к приватизации использования прогрессивного налога: за счет того, что платят состоятельные родители, оплачивается обучение их детей, а не других; очевидно, что это в их интересах, а не в интересах других студентов.
525
Income-contingents loans (займы, зависящие от доходов), практикующиеся в Австралии или в Великобритании, представляют собой займы студентам скромного происхождения, которые выплачиваются лишь тогда, когда студент достигает определенного уровня дохода. Это похоже на дополнение к подоходному налогу для небогатых студентов, тогда как самые состоятельные студенты получают дарения (как правила, не облагаемые налогом) от своих родителей.
526
См.: Boutmy Ё. Quelques idees sur la creation dune Faculte libre d’enseignement superieur. 1871. См. также: Favre P. Les sciences d’Stat entre determinisme et liberalisme. Emile Boutmy (1835–1906) et la creation de l’Eсоlе libre des sciences politiques // Revue frangaise de sociologie. 1981.
527
Анализ и защиту этой «мультисолидарной» модели см.: Masson A. Des liens et des transferts entre ge-nerations. Editions de I’EHESS, 2009.
528
См. десятую главу, графики 10.9-10.11.
529
Напомним, что после Второй мировой войны распределительная система была введена именно по причине этой волатильности: все те, кто в 1920-1930-е годы вкладывал свои пенсионные взносы в финансовые рынки, разорились, и никто не хотел повторять опыт обязательных накопительных пенсионных систем, которые были введены во многих странах до войны (например, законами 1910 и 1928 годов во Франции).
530
В значительной степени именно в этом заключалась реформа, проведенная в Швеции в 1990-е годы. Эту систему можно улучшить и применить в других странах. См., например: Bozio A., Piketty Т. Pour un nouveau systeme de retraite. Des comptes indlviduels de cotisations finances par repartition. Editions rue d’Ulm, 2008.
531
Впрочем, можно представить, что унифицированная пенсионная система будет предлагать в дополнение к распределительной системе гарантированную возможность получения доходности для небольших и средних сбережений. Как мы видели в предыдущей главе, зачастую самым скромным сбережениям трудно достичь средней доходности капитала (или хотя бы положительной доходности), В определенном смысле именно это обеспечивает (небольшая) накопительная доля в шведской системе.
532
Здесь мы в обобщенном виде излагаем основные результаты, полученные Ж. Каже и Л. Гаденном: Соgе J., Gadenne L. The fiscal cost of trade liberalization // Harvard et PSE. 2012 (см. прежде всего рис. 1).
533
Некоторые проблемы организации систем здравоохранения и образования, которые возникают сегодня в бедных странах, носят специфический характер и не могут решаться исходя из опыта сегодняшних развитых стран (здесь можно привести пример проблем, связанных с эпидемией СПИДа): в этом случае новые эксперименты, пусть даже рискованные, могут быть оправданы, См„например: Ваrпerjee А. Duflo E. Repenser la pauvrete. Seuil, 2012. Тем не менее, на мой взгляд, в целом экономика развития склонна пренебрегать реальным историческим опытом, что приводит к недооценке того факта, что трудно развивать эффективное социальное государство, имея смехотворные налоговые поступления. Одна из ключевых сложностей, разумеется, связана с колониальным прошлым (рискованные эксперименты представляют собой более нейтральное поле для действий).
534
См.: Qian N.. Piketty Т. Income Inequality and progressive income taxation in China and India: 1986–2015 // American Economic Journal: Applied Economics. 2009. Разница между двумя странами заключается в том, что среди китайской рабочей силы доля наемных работников выше. Исторический опыт показывает, что построение налогового и социального государства и развитие наемного труда идут рука об руку.
535
«Нет налогов без представительства» (англ.). — Примеч. пер.
536
За исключением предложений британского экономиста Калдора, к которым мы обратимся ниже, однако в его случае речь шла лишь о том, чтобы дополнить прогрессивный подоходный налог и налог на наследства и не допустить уклонения от их уплаты (а не о том, чтобы их заменить, как иногда думают).
537
Например, когда во Франции часть социальных взносов была расширена на все доходы (не только на зарплаты и доходы от труда не по найму, но и на доходы с капитала и на пенсии по возрасту), что привело к введению в 1990 году «общего социального взноса», то в международной статистике соответствующие поступления были классифицированы как подоходный налог.
538
Подушный налог (англ.). — Примеч. пер.
539
Poll tax. введенный в 1988 году (и отмененный в 1991 году), представлял собой местный налог, который взимался в равном размере с каждого взрослого, каким бы доходом или капиталом он ни располагал, в результате чего для самых богатых налог оказывался ниже в пропорции к их доходу или капиталу.
540
См.: Landais С., Piketty Т… Saez E. Pour une revolution fiscale. Un impot sur le revenu pour le XXIе siecle. Seuil, 2011. P. 48–53. См. танже www.revolution-fiscale.fr.
541
Прежде всего, в этом расчете не учитываются доходы, которые скрыты в офшорах (и которые, как мы видели в двенадцатой главе, весьма значительны), и предполагается, что некоторое количество «налоговых ниш» используется в равной пропорции на всех уровнях доходов и имущества (что. возможно, ведет к переоценке реального уровня налогообложения на вершине иерархии). Нужно подчеркнуть, что французская налоговая система чрезвычайно сложна и отличается множеством режимов освобождения от налогов и наслоением налоговых баз и способов взимания налогов (например. Франция — единственная развитая страна, которая не ввела удержания подоходного налога у источника выплаты, хотя социальные взносы и всеобщий социальный вклад удерживаются у источника с момента их введения). Эта сложность усугубляет регрессивность и угрожает внятности всей системы (то же касается и пенсий).
542
Учитываются лишь доходы с наследственного капитала (вместе с другими доходами с капитала), а не наследственный капитал сам по себе.
543
Например, во Франции средний уровень налогообложения наследств и дарений составляет всего 5 %: он достигает лишь 20 % для верхней центили в иерархии наследства. См. техническое приложение.
544
См. одиннадцатую главу, графики 11.9-11.11. и техническое приложение.
545
Например, вместо перехода от 40–45 % для 50 % самых бедных к 45–50 % для 40 % следующих можно было бы ограничить налоги в размере 30–35 % для первой группы, увеличив их до 50–55 % для второй.
546
Учитывая низкую межпоколенческую мобильность, это было бы еще более справедливым (с точки зрения критериев справедливости, изложенных в предыдущей главе). См. техническое приложение.
547
Законом от 15 июля 1914 года вводился всеобщий подоходный налог, который являлся прогрессивным налогом с совокупного дохода и стал предшественником нынешнего подоходного налога. Он был дополнен законом от 31 июля 1917 года, вводившим так называемые шедулярные налоги (которыми по отдельности облагалась различные категории, или шедули, доходов, такие как прибыль компаний или зарплаты) и ставшим предшественником современного налога на компании. Подробный рассказ о бурной истории подоходного налога во Франции с момента реформы 1914–1917 годов см.: Piketty Т. Les Hauts Revenus en France au XX’ siecle. P. 233–334.
548
Следует подчеркнуть, что прогрессивным налогом облагались прежде всего очень высокие доходы с капитала (которые, как все прекрасно понимали, преобладали в иерархии доходов) и что никому ни в одной стране в голову бы не пришло предоставлять им особое право на освобождение от налогов.
549
Например, многие работы, опубликованные американским экономистом Эдвином Селигманом в 1890–1910 годах и превозносившие достоинства прогрессивного подоходного налога, переводились на все языки и вызывали оживленные споры. Об этой эпохе и этих дебатах см.: Rosanvolton P. La Societe des egaux… P. 227–233. См. также: Delalande N. Les Batailles de I’impot. Consentement et resistances de 1789 a nos jours. Seuil, 2011.
550
Верхняя ставка, как правило, представляет собой «маржинальную» ставку в том смысле, что она применяется лишь по отношению к «марже», т. е. к той доле верхних доходов, которая превышает определенный порог. Верхняя ставка, как правило, затрагивает менее 1 % населения (иногда менее 0,1 %), и для формирования более полного представления о прогрессивности предпочтительнее исследовать реальную ставку, по которой уплачивают налог различные центили (и которая может быть заметно ниже). Тем не менее эволюция верхней ставки не становится от этого менее интересной, и речь по определению идет о верхнем пределе реальной ставки, по которой облагаются налогом самые богатые.
551
В ставках, указанных на графике 14.1, не учитывается введенное законом 1920 года увеличение налога на 25 % для холостых и бездетных налогоплательщиков, а также для женатых налогоплательщиков, «у которых по истечении двух лет брака не родилось детей» (при его учете верхняя ставка составила бы 62 % в 1920 году и 90 % в 1925 году). Эта интересная мера, свидетельствующая о сильной травме, которой стала для французского общества проблема низкой рождаемости, а также о безграничной фантазии, с которой законодатели выражали страхи и надежды страны, в период с 1939 по 1944 год превратилась в «сбор семейной компенсации» и была продлена в 1945–1951 годах в рамках системы семейного коэффициента (женатые бездетные пары, обычно имевшие два пункта, получали лишь 1,5, если у них не рождалось детей «по истечении трех лет брака»; отметим, что Конституционное собрание 1945 года продлило на один год отсрочку, введенную в 1920 году Национальным блоком). См.: Piketty Т. Les Hauts Revenus en France au XX’ siecle. P. 233–334.
552
Прогрессивный налог на совокупный доход также применялся в течение недолгого времени в Великобритании в эпоху наполеоновских войн и в Соединенных Штатах в ходе Гражданской войны, однако в обоих случаях он был отменен вскоре после окончания конфликта.
553
См.: TouzeryM. L’lnvention de I’impot sur le revenu. La taille tarifee 1715–1789. Comite pour I’histoire Economique et financiere, 1994.
554
Налогообложение торговых активов и профессиональной собственности принимало форму оплаты патентов. О системе «четырех старух» (четырех прямых налогов, которые наряду с пошлиной на наследство служили основой налоговой системы, созданной в 1791–1792 годах) см.: Piketty Т. Les Hauts Revenus en France au XXе siecle. P. 234–239.
555
Одна из многочисленных парламентских комиссий XIX века, которая высказалась против прогрессивного налога на наследство, так сформулировала свою точку зрения: «Когда сын наследует отцу, то происходит не просто передача собственности; это лишь продолжение ее использования, как говорили авторы Гражданского кодекса. Если бы эта доктрина была расширена в абсолютном смысле, она бы исключала любой налог на наследство по прямой линии; по меньшей мере она требует крайней умеренности в установлении сборов». Ibid. Р. 245.
556
Профессор Свободной школы политических наук, а затем Коллеж де Франс с 1880 по 1916 год, восторженный глашатай колониализма среди либеральных экономистов своего времени, Леруа-Болье также был директором «Французского экономиста» — влиятельного журнала, сравнимого с «The Economist» в наши дни. особенно в том, что касается его способности безгранично и зачастую бездумно защищать интересы власть имущих.
557
Например, он с удовлетворением отмечает, что во Франции число бедняков, получавших пособие, выросло всего на 40 % с 1837 пo 1860 год. тогда как число благотворительных бюро почти удвоилось. Помимо того, что нужно быть большим оптимистом для того, чтобы на основании этих цифр делать вывод о том, что реальное