показывают, что Иисус Христос думал только о нас и о нашем благе. Если бы Он желал пользы Себе, то не имели бы никакого смысла слова св. Павла, что, «будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его» (Рим 5:10). Но из них можно заключить, что Сын не заботился о Себе, о чём Он и сам прямо заявляет: «За них Я посвящаю Себя» (Ин 17:19). Ясно, что Он не ищет никакой выгоды для Себя и отдаёт другим плод своей святости.
В самом деле, это очень важный момент: Иисус Христос, полностью отдавшись делу нашего спасения, словно забывает о Себе. Сорбоннцы извращают слова св. Павла, прилагая их к этой теме: Отец «превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени»* (Флп 2:9) якобы только потому, что Иисус Христос умалился. Но какими заслугами мог бы Он, являясь человеком, достигнуть чести быть Судьёй мира и главою Ангелов, управлять суверенной державой Бога, тогда как ни одно творение, небесное или земное, не может своими силами и достоинствами получить даже тысячной доли его величия? Но, поскольку они так уж привязаны к слову «поэтому», решение оказывается очень простым. Св. Павел не рассуждает здесь о причине возвышения Иисуса Христа, а лишь показывает последовательность, в которой Он является для нас примером: возвышение последовало за уничижением. Он хотел выразить то, о чём сказано в другом месте: Христу надлежало пострадать, и тем самым Он вошёл в свою славу (Лк 24:26).
КОММЕНТАРИИ
Жан Кальвин — к читателю
1 Во время болезни (одной из форм малярии) с октября 1558 г. по май 1559 г. Кальвин выполнил окончательную редакцию «Наставления» и «Комментариев к Исайе» (Beza. Vita Calvini: CR, XXI, 156).
2 Имеется в виду Имперский сейм (рейхстаг) в Аугсбурге (25 февраля —28 марта 1558 г.).
3 На самом деле это цитата из: Августин. Письма, 118, 2 (MPL, XXXIII, 585).
О содержании настоящей книги
1 Понятие «христианская философия» встречается у греческих и латинских отцов Церкви, а также у многочисленных писателей Средневековья и Возрождения. Особенно широкое распространение оно получило благодаря Эразму (Роттердамскому). О его употреблении византийскими писателями см. Dolger F. Bisanz und die Europaischer Staatenwelt. Ettal (Bayern), 1953, S. 197 f. Писатели IV в. обычно называли «жизнью согласно философии» христианский аскетизм — например, Евсевий в «Церковной истории» (II, 17; III, 38). Но это понятие имеет всё же более широкий смысл, чем мудрость истинно христианского благочестия. Обширную библиографию западных исследований на эту тему даёт Э.Жильсон в заключительной части книги: Gilson Ё. Esprit de la philosophie medievale. P., 1948, p. 413-440. Августин говорит о «нашей христианской философии» в трактате «Против Юлиана-пелагианина» (MPL, XLIV, 774 s.). В книге «О граде Божием» (XXII, 22) (MPL, XLI, 484 р.) он ставит истинную философию в зависимость от благодати Божьей. Иоанн Скот Эригена считал, что «истинная философия — это истинная религия, а истинная религия — это истинная филосо: фия» (De divina praedestinatione, I, 1; MPL, CXXII, 357). См. об этом Leclerc H. Pour I’histoire de I’expression Philosophie Chretienne // Melanges de sciences re-ligieuses, v. IX, p. 221-226 и Bohatec J. Bude und Calvin. Graz, 1950, S. 33 f. Эразм в своём «Парацельсе» писал, что христианская философия принимается немногими и «коренится более в эмоциях, чем в логических умозаключениях, в жизни, чем в аргументации, во вдохновении, чем эрудиции, в преображении души, чем в системе мышления». Кальвин в «Наставлении» (III, VII, 1) чётко отличает «христианскую философию» от «философии философов» как жизнь, упоряоченную не одним разумом, но обновлённую во Христе и направляемую Св. Духом (ср. тж. Ill, IV, 4; I, XI, 7; I, XII, 1; III, XX, 1). В.Низель указывает, что под «христианской философией» Кальвин имеет в виду прежде всего толкование Св. Писания (Niesel W. Die Theologie Calvins. Mtinchen, 1938, S. 21 f.).
Обращение к Королю Франции
42 Намёк на преследования во Франции, начавшиеся после «инцидента с листовками» 18 октября 1534 г. См. Введение к американскому изданию 1960 г., раздел I. Обвинение, что протестантская реформатская партия состоит из мятежных экстремистов, иллюстрируется документами, приведёнными в кн.: Herminjard A.L. Correspondence des Reformateurs dans les pays de langue frangaise. Geneve, 1866-97, vol. 1-9; v. 3 (далее — Herminjard). Письмо Франциска I князьям Священной Римской империи от 1 февраля 1535 г. является особенно ярким тому свидетельством (op. cit., р. 249 s.). Ходили слухи, что евангелисты на своих богослужебных собраниях планируют вооружённые нападения. Кальвин не забывал и о тяжелейшем положении, в котором находились французские вальденсы.
43 Аналогичные высказывания см. в IV, XX, 29, 31. Ср. слова Августина о добром императоре, традиционно называемые «зеркалом князей» (О граде Божием, V, 24); MPL, XLI, 170). Последняя фраза является реминисценцией Плавта (комедия «Монета в три нумма»).
44 Реминисценция знаменитой фразы Августина: «Когда справедливость изгнана, то что такое царство, как не царство разбойников?» (О граде Божием, IV, 4; MPL, XLI, 115).
45 Здесь прежде всего имеется в виду Альфонсо де Кастро (ум. 1558). В книге «Adversus omnes haereses» («Против всех ересей») он перечисляет и описывает их в алфавитном порядке. Испанский францисканец, А. де Кастро был талантливым полемистом. Он представлял короля Филиппа II в Англии и Нидерландах.
46 Доктрина о ценности заслуг и сверхдолжных делах как обязательная для католиков особенно чётко сформулирована в декреталии папы Климента VI «Unigenitus» (1343).
47 Проблема явно выраженной и простой веры обсуждается в «Наставлении» в III, II, 2-5, а Фомой Аквинским в «Сумме теологии», II, II, а, е. 2, art. 5-8. В art. 6 Фома отвергает положение, будто все обязаны явным образом и сознательно верить во все догматы и положения христианского учения, но утверждает, что находящиеся на высших ступенях, чей долг —учить других, «обязаны так верить в большее число вещей, нежели прочие».
48 С самого начала это были постоянно повторяющиеся аргументы против Лютера и других реформаторов. Многочисленные ссылки на конкретные сочинения против Лютера даны в OS, III, 13-15. Среди них особенно характерен трактат Джона Эка (Eck) «Перечень общих возражений против лютеран» («EnchJridion locorum communium adversus Lutheranos», 1526); расширенное издание — «Enchiridion locorum communium adversus Martinum Lutherum et asseclas eius» — вышло в 1532 г. и было посвящено Генриху VIII и Томасу Мору. До 1600 г. это сочинение переиздавалось 91 раз. Эк использовал выступления против лютеран Джона Фишера (Fisher) Рочестерского, Иоганна Фабера (Faber), Каспара Шатцгайера (Schatzgeyer), Иеронима Эмзера (Emser), Аугустина Альфельда (Alveld) и др. В первом издании автор рассматривает 29 лютеранских тезисов, из которых наиболее важны первые пять: Церковь и её авторитет; церковные соборы; примат апостольского престола; Св. Писание; вера и дела. Другие темы включали целый ряд положений, вокруг которых велась полемика, такие, как месса и другие таинства, экскоммуникация, индульгенции, чистилище, сожжение еретиков, крещение младенцев, В этой связи также прославились Альфонсо де Кастро (см. выше, прим. 4) и Йоссе Клихтове (Clichtove, Юдокус Клихтовеус, ум. 1543), уроженец Нидерландов, профессор Наваррского коллежа в Париже, который, вначале поддержав Лефевра, сделался непримиримым противником Реформации, что отразилось, в частности, в его сочинении «Antilutherus» (1525). Это обширный трактат в трёх книгах, где излагаются многочисленные аргументы в защиту средневекового папства, иерархии и теологии. Ещё более плодовитым писателем был Иоанн Кохлеус из Вендельштайна (близ Нюрнберга), чья книга «Об авторитете Церкви и Писании, против лютеран» («De authoritate ecclesiae et Scripture, adversus Lutheranos», 1524) была одним из первых серьёзных антилютеранских произведений. Его «О священных реликвиях и Христовых таинствах» («De sacris reliquiis Christi et sanctorum eius», 1549) была ответом на «Трактат о реликвиях» Кальвина (1543). Он писал также против Меланхтона и Буллингера. Обзор современных исследований и литературы о писателях этого рода см. в: Tavard G.H. The Catholic Reform in the Sixteenth Century // Curch History, 1957, v. 26, p. 275-288. Ср.: Bohatec J. Op. cit., S. 128 f., где автор ставит в вину Барту и Низелю то, что они не упоминают о могущественных противниках, которых подразумевал Кальвин. Среди последних фигурирует и Бюде, состоявший в переписке с Кохлеусом. Бохатек показывает, что Бюде вместе с авранш-ским епископом Робером Сено (Cenau) и кардиналом Сполето возбудили короля против евангеликов после инцидента с листовками в октябре 1534 г.
49 Об этом рассказывается у Исидора Севильского: Isidorus. De ortu et orbitu patrum, XXXIII, 74 (MPL, LXXXIII, 143).
50 Кальвин хорошо знал патриотическую литературу уже к 1535 г., когда писал это Обращение, которое содержит ссылки даже на малоизвестные произведения. На диспуте в Лозанне 5 октября 1535 г. Кальвин с успехом отвёл обвинения в том, что он и его сторонники отвергают «святых учителей древности», указав в подтверждение своего учения о евхаристии на Тертуллиана, Киприана, Златоуста и Августина. Признавая в целом авторитет отцов для христианской мысли, Кальвин постоянно указывал на его ограниченность, связанную с их ошибками и взаимными расхождениями, и на высший авторитет Св. Писания. Соответствующие разделы заставляют вспомнить знаменитое «Да и нет» («Sic et поп») Пьера Абеляра (ум. 1142) (Cousin V. (ed.) Ouvrages inedits d’Abelard. P., 1836-59, vol. 1-2; v. 1, p. 169), где приведены различные мнения отцов по 157 пунктам. Вряд ли Кальвин что-нибудь заимствовал у Абеляра. Когда он передаёт личные суждения древних писателей, то его цель состоит в том, чтобы показать их расхождения не друг с другом, а с его современниками — защитниками средневековой системы. Альфонсо де Кастро цитирует Киприана, Амвросия, Златоуста, Иеронима, Августина, Геласия, Григория Великого и Беду Достопочтенного в противовес позиции Лютера и риторически восклицает: «То, что Лютер утверждает, Киприан отрицает; Лютер утверждает—Иероним опровергает; Лютер утверждает — Августин возражает; Лютер утверждает — Амвросий запрещает» (Contra omnes haere-ses, I, 7). Здесь Кальвин, как обычно, не называет ни Лютера, ни его противников, однако демонстрирует знакомство с полемикой.
51 Cassiodorus. De institutione divinarum literarum, 1 (MPL, LXX, 1112).
52 Gratianus. Decretum II, XXIV, 3, 33 (MPL, CLXXXVII, 1508).
53 Кальвин имеет в виду Акакия, епископа Амиды (Византия), который призвал своих священников переплавить золотые и серебряные церковные сосуды, чтобы купить пищу для пленных персов. Сведения об этом Кальвин почерпнул из «Трёхчастной истории» Кассиодора (Historia tripartita, XI, 16; MPL, LXIX, 1198). Последняя представляет собой латинскую компиляцию историй Церкви, написанных по-гречески Сократом (период 305-409 гг.), Созоменом (323-425) и Феодоритом (325-429).
54 Ambrosius. De officiis clericorum, II, 28 (MPL, XVI, 140).
55 Имеется в виду Спиридон, епископ Тримифа на Кипре (Cassiodorus. Historia tripartita, I, 10; MPL, LXIX, 895).
56 Вероятно, имеется в виду Серапион, игумен монастыря близ Арсиноя в Египте,