г. Его учение о Лицах сопоставляли с тем, которое в новое время развивал Шлейермахер (см. Richardson С.С. The Doctrine of the Trinity. N.Y., 1958, ch. VII).
168 «Заблуждение других заставляет заблуждаться и нас, когда мы осмеливаемся выражать человеческими словами то, что должно быть скрыто в молчаливом поклонении сердцем» (Hilarius. De Trinitate, II, 11; MPL, X, 51).
169 Понимая недостаточность человеческого языка для выражения истин о Троице, Августин прибегает к простым сравнениям из животного и растительного мира.
170 Барт и Низель утверждают, что здесь Кальвин имеет в виду не только Ария и Сабеллия, но также Сервета (OS, III, 115).
171 Праксей (Praxeas) был радикальным сторонником монархианской ереси, согласно которой при распятии страдал Бог-Отец («патрипассионизм»). К.Барт, рассматривая учение Кальвина о предвечном Сыне, с теологических позиций рассматривает подозрения, павшие на ортодоксию реформатора во время его спора с Пьетро Кароли в 1537 и 1540 гг. (Barth К. Kirchliche Dogmatik, В. 1., S. 438 f.). В ходе спора Кальвин, отвергая доводы Кароли, отказывался — хотя и без еретических намерений — заявить о своём признании Афанасьевского и даже Никейского символов (см. CR, VII, 294 f.)
172 Взгляды, отвергаемые в разделах 7 и 8, разделял Сервет (De Trinitatis erroribus, II, fo. 47 a).
173 Эта тема рассматривается в II, XII—XVII.
174 Ссылка на «иудеев» касается мнений, которые высказывали средневековые еврейские комментаторы Раши (1040-1105), Авраам ибн Эзра (1092-1167) и Давид Кимхи (ум. 1235). (См. Newman L.I. Jewish Influences in Christian Reform Movements. N.Y., 1925, p. 325 f., 350 f.)
175 Здесь Кальвин выражает своё явное согласие с Меланхтоном (см. Loci communes of Philip Melanchton. Boston, 1944, p. 67).
176 В данном случае Кальвин в точности следует за Лютером. См. Enchiridion plarum precationum (1529) (Werke, В. 10, 2, 389).
177 Сторонники Македония (ум. ок. 360), «полуарианского» константинопольского епископа, который отвергал учение о божественности Св. Духа.
178 Это и последующие высказывания данного раздела относятся к антитринитариям, что очевидно, в частности, из их схожести с «Ответом» Кальвина Джорджо Бланд-рате (1557) (см. CR, IX, 325 s.; XVII, 169 s.; OS, I, 134 прим. 1).
179 Аномеи (как свидетельствует и их название) учили, что Отец и Сын не подобны друг другу.
180 Кальвин был явно поражён тем, что Сервет употреблял слово «тринитарии» по отношению к нему и другим защитникам общепринятого учения о Троице. В «De Trinitate» Сервета неоднократно говорится, что «все тринитарии — на самом деле атеисты». В ряде случаев слово «тринитарии» действительно использовалось для обозначения противников ортодоксального учения. Это следует, в частности, из текста Георга Витцеля, написанного не позднее 1537 г. (см. Richter G. Die Schriften Georg Witzels. Fulda, 1913, S. 183). Возможно, ещё не было забыто более старое значение этого термина, который совпадал с названием одного монашеского ордена XII в., впоследствии объявленного еретическим.
181 Имеется в виду В.Джентиле. Материалы о нём, в частности по женевскому процессу 1555 г., см. Fazy Н. Proces de Valentin Gentilis et de Nicolas Gallo (1555). Geneve, 1879, а также в CR, IX.
182 Ср. гл. XIII, 18, а также XIII, 28 и XVI, 3, 5 настоящей книги.
183 Так писал В.Джентиле в Epistola 5 (CR, IX, 390 s.). Винцент Леренский обвинял Нестория в том, что тот создаёт «четверицу» (Commonitor, XVI; MPL, L, 659).
184 Сборник писем, написанных якобы св. Игнатием (Corpus Ignatianum), не был полностью определён вплоть до XIX в. Ряд подложных писем был приписан ему Жаком Лефевром в издании 1498 г. Одно из них («Филиппийцам», гл. 13) содержит предписание: «Не пренебрегайте сорокадневным постом».
185 Августин писал: «Всем Трём принадлежит одна вечность… одна сила. В Отце единство, в Сыне равенство, в Св. Духе гармония единства и равенства» (De Doct-rina Christana, I, 5; MPL, XXXIV, 21). Отметив, что Христос сказал не «которого пошлёт Отец», но «Которого Я пошлю вам от Отца» (Ин 15:26), Августин утверждает, что, хотя Лица Троицы равны, Отец есть начало всецелой Божественности (principium totius deitatis) (De Trinitate, XX, 29; MPL, XLII, 908).
186 Вопрос о том, «всегда ли рождался Сын», подробно обсуждает Пётр Ломбардский в Sent., I, IX, 10-15 (MPL, CXCII, 547 s.), цитируя при этом Григория Великого, Оригена и Илария.
187 Цицерон. О природе богов, I, 13, 33.
188 Августин. Исповедь, IX, 12 (MPL, XXXII, 815).
189 Возражая манихейцам, Августин доказывает, что природа, в которой нет ничего доброго, существовать не может («natura, in qua nullum bonum est, non potest») (О граде Божием, XIX, 13; MPL, XLI, 641) и что зло в человеке происходит не от природы, а от её порчи (Contra lulianum, I, 5, 16; MPL, XLIV, 650 p.).
190 Ссылаясь на трактат Псевдо-Дионисия «О небесной иерархии» (MPG, III, 119-368), Кальвин, по всей вероятности, не забывал о сказанном Лютером в его «Вавилонском пленении»: «Что касается меня,., то чересчур большое доверие этому Дионисию, кто бы он ни был, мне всегда не нравилось, ибо у него, в сущности, нет здравого учения» (Werke, В. 6, S. 562). Осуждение Лютера в Сорбонне 15 апреля 1521 г. отчасти было основано на этом его заявлении. Псевдонимный характер различных произведений, приписываемых Дионисию Ареопагиту из Деяний апостолов (17:34), а на самом деле датируемых концом V в., был общепризнан только в XVII столетии.
191 Ср. CR, LII, 85, а также «Божественную комедию» Данте (Рай, XXVIII, 97-139 — этот фрагмент навеян творениями Псевдо-Дионисия) и «Потерянный рай» Мильтона (V, 601, 769).
192 Ср. Комментарий Кальвина к его же «Симфонии четырёх евангелистов»: «У каждого человека есть много Ангелов, которые действуют как его хранители» (Комм, к Мк 5:9).
193 Ориген возлагает особые виды служения на Архангелов Рафаила, Гавриила и Михаила (О началах, I, 8, 1; MPG, XI, 176). При описании рангов и функций Ангелов средневековая теология находилась под влиянием Псевдо-Дионисия, авторитет которого Кальвин отвергал. См. P.Lombardus. Sent., II, 9 (MPL, CXCII, 669) и развёрнутое рассуждение Фомы Аквинского в Summa theol., I, CVI-CXIV. В начальном и заключительном высказываниях этого раздела, равно как и выше, в разделе 4, Кальвин решительно отвергает утончённые спекулятивные суждения об Ангелах у Фомы Аквинского. Намёк на последнего легко установить, обратившись к Summa theol., I, CVIII, CXIII, где говорится соответственно об иерархии Ангелов и об Ангелах-хранителях.
194 Комм, к Пс 34:7 [33:8 по Синодальному тексту] Кальвин чётко говорит, что о каждом члене Божьего народа заботится множество Ангелов.
195 В трактате «Contre la secte phantastlque et furieuse des Llbertins» (CR, VII, 179 s.) Кальвин излагает «языческие» представления об Ангелах у либертинов.
196 Война, «брань» между Царством Божьим и царством Сатаны — одна из постоянных тем Кальвина. См. Frdhlich К. Gottesreich, Welt und Kirche bei Calvin. Mtinchen, 1930, S. 19 f.
197 Господствующая в христианстве точка зрения на творение, которую выражали упомянутые учители Церкви, основывается на том, что Бог создал мир из ничего (ex nihllo). Ср. I, XV, 5. В античную эпоху подобную возможность отрицали эпикурейцы: «Из ничего и создается ничто», писал Лукреций (О природе вещей, I, 155). Августин (если оставить в стороне доктрину о возникновении индивидуальных душ, относительно которой его позиция осталась неопределённой) доказывал творение из ничего, в частности, в трактате «Вера и символ» (De fide et symbolo, II, 2; MPL, XL, 182). Так утверждается и в Вестминстерском исповедании (IV, 1): «Богу… было угодно вначале сотворить из ничего мир и всё находящееся в нём». См. тж.: Gilkey LB. Maker of Heaven and Earth. N.Y., 1954, p. 46 f., 88; Wolf son H. The Meaning of ex nihilo In the Church Fathers, Arabic and Hebrew Philosophy, and St. Thomas // Medieval Studies in Honor of J.D.M.Ford, p. 355-367.
198 Это утверждение настойчиво повторяется в CR, XXVI, 255; XXVIII, 22, 232; XXXII, 89, 428; XXXIII, 572; XXXVI, 589; XLI, 67; XLIII, 254; XLIV, 5. Веру в то, что вселенная создана ради человека, в противоположность эпикурейцам утверждали стоики. Эту идею категорически отрицал Лукреций в трактате «О природе вещей» (V, 156). Участник цицероновского диалога «О природе богов» стоик Бальб (II, LXII, 154 — LXVI, 167) пространно рассуждает на тему о том, что «мир был создан ради богов и людей, а находящиеся в нём вещи предназначены и задуманы для пользы и наслаждения человека». Поддерживая этот тезис, Лактанций замечает, что «Бог должен был сотворить мир ради какого-то употребления. Стоики говорят, что он создан для человека, и они правы» (Epitoma de Institutionibus Divinarum, LXVlll; CSEL, XIX, 752).
199 Учение Кальвина о человеке изложено в двух отдельных частях «Наставления». Здесь он ведёт речь о человеке в том виде, в каком он был сотворен. В II, I—IV он говорит о человеке в его падшем состоянии.
200 См. Цицерон. Тускуланские беседы, I, 27; О природе богов, II, LIV, 133 —LXI, 153; Аристотель. О членах животных, 686, 25-35. Теме сна особенное внимание уделяет Тертуллиан, который критикует языческие мнения (например, De anima, XLII-XLIX).
201 Андреас Осиандер (Hosemann, 1498-1552) — выдающийся лютеранский пастор в Нюрнберге, затем профессор в Кенигсберге. В 1550 г. он выступил с независимо разработанным и вызвавшим удивление учением об оправдании (см. Ill, IX, 5-6 и соответствующие примечания). В том же году он опубликовал небольшой трактат «Ап fillus Del fuerit incarnandus…» («Воплотился бы Сын Божий, если бы в мир не вошёл грех»), к которому было приложено эссе об образе Божьем «De imagine Dei quid sit». Кальвин излагает и отвергает идею Осиандера о необходимости воплощения независимо от греха Адама. См. Niesel W. Die Theologie Calvins, S. 126, 133 f. и указанные там работы. Осиандер внёс свой вклад в развитие науки, написав осторожное предисловие к эпохальному труду Коперника «Об обращении небесных сфер».
202 Ср. Seneca. Epistolae morales, XLI, 8: «человек — это разумное животное» («га-tionale enim animal est homo»). Первая формулировка этой мысли приписывается древнегреческому философу Хрисиппу (ум. 206 до Р.Х.).
203 В латинской версии — «in renovatione imaginis Dei». Употребление таких слов, как «renovatio» («renovation») — «обновление» и «reparatio» («reparation») — «восстановление» имеет методологическое значение. Многое в изображении человека при сотворении строится с учётом образа Божьего, восстановленного в нём благодаря искуплению. Ср. II, II, 12, а также Niesel W. Die Theologie Calvins, S. 67 f., 129 f.
204 Лат. «ex Dei essentia per traducem sit anima hominis». Ср. I, XIV, 20, прим. 133; II, I, 7, прим. 6; II, XIV, 8. Кальвин решительно выступает против традуционизма — учения о том, что все человеческие души происходят от первоначальной передачи (tradux) Адаму частицы Божественной сущности. Он