Скачать:TXTPDF
От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов

с индуистскими святынями и расхаживают в сари, а дух Британии витает повсюду. Каменные джунгли с небоскрёбами перемежаются садами (ботанический, японский, китайский, Мандай — сад орхидей) и парками (птичий, крокодиловый).

На других островах страны (а их более 50) можно найти и дикие джунгли, и туристические маршруты с пятизвёздочным комфортом. С одного острова на другой попадают на самолёте, вертолёте, катере, по подвесной дороге. Особой популярностью пользуется океанариум. Он построен в виде стеклянного тоннеля таким образом, что акулы снуют прямо над головами туристов.

Все отрасли экономики острова процветают. В чём же секрет такого успеха?

Исследованию экономического и социального развития Сингапура посвящены книги Л.Д.Долженковой «Сингапур в мировом капиталистическом хозяйстве» (М., 1984), Ю.Б.Савенкова «Сингапурские этюды» (М.,1982), В.Н.Курзанова «Сингапур в экономике Юго-Восточной Азии» (М., 1985) и др. Кратко их выводы сводятся к следующему.

После второй мировой войны развитие экономики Сингапура происходило в три этапа.

На первом этапе, когда страна должна была доказать свою жизнеспособность, проводилась политика импортзамещения и принимались меры протекционистского характера, но одновременно создавались и зоны свободной торговли.

На втором этапе развивалось производство, ориентированное на экспорт (как Япония в 60-е годы) на основе приобретения лицензий и патентов и использования дешёвой рабочей силы. Но этот этап был недолгим, сказывались конкуренция других «азиатских тигров» — Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, а также протекционистские меры стран Запада.

Тогда начался переход к третьему этапу, который характеризуется развитием отраслей, выпускающих наукоёмкую продукцию высокой сложности. Поскольку ресурсы территории и рабочей силы на острове невелики, правительство приняло меры по ускоренному свёртыванию старых, бесперспективных отраслей и по переподготовке работников. В 80-е годы началось осуществление программы «второй промышленной революции», в итоге которой Сингапур по уровню жизни должен был сравняться с Японией.

Важную роль в экономическом развитии Сингапура сыграл иностранный капитал, без чего для достижения нынешнего уровня производства понадобилось бы времени на 50 лет больше. А привлекала иностранный капитал возможность получения фантастических прибылей — как за счёт предоставляемых правительством налоговых и других льгот, так и за счёт использования дешёвой рабочей силы. И до сих пор реальная заработная плата работников в Сингапуре в 3 раза меньше, чем в Японии, в 5 раз меньше, чем в передовых странах Западной Европы и в 10 раз меньше, чем в США.

Но власти Сингапура, привлекая иностранный капитал, использовали его для решения своих национальных задач, хотя и понимали отрицательные последствия такой политики. Сингапур сделался необходимым звеном в неоколониальной экспансии монополий Запада в Юго-Восточной Азии, младшим партнёром развитых капиталистических государств по эксплуатации развивающихся стран региона (только в этом качестве он и может процветать). В частности, импорт стран Запада значительной части сырья из Малайзии осуществляется через Сингапур. Малайзии трудно освободиться от его посредничества, особенно в экспорте: Сингапур — это глубоководный, хорошо механизированный порт, располагающий развитой инфраструктурой — складским хозяйством, подъездными путями и пр. (Потому-то Малайзия и стремится построить собственный глубоководный порт.)

Хотя Сингапур живёт по законам рыночной экономики, развитие его экономики осуществляется по плану. Уже выполнены два пятилетних и два десятилетних плана.

В экономике Сингапура существует значительный государственный сектор, включающий банк развития Сингапура, авиа- и судоходную компанию и ряд других важных предприятий, что позволяет правительству влиять на разные стороны деятельности частного сектора.

И всё же главное условие успехов Сингапура — в том, что здесь ставка была сделана на наращивание «человеческого капитала», для чего была разработана программа образования и обучения работников и подрастающего поколения, а также было развёрнуто широкое жилищное строительство.

Представление об этой программе даёт изданная правительством страны книга «Экономика Сингапура: новые направления» («The Singapore economy: New Directions». Singapore, 1986). Программа предусматривала рост ВВП в течение 10 лет (в 80-е годы) по 8 — 10 процентов в год, чтобы достичь величины ВВП на душу населения 16 300 долларов США (как указывалось выше, к 2000 году это задание было перевыполнено более чем в 1,5 раза). В 90-е годы Сингапур должен был войти в число развитых наций.

Политика обеспечения экономического роста включает планы совершенствования налоговой системы, роста зарплаты, образования и переподготовки рабочей силы, повышения производительности, развития предпринимательства вообще и малого бизнеса в частности, сферы услуг, внедрения высоких технологий и проведения научно-исследовательских работ, применения информационных технологий.

И всё это подробно расписано по каждому сектору экономики: промышленность, банки и финансовая система, сфера услуг, туризм, строительство, внутренняя и внешняя торговля.

Особо остановлюсь на программе образования и переподготовки кадров.

Она исходит из того, что уже в 70-х годах в стране достигнута полная занятость трудоспособного населения. Население мало, и будет увеличиваться медленнее, чем раньше. Поэтому упор должен быть сделан на образование, переподготовку кадров, чтобы неуклонно повышать производительность труда. Повышение уровня образования населения займёт немало времени, но усилия в этой сфере должны быть неустанными.

Ранее на низкооплачиваемые работы принимались гастарбайтеры из Индонезии, Малайзии и других стран. Однако затем был выдвинут лозунг: «Сингапурским предприятиям — сингапурские рабочие». Срок выхода на пенсию был повышен с 55 до 65 лет. И всё же рабочей силы, особенно высококвалифицированной, не хватает. Поэтому в программе далее сказано:

Нужно стремиться к 1990 году поднять средний образовательный уровень до 4-го класса школы второй ступени или его эквивалента (по российским меркам — до 9-го класса). Чтобы читатель мог оценить масштаб намеченной работы, отмечу, что ещё в 1979 году 60 процентов рабочей силы в стране либо вообще не имели образования, либо окончили не более трёх классов начальной школы.

Стратегия в сфере образования нацелена на то, чтобы добиться полного раскрытия потенциала каждого работника, поощрять развитие творчества и повышение мастерства через образование на широкой базе. Стимулировать успехи в этом направлении должно установление высококвалифицированным работникам уровня зарплаты на мировом уровне. При этом надо добиваться соответствия квалификации работников спросу на квалифицированный труд.

Университет и политехнический институт должны ежегодно увеличивать набор студентов на 3 процента, а колледжи — на 5 процентов. При этом должен сохраниться высокий стандарт требований к поступающим, ибо в качестве подготовки специалистов не может быть компромиссов. Надлежит сохранить и закрепить успехи в обучении студентов и перенести центр тяжести усилий на подготовку аспирантов, с тем, чтобы они могли двинуть вперёд технологии и менеджмент.

Для наличной рабочей силы повышение квалификации и переподготовка должны стать частью трудовой жизни на всём её протяжении. Главная ответственность за это возлагается на работодателей. Но эти усилия приведут к успеху, только если сам работник видит необходимость своего профессионального и общекультурного роста. Правительство окажет в этом поддержку, в частности, предоставлением грантов и пр., выявлением новых требований к квалификации работников в XXI веке, разработкой учебных программ, созданием необходимой инфраструктуры (с увеличением числа центров подготовки кадров с 6 до 15 тысяч) и т. д.

Особое внимание должно быть уделено работникам старшего возраста, которых частные компании стремятся при реструктуризации увольнять в первую очередь.

Выработаны специальные требования к ассоциациям работников умственного труда (инженеров, адвокатов, врачей и пр.), с тем, чтобы они содействовали повышению квалификации своих членов и изучению ими последних достижений науки в своих областях деятельности.

На более далёкую перспективу должна быть поставлена задача подготовки гибкой рабочей силы, способной менять свой профиль в зависимости от изменения экономической конъюнктуры. Намечено также расширять круг преподаваемых дисциплин, чтобы обеспечить воспитание всесторонне образованного и всесторонне развитого человека, и давать людям больше возможностей для творчества.

О том, что это не просто декларации, а реальный план, диктуемый необходимостью выживания нации в остроконкурентном мире XXI века, говорят заключительные разделы плана, суть которых можно кратко выразить так:

«Уровень образования нашей рабочей силы ещё ниже, чем в США, Японии или на Тайване (правда, в двух последних странах население более этнически однородно, и им эту задачу решать легче). Но если мы не преодолеем это отставание, нам не занять достойного места на рынке продукции с высокой добавленной стоимостью».

Итоги выполнения программы подведены в другом правительственном документе — книге «Планирование в Сингапуре: от плана к осуществлению» («Planning Singapore: From Plan to Implementation». Singapore, 1998).

Почти весь Сингапур — город новостроек. Корпорация, которая строит город, возводит и промышленный район Джуронг (к западу от Сингапура), где появится новый глубоководный порт и уже готовые участки под сооружение предприятий, сдаваемые в долгосрочную аренду. И сельскохозяйственные зоны создаются с готовой инфраструктурой и сдаются фермерам в аренду на срок не меньше 10 лет, и им устанавливаются правительственные задания по производству продукции.

Но гордость Сингапура — жилые кварталы. Таких жилых массивов нет ни в Японии, ни в США. Сегодня уже свыше 90 процентов жителей города проживают в современных домах, построенных государством (80 процентов жителей уже выкупили свои квартиры). Это действительно страна новосёлов, отстроенная заново.

Для обеспечения жильём семей разного дохода применялись различные схемы его оплаты. Например, из каждых 100 долларов зарплаты на руки выдавались 50, а 25 шли в центральный фонд сбережений фирмы и 25 — зачислялись на личный счёт, где должны были храниться до выхода на пенсию. Но эти деньги можно было использовать на приобретение квартиры или на лечение в больнице. Работник, накопивший 20 процентов, получал квартиру, остальную сумму выплачивал в рассрочку (при этом можно было объединяться нескольким семьям). Через пять лет можно квартиру продать.

Человечество всегда мечтало о городе-саде. Сингапур — город-парк, чистый и ухоженный. Власти обращаются к его жителям:

«Мы хотим, чтобы Сингапур был чистым. Помогите нам!»

Но призывами и уговорами здесь не ограничиваются. За брошенный на улице окурок придётся уплатить штраф в 500 долларов. В стране существуют запрет на порнографию и цензура на телевидении. Успешно ведётся борьба с преступностью, беспощадная расправа ожидает наркоторговцев.

Систематически проводятся кампании борьбы за здоровье населения. Так, внедряется правило: «Каждому — хотя бы одно яблоко в день», и съесть его надо с кожурой, чтобы укреплять зубы.

Если сейчас благополучие Сингапура основано на производстве компьютеров, авиаприборов и другой сложной техники, то в ближайшем будущем основными источниками доходов станут продажа знаний и идей, а также финансовый арбитраж. От экспорта товаров страна перейдёт к экспорту капитала.

Но для такого развития страны нужны трудолюбие и предприимчивость населения, а также некоррумпированное правительство.

Как успехи Малайзии неразрывно связаны с деятельностью её премьер-министра Махатхира бин Мохамада, так взлёт Сингапура обеспечен тем, что его премьер-министром был Ли Куан Ю.

Малайзия и Сингапур — конкуренты, но их экономики друг на друга завязаны на 20 процентов. Ограничения в операциях с малайзийскими акциями и ринггитом, о которых говорилось выше, прежде всего бьют по Сингапуру и в местных деловых кругах вызывают недовольство. Тем более, что Махатхир, видимо, не предупредил о своих мерах сингапурского коллегу.

Но властям Сингапура приходится думать не только об экономике. Им нужно обеспечить постепенный сплав культур различных этнических

Скачать:TXTPDF

От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать, От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать бесплатно, От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать онлайн