до уплаты налогов в США в 1980–2010 годах составляла около 5 % в год. См. техническое приложение.
452
Количество университетов, указанных в скобках в таблице 12.2, указывает целевые капиталы в 2010 году, однако, чтобы не искажать результаты, мы рассчитали доходность, ранжировав университеты в зависимости от целевого капитала по состоянию на начало каждого десятилетия. Подробные результаты приведены в техническом приложении; см. прежде всего таблицу S12.2.
453
Стоит отметить, что вложения в недвижимость могут приносить очень высокую доходность в том случае, если удается найти хорошие инвестиционные проекты в самых разных частях мира (на практике речь идет как о профессиональной и коммерческой недвижимости, тан и о жилой, зачастую в крупных масштабах).
454
Кроме того, это подтверждается тем фактом, что за эти 30 лет (1980–2010) в иерархии целевых капиталов университетов произошло мало перемен: в целом она осталась прежней.
455
Например, ежегодные финансовые отчеты Гарварда показывают, что целевой капитал приносил реальную доходность в размере 10 % в год в период между 1990 и 2010 годами, тогда как новые пожертвования, пополнявшие целевой капитал, в среднем составляли около 2 % в год. Этот общий реальный доход (доходность и пожертвования) в размере 12 % целевого капитала распределялся между средствами, направлявшимися в бюджет университета и равнявшимися 5 % целевого капитала, и теми, что капитализировались и составляли 7 % в год. Благодаря этому целевой капитал вырос с пяти миллиардов долларов в 1990 году до примерно 30 миллиардов в 2010 году, что позволило университету ежегодно потреблять ресурсы в объеме, в два с половиной раза превышавшем полученные пожертвования.
456
Тем не менее стоит подчеркнуть, что этот исторический эффект восстановления прибавляет к ежегодной доходности всего около одного пункта, что. учитывая приведенную здесь доходность, представляет собой довольно ограниченный показатель. См. техническое приложение.
457
Исполнительный комитет (англ.). — Примеч. пер.
458
Именно по этому критерию эффективного контроля составители рейтинга «Forbes» предпочитают, например, учитывать как личное состояние Билла Гейтса активы, размещенные в Bill & Melinda Gates Foundation. Факт сохранения контроля противоречит понятию бескорыстного пожертвования.
459
По словам Бернара Арно, основного акционера LVMH (мирового лидера на рынке предметов роскоши), цель бельгийского фонда, в котором он разместил свои акции, не благотворительная и не налоговая, а прежде всего наследственная. «Среди моих пяти детей и двух племянников найдется один, который будет способен продолжить дело», — уточняет он. Однако он опасается споров между ними. Разместив акции в фонде, он заставляет их голосовать «единым фронтом», что позволяет «обеспечить долговечность группы, если меня вдруг не станет и мои правомочные наследники не смогут договориться». См. «Le Monde» от 11 апреля 2013 года.
460
Работы Габриэль Фак и Камиль Ланде, посвященные изучению реформ такого рода в США и во Франции, особенно четко это показывают. См. техническое приложение.
461
Несовершенную попытку произвести расчет для Соединенных Штатов см. в техническом приложении.
462
См. пятую главу.
463
Такое неравенство было еще больше выражено в XIX веке, по крайней мере в городах и прежде всего в Париже, где большинство жилых домов вплоть до Первой мировой войны не дробились на индивидуальные квартиры (поэтому нужно было иметь средства на покупку целого здания).
464
См. пятую главу.
465
Заявленная средняя номинальная доходность в период с 1998 по 2012 год составляла всего 5 % в год. Тем не менее ее трудно сравнивать с показателями доходности, приведенными выше, с одной стороны, потому, что период 1998–2012 годов был менее благоприятным, чем периоды 1990–2010 или 1980–2010 годов (статистические данные по Норвежскому фонду, к сожалению, ведутся лишь с 1998 года), а с другой — потому, что относительно невысокая доходность отчасти объясняется удорожанием норвежской кроны.
466
Согласно последней переписи, проведенной в 2010 году, население Объединенных Арабских Эмиратов (чьей самой крупной составной частью является эмират Абу-Даби) едва достигает одного миллиона человек (и еще более семи миллионов иностранных рабочих). Население Кувейта сопоставимо с этой цифрой. В Катаре насчитывается около 300 тысяч граждан и 1,5 миллиона иностранцев. В Саудовской Аравии проживает около 10 миллионов иностранцев (вдобавок к коренному населению численностью около 20 миллионов человек).
467
См. техническое приложение
468
Следует также учесть нефинансовые государственные активы (общественные здания, школы, больницы и т. д… а также финансовые активы, формально не интегрированные в суверенные фонды) и вычесть государственные долги. В богатых странах чистое государственное имущество в настоящее время в среднем представляет менее 3 % от частного имущества (иногда оно отрицательно), поэтому особого значения оно не имеет. См. главы
3-5 и техническое приложение.
469
Если исключить недвижимость и некотируемые профессиональные активы, то в начале 2010-х годов финансовые активы в строгом смысле слова составляют от четверти до трети от мирового частного имущества, т. е. от одного до полутора лет мирового ВВП (а не четыре года). Таким образом, суверенные фонды равны 5 % мировых финансовых активов. Здесь мы подразумеваем очищенные от налогов финансовые активы, принадлежащие домохозяйствам или правительствам. Если учесть высокую степень взаимного участия между финансовыми и нефинансовыми компаниями как в отдельных странах, так и между странами, валовые финансовые активы окажутся намного выше: более трех лет мирового ВВП. См. техническое приложение.
470
Рента, обеспечиваемая природными ресурсами, уже превосходила отметку в 5 % мирового ВВП с середины 1970-х до середины 1980-х годов. См. техническое приложение.
471
Мы включили в гипотезу о долгосрочной норме сбережения в Китае (как и в других странах) как государственные, так и частные сбережения. Мы не можем предугадать, как будет складываться взаимодействие между государственной (прежде всего в виде суверенных фондов) и частной собственностью в Китае в ближайшие десятилетия.
472
По крайней мере прозрачный процесс превращения нефтяной ренты в диверсифицированную капиталистическую ренту обладает тем преимуществом, что иллюстрирует следующее обстоятельство: в истории капитал принимал самые разные формы — он был земельным, нефтяным, финансовым, профессиональным, недвижимым и т. д… однако, на самом деле это не изменило его глубинной логики или, по меньшей мере, изменило ее намного меньше, чем иногда принято считать.
473
В распределительных пенсионных системах взносы, вносимые экономически активными гражданами, не вкладываются, а напрямую используются для выплаты пенсий. Изложение этих вопросов см. в тринадцатой главе.
474
В данном случае речь может идти о сумме, равной от четверти до половины европейского и американского капитала (и даже больше — все зависит от гипотезы). См. техническое приложение.
475
Впрочем, расхождение, обусловленное наличием нефти, можно считать расхождением олигархического типа: именно благодаря тому, что нефтяная рента находится в руках небольшой группы людей, фонды нефтедобывающих стран могут обеспечить неограниченное и продолжительное накопление.
476
ВВП Европейского союза в 2012–2013 годах приближается к 15 триллионам евро, тогда как ВВП Китая по паритету покупательной способности составляет около 10 триллионов евро (и шесть триллионов по текущему обменному курсу, что может быть более точным, учитывая, что речь идет о международных финансовых активов). См. первую главу. Чистые зарубежные активы Китая быстро растут, но не настолько, чтобы их можно было сравнивать с объемом частного имущества в богатых странах. См. техническое приложение.
477
См.: Sotura A. Les etrangers font-ils monter les prix de I’immobilier? Estimation a partir de labase de la chambre des notaires de Paris, 1993–2008II EHESS et PSE. 2011.
478
См. прежде всего пятую главу, график 5.7.
479
На графике 12.6 в «богатые страны» включены Япония, страны Западной Европы и Соединенные Штаты. Если бы мы прибавили к ним Канаду и Океанию, практически ничего не изменилось бы. См. техническое приложение.
480
См. главы 3–5.
481
То есть около 7–8 % от общего объема чистых финансовых активов в мире (см. выше).
482
Дискуссию относительно максимальной оценки, проведенную Анри в 2012 году для «Тах Justice Network», и дискуссию 2010 года относительно промежуточной оценни между Паланом, Мерфи и Шаванё см. в техническом приложении.
483
Данные, отраженные на графике 12.6, позаимствованы из: Zucman G. The missing wealth of Nations: are Europe and the U. S. net debtors or net creditors? // Quarterly Journal of Economics. 2013.
484
Согласно расчету, проведенному Ройном и Валденстремом, принятие в расчет зарубежных активов (рассчитанных на основе несоответствий шведского платежного баланса) может привести к тому, что в некоторых гипотезах доля верхних центилей в Швеции сильно приблизится к уровню Соединенных Штатов (который, безусловно, также должен был бы быть пересмотрен в сторону повышения). См. техническое приложение.
485
Следуя традиции, мы включили в обязательные отчисления все налоги, сборы, социальные взносы, любые отчисления, которые каждый обязан платить для того, чтобы не оказаться вне закона. Различия между этими понятиями — прежде всего между налогами и взносами — не всегда ясны, и в любом случае они имеют разное значение в различных странах. Для проведения исторических и международных сравнений важно учитывать всю совокупность отчислений вне зависимости от того, уплачиваются ли они унитарному или федеральному государству, местным или региональным органам самоуправления или различным государственным ведомствам (кассам социального обеспечения и т. д.). Для упрощения изложения мы будем говорить о «налогах», однако, если это отдельно не уточняется, мы будем включать в них все обязательные отчисления.
См. техническое приложение.
486
Военные расходы обычно составляют минимум 2–3 % национального дохода и могут быть намного выше в особенно воинственно настроенных странах (более 4 % национального дохода в Соединенных Штатах в наши дни) или в странах, которые чувствуют угрозу своей безопасности и своим правам собственности (более 10 % национального дохода в Саудовской Аравии и в странах Залива).
487
Расходы на образование и здравоохранение, как правило, не превышали 1–2 % национального дохода в XIX веке. Историческая перспектива медленного развития социальных расходов с XVIII века и их ускорения в XX веке показана в: Lindert P. Growing Public. Social Spending and Economic Growth since the 18th century. Cambridge University Press, 2004.
488
Можно отметить, что объем обязательных отчислений здесь выражен в пропорции к национальному доходу (обычно равному примерно 90 % валового внутреннего продукта, которые остаются после вычета 10 %, соответствующих обесценению капитала), что мне кажется более обоснованным, поскольку обесценение ни для кого не является доходом (см. первую главу). Если выразить отчисления в пропорции к ВВП. то указанные доли будут на 10 % меньше (например, 45 % ВВП, а не 50 % национального дохода).
489
Расхождение в несколько пунктов между странами может быть обусловлено чисто статистической разницей. Расхождение в 5-10 пунктов отражает реальную существенную разницу в роли, которую играет государство в различных странах.
490
В Великобритании налоги сократились на несколько пунктов в 1980-е годы — в период тэтчеровского сокращения вмешательства государства в экономику, а затем выросли в 1990-2000-е годы, когда новые правительства стали вкладывать средства в развитие государственных услуг. Во Франции усиление государства продлилось несколько дольше, чем в других странах: его роль быстро возрастала в 1970-1980-е годы, а стабилизация началась скорее в 1985–1990 годах. См. техническое приложение.
491
Стремясь сосредоточиться на долгосрочных тенденциях, мы и на этом графике отобразили средние