Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Бунтующий человек

Всеобщего германского союза.

186

То же самое говорил и Маркс: «То, что считают своей целью отдельные пролетарии или даже весь пролетариат в целом, не имеет никакого значения!»*

187

По всей видимости, Камю цитирует совместную работу Маркса и Энгельса «Святое семейство…». Полностью цитата звучит так: «Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать».

188

Известно, что старший брат, избравший путь терроризма, был повешен.

189

Уже Гейне называл социалистов «новыми пуританами». Пуританизм и революция в историческом смысле идут в ногу.

190

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 109–110.

191

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 12. Камю цитирует Ленина, который, в свою очередь, дает собственный перевод отрывка из «Происхождения семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. В современном русском переводе этот отрывок звучит следующим образом: «Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше «авторитета», чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому, не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 171).

192

Маркс К… Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 173.

193

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 17. В данном случае перевод Лениным Энгельса также отличается от нынешнего: «Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества — взятие во владение средств производства от имени общества, — является в то же время последним самостоятельным актом его как государства… На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными отношениями. Государство не «отменяется», оно отмирает» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 225).

194

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 26.

195

Там же. С. 96.

196

Там же. С. 97.

197

Гегелевский термин «тотальность» не по одному созвучию используется Камю для объяснения феномена тоталитаризма. К понятию «тотальность» постоянно прибегали сторонники гегельянской интерпретации марксизма. В частности, о «тотальности истории» писал М. Мерло-Понти, сходную интерпретацию гегелевской «Феноменологии духа» дал А. Кожев. На Камю, вероятно, оказала определенное влияние книга Н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма», в которой имеется и оценка гегельянской версии марксизма: «Лукач, венгерец, пишущий по-немецки, самый умный из коммунистических писателей, обнаруживший большую тонкость мысли, делает своеобразное и, по-моему, верное определение революционности. Революционность определяется совсем не радикализмом целей и даже не характером средств, применяемых в борьбе. Революционность есть тотальность, целостность в отношении ко всякому опыту жизни. Революционер тот, кто в каждом совершаемом им акте относит его к целому, ко всему обществу, подчиняет его центральной и целостной идее… Тоталитарность во всем — основной признак революционного отношения к жизни… Русские революционеры и в прошлом всегда были тотальны. Революция была для них религией и философией, а не только борьбой, связанной с социальной и политической стороной жизни. И должен был выработаться русский марксизм, соответствующий этому революционному типу и этому революционному тоталитарному инстинкту. Это — Ленин и большевики» (Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955. С. 87–88; М., 1990). Многие оценки русского революционного движения в «Бунтующем человеке» непосредственно связаны с данным произведением Бердяева.

198

Райк, Ласло (1909–1949) — венгерский коммунист, после освобождения из нацистского концлагеря был министром внутренних дел Венгрии (1946), принимал участие в ликвидации оппозиционных партий. С 1948 г. — министр иностранных дел. Был арестован и казнен в 1949 г.

199

«Хитрость разума» в исторической вселенной покоится на проблеме зла.

200

Атеистический экзистенциализм стремится, по крайней мере, к выработке некой морали. Поживем — увидим. Ведь ее трудно выработать, не входя в историческую экзистенцию ценностей, чуждых истории*.

Атеистический экзистенциализм… — на протяжении всего «Бунтующего человека» Камю спорит, не упоминая их произведений, с Ж. П. Сартром и М. Мерло-Понти. Расхождения с философами-экзистенциалистами (Камю долгое время причисляли к этому направлению) касались как собственно философских, так и политических проблем. Сартр завершал свой трактат «Бытие и ничто» параграфом «Моральные перспективы» и работал в конце 40-х гг. над трактатом по этике (он не был им завершен, «Тетради о морали» вышли только в 80-е гг., после смерти Сартра). Камю полагал, что никакое моральное учение невозможно вывести из нигилистических тезисов «Бытия и ничто», поскольку Сартр отрицал наличие у человека природы, или сущности. Человеческое существование у него целиком определяется «тотальным выбором» — человек созидает себя сам, нет никаких предзаданных моральных ценностей. Такого рода позиция является для Камю апологией вседозволенности. В то же самое время Камю отвергал и политическую «ангажированность» французских экзистенциалистов. В последнем своем интервью он говорил: «Экзистенциализм у нас привел к безбожной теологии и к схоластике, которая неизбежно должна была завершиться оправданием инквизиционных режимов». Полемика с Мерло-Понти проходит по тем разделам «Бунтующего человека», где речь идет о «тотальности истории». В книге «Гуманизм и террор» (1948) Мерло-Понти, пусть с интеллигентскими оговорками, оправдывал революционный террор как осуществление «тотальности», то есть как движение истории к примирению сознании через беспощадную борьбу. В противоположность экзистенциализму Камю утверждает неизменность человеческой природы с постоянно ей присущими моральными ценностями.

201

«Повинуйтесь!» — говорил своим подданным Фридрих Великий — Фридрих II (1712–1786) — король Пруссии. Ему принадлежат слова: «Рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, только повинуйтесь!»

202

Филоте О’Недди.

203

Эти слова принадлежат герцогу де Лианкуру, они были ответом на вопрос Людовика XVI, узнавшего о восстании в Париже и взятии Бастилии: «Это бунт?» — «Нет, сир, это не бунт, это — революция».

204

Прудон, Пьер Жозеф (1809–1865) — французский философ и экономист, теоретик мелкобуржуазного социализма и анархизма.

205

Анахарсис Клоотс (Жан-Батист дю Валь-де-Грас, барон фон Клоотс, 1755–1794) — немецкий аристократ, с 1776 г. жил в Париже, принимал участие в работе над «Энциклопедией». С 1789 г. активный участник французской революции, именовал себя «оратором рода человеческого» и «гражданином человечества», был членом якобинского клуба, депутатом Конвента. В 1793 г. сблизился с гебертистами и принимал участие в дехристианизации Парижа и установлении Культа Разума. Был арестован, будучи обвиненным Робеспьером в иностранном заговоре. Приговорен к смерти и казнен вместе с другими гебертистами 24 марта 1794 г.

206

La tragedie de Spartacus. Cahiers Spartacus.

207

Восстание Спартака, по сути дела, реализует программу предшествовавших ему восстаний

208

Поскольку для меня бунтарский дух внутри христианства интереса не представляет, в

209

Равальяк, Дамьен — Равальяк — убийца Генриха IV (14 мая 1610 г.); Дамьен — покушался на жизнь Людовика XV в 1757 г. (возможно, покушения, гак такового, не было, слабый удар был нанесен перочинным ножом, дабы запугать короля). И Равальяк, и Дамьен были четвертованы.

210

Но принимали в этом участие и короли, постепенно навязывая церковной власти власть

211

Мишле, Жюль (1798–1874) — французский историк и писатель, автор многотомных «Истории Франции» и «Истории французской революции».

212

Kapл I настолько верил в божественное право королей, что не считал нужным быть

213

Боссюэ, Жак Бенинь (1627–1704) — французский богослов, епископ. Был воспитателем наследника престола, вел полемику с протестантами, с квиетизмом. В «Рассуждении о всеобщей истории» дал обзор истории человечества в духе провиденциализма: Бог непосредственно управляет судьбами народов. В политических сочинениях осуществлял богословское обоснование абсолютизма как наиболее разумной формы правления.

214

Савойский викарий — «Исповедание веры савойского викария» — текст Ж. Ж. Руссо, включенный в IV книгу романа «Эмиль»; представляет собой изложение религиозно-философских воззрений Руссо.

215

Дантон, Жорж Жак (1759–1794) — деятель Великой французской революции, один из вождей якобинцев.

216

Сент-Жюст, Луи Антуан де (1767–1794) — участник французской революции, член Комитета общественного спасения, ближайший сподвижник Робеспьера, организатор и теоретик террора. Был инициатором социально-экономических декретов о конфискации собственности эмигрантов и ее распределении, политических декретов против гебертистов и дантонистов. Был арестован и казнен вместе с Робеспьером. Его главное произведение «Республиканские учреждения» было опубликовано посмертно.

В основном социально-политическом трактате Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права» развивается учение, оказавшее значительное влияние на вождей якобинцев.

217

Разумеется, Руссо* этого не желал. Чтобы очертить границы этого анализа, следует

218

Ср. «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» «Начнем же с

219

Всякая идеология противоречит психологии.

220

Фоше. Клод (1744–1793) — архиепископ Буржа, принял активное участие во французской революции, был депутатом сначала Законодательного собрания, затем Конвента. Сторонник жирондистов, казнен во время якобинского террора.

221

Та же идиллия в России в 1905 г., когда Петербургский совет устраивает Демонстрацию

222

Верньо. Верны, Пьер Викторьен (1753–1793) — один из руководителей жирондистов в Законодательном собрании, затем в Конвенте. Был казнен вместе с другими вождями Жиронды.

223

Анахарсис Клоотс.

224

ли уж, во всяком случае, толкование, опережающее события. Произноси эту речь,

225

Ру, Жак (1752–1794) — французский революционер, член клуба кордельеров, отрекся от религиозного сана, проповедовал социально-экономическое равенство, руководитель «бешеных». Был арестован в сентябре 1793 г. и покончил с собой, узнав о приговоре революционного трибунала.

226

Брюсо, Жак Пьер (1754–1794) — французский политический деятель, журналист, один из руководителей жирондистов (которых иногда даже называли «бриссотенами»). Казнен во время террора.

227

Вандея, религиозная война дает ему дополнительные доводы.

228

Это будет бог Канта, Якоби и Фихте.

229

Vox populi, vox naturae — глас народа, глас природы (лат.).

230

Катан, Брут, Сцевола — французские революционеры постоянно обращались к образцовым персонажам римской республики. Катан, Марк Порций (95–46 до н. э.) — стоик, республиканец, покончивший с собой после поражения помпейянцев в Утике (отсюда «Катон Утический»). Брут, Марк Юний (85–42 до н. э.) — один из заговорщиков и убийц Цезаря во имя восстановления республики. После поражения в битве под Филиппами покончил с собой. Сцевола, Гай Муций — легендарный римский герой, отправившийся в лагерь этрусского царя Ларса Порсенны и сжегший в присутствии последнего на медленном огне свою руку, чтобы продемонстрировать, что среди римлян есть множество готовых к самопожертвованию юношей, способных убить царя ценою своей жизни. Общим для всех этих римских героев являются верность республике, готовность к тираноубийству и к собственной гибели во имя общего блага.

231

Монтескье, Шарль Луи (1689–1755) — французский философ, писатель, историк, видный представитель французского Просвещения.

232

Но природа, какой видишь ее у Бернардена де Сен-Пьера*, сама соответствует предустановленной добродетели. Природа также есть абстрактный принцип.

Бернарден де Сен-Пьер, Жак Анри (1737–1814) — французский писатель, развивал руссоистские идеи о жизни согласно природе и добродетели в романе «Поль и Виргиния» (1788). Является предшественником французского романтизма.

233

Марат, Жан-Поль (1743–1793) — французский публицист и политический деятель, один из вождей монтаньяров, «друг народа», был убит Шарлоттой Корде.

234

Бийо-Варенн. Ж. П. (1756–1819), Колло д’Эрбуа. Ж. М. (1750–1796) — члены Комитета общественного спасения, так называемые «левые термидорианцы», принимали участие в заговоре по свержению Робеспьера, но в связи с их многочисленными репрессивными деяниями во время террора были осуждены на ссылку в Гвиану.

235

Жорес, Жан (1859–1914) — французский политический деятель философ, историк. Один из лидеров французской социалистической партии, основатель газеты «Юманите», противник национализма и войн. Был убит националистом накануне 1-й мировой войны. Автор «Социалистической истории французской революции».

236

Речь идет об

Скачать:PDFTXT

Бунтующий человек Камю читать, Бунтующий человек Камю читать бесплатно, Бунтующий человек Камю читать онлайн