывать, а иногда даже обучать. Именно поэтому, заручившись разрешением истинных знатоков и хранителей этого знания, я взял на себя смелость написать эту книгу.
Следует особо отметить, что чтение этой книги никоим образом не может заменить собой изучение Торы. Это скорее приправа к основному блюду, которая усиливает его вкус. Но согласитесь, только безумец станет утверждать, что соль или перец вкусны сами по себе и способны насытить человека.
Вначале выясним, что же такое каббала? Ведь для того, что бы рассказать о водоеме, сначала нужно определиться, что это — океан или ванная?
Приблизительный перевод слова каббала — «То, что получено»(путем передачи). Следовательно, все, что получено путем передачи от учителя к ученику называется каббалой.
То есть каббала- вся устная Тора. В последние несколько сотен лет значение этого слова значительно сузили и стали использовать для обозначения именно сакральной (скрытой) части устной Торы.
Так что же такое каббала? Это раздел устной Торы, который объясняет устройство нашего мира, его взаимосвязь с другими мирами, а так же способы преобразования этого мира.
Скажу сразу, для того, что бы преобразовывать (изменять) наш мир вовсе необязательно быть каббалистом. Каждое наше действие или слово (которое тоже является действием) изменяют мир. Поэтому каббала учит скорее не изменять мир, а правильно оценивать последствия наших действий.
Именно поэтому настоящие знатоки каббалы очень осторожны в своих поступках и немногословны.
Второй вопрос, на который обязательно надо ответить — зачем нужно изучать каббалу?
Человек, который начинает читать книги на эту тему, сталкивается с запретом изучать кабалу каждому, кто не достиг сорока лет и не имеет дочь и сына. Более того, написано, что Учитель мог учить «Маасе Брейшит» только с одним учеником. А «Маасе Меркава» вообще не мог учить, только намекать, что бы ученик сам додумывал несказанное.
Именно эти, кажущиеся парадоксальными моменты дают повод для сомнений в необходимости изучать каббалу. Они же дают почву для разного рода спекуляций на тему каббалы. Аферисты, под большим секретом, рассказывают обеспеченным пациентам разные глупости, выдавая их за каббалу и попутно вычищая карманы простаков.
На самом деле никакого парадокса тут нет. Достаточно вспомнить историю раскрытия кабалы в нашем мире.
Самым большим знатоком каббалы был Адам. Он полностью и воочию видел устройство этого мира. Единственное чего он не знал — свое назначение в нем. Именно поэтому он получил от Всевышнего одну заповедь — «плодитесь и размножайтесь». Этого было достаточно, потому что остальное он знал и так.
Есть в главе «Брейшит» Нашей святой Торы очень сложное место «Сотворим Человека» говорит Всевышний, благословен Он. К кому Он обращается? Кого зовет в помощники? И главное, зачем ему помощники?
Есть множество версий и объяснений. И вообщем то все они правильные. Хочу озвучить ту, которую с слышал от одного из «Ленинградских стариков» людей, которые лично знали и шестого любавического Ребе и руководителя нашего поколения Седьмого любавического Ребе, еще во времена его молодости. Имя этого человека рав Рефоэл Нимотин. Он рассказывал: На самом деле вся идея Творения включала в себя Адама. То есть Адам присутсвовал во всем сотворенном. Речение «сотворим Человека» — приказ Творению исторгнуть из себя Адама. Из этого следует, что Адам является вершиной Творения не только в переносном, но и в самом прямом смысле этого слова. Благодаря этому каждый из людей, его потомков способен в потенции подняться на самую вершину Творения, постичь его и через это получить власть над ним.
Предположим, что мы с Вами стоим на крыше самого высокого в городе здания. Мне достаточно показать — «видите тот дом, в нем находится синагога». Нет нужды называть улицу и номер дома. Но если мы опустились вниз и синагога уже не видна для того, что бы указать Вам путь мне понадобится значительно больше слов.
Та же ситуация и с духовным уровнем человека. Любому из нас необходимо объяснять только не очевидные вещи.
Поэтому Ноах получил уже семь заповедей. Для него было неочевидно, что нельзя убивать, воровать лгать и так далее.
В одном древнем мидраше рассказывается: «когда увидел Ноах, во что превратился мир после потопа, он заплакал. Сказал ему Всевышний:
«если бы ты так плакал, когда только услышал о предстоящем потопе, никакого потопа бы не было»
Тут мы подходим к одной из основных кабалистических концепций:
Этот мир сотворен исключительно для человека. Более того, он является плодом наших желаний и поступков. Следовательно, только от нас зависит, каким он будет — прекрасным садом, наполненным добром и светом или мрачным лесом полным невзгод и опасностей.
Исходя из вышесказанного, становится понятным внутренний смысл молитвы. Именно искреннее обращение к Творцу всего сущего изменяет жизнь человека к лучшему.
С основным мы разобрались. Чем дальше мы удаляемся от Творца, или правильнее сказать — удаляем Его от нас, тем больше инструкций и указаний нам требуется для того, что бы не сойти с дороги жизни. В зависимости от нашего духовного уровня, мы можем получать информацию непосредственно от Всевышнего (благословен Он), подобно нашим святым Праотцам, которые знали всю Тору еще до ее дарования или заимствовать духовный уровень наших святых Наставников, что бы знания о мире попали к нам через слова и буквы. Именно об этих двух способах сказанно в нашей святой Торе: «И прийдет Избавитель в Сион к потомкам Якова, раскаявшимся в своих грехах- изрек Господь- а я заключу с ними такой союз- сказал Господь- пророчества, ниспосланные мною и мои слова, которые я вложил в твои уста, да не сойдут с твоих уст и уст сыновей твоих и внуков твоих отныне и вовек»
То есть чем ниже духовный уровень человека и человечества, тем более углубленно нам с вами надо учить Тору. Почему так? Не проще ли следовать за большинством? Нет не проще! Наш мир может существовать только в состоянии равновесия и изменения мира, это не крушение в бездну, а скорее переход из одного равновесного состояния в другое. На это намекает Рамбам, когда говорит: «Оценивай каждый свой поступок, как будто бы весь мир уравновешен на весах, и каждый твой поступок перетянет весь мир на сторону добра или зла» То есть уменьшение потока прямого (пророческого) знания мы обязаны уравновесить за счет добавления в изучении Торы.
Почему Моше Рабейну разбил Скрижали Завета? Можно ли объяснить его поступок вспыльчивым характером этого скромнейшего из людей?
Конечно, нет. Моше увидел, что духовный уровень евреев, совершивших грех золотого тельца, значительно ниже, того, который был до грехопаденья. Этим людям нужно было значительно больше объяснений для того, что бы выжить. То есть Скрижали Завета утратили свою актуальность и именно поэтому были разбиты. Ведь не напрасно вторые Скрижали были написаны Моше Рабейну собственноручно в отличие от первых, созданных Всевышним. Именно поэтому Моше Рабейну вновь поднялся на гору Синай и учился еще сорок дней, что бы получить, а потом передать необходимые знания своему народу. В этот момент сакральные знания впервые облеклись в слова. (О том, что это значит, мы поговорим позже) Теперь евреи (по крайней мере, большинство из нас) могли воспринимать Тору только на уровне причинно-следственных связей и логических построений. В мидрашах написано, что и Авраам Авину, Ицхак и Яков соблюдали Тору задолго до того как она была вручена Моше Всевышним. Как же это возможно? Наши праотцы просто ЗНАЛИ, как надо жить. Им не нужны были указания для того, что бы следовать правильным путем.
Это знание похоже на знание дороги к своему дому. Если человек живет в доме, где он родился и вырос, то дорогу домой он узнал раньше, чем адрес. Да и не нужен ему адрес, он и так знает, где он живет. Такой тип знаний называется «Кетер Тора»- корона Торы. В наше время они доступны тем, кто регулярно изучает Тору ночью, прибавляя к трем обязательным для изучения частям (Танах, Мишна. Гмара) еще и Зоар (имеется в виду не только Книга, но скрытая часть Торы вообще)
Кстати — одним из его учителей, обучавший Моше искусству врачевания, был сатан. И тут мы добрались до следующей очень глубокой каббалистической концепции. Иудаизм — единственная из мировых религий, которая отрицает наличие в мире двух равновеликих начал — плохого и хорошего.
Согласно каббале, сатан всего лишь слуга Всевышнего, задача которого обеспечивать наличие и функционирование так называемой другой стороны (ситра ахра) и как следствие свободу выбора у человека. Свободу, которую, заметьте он пожелал сам.
Отсюда учим, что зло по отношению к человеку не является внешним фактором. Зло проистекает от неправильно реализованной свободы выбора человека.
Это очень важно понять, перед тем как мы начнем обсуждать вопросы собственно кабалы: Структуру миров, особенности человеческой души и еще тысячу самых разнообразных и очень интересных вещей.
Вот так, не торопясь, мы подобрались к самому определению знания. Дело в том, что многие считают кабалу неким тайным знанием. А кое-кто даже пытается вычленить кабалу из тела нашей святой Торы и преподавать ее как некую отдельную науку.
Долгое время кабала была знанием несвоевременным. Еще двести, триста лет назад духовный уровень народа позволял обойтись без широкого раскрытия сакральной части Торы. Как сказал Шломо (один из величайших знатоков каббалы) в Когелет: «Многие знания несут много печали и умножающий знание, умножает скорбь» Там же сказано: «Нет ничего нового под солцем, что было то и будет…». Жизнь человека, отягощенная ненужными знаниями, становится не проще, а сложней.
Например, мне для пользования компьютером вовсе не нужно знать язык программирования и его внутреннее устройство. Более того, обладая незначительными знаниями в этой области мне трудней преодолеть искушение попробовать улучшить, что-то в работе компьютера.
Обычно такие «улучшения» приводят к поломке машины или дорогостоящему ремонту. Давайте теперь развернем ситуацию. Допустим мой компьютер поломался, а починить его негде. В этом случае, даже незначительные познания, дают мне шанс «оживить» машину.
То же самое происходило с каббалой. Мы уже говорили о том, что во времена Моше сакральные знания впервые облеклись в слова. Длительное время после этого они существовали исключительно в устной форме и передавались только от учителя к ученику. К этому времени мы можем отнести и появление самого термина «каббала».
Этот период времени мы можем условно назвать временем хранителей. Знание хранилось и ожидало своего часа- времени, когда оно понадобится. Времена менялись, зло в мире множилось. Правильней было бы сказать- мы множили зло в этом мире. Апофеозом этого стало разрушение Храма. В результате возникла необходимость в