Скачать:TXTPDF
От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов

год в КНДР выпускается более 50 художественных и примерно 150 документальных фильмов.

Не было в КНДР и гонений на священнослужителей. Ким Ир Сен однажды беседовал в храме со священником. Увидев на рясе священника значок со своим изображением, какие носили тогда почти все жители КНДР, вождь сказал: «Снимите этот значок, в храме надо служить одному Богу».

В Корее нет воровства, нет и мелких преступлений, а потому нет и тюрем. Людей там не наказывают, а воспитывают с детства. (Но, как пишут на Западе, жителей КНДР, пытавшихся бежать за границу, но задержанных пограничниками или выданных властями других стран, помещают в трудовые лагеря с очень строгими порядками.)

Во многих отношениях в КНДР пошли даже дальше СССР по пути установления строя социальной справедливости. (В.Е.Хруцкий, книга которого о Южной Корее будет разобрана ниже, считает, что «Северная Корея предпочла идеологию экономическим реалиям, причём в крайне экстремистском виде» в сравнении с СССР и даже с Китаем.)

Ещё при Брежневе Кремль пережил шок, узнав, что Ким Ир Сен отменил все налоги с заработной платы. Наконец-то на планете появилось государство, где перестали ежемесячно рэкетировать своих сограждан, отбирая кровно заработанное. Говорят, советский премьер А.Н.Косыгин дал задание Госплану СССР посчитать, во что обойдётся Советскому Союзу, если он последует примеру КНДР. Ответ был краток: «А на что тогда содержать ораву чиновников?» А для стран капитализма отмена налогов вообще немыслима.

Уже при Андропове в СССР узнали о программе жилья в КНДР. Она предусматривала строительство квартир площадью 150–200 квадратных метров, изготовление более 30 видов мебели. Есть возможность из такой городской квартиры пройти до ближайшего рисового поля, чтобы, поработав там день, приобщиться к энергии подвижничества. В сёлах строились преимущественно двухэтажные коттеджи. Новый советский генсек, получив соответствующие материалы, приказал: «Никому их не показывайте, иначе пожнём бурю. Этого не может быть». А сотрудников посольства, подтвердивших наличие такой программы, отозвали из КНДР.

Знал об этих мерах руководства КНДР и заступивший место Андропова К.У.Черненко, как бы олицетворявший своей немощью немощь выродившейся советской системы.

Действительно, в КНДР государство предоставляет гражданам жильё бесплатно, они платят лишь за воду, тепло и электроэнергию, и плата эта невелика.

КНДР — гористая страна, площадь обрабатываемых земель в ней составляет всего 2 миллиона гектаров (на 22 миллиона человек населения), к тому же регион находится в зоне частых тайфунов и других стихийных бедствий. Здесь не просто обеспечить всех жителей в достатке продовольствием. Поэтому государство до недавнего времени бесплатно обеспечивало рабочих варёным рисом и стремилось обеспечить справедливое распределение других жизненно необходимых продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости.

Словом, многих россиян, побывавших в КНДР, различные стороны жизни этой страны восхищали, особенно на фоне того, что творится ныне у нас.

Кто же был вдохновителем и творцом такой необычной государственности?

Когда вождь и народ едины…

Народ Северной Кореи связывал достижения своей страны с именем своего вождя Ким Ир Сена (1912–1994). В Большом энциклопедическом словаре, вышедшем в либеральной России (М. — СПб., 2004) о нём, в частности, сказано: «В условиях однопарт. режима в КНДР К.И.С. почитается как создатель (на основе его идей «чучхе» — самобытность) об-ва, называемого «рай на земле» («социализм корейского типа»)».

Ким Ир Сен вступил на путь революции и антияпонской борьбы ещё в юности. В 1925 году была создана Коммунистическая партия Кореи. А в 1926 году Ким Ир Сен создал «Союз свержения империализма». Он прошёл через увлечение марксизмом, но рано почувствовал прозападный характер марксовой идеи, отторжение её на корейской почве. Внешне привлекательное учение о счастливой жизни пролетариата, к сожалению, не давало ответа на вопрос: каким образом, опираясь лишь на пролетариат, можно добиться национальной независимости? Ибо только опора на собственные силы и самостоятельность была выходом. И почему счастье лишь удел пролетариата? Неужели другие классы не нуждаются в сострадании?

Марксизм «выкрикивал» теорию классовой революции: национально-освободительное движение, похоже, было вне его интересов.

Не согласен был Ким Ир Сен и с тем, что главными участниками антияпонской борьбы будут марксисты, а не простой народ. Он считал: по Марксу получалось, что осуществление вековой мечты корейского народа о свободе зависело от того, как скоро подхватят японские пролетарии пламя революционной борьбы. Разве могли корейцы спокойно ждать этого момента?

Марксизм не отвечал конкретным условиям корейской революции. Но и в среде революционеров не было единства. Крайние левые рассчитывали лишь на крестьянскую бедноту. А люди думали о них: «шушукается какая-то кучка заговорщиков, а всех остальных хотят отстранить от борьбы. Это и есть коммунизм

Ким Ир Сен был убеждён: главное — не классовое происхождение человека, а его ненависть к японским империалистам. И он призвал под знамя антияпонской борьбы всех, кто хочет видеть родину свободной: «У кого силы — отдавайте силы, у кого знания — отдавайте знания, у кого деньги — помогайте деньгами». И на этот призыв откликнулись не только крестьяне, но и интеллигенты, и даже некоторые помещики и капиталисты.

И впоследствии, в уже разделённой Корее, Ким Ир Сен учил:

«Север и Юг должны думать об объединении, ставя интересы нации на первое место. Классы, идеологии существуют при наличии нации. Коммунизм, национализм, вера в Бога — бессильны, когда нет нации.

Не следует уповать на другие учения, если в них нет заботы о своём народе. Если у нас есть национальная идея, то наша задачаобъединить всех патриотов в единую силу».

Северная Корея проявляла самостоятельность даже, казалось бы, в мелочах. Она назвалась не Народной Республикой, как большинство стран бывшего социалистического лагеря (Болгария, Венгрия, Польша, Монголия, Китай). И не Социалистической (как Румыния, Югославия и Вьетнам). И не Социалистической Народной (как Албания). И не Демократической (как ГДР), а Народно-Демократической. Её правящая партия, признавая на словах марксизм-ленинизм основой своей идеологии, называла себя не Коммунистической, не Социалистической Рабочей, а Трудовой.

В ту пору такая самодеятельность в идеологии в международном коммунистическом движении не поощрялась, и удивительно, что Ким Ир Сен не был отстранён от руководства страной. Возможно, его спасло то, что КНДР оказалась именно между КНР и СССР, ставшими со временем соперниками, и он и дальше позволял себе немало вольностей в толковании ряда принципов марксизма.

Горбачёв, добившийся смены первых руководителей почти всех социалистических стран, до Ким Ир Сена не добрался. Ким Ир Сен ещё раньше понял: Кремль после смерти Сталина стал обителью людей с нечистой совестью.

Ким Ир Сен открыто против идеи коммунизма не выступал, он даже идеи чучхе преподносил как творческое развитие марксизма-ленинизма. Но когда его противники говорили, что в КНДР кимирсенизм подменил собой марксизм-ленинизм, в этом была большая доля правды.

Вся история КНДР неразрывно связана с идеями и деяниями её первого вождя.

В народе его почитали как сына Неба, солнце нации, душу и сердце Великого Освобождения.

После смерти Ким Ир Сена его пост занял сын Ким Чен Ир.

В своей книге «Об идеях чучхе» (М., 1993) Ким Чен Ир писал:

«Ким Ир Сен положил начало новой полосе исторического развития человечества — чучхейской эпохе… История развития человеческого общества является историей борьбы народных масс в защиту и за осуществление своей самостоятельности».

Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима. Однако бессильна та нация, у которой эти черты отсутствуют. «Чтобы обеспечить независимость в политике, нужно установить народную власть». Нация должна также иметь собственную руководящую идею.

Самостоятельность в экономике должна обеспечиваться за счёт внутренних ресурсов страны и силами самого народа. Необходимо обладать современной техникой и собственными кадрами, своей сырьевой и энергетической базой. Но не следует закрывать и двери перед другими социалистическими странами.

Однако отношение к опыту других стран должно быть критическим. Нужно брать из него полезное и отбрасывать ненужное.

Для построения социализма и коммунизма необходимы чучхеизация и модернизация народного хозяйства и перевод его на научную основу. Всё это доступно лишь высокообразованному и духовно развитому народу, а потому в КНДР принят курс на интеллигентизирование всего общества, на воспитание всесторонне развитого человека коммунистического склада.

Ким Чен Ир раскрыл то новое, что внесло учение чучхе в философское понимание человека. По его мнению, основным вопросом предшествующей философии являлся вопрос об отношении материи к сознанию, бытия к мышлению (именно так понимал его марксизм, это было понимание «чистого», лучше сказать — абстрактного, человека). Идеи чучхе поставили по-новому и вопрос о месте и роли человека в мире, о том, кто является властелином мира. Человек — общественное существо, самостоятельный, творческий и сознательный хозяин мира. Учение чучхе — бессмертная коммунистическая революционная теория, оно ознаменовало новый этап коммунистического движения, основываясь на идее самостоятельности каждой страны.

А основу корпоративного устройства страны составляет положение: «Народные массы — хозяева революции и страны. Партия рабочего класса — это штаб революции, а его вождьверховный её руководитель».КНДР — корпоративное государство, где на каждом предприятии, в каждом кооперативе руководство и рядовые работники образуют коллектив, спаянный единой целью и посвящающий все силы делу прогресса страны. По-видимому, можно даже сказать, что это предтоталитарное государство, в котором каждый член общества ощущает свою причастность к исторической миссии своей Родины. Корея, как страна традиционно конфуцианская, издавна являлась обществом исторически «предтоталитарным» (как Япония — «предкорпоративным»).

Не удивительно, что в стране так популярен лозунг:

«Да здравствует великая кимченировская эпоха

Безусловно, Ким Ир Сен и Ким Чен Ир — люди весьма незаурядные. Они хотели превратить свою страну в великую, могущественную державу и одновременно в цветущий сад, хотя далеко не всё у них получилось. А Ирина Пирогова утверждает гораздо большее. Так о Ким Чен Ире она пишет:

«… в современности просто некого поставить рядом по заслугам стратега, тактика, политика? 1 мирового масштаба, неутомимого созидателя, поднявшего свой горячо любимый народ на невиданные по масштабам трудовые свершения и воинские подвиги, неустанно радеющего за благо народа, став для него примером истинной человечности и духовности».

(На Западе таких гимнов Ким Чен Иру, за редкими исключениями, не поют, но и никак не могут разгадать секреты его личности и предугадать повороты его политики. Один японский автор назвал его «головоломкой для мира».)

С другой стороны, либеральная российская пресса очень не любит Ким Чен Ира, рассказывает о его причудах и роскошной жизни, об изысканных блюдах, которые подают ему на обед, когда в стране миллионы голодающих. Повествуют и о дружбе с астрологом, который якобы предостерёг вождя от возможности гибели в авиакатастрофе, почему тот и ездит только в своём бронепоезде.

Тональность прессы несколько смягчилась в 2000 году после визита президента РФ Владимира Путина в Пхеньян и его встреч с Ким Чен Иром. Это был первый визит главы Российского государства в Северную Корею за всю историю наших двух стран. (В Южной Корее побывал Горбачёв, не постеснявшийся принять от

Скачать:TXTPDF

От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать, От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать бесплатно, От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать онлайн