состояние 3000 членов Всекитайского собрания (таких оценок не имеется). Кроме того, представляется, что членство во Всекитайском народном собрании эти миллиардеры воспринимают скорее как почетную функцию (а не как законодательную работу). Возможно, было бы правильнее их сравнивать с 70 самыми богатыми спонсорами американской политической сцены.
639
См.: Qian А/, Piketty Т. Income inequality and progressive income taxation in China and India: 1986–2015.
640
Об очень долгосрочной перспективе, в рамках которой раздробленность Европы на протяжении длительного времени была преимуществом (конкуренция между государствами стимулировала инновации, особенно в области военных технологий), а затем стала недостатком по сравнению с Китаем, см.: Rosenthal J.-L., Wong R. В. Before and Beyond Divergence. The Politics of Economic Change in China and Europe. Harvard University Press. 2011.
641
См. техническое приложение.
642
С 2000 по 2010 год масштабы постоянной иммиграции (выраженные в процентах к населению принимающей страны) достигали 0,6–0,7 % в год в большинстве европейских стран (в Италии, Испании, Швеции, Великобритании) по сравнению с 0,4 % в Соединенных Штатах и с 0,2–0,3 % во Франции и в Германии. См. техническое приложение. С началом кризиса некоторые потоки стали меняться, особенно между Южной Европой и Германией. Если рассматривать Европу в целом, в 2000–2010 годах постоянная иммиграция была довольно близка к североамериканскому уровню. Однако рождаемость в Северной Америке остается намного выше.
643
См. прежде всего вторую часть, третью главу, таблицу 3.1.
644
Добавим к этому, что если учесть активы, принадлежащие европейским домохозяйствам и размещенные в офшорах, то реальные имущественные позиции Европы по отношению к остальному миру станут заметно положительными: европейские домохозяйства владеют эквивалентом того, чем можно владеть в Европе, и частью остального мира. См. третью часть, двенадцатую главу, график 12.6.
645
А также сумма, полученная от продажи государственных финансовых активов (однако последние не так велики по сравнению с нефинансовыми активами). См. главы 3–5 и техническое приложение.
646
Сокращение бремени процентов по долгу позволило бы отчасти сократить налоги и от части осуществить новые вложения, особенно в образование (см. ниже).
647
Для полного соответствия следует обложить состояния налогом в зависимости от места размещения недвижимых и финансовых активов (в том числе облигаций государственного долга, размещенных в Европе), а не только в зависимости от местожительства их владельцев. К этому аспекту мы вернемся ниже.
648
Ниже мы вернемся к вопросу об оптимальном уровне государственной задолженности, который не может быть решен отдельно от вопроса накопления государственного и частного капитала.
649
Можно смоделировать и другие шкалы, используя таблицу S15.1 (доступна онлайн).
650
См. десятую главу.
651
О «выкупном фонде» см.: German Council of Economic Experts, Annual Report 2011 (ноябрь 2011 года); The European Redemption Pact. Questions and Answers (январь 2012 года). Технически обе идеи прекрасно могут друг с другом сочетаться. Тем не менее с политической и символической точни зрения понятие «выкупа» (которое ассоциируется с длительным страданием, выпадающим на долю всего населения), возможно, плохо сочетается с понятием прогрессивного налога на капитал, и термин «выкуп» звучит не лучшим образом. Во французском языке слово «выкуп» («redemption») означает также искупление. Коннотации, связанные со страданием, отражают эту двойственность значения, которая отсутствует при употреблении русского слова «выкуп». — Примеч. пер.
652
Помимо последствий инфляции, значительная часть немецких долгов была просто аннулирована союзниками по завершении Второй мировой войны (или, точнее, уплата по ним была отложена до будущего объединения Германии и так и не была осуществлена). По расчетам немецкого историка Альбрехта Ритшля, при их рекапитализации по разумной ставке суммы получаются весьма внушительные. Часть этих долгов представляют собой оккупационные расходы, взимавшиеся с Греции во время немецкой оккупации, что приводит к бесконечным и, в значительной степени неразрешимым спорам. Это еще больше осложняет сегодня применение чистой логики бюджетной экономии и выплату долгов. Об этих вопросах см.: Ritschl A. Does Germany owe Greece a debt? The European debt crisis in historical perspective // LSE. 2012.
653
При росте ВВП на 2 % в год и долга на 1 % в год (если исходить из предположения, что общий долг более или менее равен ВВП) долг, выраженный в процентах к ВВП, уменьшается примерно на 1 % в год.
654
Описанный выше сбор с капитала, взимаемый единовременно или в течение 10 лет, представляет собой форму первичного профицита, направляемого на сокращение долга. Разница заключается в том, что речь идет о новом ресурсе, который выплачивает не большинство населения и который не отягощает остальную часть государственного бюджета. На практике различные решения (налог с капитала, инфляция, бюджетная экономия) связаны между собой. Все зависит от пропорций и от того, как бремя бюджетной экономии распределяется между различными социальными группами. Налог на капитал возлагает его на владельцев крупных состояний, тогда как бюджетная экономия чаще всего преследует цель их пощадить.
655
Конечно, финансовые сбережения 1920-1930-х годов были в значительной степени уничтожены крахом биржевых рынков. Тем не менее инфляция 1945–1948 годов стала дополнительным потрясением. Ответом на нее стали минимум по старости (введенный в 1956 году) и развитие распределительных пенсионных систем (созданных в 1945 году, но начавших действовать в полную силу значительно позднее).
656
Существуют теоретические модели, основанные на этой идее. См. техническое приложение.
657
См. прежде всего результаты, изложенные в двенадцатой главе.
658
То же самое произошло бы в случае возвращения к национальным валютам. Всегда можно сократить государственный долг, прибегнув к печатному станку и к инфляции, однако распределительные последствия такого процесса контролировать трудно как при использовании евро, так и при использовании франка, марки или лиры.
659
Часто приводят исторический пример легкой дефляции (снижения цен и зарплат), которая имела место в промышленных странах в конце XIX века. В целом дефляция очень плохо воспринимается и производителями, и наемными работниками, которые ожидают снижения прочих цен и зарплат для того, чтобы смириться со снижением цен и зарплат, непосредственно их затрагивающих, что приводит к большой инерции, иногда называемой «номинальной жесткостью». Самый серьезный аргумент в пользу слабой, но положительной инфляции (обычно 2 %) заключается в том, что при таких ее показателях проще производить корректировку относительных зарплат и цен, чем при нулевой или отрицательной инфляции.
660
Классическая теория упадка Испании, разумеется, ставит под сомнения преимущества, обеспечиваемые золотом.
661
См.: Friedman М… Schwartz A. J. A Monetary History of the United States, 1857–1960. Princeton University Press, 1963.
662
Важно отметить, что «печатного станка» в чистом виде не существует в следующем смысле. Когда центральный банк создает деньги с тем. чтобы одолжить их своему правительству, это всегда облекается в форму займа (который фиксируется в счетах центрального банка, в том числе и в самые хаотичные периоды, как, например, во Франции в 1944–1948 годах), а не в форму дарения. Все зависит от того, что будет происходить далее: если создание денежной массы приводит к высокой инфляции, то оно может вызвать очень сильное перераспределение (например, реальная стоимость государственного долга может сократиться до минимума в ущерб частным номинальным активам). В свою очередь, общее воздействие на национальный доход и на национальный доход зависит от общего влияния этой политики на экономическую активность страны. Оно может быть положительным или отрицательным, так же как и займы, предоставляемые частным экономическим агентам. Центральные банки перераспределяют денежный капитал; однако они не имеют возможностей немедленно создавать новое богатство.
663
Напротив, процентные ставни для стран, ноторые считаются менее надежными, достигли чрезвычайно высокого уровня в 2011–2012 годах (6–7 % для Италии и Испании и даже 15 % для Греции). Это свидетельствует в первую очередь о нервозности инвесторов и их неуверенности относительно ближайшего будущего.
664
Совокупность валовых активов и пассивов еще выше — она достигает 10–20 лет ВВП в большинстве развитых стран (см. пятую главу). А значит, центральные банки богатых стран в настоящее время владеют лишь несколькими процентами финансовых активов и пассивов. Балансы различных центральных банков доступны онлайн каждую неделю или каждый месяц. В подробностях известны категории активов и пассивов (но не на уровне каждой компании или страны, которым были одолжены деньги). На банкноты и монеты приходится очень малая часть баланса (как правило, всего 2 % ВВП), а основная масса представляет собой лишь чистый документооборот, равно как и в случае банковских счетов домохозяйств, компаний и правительств. В прошлом баланс центральных банков иногда достигал 90-100 % ВВП (например, во Франции в 1944–1945 годах, после чего этот баланс был в значительной степени размыт инфляцией). Летом 2013 года баланс Банка Японии приближается к 40 % ВВП. Исторические данные по балансам основных центральных банков см. в техническом приложении. Изучение этих балансов поучительно и позволяет констатировать, что они еще далеки от максимального уровня, достигнутого в прошлом. Впрочем, инфляция зависит от многих других сил и особенно от международной конкуренции в ценах и зарплатах, которая в настоящее время удерживает их на низком уровне и толкает вверх цену активов.
665
Как мы уже отмечали в предыдущей главе, дискуссии вокруг возможных изменений в европейских нормативах, касающихся автоматической передачи банковской информации, в 2013 году только начались и еще очень далеки от завершения.
666
Тан, для применения прогрессивной шкалы необходимо собрать информацию обо всех активах, принадлежащих одному и тому же лицу и размещенных на разных счетах в различных банках (в идеале на Кипре и во всем Европейском союзе). Преимущество слабопрогрессивного налога состоит в том. что его можно было применить на уровне каждого отдельно взятого банка.
667
Например, согласно уставу Банка Франции, 200 крупнейших акционеров играли ключевую роль в его руководстве с 1803 по 1936 год и определяли монетарную политику страны. Эта роль была поставлена под вопрос Народным фронтом (после его прихода к власти управляющие и их заместители, назначаемые правительством, больше не должны были быть акционерами), а в 1945 году Банк был полностью и окончательно национализирован. С этого момента в Банке Франции больше нет частных акционеров и он является чисто государственным учреждением, как и большинство центральных банков в мире.
668
Одним из ключевых моментов греческого кризиса стало заявление ЕЦБ в декабре 2009 года о том. что он больше не будет принимать гречесние облигации в качестве гарантии в том случае, если кредитные агентства понизят рейтинг Греции (хотя в его уставе не было положений, которые бы его обязывали действовать подобным образом).
669
Другое ограничение «выкупного фонда», носящее более технический характер, заключается в том, что, учитывая масштаб переноса сроков погашения долга (roll over) — срок погашения значительной части долга истекает за несколько лет и должен регулярно переноситься, особенно в Италии, — лимит в 60 % ВВП будет достигнут через несколько лет: тогда объединять придется все государственные долги.
670
В таком парламенте могло бы заседать примерно по 50 представителей от каждой крупной страны зоны евро, в пропорциональном соотношении к населению. Его членами могли бы становиться депутаты, состоящие в комитетах