Иоханана и сказал: любая цитата рабби Элиэзера без ссылки — это цитата из ваших мудрых речей, потому что рабби Элиэзер — ваш ученик. Так оно с авторами. Но в старину не забывали ссылаться. Сказали это однажды Рамбаму, а он ответил: наш Святой Учитель тоже писал законы без ссылок, разве что в случае разногласий или сомнений. Но рабби Иуда, учитель рабби Иосифа, всегда ссылался на источники, даже на возможные источники источников. И только зная порядок следования мудрецов, можно решить, кто прав в случае разногласий — тот, кто стоит в списках позже, если он жил после Абае, или учитель, а не ученик, если он жил до Абае.
Рабби Ашер писал: непонятно, почему аль-Фаси считал, что Рава прав в споре с Равом, коль скоро Рава был позднее Рава. Правило говорит: в споре с учеником прав учитель. Но другое правило говорит: последняя ссылка верна. Был однажды спор, что делать, если комья грязи прилипли к подошвам, а дело происходит в субботу? Рабби Иуда сказал: можно пошаркать о землю, но не о стенку, потому что если комья грязи прилипнут к стенке, это подобно строительным работам. Рава возразил: лучше о стенку, потому что при шарканье о землю могут возникнуть ямы, а ямы в субботу рыть нельзя. Map сказал: значит, нельзя ни так, ни эдак. Рабби Папа сказал: можно и так, и эдак. Аль-Фаси и Рамбам решили, что прав Рава, рабби Захария решил, что прав рабби Папа, раз уж он последний упомянут. Рамбам возразил: Рава был учителем, а Папа — учеником, значит, надо следовать решению учителя. Рабби Ашер решил, что всё равно последний прав.
Нужно не только знать порядок и время жизни мудрецов, но и где они жили. Нужно ли прислушиваться к слухам о девушке? Мудрецы Нехардеи говорили, что нужно, а мудрецы Суры — отрицали. Рава сказал: не нужно верить слухам, но нужно их учитывать. Пошёл слух, что некоторые галилеяне кого-то убили. Пришли они к рабби Тарфону, и попросили его дать им убежище. Ну нет, сказал Тарфон. Сами прячьтесь, потому что нас учили: слухам не нужно верить, но их надо учитывать.
Цитировать надо слово в слово. В трактате «Берахот» рабби Иуда бен Самуил бен Шилат процитировал слова Рава: «Гости не должны есть, пока хозяин, преломивший хлеб, не вкусит». Рабби Сафра возразил: он сказал: «гости не должны вкушать». Какая разница? А вот какая — надо точно цитировать слова своего мастера! Рабби Иоханан восемнадцать лет учился у рабби Ошии, а научился одному — писать «корова» через «о». Это немалое знание: жители Иудеи тщательно относились к языку, и сохранили традицию, а галилеяне относились небрежно, и всё позабыли. Тот, кто знает, как писать, выше того, кто не знает: рабби Нахман вызвал рабби Иуду на суд. Согласился явиться на суд рабби Иуда, но каждое слово в повестке в суд исправил, даже самые обычные. Было такое и с испанским мудрецом — ему исправили письмо, и тот, кто не знал, что такое поминки.
Рамбан писал сыну: первым делом знай имена мудрецов: учителей Мишны — танаев, учителей Гемары — амораев и т. д. Неси их имена на устах как знамя. Вот и я решил всё записать с самого начала, с помощью Обитателя Аравот, Седьмого Неба, где находятся Справедливость и Милосердие и души праведников (Хагига 12 а).
Когда был сотворён Адам, Господь дал ему шесть заповедей: не поклоняться идолам, не проливать крови, избегать кровосмесительства и грабежа, судить по правде. Сначала Адам познал всех животных. Рабби Иеремия бен Элеазар сказал: животные ему не полюбились, и тогда Господь создал женщину из ребра Адама. Только с ней он нашёл удовлетворение. Поэтому, когда мужчина и женщина совокупляются, мужчина обращается лицом к земле (он сотворён из земли), а женщина — лицом к нему (она сотворена из его ребра). Рабби Достай бен Яннай сказал: почему мужчина за женщиной бегает, а не наоборот? Потому что он ищет то, что потерял, — своё ребро.
Как выглядело это «ребро»? Разошлись во мнениях Рав и Самуил. Один сказал: это было лицо, а другой — это был хвост. Если это был хвост, всё понятно — затем Господь закрыл место хвоста плотью. Если же это было лицо, значит, сначала у Адама было два лица. Какое лицо у него осталось — переднее или заднее? Конечно, переднее. Поэтому нельзя мужу идти позади женщины. Кто идёт за женщиной, когда она переходит речку, тому заказан вход в грядущий мир, потому что она задирает подол.
Рабби Иоханан сказал: лучше оказаться позади льва, чем позади женщины. Лучше позади женщины, чем позади идола. Лучше позади идола, чем позади синагоги. Другие дополнили — только о чужой мужней жене речь. Но нет — Маноах, отец Самсона, шёл за своей женой, и за это его осудили мудрецы.
Рав разрешил почтенным людям идти позади женщины, но это разрешение трудно применить. Однажды шёл он с рабби Иудой по дороге, и перед ними оказалась женщина. Сказал Рав: обгоним её, чтобы избежать Геенны. Ответил ему рабби Иуда: ты же сам сказал, что почтенным людям можно. Да разве мы — почтенные, ответил Рав. Почтенные — это такие, как рабби Ханина бен Папи.
Одна матрона склоняла рабби Ханину бен Папи согрешить с ней. Сказал он заклинание, и его тело покрылось язвами. Она прошептала заговор, и он исцелился. Удрал он от неё в баню, где водились черти, а туда даже днём люди заходить боялись, и пробыл там всю ночь. Поутру его спросили мудрецы: «кто тебя спас от чертей?» Он им сказал: «видать, царские оруженосцы меня берегли». Они сказали ему: «наверно, ты устоял перед искушением, а для такого человека творят чудеса».
А затем Господь «построил» Еву из ребра. Что значит «построил»? Аббаху объяснил — соорудил ей причёску, а потом привёл её к Адаму. Объяснил по-другому — Господь построил её, как строят склад, — узкой вверху и широкой внизу, чтобы сохраннее было место её плода.
Древо познания, сказал рабби Меир, была виноградная лоза, потому что от неё все наши беды. Нет, это была смоковница, сказал рабби Нехемья, потому Адам и Ева прикрылись её листьями. Нет, это был хлеб, потому что ребёнок начинает понимать, что к чему, только вкусив хлеба, сказали мудрецы.
До грехопадения змей ходил стоя и ел людскую еду. А позарился на чужое — и был наказан: стал ползать на животе и есть прах. Сказал змей: я убью Адама и женюсь на Еве. Но Господь внушил ненависть к змею в сердце женщины, а иначе, глядишь, так и вышло бы.
Сыновья Ноя получили уже 30 заповедей, но только три привились: двум мужам свадьбу не играют, человечину не едят, а Тору все почитают.
Адам был красив. Сарра была красивее всех женщин, но она была как обезьяна рядом с Евой, а Ева казалась обезьяной рядом с Адамом.
— Ваш Бог — вор, — сказал император р. Гамлиэлю. — Он похитил ребро у спящего Адама!
За Бога заступилась дочка императора. Она сказала отцу:
— Вызови стражу, у нас ночью украли глиняный кувшин и оставили вместо него золотое блюдо!
— Странные воры! — проворчал император. — Пусть все воры будут такими!
— Так поступил и Бог, — сказала дочка, — он взял ребро, а дал — помощника на всю жизнь.
— Но почему ночью, почему не наяву?
— Адаму было бы противно, если бы он увидел, из чего делают Еву!
Адам был очень набожным. После изгнания из рая он решил не касаться Евы и провёл 130 лет в строгом воздержании. Но в это время по ночам к нему подкатывалась Лилит и вызывала у него извержение семени. Так рождались демоны и духи.
Затем он всё же вернулся к Еве, и от них пошёл человеческий род, евреи, и, не рядом будь помянуты, гои. Когда в Писании говорится «человек», речь идёт о евреях, потому что гой не зовётся «человек». Впрочем, иногда и гой именуется «человеком», если в том же стихе упомянуты животные. С тех пор, как был избран Авраам, выражение «потомки Ноя» применимо только к гоям, а потомки Авраама — евреи — не числятся среди потомков Ноя. Прочие же потомки Авраама — потомки Измаила, и потомки Исава — всё равно гои, и потомки Ноя, потому что сказано: через Исаака будет потомство твоё.
Гою нельзя совокупляться с женой неестественным способом, потому что она не получает от этого удовольствия. Сказано: «прилипнет жена к мужу», а как ей прилипнуть при оральном сексе? Но с чужой женой можно совокупляться неестественным способом, потому что тут вопрос прилипания не встаёт. Этот закон касается только гоев, а евреям, сказал рабби Акива, можно совокупляться и путём, и не путём.
Внук Адама Энох не умер, но плоть Эноха стала огнём, и Господь сделал его ангелом Метатроном. Его сын Мафусаил семь дней не дожил до Потопа — смилостивился над ним Господь. Тогда Ною было 600 лет. Потом Метатрон был наказан, потому что из-за него рабби Элиша бен Авуя впал в ересь. Дело было так: четыре мудреца поднялись на небеса, и один из них был рабби Элиша бен Авуя. Сотворил рабби Элиша заклинание, вошёл в рай, увидел сидящего Метатрона и воскликнул: «Ангелы должны стоять, когда мудрецы входят! Если же они не стоят, значит, не верна Тора!» — и впал в ересь. А Метатрона наказал за это Господь.
Сто двадцать лет Ной строил свой ковчег, хотя все над ним потешались. А после потопа, когда приплыл ковчег, напился Ной, и его сын Хам сотворил с ним неподобное. Рав сказал: «сотворил неподобное» означает — оскопил. Нет, сказал Самуил. «Сотворил неподобное» означает «познал его как женщину». Так или иначе, наказан был за это Хам, и с тех пор его чернокожие потомки стали навеки рабами. Но скажем в защиту Ноя. Про него говорит Писание: «опьянел от своего вина», то есть он признал, что пил своё вино и не пытался оправдаться, говоря: мол, меня подпоили. За такую простоту его и считают предком гоев: еврей нашёл бы на кого переложить вину.
Потоп был в 1656 году от Сотворения мира, в 2105 г. до н. э. Через 292 года родился Авраам, начало нашего рода, предок многих народов. Когда Аврааму было 48 лет, рухнула Вавилонская башня, и люди расселились по всем странам мира и заговорили на разных языках. Сим запретил проституцию, как мы узнаем по тому, что Иуда хотел сжечь Фамарь. Ной