Скачать:TXTPDF
Каббала, ответы на не заданные вопросы. Асман рав Моше

евреи. Не странно ли?

Талмуд (Бейца) рассказывает о человеке, прибывшем в Бавель из Эрец Исраэль. Обратился он к людям того места, чтобы дали возможность заработать на пропитание. Натолкнулся на отказ. Попросил еду. Натолкнулся на отказ. Талмуд заключает: «Эти произошли от эрев рав, нет у них милосердия, как у потомков Авраама».

Приведённая история не столь проста, как может показаться на первый взгляд. В самом деле, к кому обратился пришелец? Наверняка, к евреям. Но ведь сказано: «Эти произошли от эрев рав». Первое, что приходит на ум: евреи в данном эпизоде — далёкие потомки примкнувших в момент исхода и прошедших гиюр. Однако это объяснение не представляется убедительным. Суть человека с точки зрения Торы — его душа. Потомки геров признаются евреями, ибо их души сотворены в части верхнего мира, отведённой именно евреям. Статус человека определяет душа, а не его биологическое происхождение. Но, может быть, алахический статус одно, а тело другое: оно отчасти сохраняет в себе примеси предшественников, живших много-много веков назад? Маловероятно. К тому же, принадлежность Амалека к эрев рав никак не вписывается в идею биологической наследственности. Итак, вопрос, каким образом эрев рав оказались в числе евреев, остаётся в силе.

Зоар, объясняя истинное происхождение эрев рав, не идёт по линии биологической преемственности. Суть иная: «эрев рав — это те (души), которые несут в себе отраву, впрыснутую змеем в Хаву» (Зоар, Берешит). Души, отравленные изначально самой чёрной изо всех созданных сил, каким-то непонятным образом просачиваются в наш народ. Последствия пагубны. Обратим внимание на первые буквы пяти названий эрев рав:?????? — ?????? — ???? — .????? — ????? Образуют они два слова:????? — язва зла. Высветившийся диагноз впечатляет. Одно дело, когда враг осаждает город снаружи, другое — когда проник внутрь: противостоять ему намного сложнее. Но здесь ещё хуже: язва на теле человека — это болезнь самого человека.

Закономерный вопрос: в чём, собственно, болезнь состоит? Поскольку источник отравы — змей, то, очевидно, ответ кроется в понимании содеянного им. Трагедия укладывается в одну фразу: Адам был оторван от дерева жизни (эц хаим) и отправлен в мир, основа которого — дерево познания добра и зла (эц адаат).

Мы полагаем, что Эден — название сада. Но это не совсем так. Прислушаемся к словам нашей святой Торы: «И река выходит из Эдена для орошения сада…» (Берешит). Очевидно, что Эден и сад (Пардес) — не одно и то же. Прообразами их в верхнем мире является Шехина верхняя (для Эден) и Шехина нижняя (для Пардес) (Зоар, Берешит). Прообразом реки, орошающей сад, служит часть верхнего мира, способствующая передаче шефы (жизненной силы) от Шехины верхней к Шехине нижней. В саду Эден эту роль выполняет дерево жизни. Подобно тому, как кровь питает органы тела, так шефа даёт жизненную силу творению. Отсюда и название дерева, обеспечивающего приток шефы из мира высокой кдуши (Эдена) в сад: дерево жизни.

Эц адаат — основа нашего мира — обладает несравненно меньшим уровнем кдуши. К тому же, в нём смешаны тов (добро) и ра (зло). Души, отравленные ядом змея (эрев рав), продолжают начатое им: губят кдушу и заражают тов примесью ра. И, как следствие их усилий, клипа между эц хаим и эц адаат становится все плотнее. Это именно то, с чем мы боролись в Мицраим. Вооружившись этой идеей, попробуем разглядеть общий знаменатель пяти разновидностей феномена эрев рав.

Амалек. Его духовное происхождение, как было отмечено, восходит к двум историческим пеpсонажам: Биламу и Балаку, а также каким-то образом связано с Бавелем. Известно, что Билам был выдающимся пророком, но, наряду с этим, удовольствия материального мира влекли его с неимоверной силой. Как уживались в нём эти два взаимоисключающих начала? Аризаль поясняет (Шаар гилгулим 29): душа Билама включала в себя часть, наделённую большой кдушей. Этим объясняется высота его пророчеств. Тем не менее, другая, часть души, а также заземлённость тела диктовали иную линию поведения. Образ дома, наполненного золотом и серебром, маячил перед ним; а сердце не только не прислушивалось к воле Всевышнего, но, наоборот, выбирало дорогу, ведущую к уничтожению избранного Б-гом народа. С человека меньшего ранга и спрос невелик, но ведь Билам отверг высокую кдушу, которой был наделён (эц хаим) и погрузился душой и телом в «прелести» материального мира (эц адаат). Следует так же понять, что Билам не испытывал патологической ненависти к Израилю. По крайней мере до тех пор, пока Израили не встал между Биламом и домами, полными серебра и злата. Именно это качестово- готовность пожертвовать своим ближним во имя материальных благ и унаследовали от Билама современные Амалеки.

Вторая часть души Амалека — Балак. Вот уж кем двигала чистая и незамутненная ненависть. Он нанял Билама посеять проклятие, он не остановился и перед тем, что бы сделать дочерей своего народа блудницами во имя «высокой цели». Намерение очевидно: ослабить нашу связь с кдушой (тов) и подключить посредством проклятия к силе зла (ра). Иными словами, соединить ра и тов. Мы видим, что и Билам, и Балак действовали по отношению к Исраэлю по тому же рецепту, что и змей по отношению к Адаму.

А теперь о Бавеле — месте смешения языков. Смешение само по себе крайне опасно, и вот почему. Зло в чистом виде для нормального человеке неприемлемо. Как поступает чёрная сила? Мы уже говорили о том, что ра одевается в одежду тов, что бы стать привлекательной. Обширные завоевания эц адаат (негативной стороны этого дерева) объясняются именно тем, что ра на нём искусно маскируется под тов.

Амалек включает в себя три силы: Билам, Балак и Бавель, каждая из которых на свой лад сражается с эц хаим, используя при этом тёмную сторону эц адаат.

Гэфилим (павшие). Имеют прекрасную родословную и хорошее образование. Они страстно держаться за свою ангельскую оболочку. Все, что касается внешней стороны заповедей, эти люди исполняют с похвальной тщательностью. Шелковые сюртуки, Штраймл, Но внутри…..Эти люди обучают «каббале» звезд Голливуда. Эти люди любзают Ахмадинеджада. Для них евреи- только они сами. Ведь они — ангелы, хоть и павшие. Уделом всех остальных является только обязанность содержать, холить и лелеять «прекрасных», «мудрых» и «безкорытстных» Гефилим. Суть их души- высокомерие, и как следствие- презрение к окружающим. Работать не любят, зато мастерски умеют собирать цдоку на содержание себя любимых. При этом жертвователей тоже умудряються презирать. Ангелы одним словом.

Гиборим (сильные). Источник силы коренится не в приближении к Правителю неба и земли, а в собственном гипертрофированном «я», вырастающем до небес: «Построим себе город и башню, головою до небес, и сделаем себе имя…» Замена небесного (эц хаим) земным, причём в форме, когда ра облекается в одежду тов: строительство синагог, ешив, но ради своей славы — одна из вариаций наступления эц адаат.

Рефаим(слабые). Главное отличие Исраэля от других народов в том, что мы единственные, кто пожелал выполнять волю Всевышнего, выраженную в его Торе. Согласие это обусловлено наличием особой души, предрасположенной к восприятию высокого, принимающей, что в заповедях выражена воля Б-га. Еврейская душа в силу своей природы соединена с эц хаим. Однако души других народов созданы в ином месте верхнего мира. Поэтому их носители далеки от Торы. Еврейская душа, увы, может заболеть болезнью под названием атеизм. Тем не менее, это не уничтожает её сути, она всё ещё хранит свое особое качество. Отсутствие в душе еврейской индивидуальности делает человека нечувствительным к еврейству. Понять нетрудно: разве будет человек, для которого эц хаим как другая планета, чувствовать внутреннюю близость к народу, у которого это в крови? Как следствие: безразличие к жизни другого еврея. Другая сторона рефаим: равнодушие к бедственному положению изучающего Тору. О чём это свидетельствует? Об ущербности души, лишённой хотя бы отдалённой связи с эц хаим.

Анаким. Внутренняя потребность уничтожить Тору присуща той части эц адаат, которая ненавидит эц хаим. Тупая сила, не ведая того, противится источнику жизни, без которого ей самой нет места на земле.

Наивно полагать, что еврей, обладающий одним из пяти качеств, обязательно из эрев рав. Конечно, нет. Человек от рождения находится под пятой йецер ара, в арсенале которого намного больше пяти перечисленных проявлений. В чём же тогда разница между эрев рав и евреем с одним из этих недостатков? Различие существенное. Душа, испорченная изначально ядом змея, облекается в одну из пяти одежд и в ней шествует по жизни — это эрев рав. У еврея не так: избранная душа, увы, получила одежду из магазина некачественных товаров. Другой вариант: обстоятельства привели к порче одежды. Отличие принципиальное: одежду можно выстирать, душу не заменишь.

Царь Шломо учит: «Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем» (Коэлет 1:9). Раши поясняет: «Не появится ничего (нового). Только то, что уже было, что создано в шесть дней сотворения мира». Речь идёт не столько о физической стороне творения (здесь как раз возможно появление нового: вырастает, например, дерево), сколько о его скрытой невидимой части, о силах, внедренных в мир при его сотворении и определяющих его функционирование.

Столкновение этих двух сил — Исраэль и эрев рав — не исключение. В самом начале Пятикнижия можно обнаружить выраженное в неявной форме указание и на Исраэль, и на эрев рав. Где оно?

Читаем у пророка: «И вы — овцы мои… человек (Адам) вы. Я — Б-г ваш» (Йехезкель 34:31). Речь здесь о евреях, и с какой-то целью Йехезкель назвал нас человеком (Адамом). Талмуд предлагает объяснение: «Вы называетесь человеком, но другие народы не называются человеком» (Бава меция 114б). Все народы земли произошли от Адама. В чём смысл особой преемственности у евреев? Не вдаваясь в развёрнутое объяснение, заметим, что ключ к нему в словах самого пророка: «…человек вы, Я — Б-г ваш». Избранность Б-гом выводит нас из общей шеренги и ставит вровень с Адамом, творением рук Самого Творца.

Идея Талмуда используется р. Шимоном для неожиданной подстановки. Сказанное в начале Пятикнижия про Адама, он связывает с Исраэль. В частности, запрет «от эц адат, не ешь от него» (Берешит) он интерпритирует так: «Сказано про Исраэль: «От эц адат, не ешь от него», так как они — эрев рав» (Зоар, Берешит). Вот, оказывается, стих, в котором зашифровано столкновение двух сил — Исраэля и эрев рав. То, что эц адаат соотнесён с эрев рав, для нас не сюрприз. Остаётся лишь уяснить, что в данном контексте означает еда. Другая проблема: речь идёт о человеке (еврее), живущем не в саду Эден, а в настоящем мире, основа которого,

Скачать:TXTPDF

, ответы на не заданные вопросы. Асман рав Моше Каббала читать, , ответы на не заданные вопросы. Асман рав Моше Каббала читать бесплатно, , ответы на не заданные вопросы. Асман рав Моше Каббала читать онлайн