Скачать:TXTPDF
От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов

и не теряя своего царственного достоинства… Феодализм был полным распадением общества, к которому привела долгая борьба между римскими идеями и невежеством германцев, между наукой об общественном порядке и диким инстинктом беспорядочной свободы… Свободные привычки германского воина обнаруживались и в феодальном сеньёре, который не мог выносить никакого господства над собой… Феодальное общество — это ещё германская дружина, но уже размещённая в громадных замках…»

В наше время рыцарь (от немецкого Ritter — наездник) представляется человеком, исполненным благородства. Немецкие рыцари были грубыми и дикими. Это не были искатели необыкновенных приключений, для них война была доходной статьёй. Во взаимных набегах рыцари грабили всё, но убивали только бедняков, а богатых щадили, желая получить за них выкуп. Как писали в «Очерках всеобщей истории» (ч. I, М., 1900), «порой взятие в плен не только воинов, но просто проезжих обращалось в доходный промысел; он особенно развился в Германии (Raubritter — рыцарь-разбойник)».

Распавшуюся империю Карла Великого восстановил Оттон I, назвав её «Священной Римской империей германской нации». Следующая династия швабских герцогов Гогенштауфенов видела в монархии «первый шаг к мировому господству», а ведь это первая половина XII века! (Впрочем, римские папы заявили претензию на мировое господство ещё раньше.)

Огромное влияние на мировоззрение немцев оказал Мартин Лютер, основоположник протестантизма, этого религиозного индивидуализма. Но, с другой стороны, и сам Лютер (равно как и основанный им протестантизм) явился продуктом Северного Возрождения, т. е. перехода исторической инициативы от народов Средиземноморья к народам Северной и Западной Европы.

Со временем Франция, Испания и другие бывшие европейские феодальные страны романской языковой группы (за исключением Италии, и то потому, что она долго находилась под германским и австрийским владычеством) превратились в централизованные государства. А феодальные страны Германской языковой группы развивались иначе. Англия, наоборот, пошла путём от деспотического централизма к децентрализации. А Германия на протяжении почти полутора тысяч лет — от падения Западной Римской империи до конца XIX века — практически не существовала как единое государство. Она представляла собой множество «независимых государств» (в большинстве карликовых), и ни в одной из бесчисленных войн, протекавших на её территории, они не выступали на одной стороне. Вот что такое германский дух, каким его сформировала история.

Положение стало меняться, когда на востоке Германии в XIII веке появились духовно-рыцарские ордена (Меченосцев, Тевтонский, Ливонский), нацеленные на захват земель в Прибалтике. После их поражения на землях бывших орденов было образовано светское герцогство Пруссия.

Это государство переняло орденские традиции, что придало ему новый лик спартанского военного государства. Главным его сословием стало юнкерство, гораздо более грубое и жестокое, чем дворянство западной Германии. В Пруссии воцарились железная дисциплина и беспрекословное подчинение низших высшим. Пруссия возглавила движение за образование единого немецкого государства и, разгромив главного конкурента — Австрию, в 1870 году, объединив вокруг себя все германские государства, разгромила Францию и встала во главе образовавшейся Германской империи. Так поздно образовавшееся единое германское государство было перевоспитано пруссаками, и прежде всегда присущая германцам анархия сменилась строгим порядком.

Чтобы не возвращаться более к истории, отмечу, что кроме франков, отличавшихся особенной свирепостью, среди германцев были племена совсем уж «отморозков» — «скандинавские берзеркеры или викинги», одержимые неистовой страстью убийства и разрушения. В период с конца VIII до середины XI века они для многих стран Западной и Восточной Европы настоящим «бичом Божиим» (как тогда говорили). Этих жителей Скандинавии, создававших дружины морских разбойников для грабежа, на Руси называли варягами, в Западной Европе норманнами. В IX веке они захватили северо-восточную Англию, в Х веке — северную Францию, где основали герцогство Нормандию. Они опустошали и прибрежные страны Средиземноморья. Викинги достигали и севера Америки, основали колонии в Исландии и Гренландии.

Страна, подвергшаяся нападению викингов, надолго обращалась в пустыню. Разбойники не щадили никого, убивали не только воинов, но и женщин, стариков и детей, захватывали скот в качестве продовольствия во время своих длительных морских походов, а если не могли увезти его с собой, то резали и бросали на растерзание хищным зверям, дома жгли. И двигала ими жажда обладания сокровищами.

Однако они вовсе не были скопидомами, которые накапливали бы денежки и пускали их в рост или в оборот. Нет, богатство, добываемое таким трудом, с опасностью для жизни, так же легко и тратилось. Вождь, собиравший дружину, по возвращении из похода щедро разбрасывал добытое золото, чтобы привлечь к себе новых сподвижников.

В викинге ценились не богатство и не предпринимательские качества, а храбрость и щедрость. Главным для викинга была, как свидетельствует памятник средневекового скандинавского эпоса «Древняя Эдда», слава и красивая смерть, чтобы потомки помнили его и восхищались им. Викинг станет образцом героя для многих поколений германцев.

Но и в европейской философии наиболее яркими представителями индивидуалистического и силового начала были немцы.

В 1807 году, после поражения, понесённого германскими государствами в войне с Наполеоном, философ Фихте произнёс свои «Речи к немецкой нации», в которых назвал романские народы и, в частности, французов нациями, находящиеся в упадке, и предсказал грядущее торжество германцев. Для этого должна была появиться германская элита, свободная от обычной морали.

Продолживший эту линию Гегель назвал прусскую монархию высшим проявлением «мирового духа», а первой обязанностью гражданина — стремление стать членом государства. Он (как и философ Трейчке) считал войну высочайшим проявлением человеческой личности. Из других философов особенно повлияли на немецкую идеологию Шопенгауэр и Ницше. У Ницше нацисты взяли его анархическую критику культуры, эстетический имморализм (чего стоит одно лишь название его работы «По ту сторону добра и зла») и миф о «сверхчеловеке», то есть индивидуалистический культ сильной личности (не менее показательно и название другой его работы — «Воля к власти»). Его романтический идеал «человека будущего» будет переосмыслен Гитлером в человеконенавистническом ключе и положен в основу идеологии нацистского общества.

Существенно повлиял на мировосприятие немцев также Вагнер — не только как композитор (его оперы, основанные на мифологических сюжетах из эпоса древних германцев, фюрер посещал десятки раз), но и как мыслитель.

Воспевание арийцев как будущих господ мира было сутью творений создателей двух расовых теорий — француза Гобино и англичанина Чемберлена.

Так что нацизм Гитлера возник не на пустом месте, он стал продолжением основного стержня германской (а во многом — общеевропейской) мысли и немецкой истории.

Любопытно сопоставить восприятие русских немцами и немцев русскими.

В духовном плане немцы и русские скорее отталкивались друг от друга. Со времён Петра I и особенно Анны Ивановны немцы выступали в России в роли колонистов и жестоких администраторов. Для немцев-обывателей, то есть для большинства нации, как бы тщательно они это ни скрывали, русские — это грязные свиньи, «руссише швайне». А для русских немцы — упрямые, глупые, туповатые педанты. (Вообще в мире, где популярны французский, британский и итальянский стили, в меньшей — американский и «а ля рюс», никто не хочет походить на немцев, и немцы это знают и остро переживают.) Но выражение «немцычукчи Европы», встретившееся мне в Интернете, по-моему, обиднее для чукчей, чем для немцев.

Крах империи

Первая мировая война закончилась для Германии неожиданно. Восстание матросов в Киле положило начало революции в стране, и 9 ноября в Берлине была свергнута монархия. Рейхсканцлером стал лидер Социал-демократической партии Фридрих Эберт, а на следующий день он был избран одним из председателей созданного Временного правительства — Совета народных уполномоченных (другим председателем был Филипп Шейдеман, тоже член руководства СДПГ, ставший в феврале — июне главой правительства Германии). Германия была объявлена республикой, были созданы Советы. Уже 11 ноября было заключено Компьенское перемирие между Германией и Антантой. Правительство, состоявшее в основном из социал-демократов, отменило введённое в январе осадное положение, объявило амнистию политическим заключённым, ввело 8-часовой рабочий день. Но одновременно Эберт заключил тайное соглашение с генералитетом о вводе в Берлин войск для подавления выступлений рабочих. 15 января были убиты основатели Коммунистической партии Германии Карл Либкнехт и Роза Люксембург.

Версальское унижение и крах либеральной демократии

Когда в Германии разразилась ноябрьская революция 1918 года, положившая конец монархии, немецкая армия стояла на территории Франции, Бельгии, Голландии и России. Поэтому экономика Германии от войны мало пострадала. И немецкие военные, вынужденные пойти на капитуляцию, расценивали революцию, во главе которой стояли социал-демократы и коммунисты, как «удар ножом в спину».

Державы-победительницы навязали Германии тяжёлый и унизительный мирный договор, на обсуждение условий которого немецких представителей даже не пригласили. Германия лишилась не только заморских колоний, но и части собственной территории — Судетской области, Эльзаса и Лотарингии. Германию обязали выплатить громадные репарации, причём деньги для этого частично давали США; чем больше выплачивали немцы репарации, тем больше росли их внешний долг и финансовая зависимость от Америки. Германию лишили права иметь современную армию: общая численность рейхсвера не должна была превышать 100 тысяч человек, ему запрещалось иметь военно-морской флот, авиацию и танки и даже офицерский корпус. Рейнская область была объявлена демилитаризированной.

К чувству национального унижения добавилась экономическая разруха. Инфляция в Германии в 20-е годы поставила, кажется, рекорд в мировой истории. Цены росли на 10 процентов в час и за три года повысились в триллион раз, а величина денежной массы составила 496 квинтиллионов марок (квинтиллион — это единица с 18 нулями или триллион триллионов)! Деньги почти всего населения превратились в труху. Миллионы немцев узнали, что такое голод. А в ресторанах Берлина кутили богатые, культурная жизнь била ключом, прежний провинциальный город стал в ряд мировых столиц. Как складывалась жизнь разных слоёв немецкого общества, можно представить, читая, например, романы Ремарка.

Веймарская республика не стала новой эпохой в истории Германии, как этого ожидали страны-победительницы, это было ублюдочное государственное образование.

В этой обстановке и вышел на политическую арену Адольф Гитлер.

Обитатель ночлежек становится фюрером

Адольф Гитлер родился в Австро-Венгрии, в пригороде Браунау на Инне 20 апреля 1889 года. В детстве он был бойким, живым и способным мальчиком, но упрямым и не привыкшим к упорядоченному труду. В школе он учился на тройки, и его дважды оставляли на второй год, так что в конце концов ему пришлось уйти из неё.

Желая непременно стать чем-то «более высоким», гением, Гитлер решает учиться на художника, переезжает в Вену, но не выдерживает испытаний по пробному рисунку и даже не допускается до вступительных экзаменов. Получая деньги от матери и живя как человек «не от мира сего», он всё же много и беспорядочно читает, рисует, набрасывает проекты переустройства городов, посещает оперу. В эти годы у него зарождается ненависть к евреям, занимавшим видное место в жизни империи, особенно в финансах и в культуре.

Когда кончились деньги, полученные в наследство от умершей матери, Гитлеру приходится зарабатывать на жизнь, раскрашивая открытки,

Скачать:TXTPDF

От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать, От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать бесплатно, От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать онлайн