отвечали на мои вопросы, с тем, что написано в Ваших книгах, я вижу серьезное расхождение. В нашей беседе Ваши позиции выглядят почти как одинаковые, а в книгах картина иная, по книгам Вы — антиподы. Так и слышится диалог, который я не могу не воспроизвести за Вас:
М. Лайтман: «Каббала — не эзотеризм, а наука, как физика, только о высшем мире, и пока это не будет понято, мы не достигнем цели. Каббала — это не древние и абстрактные мифы книги „Зоар“, не религиозно-трепетное восприятие мира и Бога, не нечто сродни эзотерике и мистике, а реалистический, рационалистический и даже прагматический подход к исследованию мира, раскрытию человеком новых законов, причин и следствий всех действий-событий, происходящих с ним, зная которые он сможет правильно относиться к окружающей природе и жить здраво, как подобает человеку, оптимально используя весь мир, который и создан для этого. Раскрытие истинного мира личное, и поэтому есть место для всевозможных домыслов и учений. Но уже в наше время мы будем свидетелями их кризиса и практического использования всеми науки каббала как средства понимания мира».
В. Розин: «Если признать, что эзотерические учения утверждают существование двух реальностей (мнимой и подлинной), настаивают, что целью жизни человека является обретение подлинной реальности, но что пройти в нее можно только, кардинально себя переделав, то в этом случае каббала — именно эзотерическое учение. Если различать разные типы наук — естественные, гуманитарные, социальные и нетрадиционные, то каббала ближе всего не к естественным наукам, а к гуманитарным и нетрадиционным.
Нет одной реальности, познав законы которой, мы сможем правильно обустроить жизнь на земле. Реальностей много разных, отвечающих как разным практикам жизни и разным опытам, так и разным историческим этапам развития человечества. И все это сегодня сосуществует, глаголет разными языками, спорит между собой, варится в одном цивилизационном котле. Обустроить единообразно жизнь на земле пока невозможно».
Ответ авторов: Да, наши концепции не совпадают, они различны. Различно и наше видение каббалы, впрочем, во введении мы об этом говорили. Но композиция и структура написанной книги определялась не нашими расхождениями, они и так видны внимательному взору, а пониманием того, что наше совместное рассмотрение каббалы будет полезно для читателя, как каббалиста, так и некаббалиста (ученого, философа, просто образованного человека). Мы все — в одной лодке и должны научиться, несмотря на наши разногласия и разновидения, вместе плыть к цели.
Закончить нашу беседу мы хотим изречениями великих каббалистов.
«Сомнения в необходимости изучения каббалы исчезают, если в человеке возникает во всей своей горечи вопрос: „Каков смысл моей жизни? Смысл этих лет, смысл многочисленных страданий и боли — кому это необходимо?“ Во всех поколениях люди пытались ответить на этот вопрос. Но он по-прежнему остается без ответа, и вопрошает нас в своей горечи и остроте, застает нас врасплох, унижает нас, прежде чем мы успеваем найти известное всем спасение: не задавая этого вопроса, подавляя его, продолжить течение нашей жизни сегодня, как вчера» (Бааль Сулам. «Предисловие к Учению Десяти Сфирот». П. 11).
«Тот, кто после многих попыток чувствует, что его душа успокаивается только тогда, когда занимается тайнами мироздания, знай, что это верное свидетельство того, что для этого родился он» (А. Кук. «Орот Кодеш». Т. 1. С. 88–89).
«Стоит, недоумевая, человек посреди всего происходящего вокруг, и не понимает, как все происходящее связано в одну цельную картину природы, как каждая мельчайшая деталь необходима и выполняет свое предназначение для общего мироздания. Но постепенно, в мере изучения каббалы, все раскрывается» (Бреслав. «Ликутэй Эдут Мэшулаш». Гл. «Эмет вэ Цедек». С. 16).
«Все наше познание — не более чем различные стороны единой внутренней структуры, и вследствие множества форм постижения, все объединяется затем в единое целое, хотя вначале ощущаются все эти формы противоположными друг другу» (А. Кук. «Письма». Т. 1. С. 59).
«Когда все части творения врозь — есть место для зла, но когда раскрывается их связь с одной целью, все проясняется как добро» (Рамхаль. «Высшее знание». С. 118).
«Нет никакого зла в мире творениям, а только добро исходит от Единственного Творца, кроме которого нет никого» (Рамхаль. «Адир бэ-Маром». С. 86).
«Все действия, хотя они и кажутся различными, но исходят из одной причины — любви» (Рамхаль. «Адир бэ-Маром». С. 174).
«Поскольку все творение — это один человек, то если исправится все, достигнет он совершенства» (Рамхаль. «Адир бэ-Маром». С. 204).
«Цель работы в том, чтобы продвигаться добрым путем. И хотя зло в человеке не дает ему идти добрым путем, но необходимо знать, что человек не должен уничтожать свое зло, потому что это вообще невозможно. Необходимо только возненавидеть зло, а ненависть уже сама отделяет нас от зла» (Бааль Сулам. «Шамати». С. 52).
«Свидетельствую я перед Небом и Землей: независимо от происхождения, пола, достатка, способностей — только по действиям человека нисходит на него высший Дух» («Тикуней Зоар»).
«Необходимо прочувствовать, что Творец стремится за человеком точно в той же мере, в какой человек стремится за Творцом, устремляясь к Творцу все больше, пока не достигнет сближения» (Бааль Сулам. «Плоды Мудрости. Письма». С. 70).
«Постижение мироздания не передается одному или избранным, а всем творениям» (Рамак. «Познай Творца». С. 93).
Наше путешествие подошло к концу, но, надеемся, для читателя мысль и вопросы не только не завершились, но, напротив — он получил новую пищу для размышлений и духовных поисков. Нам было интересно писать о каббале, интересно спорить. Мы старались показать, что каббала — древнее и современное учение, обладающее широким спектром характеристик, когда одни видят в ней синтез западной и восточной мысли, Торы и ее толкований, эзотеричес¬ких учений и современной науки, откровения и рационального знания, а другие — источник этой мысли, из которого берут свое начало все философии, науки и учения, и куда они снова должны будут вернуться в итоге своего развития для перехода на качественно новую ступень в познании мира. Не скроем, анализ подобного сложного образования, которым является каббала — дело непростое, и нам пришлось искать новые, нетрадиционные подходы для проведения данного исследования. Читателю судить, насколько хорошо это получилось. Мы старались не навязывать ему своей веры, а предоставить объективный материал и продемонстрировать возможные толкования каббалы и подходы к ее изучению. Однако мы уверены, что всякий путь к истине и подлинной реальнос¬ти — дело практическое. Нельзя научиться плавать, не вступив в воду. Нельзя открыть правильную дорогу, приводящую к Храму, не вступив на тропу, какой бы трудной она не выглядела. Ищущий, подвизающийся на духовном пути человек должен быть открытым к новому неожиданному опыту, готов работать над собой и изменяться. Без этого духовный прогресс человечества невозможен, также как невозможно будет решить накопившиеся перед человечеством проблемы.
Конец книги
КАББАЛИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
10 сфирот — 10 свойств души.
125 ступеней — изменение в свойствах от эгоизма к альтруизму и в соответствии с этим постижение высшего мира, высшей управляющей силы, единственное свойство которой абсолютная отдача. Ступени градуируются по 5 основным, называемым «миры», каждый из которых состоит из 5 частей, называемых «парцуфим», а каждый парцуф, в свою очередь, состоит из 5 сфирот, итого: 5 миров × 5 парцуфим × 5 сфирот = 125 ступеней постижения духовного мира.
600 000 душ — отдельные части, составляющие единую Общую душу Адама.
620 ступеней — ступени исправления желаний души.
6 000 лет — срок исправления душ, подъем по ступeням миров БЕА (Брия, Ецира, Асия).
7 000 лет — ступень мира Ацилут.
8 000 лет — ступень парцуфа САГ.
9 000 лет — ступень парцуфа АБ.
10 000 лет — ступень парцуфа Гальгальта.
АВАЯ — 4 стадии распространения прямого света для создания творения.
Авиют — сила желания получить наслаждение.
Адам — Общая душа.
Адам Кадмон — первый мир, общее управление.
Алеф — первая буква ивритского алфавита, числовое значение «1».
Арих Анпин (сокращенно — АА) — парцуф, наполненный светом Хохма.
Асия — низший уровень духовных миров, последней ступенью которого является наш мир.
АХАП — желания получать в творении, душе.
Ацилут — мир управления и исправления.
Бет — вторая буква ивритского алфавита, числовое значение «2».
БЕА — Брия, Ецира, Асия (миры, окружающие душу человека).
Бина — свойство отдачи в творении.
Брия — мир свойства отдачи.
Вав — шестая буква ивритского алфавита, числовое значение «6».
Второe сокращение — запрет на использование желания получать наслаждение.
Высший мир — ощущаемое человеком в его желании отдавать.
Высший свет — наслаждение отдачи.
Гадлут — большое состояние, ощущение света Хохма.
Гальгальта вэ-Эйнаим (сокращенно — ГЭ) — 1. Парцуф Кетер. 2. Альтруистическое свойство души.
Гематрия — числовое выражение слов, указывающее на их свойства.
Гуф (тело) — место получения света в ступени. Благодаря облачению отраженного света на прямой свет в рош, происходит распространение обоих светов в само желание, и это получение в действии образует гуф парцуфа.
Духовное — свойство отдачи.
Духовный мир — ощущаемое в желании отдавать.
Духовный подъем — возрастание свойств отдачи.
Душа — желание человека достичь подобия Высшей силе.
Душа животная — живительная (витальная) сила жизни в биотеле.
Зэир Анпин (сокращенно — ЗА) — малое состояние творения, небольшое свечение света Хохма.
Знание — постижение причин и следствий ощущаемого.
Йехида — наибольший свет в творении, облачающийся в сосуд Кетер.
Каббала — методика постепенного уподобления, сравнения по свойству отдачи с высшей управляющей силой — Творцом.
Каббалист — реализующий методику каббалы на себе.
Кетер (венец, корона) — корень ступени. Будучи самой светлой (тождественной альтруистическому свойству Творца) частью ступени, окружает парцуф сверху.
Кли (мн. ч. — келим) — сосуд, желание наслаждаться в творении.
Клипа (мн. ч. — клипот) — намерение наслаждаться ради себя.
Конец исправления — исправление Общей души Адама.
Кругооборот жизни — последовательные исправления души.
Итлабшут (облачение) — вход света в сосуд.
Малхут — желание получить наслаждение.
МАН — просьба низшего парцуфа об исправлении, обращенная к выше стоящему парцуфу.
МАД — ответ высшего парцуфа на просьбу низшего об исправлении.
Махсом — барьер и потенциальный переход из эгоистических желаний в альтруистические.
Мир — ощущение творением своего состояния.
Мир Бесконечности — неограниченное получение света.
Намерение — устремление желания «во имя» или «ради кого».
НАРАНХАЙ (Нефеш, Руах, Нешама, Хая, Йехида) — 5 светов в творении.
Наслаждение — ощущение света.
Неживое, растительное, животное, человек — 4 стадии желания.
Нешама — свет, облачающийся в сосуд Бины.
Нефеш — 1. Свет, облачающийся в сосуд Малхут. 2. Свет, получаемый парцуфом от ближайшего к нему высшего парцуфа, а не как влияние мира Бесконечности.
Ор Пними (внутренний свет) — свет, наполняющий желание.
Ор Макиф (окружающий свет) — окружающий душу свет Творца, исправляющий эгоистическое желание на альтруистическое.
Ор Хозэр (отраженный свет) — намерение достичь тождественности Высшей силе.
Ор Хохма (свет Хохма) — свет мудрости, исходящий от Творца к творению, суть и жизнь всего сотворенного.
Отиёт (буквы) — 1. Запись, память о выходе света из сосуда. 2. Сосуды.
Парса